"Как привлечь молодые кадры в школу"
статья по теме

Лобода Элла Сергеевна

Эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

Как привлечь молодые кадры в школу

Понимаешь, мама, я – учитель.

Видишь, я вхожу, бледнея, в класс,

Это мне решили поручить их

Сорок душ и восемьдесят глаз.

Л.Ошанин

У каждого человека в жизни наступает момент, когда он задумывается, а своё ли место он занимает, те ли идеи претворяет в реальность. И пытается найти ответ. Сложно сказать, выбирает ли человек профессию, или же, наоборот, профессия определяет путь человека. У каждого своя дорога. Свою судьбу я связала со школой.

И это не удивительно. У меня остались самые добрые воспоминания о дивной поре ученичества, когда по коридорам ходили учителя с искрящимися глазами и огромным желанием работать, претворять свои идеи в жизнь. Как хорошо было тогда! Интересно, радостно! Да и мой профессиональный выбор предопределили школьные учителя, их неповторимые уроки. Многие педагоги трудились самоотверженно, с увлечением, являясь примером для нас, молодых. Ведь учитель остается учителем до тех пор, пока мы проявляем интерес к его личности, знаниям, советам, а значит, он должен быть уважаемым человеком, личностью.

Поэтому еще в школе я решила: «Буду учителем!» Педагог – не столько призвание, не столько талант, одаренность, сколько – судьба. Одному человеку эта судьба дана, другому нет.

К сожалению, профессия учителя стала привлекать все меньше молодых людей. Я сама только окончила университет и могу на личном примере сказать, что из 60 человек нашей группы в школу пошли работать не более 5. В прошлом, после школы, в мои планы не входило работать учителем, но преданность, любовь, понимание, то тепло, что я получила от своих любимых педагогов, я думаю, разбудило в моей душе стремление испытать себя в стенах школы учителем. Будучи совсем маленькой девочкой, с восхищением наблюдала за своим первым учителем. Тогда еще мечтала, что буду такой же красивой, серьезной, умной, что меня будет окружать множество моих учеников, меня будут уважать и любить. Сегодня -  я сама учитель, мысленно стараюсь во всем походить на своих учителей. И сейчас я понимаю глубину слов О. Генри: «Важно не то, какие дороги мы выбираем, а то, что внутри нас заставляет выбирать эти дороги».

Теперь каждый день с огромным волнением, с большой гордостью переступаю порог школы. Там меня ждут дети, мои коллеги. Я считаю, что мне повезло. После института я пришла работать в свою родную школу, где любящий и понимающий коллектив. Каждый из членов этой семьи поддерживает друг друга и старается помочь в трудную минуту. Школа создает из совершенно разных людей сплоченный коллектив, который на протяжении долгого времени идет только вперед. А это, на мой взгляд, самое важное для молодого педагога. 

Профессия учителя – особая профессия. Иногда хочется летать от радости за успехи учеников, иногда – незаметно идти домой, чтобы никто не видел мои огорчения, усталость. Но – впереди вечер, когда можно не только готовиться к урокам, но и размышлять о жизни, о будущем, найти ответы на вопросы, которые волнуют многих. Начинается новый день с его удивительными новостями и событиями. Открываю дверь класса, начинаю урок. Сюда я спешу каждое утро, чтобы сказать: «Здравствуйте, дети!»

Жаль, что былой престиж профессии постепенно угасает. Только ленивый не ругает школу и учителей. Почему же так происходит? Теперь стоит только включить телевизор и посмотреть, что говорят о педагогах. Само отношение к учителю изменилось. Когда я пришла в школу, то увидела следующую картину: вечно загруженных педагогов, всегда куда-то спешащих. Из профессии уходит радость. И жалко это осознавать. Так быть не должно. Именно в руках молодых учителей есть возрождение профессии. И о проблеме привлечения молодых кадров в школу нужно говорить постоянно, поднимать эту проблему в СМИ. Если не нормализуется положение в школе – не нормализуется оно и в стране. Именно учитель всегда стоит у истоков формирования личности. «Родители создают тело, учителя создают души»,- утверждает монгольская пословица. Именно от учителя, от его личности, мастерства, таланта, если хотите, зависит, кем он, сегодняшний ученик, станет завтра, какие приоритеты для него будут главными. А значит, какой она будет, наша Земля!

А начинать надо с себя. Повышать престиж профессии учителя необходимо именно с молодого поколения. Личный пример педагога – вот путеводная звезда для детей в сложном меняющемся мире.

Думаю, многие согласятся со мной, что самое главное в педагогической деятельности - личность учителя, его человеческие качества, потому что черствый, грубый педагог не сможет добиться хороших результатов. И наоборот, добрый и внимательный воспитывает одним своим присутствием. Как бы хорошо учитель ни знал свой предмет, как бы виртуозно ни объяснял, но если он лишен терпения, любви к детям, мастером он не станет. Без этого трудно привлечь учеников, покорить их мысли и чувства.

Раньше профессию учителя часто восхваляли в фильмах и художественных произведениях. Всем известен учитель без имени и отчества из рассказа В.Астафьева «Последний поклон» - вежливый, застенчивый, но всегда готовый броситься вперёд и оборонять своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить жизнь.    Стремлением помочь своему ученику запомнилась мне и Лидия Михайловна, учительница из рассказа В.Распутина «Уроки французского. Безумная Евдокия А.Алексина – ещё один образ, будоражащий и заставляющий задуматься: «Кто он, настоящий учитель?»

Для меня личность учителя многогранна. Она содержит в себе профессиональную компетентность, речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, доброжелательность и находчивость, улыбку. Учитель непременно должен быть увлеченным, иметь за душой что-то свое, особенное.

В моей работе на первый план выходит просто человеческое: помочь, научить, приласкать, посочувствовать, потому, что самая большая ценность на Земле — это дети. Когда становишься учителем, то забываешь о себе, проблемы своих учеников перекладываешь на себя. Сейчас молодежи не хватает самопожертвования, благородства. И нужно воспитывать эти качества в детях.

Также в свою очередь и государство должно пробудить уважение к учителю. Я понимаю, что это очень сложная задача. И потребуется много времени и сил. Ведь профессия учителя очень сложная. Нельзя работать учителем, нужно быть учителем, наставником. Жизнь педагога состоит из будней, полных тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков. Жизнь педагога – это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человечность. Наши ошибки порой очень дорого стоят.

После института трудно решиться прийти работать в школу. Ты берешь огромную ответственность за судьбы детей. Именно встав на такой путь, тебе приходится сразу повзрослеть. Самобытность внутреннего мира, незаурядность, одаренность – это первичные  качества, составляющие фундамент для любого педагога, потому что учитель – профессия особая, которая требует большой любви к детям, жизни и труду. Она заставляет  уметь буквально все: и быть воспитателем, и актером, и психологом, и просто другом для ребенка.

Всплывает сразу же вопрос, почему настолько сложная и важная профессия так низко оплачивается? Банально говорить о заработной плате, но думаю, что именно сегодня назрела необходимость правительству об этом задуматься. Нужно стимулировать молодых учителей. Кроме желания и педагогического таланта у них должна быть мотивация, чтобы пойти работать в школу.

Когда я все-таки сделала этот нелегкий выбор, то не все мои одногруппники поняли и приняли его. Сначала это решение вызвало у них смех. Но когда я начинаю рассказывать им о своей работе, об удовлетворении, которое получаю от нее, о своей востребованности у учеников, то отношение к моему решению сразу же меняется. И на меня начинают смотреть с уважением.

Но, конечно же, нужно чтобы что-то привлекало в профессии. Одной из задач недавно утвержденного проекта «Наша новая школа» является привлечение к учительской профессии молодых талантливых людей. Сколько полезного они могли бы привнести. Нужно как можно больше проводить различных конкурсов педагогов. Повышению престижа профессии могли бы способствовать различные курсы повышения квалификации, программы по обмену. Так, например, мною разработана программа «Университет выходного дня», цель которой - обмен опытом педагогов различных предметов для повышения качества образования.

Понятно, что сразу сложно наладить этот процесс, потребуется много времени и большие материальные затраты,  но нужно когда-то начинать и стараться привлекать молодых специалистов в школу.

Ведь школа — островок радости, где каждый ребенок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний. Я верю - каждый ребёнок талантлив! Но талантлив по своему. Педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. Будучи учителем, всегда ставишь перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества.

Сейчас мне невозможно представить себя без школьного звонка, детского смеха, интересных уроков, веселых перемен, широкого  коридора своей школы.  Разве это не здорово? А как это приятно видеть улыбку на лицах детей, если у них все получается и спешить к ним на помощь в случае затруднения, играть, общаться, и, даже, проверять тетради, выставлять отметки в журнал.

Каждая минута, проведенная рядом со своими учениками, приносит радость общения, чувство удовлетворенности, навевает мысль о том, что ты на правильном пути, что ты правильно выбрал свой путь в жизни.

Как же хочется, чтобы искорки любопытства, задора всегда горели в глазах моих учеников. Все они такие разные, но к каждому хочется найти свой путь, свою дорожку, вложить частицу своей души. Учитель своими делами и своим словом преподает самую трудную на свете науку – быть людьми. Великое счастье встретить такого учителя, но как трудно стать таким учителем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Процесс адаптации молодых специалистов в школе.

В статье сделана попытка проанализировать особенности адаптации молодых специалистов в школе....

Работа с молодыми учителями в школе

По идее проекта Д.А.Медведева, Президента Российской Федерации “Наша новая школа” перед каждой школой стоит задача об организации работы постоянного повышения квалификации учителей, пополнения новым п...

Характеристика компонентов системы методической работы с педагогическими кадрами в школе.

Жизнь образовательного учреждения, повседневная творческая деятельность всех членов педагогического коллектива при активной помощи родительского коллектива и общественности, несомненно, будут способст...

Клуб молодого избирателя в школе как средство гражданского образования молодежи (обобщение опыта работы).

Обобщение педагогического опыта «Клуб молодого избирателя в школе как  средство гражданского образования  молодежи». Представлен материал об организации и работе Клуба молодого изб...

Молодой учитель (программа привлечения молодых специалистов в школы Берёзовского городского округа)

Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Об этом говорят чиновники различного ранга, директора учебных учреждений, мет...

Выступление на РМО по теме: «Учусь играть, играя, учусь, или как привлечь ребенка неуспевающего в школе к творчеству».

Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас. Причём беспокоит не только взрослых, но и детей. На свете нет ни одного психически здорового ребенка, который бы хотел плохо учиться. Другими слова...

Пути взаимодействия педагогов-наставников с молодыми кадрами

Целью наставничества привлечение молодых кадров и повышение качества образования....