Выступление на РМО по теме: «Учусь играть, играя, учусь, или как привлечь ребенка неуспевающего в школе к творчеству».
статья

Москаль Ирина Владимировна

Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас. Причём беспокоит не только взрослых, но и детей. На свете нет ни одного психически здорового ребенка, который бы хотел плохо учиться. Другими словами, ребенок хочет учиться, узнавать новое и стать «хорошим учеником». Это ведущая мотивация детей 7-8 лет. Когда мечты об успешном обучении разбиваются о первые двойки, у него сначала пропадает желание учиться, а потом он просто или отказывается посещать школу, прогуливает уроки, или становится «трудным» учеником: грубый, хамит учителю, не выполняет заданий, мешает работать на уроке одноклассникам.

В статье рассматриваются причины неуспеваемости и возможные варианты работы с разными категориями неуспевающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на РМО по теме: «Учусь играть, играя, учусь, или как привлечь ребенка неуспевающего в школе к творчеству».

Педагог-психолог МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе

Москаль Ирина Владимировна

Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас. Причём беспокоит не только взрослых, но и детей. На свете нет ни одного психически здорового ребенка, который бы хотел плохо учиться. Другими словами, ребенок хочет учиться, узнавать новое и стать «хорошим учеником». Это ведущая мотивация детей 7-8 лет. Когда мечты об успешном обучении разбиваются о первые двойки, у него сначала пропадает желание учиться, а потом он просто или отказывается посещать школу, прогуливает уроки, или становится «трудным» учеником: грубый, хамит учителю, не выполняет заданий, мешает работать на уроке одноклассникам.

Как бы ни был талантлив учитель, у него, безусловно, были неуспевающие ученики.

Когда же начинают дети отставать от своих сверстников? Вот некоторые причины школьной неуспеваемости:

  1. У ребенка интеллектуальная недостаточность;
  2. ЗПР (задержка в развитии внимания, восприятия, мышления, памяти);
  3. Абсолютно неподготовленными приходят дети в школу и трудно адаптируются к новым условиям, к учебному труду;
  4. Очень слабое здоровье, из-за чего низкая работоспособность;
  5. Гиперактивность с дефицитом внимания;
  6. Нарушения ЦНС (не выдерживает эмоционального, нервного напряжения, трудно переключает внимание с одного вида деятельности на другой, неустойчив по отношению к посторонним раздражителям);

Социальная сторона неуспеваемости – это:

  1. Часто пропускает уроки по семейным обстоятельствам;
  2. Неправильное воспитание в семье (Дети, которым позволяют дома все, для которых нет понятия «надо», а есть только «хочу». Они не подчиняются правилам, не хотят заниматься);
  3. Лень. С самого начала освоения новой для ребёнка деятельности он сталкивается с неуспехом. Систематические неуспехи пугают его и делают ленивым. Впрочем, если ребёнок добивается успеха, не прилагая к этому никаких усилий, он тоже может стать ленивым. Но в этом тоже виновато воспитание.
  4. Еще 1 причина кроется в учителе. Учебную мотивацию формирует учитель, заинтересовывая учащихся. Интерес к учебе пропадает у ученика после неудачных ответов, оцененных отрицательно, если учитель вспыльчивый и несдержанный, если педагог не учитывает темп работы ребенка, объясняет неинтересно, а иногда объяснение сводится к простому списыванию материала с доски или с учебника.

        Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно. Кто же такой неуспевающий ученик? Вот как об этом сказано в учебном пособии Ивана Павловича Подласого: «Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет».

        Специальные обследования интеллекта отстающих в учёбе детей показывают, что по основным показателям они не только хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников. Учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов тот или иной ученик, числившийся в безнадёжных двоечниках. А чуда никакого нет – это был ребёнок, которому не подошло то, что ему предлагали в школе.

Но очень часто такие дети начинают проявлять свой интерес к различным видам деятельности во внеурочное время. Поэтому, нам, педагогам дополнительного образования, надо не только знать особенности школьной неуспеваемости, но и по-особому научиться работать с данной категорией учащихся.

        Так какие же бывают неуспевающие и как педагоги дополнительного образования могут помочь вовлечь их в успешную образовательную деятельность.

СЛУЧАЙ ПЕРВЫЙ: ДВОЕЧНИК ТИХИЙ.

        Такой ребенок обычно если и отличается какими-то поведенческими особенностями от других детей, то именно тем, что он вялый, неактивный, заторможенный. Его ориентировочные реакции, как правило, приглушены, в контакт он вступает медленно, не сразу понимает, чего от него хотят, долго “въезжает” в ситуацию.

        Часто этот ребенок чрезмерно зависим от взрослого, хотя и легко им управляем, буквально ходит за ним по пятам. Он бывает излишне упитан, могут присутствовать признаки стигматизации, слюнотечение. Он, как правило, не только медлителен, но и неуклюж, плохо координирован, не развит двигательно — общая моторика негармонична, мелкая моторика развита слабо, ребенку с трудом удаются ловкие координированные движения.

В деятельности такой ребенок не только крайне замедлен, инертен, вял, но еще и легко тормозим и отвлекаем: может замкнуться в себе, вообще перестать что-либо делать, если его отвлечь даже случайно. Общий уровень психической активности и психического тонуса у такого ребенка выраженно снижен.

        При этом он недостаточно критичен как к ситуации в целом, так и к результатам своей деятельности. Он чувствует, например, что над ним смеются, но в силу особенностей развития (в том числе и специфики формирования базовой аффективной регуляции) не понимает этого и, соответственно, не реагирует адекватно.

        Вообще адекватность поведения такого ребенка явно недостаточна, хотя это может проявиться не сразу. Такой ребенок очень удобен: не мешает работе класса, не устраивает на перемене потасовок, не встревает в конфликты, склонен к однообразной деятельности, достаточно исполнителен, если задание (бытовое) ему доступно, может с удовольствием помогать — убираться, поливать цветы и т.п.

        Теперь что касается познавательной сферы. Неуспеваемость такого ребенка стойкая. Он с трудом обучается новым видам деятельности, затрудняется при переносе изученных способов действия (правил) на аналогичный материал. Испытывает трудности при запоминании, воспроизведении материала, не в состоянии произвести операции сравнения или обобщения. Обращает на себя внимание речевое недоразвитие.

СЛУЧАЙ ВТОРОЙ: ДВОЕЧНИК УРАВНОВЕШЕННЫЙ.

        Такой ребенок, как правило, также зависим и несамостоятелен. Он чаще всего ориентирован на оценку другого человека и достаточно правилен в поведении. Его настроение чаще всего можно охарактеризовать как “благодушное”.

        Трудности усвоения программного материала у такого ребенка могут быть совершенно аналогичными первому случаю. Ребенок с трудом обучается любым новым видам деятельности, не в состоянии перенести изученные способы действия на аналогичный материал. Он имеет мнестические затруднения, значительные проблемы логического мышления, речевого развития.

        Но в поведении такого ребенка мы увидим и другие особенности. Он непосредствен, не “держит дистанцию”, дурашлив (по мере утомления, а иногда и без него). У него часто наблюдаются элементы “полевого поведения”, когда ребенок вовлекается во все, мимо чего проходит, и делает это совершенно без критики. В то же время он не злобен, не агрессивен, в достаточной степени контактен, считает, что друзей у него много.

        Некритичность, неадекватность в поведении такого ребенка бросается в глаза сразу, поскольку он всегда в гуще событий, непоследователен в своих действиях, часто не понимает, что происходит.
        Но не следует забывать, что эти особенности в нашем случае обязательно сочетаются с невозможностью овладения даже базовым компонентом программного материала. И причина неуспеваемости ребенка лежит в специфике его аффективного и познавательного развития являются симптомами 
тотального недоразвития психических функций и процессов.

СЛУЧАЙ ТРЕТИЙ: НЕ ВСЕГДА ДВОЕЧНИК, НО БУЙНЫЙ

        Такой ребенок характеризуется, в первую очередь, импульсивностью в поведении, двигательной и речевой расторможенностью. При этом физические параметры его развития в целом соответствуют возрасту.

        Поведение ребенка порой становится неуправляемым, не регулируемым даже взрослым. Действия ребенка часто не только импульсивны, но и недостаточно целенаправленны.
Ребенок легко отвлекается, не удерживает данные ему инструкции. Для выполнения какой-либо продуктивной деятельности нуждается не только во внешней мотивации, но и во внешнем программировании и контроле деятельности. Общая моторика, как правило, неловкая, негармоничная, а мелкая моторика страдает и в звене тонуса, и в звене направления движения (особенно на письме).

        Работоспособность в целом снижена незначительно. Темп деятельности крайне неравномерный (в первую очередь за счет импульсивности и трудностей целеполагания). Такой ребенок скорее пресыщаем, чем истощаем.

        В силу импульсивности и трудностей целеполагания оказывается сниженной и адекватность поведения, особенно в ситуации утомления. По этой же причине происходит и снижение критичности — как к результатам своей деятельности, так и в целом.
        Однако правильно организованный внешний контроль и достаточная мотивация (соответствующая структуре базовой аффективной регуляции и возрасту) могут повысить показатели критичности даже на фоне утомления.

        Напоминаем, что такой ребенок двоечник не всегда, поскольку при правильно организованных условиях обучения (внешней регуляции деятельности учителем или дома мамой) он вполне способен усвоить программный материал, написать контрольную или проверочную работу. То есть, строго говоря, его обучаемость сама по себе не дефицитарна, а любая деятельность страдает именно в звене своей произвольной регуляции, в частности познавательная деятельность.

СЛУЧАЙ ЧЕТВЕРТЫЙ: ДВОЕЧНИК СТАРАТЕЛЬНЫЙ

Эта категория детей является достаточно представленной в начальной школе. Как правило, причиной неуспеваемости служат не трудности организации поведения ребенка в образовательном учреждении или дома, а трудности овладения соответствующим программным материалом.

        Чаще всего эти дети уже в дошкольном возрасте обращают на себя внимание особенностями речевого развития, что может быть квалифицировано как несформированность всех средств языка, и попадают под наблюдение логопеда. Помимо этого, безусловно, имеется и специфика развития когнитивной сферы — особенности мнестической деятельности, восприятия и речемыслительной деятельности в целом.

        Такой ребенок, как правило, имеет невысокую речевую активность, сопровождающуюся спецификой развития общей моторики. Он двигательно неловок и неуклюж. Именно у этих детей часто наблюдаются такие невротические проявления, как тики, энурез, заикание и т.п.

СЛУЧАЙ ПЯТЫЙ: ТИПИЧНЫЙ ДВОЕЧНИК

        Сразу же скажем, что такой ребенок имеет сразу два комплекта проблем: проблемы, типичные для ребенка с несформированностью регуляторной сферы, и проблемы, типичные для ребенка с несформированностью когнитивного звена психической деятельности.
Такие дети обычно адекватны в поведении, но быстро устают, теряют интерес к происходящему, начинают отвлекаться, мешать другим детям. На фоне утомления снижается критичность к результатам своей деятельности, ребенок становится недостаточно адекватным в поведении, может возникнуть двигательная и речевая расторможенность.

        В связи с этим в конце более или менее продолжительной по времени работы — на последнем уроке или в конце психологического обследования — он может начать демонстрировать феномены, как две капли воды похожие на особенности детей с тотальным недоразвитием.
Это накладывает особые ограничения как на продолжительность диагностического обследования таких детей, так и на непосредственно используемый методический аппарат, и безусловно должно учитываться при анализе результатов их деятельности.

        Внешне эти дети выглядят расторможенными, неаккуратными (“расхристанными”).
Критичность ребенка может быть как достаточной, так и значительно сниженной, а на фоне выраженного утомления ребенок часто просто отказывается от выполнения каких-либо заданий. В это время критичность к собственному поведению низкая, но впоследствии он может сожалеть о своих поступках.

        В процессе диагностической работы психолога, как правило, наблюдается постепенное снижение адекватности ребенка как по отношению к самой ситуации, так и по отношению к результатам своей деятельности. Часто нормативная в начале работы, она снижается, вплоть до выраженной неадекватности, на фоне истощения.

СЛУЧАЙ ШЕСТОЙ: ДВОЕЧНИК ИНФАНТИЛЬНЫЙ

        Такой ребенок выглядит младше своего паспортного возраста, он живой, непосредственный. Инфантильности психики часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики.

        Эмоциональная и когнитивная сферы этих детей находятся как бы на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более младшего возраста: такой ребенок обладает яркостью и живостью эмоций, у него преобладают игровые интересы, он легко внушаем и недостаточно самостоятелен.

        Даже в школьном возрасте такие дети неутомимы в игре и в то же время имеют низкую работоспособность, быстро пресыщаются интеллектуальной нагрузкой. Незрелость регуляторных функций и мотивационно-волевой сферы затрудняет их социальную адаптацию, в силу чего они не в состоянии следовать установленным правилам поведения как на уроке, так и на перемене.
При этом хорошо просматриваются школьные трудности такого ребенка: неутомимый в игре, он продолжает играть и на уроке, включаясь в работу класса лишь на какое-то время. Ему просто не интересно делать “нудные” упражнения, он мотивационно незрел и в силу всех перечисленных причин не усваивает программный материал, в особенности когда он уже перестает быть элементарным.
        Трудности накапливаются, работает закон “снежного кома”, и среди оценок ребенка начинают преобладать двойки. При этом педагоги и родители хорошо понимают, что ребенок “не дурак”, и это в свою очередь расхолаживает как тех, так и других.

        Ситуация парадоксальна: по своим “техническим” показателям ребенок в принципе может освоить программный материал, а фактически — нет. Если неуспевающие дети, о которых мы говорили ранее, усвоить программный материал по тем или иным причинам не могли, то такой ребенок усваивать материал как бы не хочет, поскольку инфантилен и незрел.

СЛУЧАЙ СЕДЬМОЙ: ДВОЕЧНИК, НО В ПЕРСПЕКТИВЕ

        Оговоримся, что сейчас речь пойдет о достаточно редких случаях, когда до определенного момента у ребенка все хорошо, а потом, после перенесенного сотрясения мозга, ушиба мозга, инфекционного или другого заболевания ЦНС, он возвращается в школу совершенно другим.
Первое время, обычно несколько недель, а то и месяцев, к ученику в школе относятся бережно, осторожно, его щадят, и это вполне оправдано. Ведь ребенок перенес тяжелое заболевание, и нужно время, чтобы он втянулся в ход школьных занятий.

        Часто ребенок возвращается в школу и начинает учиться, как бы пропуская один год (реже так поступают с мальчиками, что вполне по-человечески понятно). Но как долго ребенок будет “возвращаться” и достаточно ли для преодоления проблем просто начать дублировать программу? Педагоги не знают ответа на подобные вопросы, поскольку не представляют, что влечет за собой заболевание подобного типа и насколько обратимы изменения, происшедшие с ребенком.

        Такое развитие, строго говоря, тоже можно назвать поврежденным, но в данном случае речь идет о психической травме или психическом заболевании.

СЛУЧАЙ ВОСЬМОЙ: ДВОЕЧНИК ПО ЧУЖОЙ ВИН

        Если ранее мы говорили о детях, которые не могут усвоить базовый компонент программного материала, то теперь обратим внимание на ребенка, неуспевающего не по своей вине. Этот ребенок программный материал принципиально может усвоить, но условия, в которых он живет, не дают ему возможности учиться.

Это ребенок либо из неблагополучной или люмпенизированной семьи, в которой взрослые не занимаются детьми, употребляют алкоголь или психотропные средства, либо из семьи, где родители социально неадекватны или психически нездоровы сами.

По поводу последнего на память приходит живой пример девочки, чья мама (имеющая, кстати, высшее образование), попросту не водила ребенка в школу, отговариваясь тем, что девочка болеет. Педагог пыталась давать ей (в те редкие дни, когда родительница являлась в школу) дополнительные задания для ребенка, причем совершенно по своей собственной инициативе.

Рекомендации учителю:

  1. Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.
  2. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности).
  3. Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его возможностям.
  4. Стараться вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе.
  5. Рекомендуется закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов.
  6. Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности (тем самым не дать закрепиться новым неудачам).
  7. Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.
  8. Формирование учебных интересов (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала)

Закончить свое выступление хотелось бы притчей.

Воспитатель - тот же садовник. Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше произрастает на песчаной почве, другое – на жирной глинистой.  Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

Статья на тему "Театральная игра как средство коррекции и развития ребенка с нарушенными слуховыми возможностями "

Данная статья поможет начинающему педагогу организовать правильно досуг ребенка с нарушением слуха...

Методический материал на тему: «Формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению математики через систему «Учись играя, играя - учи»

По каждому предмету, изучаемому в школе, накоплен ассортимент раз­личных игр, которые стимулируют у ребят развитие мышления, умение при­менять на практике полученные на уроках знания, помогают выявить...

Конспект открытого занятия младшей танцевальной группы (1 год обучения) для их родителей. Тема: «Учимся, играя».

Здравствуйте, родители, дети! В этом учебном году ваши дети перешагнули порог не только школы, но и нашего учебного заведения «Дом пионеров и школьников». Уже 45 лет нашему учреждению. Очень много дет...

Выступление на МО по теме: «Дидактические игры как элемент системно-деятельного подхода при реализации ФГОС»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения утвержден приказом Минобразования и науки РФ 17 декабря 2010 года.Новый подход предлагает рассматрив...

Доклад на тему: "Подвижные игры - одно из условий разностороннего развития ребенка"

Доклад на тему: "Подвижные игры - одно из условий разностороннего развития ребенка"Ушаков Никита Алексеевич,учитель физической культурыМАОУ «СОШ № 10» г. Реутов...