Клуб молодого избирателя в школе как средство гражданского образования молодежи (обобщение опыта работы).
статья по теме
Обобщение педагогического опыта «Клуб молодого избирателя в школе как средство гражданского образования молодежи». Представлен материал об организации и работе Клуба молодого избирателя для учащихся 9-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_molodogo_izbiratelya.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
«Белоярская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Обобщение педагогического опыта
«Клуб молодого избирателя в школе
как средство гражданского образования молодежи».
Автор: Витязева В.А.- учитель истории и обществознания
2010 г.
1
Педагогический опыт по организации деятельности Клуба молодого избирателя в МОШИ «Белоярская школа-интернат среднего (полного) общего образования» направлен на решение следующих проблем гражданского образования, связанных с обществом и социальными ценностями:
- низкий уровень правовой и политической культуры (нигилизм, незнание своих прав, правовая неграмотность, девиантное поведение, ослабление патриотизма);
- общественная пассивность (отсутствие активной жизненной и гражданской позиции, безответственность, иждивенчество, низкое самосознание, гражданский пессимизм);
- несоответствие между теорией и практикой демократии в общественной жизни России (социальное неравенство, нарушение прав, наличие в обществе двойных стандартов, отсутствие подготовки молодого поколения к жизни в обществе, примеры несправедливости решений и законов);
- слабое осознание значимости гражданского общества и гражданского образования (незрелость гражданских институтов, отсутствие гражданского общества, слабое социальное взаимодействие членов общества, отсутствие солидарности и единства в их основных представлениях);
- размывание ценностей и нравственных основ общества (бездуховность, унижение человеческого достоинства, наркомания, отсутствие культуры поведения, низкая экологическая культура, негативное влияние СМИ, нарушение свободы и социальной справедливости);
- отсутствие демократических традиций и практики гражданского общества (высокий уровень общественной агрессии и слабые традиции толерантности в сфере межнациональных и других отношений, межнациональные конфликты).
Эти проблемы гражданского образования выявлены в ходе результатов опросов преподавателей в 2005 г. Анализу этих и других проблем гражданского образования посвящена статья кандидата исторических наук А. Н. Иоффе «Современные вызовы и риски развития гражданского образования в Росси» (История и обществознание в школе № 9, 2006, с. 19). (4)
Теме проблем гражданского образования посвящена работа начальника отдела Центра гражданского образования, кандидата исторических наук Т. И. Тюляевой «Гражданское образование и инновационный потенциал молодежи: российский опыт и зарубежная
практика». В качестве главных проблем в отношении молодежи Т. И. Тюляева называет проблему патриотического воспитания и молодежный экстремизм. (8)
2
Решение выше названных проблем особенно актуально в сегодняшнем мире. Создание гражданского общества и правового государства – общегосударственная задача и общенациональная цель. Данному вопросу посвящены работы доктора педагогических наук Н. И. Элиасберга и национального координатора по гражданскому образованию в России, директора Федерального центра гражданского образования Т. В. Болотина (История и обществознание в школе, № 4, 2005). Н. И. Элиасберг в статье «Воспитание юного гражданина – острая проблема современного школьного образования» высказывает мысль о том, что в современном школьном образовании решение задач воспитания подрастающего поколения является наиболее западающим звеном. И это при том, что
в законе РФ «Об образовании» подчеркивается приоритет воспитания, в его преамбуле определено, что образование – это воспитание и обучение в интересах человека, общества, государства. Большое внимание уделено целям воспитания и в Концепции модернизации российского образования. Целая серия нормативных актов Министерства образования была также посвящена задачам повышения воспитательного потенциала школьного образования, в частности, письмо МО РФ от января 2003 г. «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных школ РФ». В письме МО определено, что гражданское образование:
- имеет главной целью воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе;
- основано на идее полноценного участия личности в решении общественно значимых задач и предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким освоением основ социальных наук;
- носит интегрированный характер и ориентировано на деятельностное освоение учащимися социально-экономических явлений;
- представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование, реализуемое посредством организации учебных курсов, внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин;
- должно осуществляться на всех уровнях общеобразовательной подготовки.
В постсоветский период не удалось создать целостную систему воспитания в школе, ориентированную на становление и развитие личности, готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве, личности свободной, обладающей чувством собственного достоинства, гуманистически ориентированной, толерантной,
3
характеризующейся гражданственностью и патриотизмом. Воспитательная работа школы в целом по стране носит эпизодический характер. Это, как правило, отдельные акции и мероприятия гражданской и военно-патриотической направленности, которые сами по себе имеют право на существование, но охватывают лишь небольшую часть школьников и, в силу своей локальности, не оказывают серьезного воспитательного воздействия. (9)
Из статьи Т. В. Болотина «Гражданское образование в год гражданственности»: 2005 год Советом Европы был объявлен Европейским годом гражданственности через образование под девизом «Жить и учиться демократии». Этим событием Совет Европы привлек внимание к тому, насколько важную роль на протяжении всей жизни играет образование, как формальное, так и неформальное, в развитии активной гражданственности и создании демократической культуры. Цель года была – познакомить людей с фактом, что гражданственность – всеобъемлющее, а не только юридическое и политическое понятие. С одной стороны, гражданственность подразумевает, что все граждане должны в полной мере пользоваться правами человека и чувствовать защищенность со стороны демократического общества; с другой стороны, гражданственность также подразумевает, что каждый должен включиться в решение вопросов, касающихся жизни в обществе, и действовать в течение всей жизни как активный и ответственный гражданин, уважающий права других. (2)
А. Н. Иоффе в выше упомянутой работе включает в понятие «гражданственность» целый ряд компонентов:
Гражданственность
Знания Качества Позиция Ценности Действия
В 2007 году Центральная избирательная комиссия РФ объявила 3-е воскресенье февраля Днем молодого избирателя.
Аспект обучения в Белоярской школе-интернате среднего (полного) общего образования по гражданскому образованию представлен курсом обществознания. С 2006-2007 учебного года курс ведется с 6 класса, в предыдущие несколько лет велся с 8 класса. Что касается аспекта воспитания, соглашусь с Н. И. Элиасбергом: работа велась эпизодически, часто носила отчетно-показательный характер. В предыдущие годы, до образования Клуба молодого избирателя, на уроках и во время предметных недель проводились игры «Все на выборы» и «Хочу быть президентом». Эти и подобные мероприятия вызывали интерес и активность у учащихся 9-11 классов, учащихся
4
среднего звена, администрации и части классных руководителей. Избирательной комиссией Ямало-Ненецкого автономного округа среди учащихся проводились конкурсы по избирательному праву и избирательному процессу. Ученица нашей школы Выренкова Галина принимала участие в конкурсе рефератов, Витязева Агния в конкурсе исследовательских работ.
Мероприятия типа игры «Выборы», конкурсы проводятся и в других школах района и округа. Опыта организации Клуба молодого избирателя для старшеклассников в нашем районе до 2007-2008 учебного года не было, поэтому работа в данном направлении по реализации гражданского образования является новаторской, отличается новизной.
В современной психолого-педагогической науке существует ряд концепций, предлагающих свое понимание процесса развития индивида, отражательной деятельности его организма, освоения им общественного опыта (социализации). Прежде всего все современные теории признают, что развитие есть самоуправляемый процесс, запускаемый наследственными факторами и осуществляющийся под влиянием социальной среды. Деятельностная теория (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.) основывается на трех основных принципах: 1) представление о психике не просто как отражении окружающего мира, системе образов, а как системе действий; 2)признание социальной природы психического развития человека; 3) единстве материальной и психической деятельности. Она объясняет процесс активно–исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивированного и целенаправленного решения задач (проблем). Решение задачи состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата. Разработчики отдельных направлений деятельностной структуры ставили акценты на различных компонентах целостной структуры деятельности (теория содержательного обобщения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина – Н.
Ф. Талызиной, теория социального научения А. Бандуры – Е. Маккоби). Например, теория социального научения (А. Бандура, Е. Маккоби) трактует развитие человека как приобретение им новых форм реакций путем подражания поведению других людей или наблюдения за ними.
Концепция А. А. Леонтьева «Педагогика здравого смысла» объединяет принципы развивающего обучения и основные современные подходы к процессу образования: деятельностный, гуманистический, личностно ориентированный, вариативный и др.
Важнейшие принципы деятельностного подхода:
5
- принцип обучения деятельности: учить деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия;
- принцип опоры на предшествующее (спонтанное развитие). Нельзя игнорировать то, что уже сложилось в голове ребенка до данного момента. Надо опираться на предшествующее спонтанное самостоятельное, «житейское» развитие;
- креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. Учить творчеству. Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
Образовательный процесс с необходимостью требует использования определенных методологических подходов. Подход - это методологическая ориентация учителя, побуждающая к использованию определенной характерной совокупности взаимосвязанных идей. Понятий и способов педагогической деятельности. «Подход» включает три основных компонента: основные понятия, принципы (правила), методы и приемы. Среди множества методологических подходов в своей педагогической деятельности в качестве основных считаю:
Гуманистический подход – это реализация в процессе образования гуманистических идей: гуманистическая философия в действии.
Деятельностный подход: абсолютизируя роль деятельности, можно сформулировать этот подход так: «Личность человека формируется только в деятельности». Основы деятельностного подхода в психологии заложил А. Н. Леонтьев. Он исходил из различий внешней и внутренней деятельности. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых при движении рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством умственных действий, где человек оперирует с
идеальными моделями, образами предметов, представлениями о предметах. Деятельность рассматривается как средство становления и развития субъектности ребенка.
Интегральный подход – направление деятельности, при котором объединяются (интегрируются) ряд важнейших объектов системы.
Коммуникативный подход состоит в установлении взаимодействия всех субъектов (объектов), находящихся в открытых взаимоотношениях с целью достижения прогнозируемых конечных результатов.
Личностно ориентированный подход означает, во-первых, создание благоприятной среды для личностного роста учащихся и учителей, во-вторых, методологическую
6
ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Ситуативный, тактический, стратегический подходы – расчет деятельности на временной отрезок соответственно «здесь и сейчас», «зону ближайшего развития» и далекого будущего. (7)
Клуб молодого избирателя образован в БШИС(П)ОО в октябре 2007 года.
Цель создания и работы Клуба - формирование ключевых компетенций в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности; гражданское воспитание учащихся 9-11 классов.
Мероприятия, в которых приняли участие учащиеся школы за время существования Клуба молодого избирателя:
2007-2008 учебный год: конкурс «Избирательное право – важнейшее право гражданина России», встреча с председателем территориальной избирательной комиссии Ямзиной О. К., игра «Выборы».
2008-2009 учебный год: прием в Клуб 9-классников, викторина по избирательному праву и избирательному законодательству на уровне школы, районное интерактивное тестирование, заочная олимпиада среди молодых ямальцев по избирательному праву и законодательству, круглый стол «Проблемы молодежи в год молодежи», создание проектной работы – сценария занятия Клуба молодого избирателя.
2009-2010 учебный год: прием в Клуб 9-классников, игра «Выборы», конкурс презентаций «Из истории избирательной системы», конкурс сочинений «Когда я стану избирателем».
История Клуба молодого избирателя началась с того, что в октябре 2007 года мне было предложено принять участие в конкурсе среди учителей общеобразовательных
учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа на лучший урок или внеклассное мероприятие по теме «Избирательное право. Избирательный процесс». Конкурс проводился Избирательной комиссией ЯНАО. Было решено провести внеклассное мероприятие - конкурс между командами 9 и 10 классов на тему «Избирательное право – важное право гражданина России». Образовалась группа активистов: Юхник И., Терентьева Н., Витязев К., Филиппова А. Постепенно возникали предложения, идеи, которые, в конечном итоге, вылились в идею создания Клуба молодого избирателя. Эта
7
идея получила поддержку со стороны администрации (Андрущак Т. П.), учителей истории и обществознания (Попова Т. И., Черноскутова Н. Г.) Таким образом, сформировался
коллектив единомышленников из учителей, представителей администрации и старшеклассников.
На первом занятии Клуба в октябре 2007 года была проведена игра между командами 9 и 10 классов на тему «Избирательное право – важное право каждого гражданина России». Участники занятия поддержали идею создания Клуба молодого избирателя и высказались о формах проведения следующих занятий. Группой активистов была разработана модель удостоверения члена Клуба. На 1 и 2 занятиях удостоверения были вручены. 2007-2008 учебный год совпал с важными политическими событиями в жизни РФ: состоялись выборы в Государственную Думу и выборы Президента РФ. Это вызвало дополнительный интерес к занятиям Клуба. К каждому занятию проводилась серьезная подготовительная работа. Перед 1 занятием взяли интервью у председателя территориальной избирательной комиссии Ямзиной О. К., проанализировали данные из работы Витязевой Агнии «Политическая культура молодежи и ее электоральное поведение», данные социологических опроса среди тех школьников, которые могли участвовать в выборах в Тюменскую областную думу весной 2007 г., подготовили задания для игры.
Второе занятие было в конце ноября 2007 г., накануне выборов в Государственную Думу РФ. Мы знали, что произошли некоторые изменения в избирательном законодательстве, поэтому главное внимание было уделено избирательному процессу. Актив Клуба записал вопросы учащихся, которые передали Ольге Константиновне Ямзиной. Из Интернета взяли информацию о вопросах, которые задали молодые люди председателю избирательной комиссии ЯНАО А. Н. Гиберту. На занятии старшеклассников познакомили с наиболее интересными вопросами и ответами, взятыми с сайта Избирательной комиссии, а затем Ямзина О. К. ответила на вопросы учащихся.
Самым интересным занятием 2007-2008 учебного года была игра «Выборы», которая прошла 27 февраля 2008 года. К игре было создано 5 партий. У каждой партии было свое
название, программа, лидер, политсовет и т. д. Была проведена большая подготовительная работа. Помощь партиям оказали учителя истории и обществознания Черноскутова Н. Г. (10 кл.) и Попова Т. И. (11 кл.). Созданная избирательная комиссия составила списки избирателей, напечатала бюллетени. В ходе игры соревновались и партии, и лидеры. На занятии присутствовала заместитель главы администрации МО Белоярское Сядай И. И.
8
В 2008-2009 учебном году работа Клуба продолжилась. Предложение о продолжении деятельности Клуба прозвучало на педсовете в начале учебного года. Старшеклассники поддержали идею о работе Клуба молодого избирателя. Первое занятие было посвящено
приему в Клуб новых членов – учащихся 9-х классов. Им рассказали о работе Клуба в 2007-2008 учебном году, познакомили с «Азбукой избирателя», вручили удостоверения. Также рассказали о возможностях участия в различных конкурсах по избирательному праву и избирательному процессу. Учащаяся нашей школы Лаптандер Анастасия стала победителем радио- и телевикторин, которые проводились по инициативе Избирательной комиссии ЯНАО.
В 3 четверти старшеклассники могли принять участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах различного уровня. Актив Клуба разработал викторину на школьном уровне. 15 февраля 2009 года Районный молодежный центр проводил интерактивное тестирование в рамках акции «Молодежь и выборы». Тестирование было посвящено Дню молодого избирателя. Была создана команда из членов Клуба. По факсу были присланы задания, в течение часа участники тестирования отвечали на вопросы, а затем по факсу передали ответы в районный молодежный центр. Организация и проведение тестирования осуществлялось в сотрудничестве с членом молодежной палаты Витязевой А. В. и заместителем директора Черноскутовой Н. Г. В этом тестировании наши учащиеся Лаптандер Анастасия и Терентьева Наталья заняли 1 место, а Хатанзеева Мария – 2 место. Лаптандер Анастасия и Филиппова Анна заняли 3 место в окружной заочной олимпиаде «С чего начинаются выборы?» Олимпиада проводилась с 1 февраля по 15 марта. Олимпиада состояла из трех заданий: разгадать кроссворд, раскрыть избирательные понятия и термины, написать эссе по одной из указанных тем. На имя директора школы Дяченко М.Б. прислано письмо, подписанное председателем Избирательной комиссии ЯНАО А. Н. Гибертом. Цитата: «Избирательная комиссия ЯНАО выражает Вам глубокую признательность и благодарность за сотрудничество и целенаправленную деятельность по изучению основ избирательного права и избирательного законодательства; за формирование позитивного отношения к избирательным процессам и деятельности избирательных комиссий; за приобщение молодежи к знаниям своих прав и обязанностей перед государством и обществом.
Мы уверены, что ваш благородный труд по формированию у молодежи понимания важной роли выборов в демократическом государстве принесет в будущем ощутимый результат. Мы надеемся на дальнейшее тесное сотрудничество с Вами и совместную деятельность по правовому воспитанию учащейся молодежи».
9 В апреле проведено занятие в форме «круглого стола» «Проблемы молодежи в год молодежи». Вначале по классам обсудили перечень проблем. Затем выбрали те, которые были названы в большинстве классов. Из образовавшегося перечня каждый класс выбрал
«свою» проблему: 9а – вредные привычки, 9б – низкий уровень культуры, 10 а – получение образования и трудоустройство, 10б – занятия в свободное время, 11 – сдача ЕГЭ. Подготовка к занятию заняла 7-10 дней. Для освещения проблемы учащиеся знакомились с литературой и информацией из СМИ, проводили опросы, готовили компьютерные презентации. На занятие Клуба были приглашены учителя, классные руководители, администрация школы, член молодежной палаты Приуральского района Витязева А. В. Подготовиться к мероприятию учащимся 9-х классов помогла заместитель директора по научно-методической работе, учитель истории и обществознания Андрущак Т. П. Впервые участвуя в таком мероприятии, учащиеся ощущали поддержку. На этом же занятии Клуба было выбрано название Клуба: «Будущее принадлежит тебе».
Активисты Клуба молодого избирателя Филиппова Анна, Моголькова Светлана, Лаптандер Анастасия, Лаптандер Диана разработали практико-ориентированный проект – сценарий занятия Клуба, посвященного приему в Клуб молодого избирателя учащихся 9-классов. Сценарий составлен так, что позволяет вносить в него дополнения, не меняя общей структуры занятия.
План занятия клуба молодого избирателя:
1. Ознакомление учащихся с работой Клуба молодого избирателя в предыдущий год (годы).
2. Об участии в викторинах, конкурсах.
3. Азбука избирателя.
4. Анкетирование (оценка работы Клуба, идеи и предложения).
5. Вручение удостоверений новым членам Клуба молодого избирателя.
В 2009-2010 учебном году проведено занятие по приему в Клуб новых членов с использованием разработанного проекта. Элемент новизны заключался в том, что в начале занятия прошло вручение паспортов учащимся, достигшим 14-ти лет. Часть этих учащихся учится в 7-8 классах, они еще не являются членами Клуба молодого избирателя. Их пригласили на занятие Клуба и вручение паспортов прошло в торжественной обстановке. Ко Дню молодого избирателя старшеклассники приняли участие в конкурсе презентаций «Из истории избирательного права», в конкурсе сочинений-эссе «Когда я стану избирателем». В апреле прошла игра «Выборы». В отличие от игры, проведенной в 2007-2008 учебном году, сформировали 2 партии, в которых были представители разных
10
классов. Перед началом состоялось поздравление молодых избирателей, которые готовились приниять участие в выборах депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа. Перед старшеклассниками выступила член партии «Единая Россия», доверенное лицо кандидата в депутаты Законодательного собрания ЯНАО Пушкаревой Е.Т. Савина Л.Н.
За три года наметилась определенная структура работы Клуба молодого избирателя в течение учебного года:
1-й этап – прием в Клуб новых членов.
2-й этап – знакомство с новой информацией и участие в конкурсах.
3-й этап – общее мероприятие.
Способы и приемы, дающие положительный результат:
Планирование работы клуба молодого избирателя происходит в тесном сотрудничестве с членами Клуба – учащимися 9-11 классов. На первом занятии в начале учебного года проходит анкетирование. Учащиеся высказывают мнение о работе Клуба в прошлом учебном году и предлагают мероприятия на текущий учебный год. В подростковом возрасте обостряются потребности в создании собственного мира, в стремлении к взрослости, происходит бурное развитие воображения, фантазии, появляются стихийные деловые и групповые игры. Особенности игры в старшем школьном возрасте – нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу. Из внутришкольных игровых технологий наиболее популярны учебные деловые игры.
Деловая игра (по Г. П. Щедровицкому) – это:
- педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, цель которых – обучение отдельных личностей и их групп принятию решения;
- особое отношение к окружающему миру;
- субъективная деятельность участников;
- социально заданный вид деятельности;
- особое содержание усвоения;
- социально-педагогическая «форма организации жизни».
Существуют различные модификации деловых игр. В работе Клубу молодого избирателя «Будущее принадлежит тебе» применяются внеклассные ролевые игры. Глобальная цель ролевой игры заключается в том, чтобы устранить несоответствие между отдельно взятой
11
личностью и окружающим ее миром. Возможны два варианта снятия этого противоречия: надо изменить личность, чтобы она стала соответствовать миру, либо преобразовать мир,
чтобы в нем стало хорошо данной личности. В ходе ролевой игры «Выборы» реализуется первый вариант, так как школьник готовится участвовать в политической жизни страны, в процессах демократизации, исполняя роль избирателя, лидера партии, активиста, члена избирательной комиссии или организатора мероприятия. Но в перспективе не исключен и второй вариант: став депутатом, сторонником или активистом партии, он сможет и преобразовать общество через свою деятельность законодателя, защитника демократических ценностей.
Технология ролевой игры состоит из нескольких этапов:
- Этап подготовки.
- Этап проведения.
- Этап анализа и обобщения. (7)
На этапе подготовки формируется группа организаторов, обсуждаются вопросы организации партий, программных установок, количество и состав избирательной комиссии. В 2007-2008 учебном году каждый класс представлял свою партию. В 2009-2010 учебном году решили создать 2 партии, в каждой из которых будут представители всех классов (9а, 9б, 9в, 10 и 11 кл.). Положительный момент такой организации партий увидели в том, что в игру вносится разнообразие (11 класс участвовал в игре в 2007-2008 учебном году) и надо будет выбирать не просто по принципу «за своих», а анализировать программу, умение общаться с «избирателями» и другие моменты предвыборной борьбы.
Обычно примерно две недели длится подготовительный этап. В партии определяется лидер, группа активистов, составляется программа, выпускаются рекламные материалы. Избирательная комиссия печатает списки, готовит бюллетени для голосования, урну избирательную. Организаторы игры информируют участников предстоящей игры о ходе подготовки к игре, об изменениях, деталях и т. п. Также приглашаются учителя, классные руководители, администрация школы, представители общественности. Как правило, среди учащихся среднего звена тоже возникает интерес к игре. Их с удовольствием приглашаем на игру «Выборы». Для гостей готовятся дополнительные протоколы и бюллетени.
Этап проведения игры «Выборы» начинается с приветствия руководителя Клуба или представителей гостей. Исполняется песня «Выборы». Объявляется ход игры: партия представляет свой состав (актив, лидер), знакомит с программой, избиратели задают
12
вопросы (обычно каждая партия задает 1 вопрос и 2-3 вопроса от остальных участников игры). После выступления представителей всех партий проходит голосование.
На этапе анализа и обобщения идет обсуждение положительных и отрицательных моментов игры, анализируются недочеты, возникают новые идеи. Так, после проведения игры «Выборы» в феврале 2008 года отметили в качестве положительных моментов, что
все классы подготовились хорошо, активистами в партиях были не только девушки, но и юноши. Был отмечен и негативный момент: игра затянулась. Помимо соревнования партий был организован конкурс среди лидеров партий, они отвечали на вопросы жюри, о лидерах рассказывали их доверенные лица. Это обстоятельство учтено при подготовке к игре в 2010 году.
Обязательным методом в деятельности Клуба молодого избирателя является метод «мозгового штурма». Он представляет собой метод поиска и получения новых идей в творческом сотрудничестве отдельных членов организационной группы. Высказываются и выслушиваются всевозможные мысли, идеи. Данный прием используется при обсуждении плана работы. Ряд мероприятий называется, а учащиеся его продолжают. Когда шла подготовка к занятию «Проблемы молодежи в год молодежи» в разных классах высказали до 20 проблем. Этот прием эффективен и при подготовке игры «Выборы»: вначале обговариваются все возможные направления, которые можно отразить в программе партии. На положительный результат оказывает влияние и прием поиска и привлечения заинтересованных лиц из числа педагогов, общественности.
Результатами работы по организации школьного Клуба молодого избирателя считаю следующее:
- повышение уровня правовой и политической культуры. Об этом свидетельствуют результаты участия в различных олимпиадах, конкурсах, викторинах (призовые места в районном интерактивном тестировании и в окружной заочной олимпиаде в 2009 г.), результаты сдачи ЕГЭ (100% успеваемость и 75% качества);
- повышение активности учащихся, проявление интереса к общественно-политическим событиям в жизни. Об этом свидетельствует не только участие в мероприятиях Клуба, но и в движении волонтеров молодежной организации поселка Белоярска;
- формирование гражданственности: старшеклассники учатся пользоваться своими правами, включаются в решение вопросов, касающихся жизни в обществе, учатся действовать как активный и ответственный гражданин, уважающий права других.
13
- формирование ценностных установок демократического общества: гуманизм, толерантность, ответственность.
Литература:
1. Боголюбов Л.Н. Роль курса обществознания в воспитании гражданственности и патриотизма. /Преподавание истории и обществознания. – 2009. - №4.
2. Болотина Т.В. Гражданское образование в Год гражданственности. /Преподавание истории и обществознания. – 2005. - №4.
3. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект. – М.: 5 за знания, 2007.
4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. /Преподавание истории и обществознания. – 2006. - №9.
5. Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе. /Преподавание истории и обществознания. – 2008. - №7, №8.
6. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. /Преподавание истории и обществознания. – 2006. - №9.
7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
8. Тюляева Т.И. Гражданское образование и инновационный потенциал молодежи: российский опыт и зарубежная практика. – М.: АПК и ППРО, 2006.
9. Элиасберг Н.И. Воспитание юного гражданина – острая проблема современного школьного образования. /Преподавание истории и обществознания. – 2005. - №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях кадетской школы-интернат»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание. Сейч...
Рабочая программа "Клуб "Молодого избирателя"
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа Клуба молодого избирателя
Рабочая программа клуба молодого избирателя...
Обобщение опыта работы школы-лаборатории по теме «Духовно – нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в ОУ»
Представлен опыт работы школы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся...
Клуб молодого избирателя как эффективный механизм воспитания гражданской инициативы
Современное общество предъявляет к школам особые требования – выпустить из своих стен грамотного, всесторонне развитого, толерантного гражданина Российской Федерации, способного выполнять ...
План работы "Клуба молодого избирателя"
План работы...
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ. АННОТАЦИЯ НА МАТЕРИАЛЫ ОПЫТА Делимся опытом с коллегами и молодыми учителями…
Обобщение опыта (из опыта работы по методической теме учителя)....