Характеристика компонентов системы методической работы с педагогическими кадрами в школе.
методическая разработка на тему

Макарова Нина Дмитриевна

Жизнь образовательного учреждения, повседневная творческая деятельность всех членов педагогического коллектива при активной помощи родительского коллектива и общественности, несомненно, будут способствовать утверждению профессионально- личностного, творческого потенциала учителя нового тысячелетия.

Методическая работа – важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы. Правильное определение целей и задач методической службы поможет выбрать оптимальное содержание и формы организации работы с педколлективом. Содержание должно работать на реализацию программ развития школы и базисного учебного плана, отвечать требованиям современной школы.

Методический совет - совещательный и коллегиальный орган при педагогическом совете, который организует, направляет работу учителей, создает условия для развития их творчества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика компонентов системы методической работы с педагогическими кадрами в школе.

1. Тематический педсовет.

   Тематический педсовет находится на вершине системы методической работы школы, что представляется вполне закономерным, если учесть его роль в жизни школы. Тематические педсоветы проводятся 1 раз в триместр и определяют стратегию и тактику работы педколлектива, направленную на повышение уровня учебно-воспитательного процесса.

2. Школьный методический совет (ШМС).

   Школьный методический совет является центром работы в школе.

   Методический совет руководит педагогической деятельностью. Цель деятельности методического совета – организация и координация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методической учёбы педагогических кадров. В его состав входят руководители школьных методических объединений и заместитель директора по УВР.

В течение последних лет методсовет вёл свою работу по следующим направлениям:

- создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;

- координация работы ШМО;

- диагностика профессиональной деятельности учителей.

Основными задачами ШМС являются следующие:

1.     Организация систематической профессиональной подготовки педагогических кадров.

2.     Анализ эффективности работы школы, определение проблем, цели, задач на ближайший период и на перспективу.

3.     Создание необходимых условий для обеспечения внедрения педагогических технологий, реализации Программы развития школы.

4.     Обобщение передового педагогического опыта учителей.

   В ШМС имеются следующие материалы:

- план работы школы на учебный год;

- образовательная программа школы;

- Программа развития школы;

- план работы МО;

- методические материалы, разработанные учителями школы (разработки уроков, внеклассных мероприятий);

- материалы по аттестации учителей;

- материалы по экзаменам и итоговым проверочным работам;

- папки с материалами по учителям;

- олимпиады по предметам и материалы  школьного интеллектуального марафона;

- учебно-методическая литература в помощь учителю.

 3. Школьные методические объединения.

   Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников и классных руководителей, является методическое объединение (МО). Это коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.

В нашей школе работают цикловые МО:

- МО учителей гуманитарного цикла;

- МО учителей естественно-математического цикла;

- МО учителей начальных классов;

- МО классных руководителей.

   Планирование работы ШМО строится на основании задач, вытекающих из оценки школы, методического объединения, из проблемных полей деятельности всех методических подразделений, вытекающих из анализа результативности работы за предыдущий год.

   Формы организации и проведения ШМО могут быть следующими:

- лекция;

- теоретический семинар;

- семинар-практикум;

- творческая дискуссия;

- гостиная;

- час коллективного творчества;

- деловая игра;

- ярмарка методических идей;

- методический тренинг;

- встреча за круглым столом.

   В ходе работы могут проводиться объединённые заседания ШМО.

В рамках работы ШМО предусматриваются домашние задания учителям. Они могут быть такими:

- моделирование урока (целиком или фрагментарно);

- разработка системы уроков по теме или курсу;

- разработка элективного курса, программы исследования по определённой теме;

- подбор литературы по определённой теме, курсу, проблеме;

- составление контрольных материалов, тестов;

- составление и защита опорных схем, памяток, дидактического материала;

- разработка планов кружков, сценариев внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору;

- посещение уроков, внеклассных мероприятий с последующим анализом;

- представление собственного опыта работы по теме, проблеме;

- работа над темой по самообразованию;

- подготовка докладов по определённой проблеме;

- подготовка презентаций по изученной теме, проблеме;

- защита собственных достижений в рамках собственного исследования;

- творческий отчёт по определённой теме или в рамках единой методической темы;

- демонстрация материалов по подготовке к обобщению ППО.

   В рамках ШМО организуется самообразование учителей. Этот компонент занимает особое место в нашей системе методической работы и в обеспечении её целостности. Психологи установили: только те знания становятся убеждение человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, и осуществляться она должна в тех объёме и темпе, которые необходимы каждой личности. А это возможно только в условиях самостоятельной  образовательной деятельности. Организовать же её эффективнее всего можно в рамках ШМО: на заседаниях ШМО учитель отчитывается о проделанной  работе по самообразованию, представляя итоги в различной форме: доклады, открытые уроки, творческие отчёты. Всё это планируется заранее и контролируется руководителем ШМО.

Самообразование учителей пронизывает все компоненты системы методической работы, обеспечивая более высокий уровень их функционирования, поэтому оно является системообразующим компонентом. 

Взаимосвязь структурных компонентов методической системы.

    Чёткое разграничение целей и задач компонентов методической системы школы, а также их функций, делает разработанную систему дееспособной. На схеме стрелками обозначены направления выработки и принятия решения:

- на педсовете определяются стратегия и тактика развития школы;

- ШМС разрабатывает конкретные направления работы, которые доводятся до ШМО;

- на заседаниях ШМО реализуется принимаемое решение на практике, разрабатывается учителями;

- итоги работы ШМО подводятся на методической конференции.

Но есть у данных компонентов и обратная связь:

- ШМО самостоятельно принимают решения, выходят с предложение на методсовет;

- методсовет анализирует данное предложение и ставит перед администрацией поднятую проблему;

- администрация выносит на педсовет.

   При планировании работы педколлектива школы на учебный год по реализации Программы развития школы учитываются все звенья методической службы школы в соответствии с их назначением и функциями. Важнейшую роль в организации работы по её реализации играет методическая служба школы. В основу системы методической службы положены формы её организации. Эта система складывалась в течение нескольких лет, и в данный момент она представляется нам наиболее эффективной и работоспособной. При изменениях, которые будут происходить в школе, будут вноситься изменения и в данную систему. Только в этом случае она будет жизнеспособной, отвечать насущным проблемам школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с педагогическими кадрами в методических объединениях.

Овладение педагогами компетентностной моделью образования, направленной на формирование ключевых компетенций учащихся в контексте новых требований к освоению образовательных  стандартов....

Целевые программы по работе с педагогическими кадрами

Программа работы с кадрами рассматривается как действенный инструмент, обеспечивающий переход образовательного учреждения в новое качественное состояние. Данная программа ориентирована на позиционные ...

Комплексно целевая программа работы с педагогическими кадрами 2015-16 учебный год

Программа может стать хорошим подспорьем для работы методиста....

План работы с педагогическими кадрами по экологическому образованию на 2016 - 2017 учебный год

В документе работа с педагогами распределена по месяцам, неделям, с указанием тематики и формы проведения...

Методические рекомендации «Обучение педагогических кадров по персонификации социально-педагогической поддержки личностного развития обучающихся с проявлениями девиантного поведения»

Формирование системы профессионального развития педагогических кадров непосредственно связано с созданием системы эффективного методического сопровождения педагогических работников, путем модернизации...