Причины, механизмы, симптомы и способы коррекции дисграфии.
методическая разработка

                                   Причины, механизмы,  симптомы и способы коррекции дисграфии.

 

Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

 

Анализ обследований устной и письменной речи показал: дислексией и дисграфией страдают 19 % младших школьников нашей школы.

У мальчиков такие дефекты встречаются в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.

 

 Знаменитая английская писательница Агата Кристи, «королева детектива», за свою жизнь написала больше 80 книг. Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать и делала множество орфографических ошибок.

 

Петр I совершенно безграмотно писал, и, как ни бились его наставники, они ничего не могли с этим поделать. Петр мог не обратить внимания на отсутствие каких-то букв в написанном слове, и это не считая просто орфографических ошибок.

 

Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.

 

Ханс Кристиан Андерсен. Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о «потрясающе неграмотном авторе». В одной газете написали: «Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем». И это почти, правда – обычно дисграфики выбирают себе профессию, не связанную с чтением и письмом.

 

ПРОЦЕСС ПИСЬМА:

- Речедвигательный анализатор.

- Речеслуховой анализатор.

- Речезрительный анализатор.

- Двигательный анализатор.

 

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ, ВХОДЯЩИЕ В ПРОЦЕСС ПИСЬМА:

1. Анализ звукового состава слова, подлежащего записи.
- Определение последовательности и количества звуков;
- Уточнение звуков.

2. Перевод фонем в графемы.

3. «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений.

Причины возникновения нарушений письма:

  • Наследственные факторы
  • Функциональные нарушения головного мозга (внутренние и внешние)
  • Патогенные факторы
  • Органические факторы.

 

 

Механизмы дисграфий:

1. Неправильное произношение звуков.

2. Недостаточность слуховых дифференцировок.

3. Нарушение языкового анализа и синтеза.

4. Недоразвитие грамматического строя речи.

5. Несформированность зрительно - пространственных функций.

 

Симптомы дисграфий:

Речевые симптомы:

Ошибки на уровне буквы.
Ошибки на уровне слова.
Ошибки на уровне предложения.

 

Неречевые симптомы:

Неврологические нарушения, нарушения познавательной деятельности, памяти,  внимания, моторики, зрительно – пространственных ориентировок и т.д.

 

Проанализировав ошибки детей при письме, я выделила часто встречающиеся виды дисграфий:

 

  • Артикулярно – акустическая – отражение в письме, неправильное произношение.
  • Акустическая – нарушение фонемного распознавания.
  • Аграмматическая – недоразвитие грамматического строя речи.
  • Оптическая – недоразвитие зрительного гнозиса пространственных представлений.

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания или акустическая дисграфия

Механизмы:

1. Неточность слуховой дифференциации звуков. Проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки (смешиваются: звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие, свистящие-шипящие,  африкаты и их компоненты

2. Неточность кинестетического анализа.

3. Неточность в выборе фонемы. В нарушениях обозначения мягкости согласных на письме(при помощи «ь» и гласных нижнего ряда.

 

Коррекционная работа при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

1. Развитие языкового анализа и синтеза

2. Развитие слогового анализа и синтеза

3. Развитие фонематического анализа и синтеза

 

Аграмматическая дисграфия

Механизмы аграмматической дисграфии:

- Несформированность лексико – грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений.

1. Проявляется на уровне слова: искажение морфологической структуры слова, изменение падежных окончаний, предложных конструкций, падежа местоимений.

2. Проявляется на уровне словосочетания: нарушение согласования (сущ.+прил., сущ.+числ.).

3. Проявляется на уровне предложения и текста: нарушение согласования слов в предложении.

 

Коррекционная работа при аграмматической дисграфии:

Развитие лексико-грамматического строя речи.

 

Оптическая дисграфия

Механизмы оптической дисграфии:

Несформированность зрительно – пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

1. Проявляется в искажённом воспроизведении букв на письме.

2. Проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв.

Коррекционная работа при оптической дисграфии:

Развитие зрительно-пространственных функций:

- зрительного гнозиса,

- зрительного мнезиса,

- зрительного анализа и синтеза,

- пространственных представлений.

 

Основные ошибки учащихся – дисграфиков 2 – 4 классов МАОУ «СОШ № 3».

  • Замены звуков по глухости – звонкости.
  • Замены звуков по твердости – мягкости.
  • Пропуски букв, слогов при диктанте.
  • Перестановки букв, слогов.
  • Слитное написание слов с предлогами.
  • Слияние двух предложений в одно.
  • Замены и смешения оптически – сходных букв.

 

Подготовила учитель – логопед  Сыпачева С. Г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos_2022.docx20.11 КБ
Файл statya_pro_levshey_2022.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ «СОШ №10» ___________ Н.А.Мазеина

«_____» ____________ 20____г.

Учебно-познавательный

  проект " Мы и космос"

                   

         

 Автор проекта:  учитель – логопед Сыпачева С.Г.

                                       г. Краснокамск,  2022 г.

\

Актуальность темы.

В. В. Сухомлинский утверждал, что детство-это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения-одна из самых актуальных задач нашего времени.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. История России богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям.

Проект «Мы и Космос» знакомит учащихся с Днём Космонавтики, с героическими покорителями космического пространства, с тем, что первым человеком, поднявшимся в космос на ракете Восток, был россиянин. Акцент на знании истории народа, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живём, способствует личностному росту учащегося.  

В последнее время увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии, трудностями в адаптации и обучении. Наиболее сложными и стойкими вариантами речевого нарушения учащихся начальных классов являются общее недоразвитие речи и системное недоразвитие речи. У таких детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, мелкой и общей моторики. Значительно хуже, чем у сверстников с развитием в норме, у них сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание, память, мышление.

Такие учащиеся - это социально неуверенные дети. Они малоактивны, инициативы в общении обычно не проявляют. Речевые трудности влекут за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни учащихся, предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в окружающей действительности, обедненность и примитивизм  содержания коммуникативной деятельности.

Поэтому у меня возникла идея создания этого проекта. Почему взяла тему «Мы и космос»? Потому что детям она всегда была интересна и к тому же она изучается по программе окружающего мира в 3-4 классах нашей школы.

Проблема:

Потеря эталона культурных и духовно-нравственных ценностей, замена их материальными ценностями, замена живого общения виртуальными играми сказывается на воспитании ребёнка. У учащихся снижена познавательная активность, искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, происходит утрата нравственных и социальных ценностей, теряется уважение к истории, к её героям. Поэтому важно и грамотно выстроить работу по воспитаю нравственно- патриотических ценностей через знакомство со значимыми датами в истории развития нашей страны, историей развития освоения космоса в России.

   

Участники проекта:  учащиеся 3 - 4 классов с общим и системным недоразвитем  недоразвитием, посещающие школьный логопункт.

Вид проекта: с 1 февраля по 15 апреля 2022 года, долгосрочный. сс1с февраля по 15 апреля с 1 февраля

Цель проекта: приобщение учащихся к духовным, нравственно-патриотическим ценностям через элементарное понимание значения «космос», «космонавт».  

Задачи проекта.

Образовательные:

  • формировать представления и знания у учащихся о космосе;
  • способствовать ознакомлению учащихся с историей освоения космоса;
  • дать представления о роли человека в изучении космического пространства;
  • создать педагогические условия, стимулирующие познавательную активность учащихся.  

Коррекционно-развивающие:

  • обогатить и активизировать словарный запас по теме «Космос»;
  • развивать связную речь, общую и мелкую моторимку;
  • развивать познавательно-творческие способности у учащихся: внимание, память, мышление.

Воспитательные:

  • способствовать формированию коммуникативных навыков, любви к родной стране, чувства гордости к успехам нашей Родины в области освоения космоса;
  • создать условия для формирования коллективизма, взаимопомощи.

мероприятия

цели

ответственные

1

2

3

I этап подготовительный, февраль, 2022 г.

Опрос учащихся

Выяснить, какие знания и представления имеются у детей по теме « Космос», какие книги они читали о космосе; выявить базовый словарный запас по теме

учитель-логопед.

Подбор литературы

Создать развивающую среду

Учитель-логопед

Подготовка мультимедийных пособий «Музей космонавтики» и     «Вселенная»

Создать демонстрационные пособия с целью классификации и обобщения знаний по теме исследования

Учитель-логопед

II этап основной, март, 2022г.

Посещение детской библиотеки им. Бажова. Мультимедийный час  «Утро космической эры»  «Животные – космонавты»

Вызвать познавательный интерес к изучаемой теме; познакомить детей с основными достижениями в освоении космического пространства

Учитель-логопед

Поиск и  художественное оформление песен, загадок, рассказов, сказок, стихотворений о космосе и космонавтике

Обогатить словарный запас, связную речь младших школьников; совершенствовать грамматический строй речи

Учащиеся, учитель-логопед

Включение на каждое занятие заданий, используя тематику космоса

Расширить словарный запас; совершенствовать лексический и грамматический строй речи, фонематическую сторону речи, связную речь и т.д.

Учитель-логопед

Создание и оформление рисунков по теме « Космос»

Стимулировать развитие творческих способностей детей, мелкой моторики пальцев рук

Учитель-логопед, учащиеся.

1

2

3

Подготовка и оформление детьми докладов, сообщений о космосе

Развивать умение пользоваться различными источниками информации

Учащиеся, учитель-логопед

Самостоятельное придумывание загадок, сказок, математических задач

Развивать связную речь детей

Учащиеся

Изготовление поделок

Развивать мелкую моторику пальцев рук, творческие способности

Учащиеся

Написание детьми сказок, сочинений на темы: «Если бы я полетел в космос», «Если бы  была жизнь на Марсе» и «Мое космическое путешествие»

Развивать творческие способности, связную речь

Учащиеся

Составление и оформление детьми кроссвордов

Совершенствовать фонематические процессы, связную речь

Учащиеся

III этап заключительный, апрель 2022г.

Конкурс загадок

развивать связную речь у детей

Учащиеся, учитель-логопед

Организация выставки докладов и детских рисунков о космосе

Развивать интерес к чтению книг; вызвать чувство гордости за успех

Учащиеся, учитель-логопед

Создание альбома загадок, сочинений и сказок, придуманных детьми, иллюстраций к ним

Развивать интерес к совместному творчеству

Учащиеся, учитель-логопед

Создание газеты детьми и родителями

Организовать совместную творческую деятельность родителей и детей

Учащиеся, учитель-логопед

Организация выставки художественной, познавательной и справочной литературы о космосе

Развивать познавательные, творческие способности детей, интерес к чтению справочной и художественной литературы

Учитель-логопед, учащиеся.

КВН «Путешествие к разноцветным планетам» (итоговое занятие)

Развивать умение детей работать в группе, сопереживать успехам других людей; развивать внимание, память, все стороны речи

Учитель-логопед, учащиеся.

Таким образом, в процессе реализации проекта «Мы и космос» у учащихся наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о космосе, широко проявились инициативность и творчество. Они теперь много знают и могут рассказать другим детям о достижениях отечественных ученых и космонавтов.

                                   Ожидаемый результат.

Для учащихся:

  • поделки из различных материалов на космическую тему;
  • выставка книг о космосе;
  • разгадывание кроссвордов о космосе;
  • выставка рисунков по теме «Космос»;
  • разгадывание загадок о космосе;
  • сообщения, доклады о космосе;
  • сочинения «Если бы была жизнь на Марсе», «Мое космическое путешествие».


Предварительный просмотр:


Учебно-развивающий проект «Большие секреты маленьких левшей».

Сыпачева С. Г., учитель-логопед МАОУ «СОШ № 10», г. Краснокамск

Коля с Дашей пишут правой,
И они, конечно, правы.
Ну а мне удобней левой —
Я берусь за дело смело;
Буквы ровно вывожу,
За линеечкой слежу.
Дом из кубиков умело
Возвожу я тоже левой.
И вообще, любое дело
Мне удобней делать левой —
Молотком стучать, лепить,
Просто чай из чашки пить,
Мяч бросать и рисовать,
Резать, клеить и играть.

Левшами являются около 10 % людей, причем по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. По данным обследования в первых классах нашей школы из 100 учащихся - 15 леворукие дети.

Леворукость - не патология, а вариант нормы. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать "как все" правой рукой, как иногда считают некоторые родители.

Леворукость - очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Причины леворукости.

1). Генетическое левшество. Леворукость в 10 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается вариантом нормы.

2). «Компенсаторное левшество», связанное с какими – либо поражениями мозга, чаще его левого полушария.

Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется в левом полушарии, то в случае, какой – либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.

У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т. п. Следует отметить, что леворукость в этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений. Они, как и леворукость являются следствием одних и тех же причин.

3). «Вынужденное» левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.

Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость, то есть примерно ровное использование обеих рук.

Кроме всего перечисленного у детей возможно развитие «скрытого левшества», то есть смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции ЦНС равномерно распределены между двумя полушариями. Таких людей можно назвать психическими левшами или «скрытыми» левшами в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.

Итак, категория «леворукие дети» совсем неоднородна. Таким образом, встает вопрос о правомерности и необходимости изучения левшей. Думаю, что большинство согласится с тем, что феномен левшества изучать нужно, однако необходимо учитывать многогранность этого вопроса.

В настоящее время в российской начальной школе нет широкого применения специальной методики, которая бы учитывала особенности ребенка – левши по его обучению навыкам письма на начальном этапе. Есть только шаблон для «правшей», который изначально не подходит для леворуких детей. Это приводит к тому, что ежегодно в школах начинается если не принудительное переучивание «левши» в «правшу», то, в лучшем случае, неумелое и неправильное обучение приемам письма учителем – «правшой», который в силу объективных обстоятельств не понимает ребенка – «левшу». Как следствие, учитель не может научить такого ребенка правильно сидеть и расположить тетрадь, чтобы это было удобно учащемуся. В этом возрасте не все дети могут отстоять свою индивидуальность, и, выполняя указания педагога, попадают в «ловушку» на всю жизнь.

Результатом такого обучения являются следующие отрицательные факторы:

1). Потеря комфорта из - за неудобного  исходного положения в процессе письма; испорченный почерк с наклоном влево и т. д.

2). Растрата потенциала  "левши" ("который блоху подковал")  на борьбу со своей физиологией,  которая ведет ребенка к скованности, а может быть и некоторой замкнутости или чувству ущербности.

Ущерб от такого обучения подсчитать невозможно, но он огромен.

Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно - пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно - моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  • восприятие и запоминание сложных конфигураций, букв при чтении и соответственно медленный темп.
  • формирование зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  • выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур ( круг - овал, квадрат - ромб - прямоугольник).
  • копирования;
  • неустойчивый почерк ( неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы).
  • зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.
  • очень медленный темп письма.        

 Все вышесказанное, на мой взгляд, убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире. Поэтому у меня и возникла идея создания учебно-развивающего проекта «Большие секреты маленьких левшей».

Участники проекта: учащиеся первых классов ("леворукие дети"), их родители, учителя первых  классов, психолог.

Цель проекта: определить основные моменты коррекционной работы с "леворукими детьми" и провести комплекс мероприятий по компенсации особенностей функционального развития "леворуких детей", способствующие успешной адаптации в социуме.

Задачи проекта:

  • повысить качество устной и письменной речи учащихся;
  • активизировать речевую и мыслительную деятельность;
  • сформировать орфографическую зоркость;
  • развивать зрительное восприятие, зрительно - пространственное восприятие;
  • способствовать профилактике оптической дисграфии, дислексии;
  • развитие коммуникативных способностей, повышение уверенности в себе.

 На подготовительном этапе данного проекта мной были проведены следующие мероприятия:

  1. обследование учащихся 1 классов, выявление леворуких детей;
  2. беседа с родителями и учителями первых классов об актуальности создания проекта;
  3. подбор литературы по данной теме;
  4. подготовка мультимедийных пособий для коррекционных занятий;

В основном периоде проекта были проведены следующие мероприятия:

  1. Родительское собрание по теме « Недетские проблемы леворуких детей»;
  2. Открытое занятие с родителями и детьми по теме «Путешествие в Цветочный город»;
  3. Мастер – класс на районном методическом объединении учителей – логопедов по теме «Леворукий ребенок в Зазеркалье: помогаем покорить пространство».
  4. Систематические коррекционные занятия  с логопедом по темам:
  • «Развитие сенсорного восприятия (цвет)».
  • «Развитие сенсорного восприятия (форма)».
  • «Представления о схеме собственного тела (право, лево), стороны собственного тела в зеркальном отражении».
  • «Представления о направлениях в пространстве».
  • «Представления об удаленности и местонахождении предметов в пространстве».
  • «Представления о пространственных отношениях между предметами».
  • «Плоскостные представления».
  • «Развитие временных представлений».
  • «Формирование фонематического слуха».

В каждом коррекционном занятии проводилась работа по развитию словаря, логико – грамматических конструкций, связной речи, умения ориентироваться в тетради, по профилактике оптической дисграфии и дислексии.

Систематически проводились занятия психологом по темам:

  • «Игры и упражнения для снижения агрессии и ослабления негативных реакций».
  • «Игры и упражнения для снятия страхов».
  • «Игры и упражнения для застенчивых и замкнутых детей».
  • «Игры и упражнения для медлительных детей».
  • «Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении».
  • «Игры и упражнения для повышения уверенности в себе».

На заключительном этапе данного проекта были проведены:

  • Открытое занятие с леворукими детьми по теме: «Путешествие в Зазеркалье»;
  • Отчет по проекту на методическом объединении учителей начальных классов школы № 10.

Дальнейшее развитие проекта направлено на внедрение программы в широкую практику МАОУ «СОШ № 10»  для работы с леворукими детьми, их родителями и учителями первых классов.

Список литературы.

1. Безруких  М. М., Князева М. Г.  «Если ваш ребенок левша». М., 1994г.

2. Федосеева Н. А., « Обучение письму леворуких детей». Начальная школа, 1987г., № 12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание учебно-развивающей среды кабинета географии ОУ посредством реализации проекта «Класс комфорта и уюта»,

Создание учебно-развивающей среды кабинета географии ОУ посредством реализации проекта «Класс комфорта и уюта», осуществляемого в рамках конкурса «Красивая школа»...

Доклад на тему :" Человек и Космос. Научные исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства."

В данной работе рассматриваются такие вопросы: Человек и Космос , исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства и другие вопросы....

Космос.Оправданы ли потраченные на космос деньги?

В презентации рассматривается вопрос:" Насколько оправданы капитальные вложения в космическую отрасль"...

К 60-летию первого полета человека в космос "Человек, покоривший космос"

Сценарий классного часа, отражает путь Юрия Алексеевича Гагарина к своей мечте - полету в космос.В экспозиции сценария пояляется Маленький Принц А. де Сент-Экзюпери, который путешествовал, мечтал и хо...

Учебно-развивающий мастер-класс "Китайская живопись"

Учебно-развивающий мастер-класс "Китайская живопись"...

Коррекционная педагогика. Буковская М.Ю. Учебно-развивающее занятие для детей с ТМНР, в том числе с РАС на тему: "Микробы. Борьба с ними"

Целью данной разработки является создание условий для реализации структурированного подхода в работе на основе практико- ориентированных материалов для обучающихся с ТМНР, в том числе с РАС на коррекц...

Учебно-развивающие материалы для развития детей в период "СИДИМ ДОМА"

Учебно-развивающие материалы для развития детей в период  "СИДИМ ДОМА"...