Педагогический анализ и планирование в дошкольном учреждении
статья по теме

Степанова Ирина Владимировна

 

«Педагогический анализ

и годовое планирование дошкольного учреждения»

 

 

 

 

 

План:

 

 

  1. Понятийный аппарат: план, планирование, планирование в ДОУ, планирование годовой работы, анализ, педагогический анализ.
  2. Содержание педагогического анализа.
  3. Виды годового плана.
  1. Содержание разделов годового плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятийный аппарат

 

Все в нашей жизни имеет начало и конец. А конец — это снова начало чего-либо.

                           Елжова Н.В.

 

Деятельность любого социального учреждения тоже имеет начало и конец. Любая деятельность осуществляется на основе планирования, согласно которому работает пед. коллектив. В до­школьном учреждении началом деятельности является годовой план, а концом деятельности педагогического коллектива — са­моанализ выполнения годового плана.

 

Что же такое план?

Авторы Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. отмечали, что термин «план» - это заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Планировать, т.е.  составлять план.

 

Белова К.Ю. считает, что планирование является основной функцией организации педагогического процесса ДОУ, обеспечивающей планомерную, систематическую, рациональную и эффективную работу всех его подразделений.

Лазарев В.С., Поташник М.М., Третьяков П.И., Троян А.Н., Денякина Л.Н., Белая К.Ю., Алямовская В.Г.  и др. трактуют планирование как

  •  вид умственной деятельности, при которой создается образ будущего, включающий этапы его достижения (деятельность предполагает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов).
  •  как функция управления — это обоснование и выбор целей развития и функционирования ДОУ, а также разработка путей достижения этих целей.

 является скоординированной системой решений, обеспечивающей эффективность деятельности ДОУ в течение определенного времени и позволяет осуществлять совокупность мер по реализации задач в каждый конкретный период.

Поздняк Л.В. определяет сущность планирования в ДОУ как рациональное распределение времени коллективного и индивидуального труда работников дошкольных учреждений, необходимых для достижения поставленных целей, принятых решений.

 Казакова И.Н. определяет планирование как ключевую управленческую функцию, полноценная реализация которой – один из главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности руководителя.

Казакова И.Н. подчеркивает, что планирование представляет собой наиболее эффективное сред­ство приспособления деятельности учреждения к меняющимся ус­ловиям жизни и быстро изменяющейся конъюнктуре и  включает в себя:

— выбор цели;

— определение средств для их достижения;

— выбор стратегии, курса действий;

— выработку тактики, линии поведения;

— разработку программ, процедур, правил. К годовому планированию предъявляются следующие требования. Иначе говоря, план должен отражать: конкретные задачи, направлен­ные на развитие детского сада; деятельность менеджера — его руково­дителя; четкую иерархию целей управленческой деятельности, т.е. си­стему задач и целей, определяющих их соподчинение и взаимосвязь.

План работы ДОУ (годовой) –

это модель, заранее намеченная система, последовательность и сроки выполнения различных видов деятельности, обеспечивающих оптимальное функционирование ДОУ (составляется на год).

Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задач на предстоящий период.

В современной теории менеджмента выделяют различные технологии анализа: анализ исходного состояния, проблемно-ориентированный анализ, анализ силового поля или факторный, системный (нормативный) анализ, комплексный анализ, самоанализ и т.д.

Одним из наиболее значимых является педагогический анализ.

Слово «анализ» происходит от греческого «разложение, расчленение». Это процедура мыслительного разложения це­лого (предмета, явления) на части. Анализ помогает выявить все недостатки и достоинства существующей системы, чтобы в дальнейшем улучшить ее состояние.

Т.И. Софронова педагогический анализ трактует как системное изучение деятельности субъектов педагогического процесса в специально организованной среде во взаимодействии со специальным окружением дошкольного учреждения.

Исследователи: Троян А.Н., Конаржевский Ю.А. и др. под  педагогическим анализом понимают как функцию управления, направленную на изучение педагогического процесса, его объективную оценку, выделение причин, определивших уровень воспитательно – образовательной работы и последующую выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в ДОУ.

В дошкольном учреждении анализу подвергаются програм­мы, кадры, материально-техническая база, состояние здоровья воспитанников, взаимодействие с социумом, запросы родителей и другое. Анализ всех этих сторон жизни деятельности ДОУ помогает написанию реального годового плана. Но при состав­лении, годового плана не стоит забывать один из законов Мэрфи: «Чем сложнее и грандиознее план, тем больше шансов, что он провалится».

Педагогический анализ информации предусматривает изучение обоснованности и применение различных способов, средств для достижения поставленных перед ДОУ целей, объективную оценку результатов педагогического процесса, выработку мер по переводу ДОУ в новое качественное состояние. Чётко организованная система анализа позволяет планомерно и оперативно управлять воспитательно-образовательным процессом в детском саду, оценивать уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, развития детей

Результаты педагогического анализа необходимы, чтобы обогатить содержание функций управления. Особенно сильна эта связь с функцией контроля, в ходе которого осуществляется сбор необходимой информации о педагогическом процессе. В свою очередь, контроль будет недостаточно эффективным, если его данные не подвергаются педагогическому анализу. Очень важно понять отличие этих функций и механизм их взаимодей­ствия, ибо в практике работы они нередко отождествляются. Контроль — специфический вид управленческой деятельности, направленной на сбор, систематизацию и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса (Ю.А. Конаржевский). Таким образом, если контроль способствует получению информации, то педагогический анализ обеспечивает глубину ее познания.

 

 

 

 

2. Содержание педагогического анализа

В отличие от других функций, например планирования или организации, педагогический анализ внешне менее эффективен, он как бы в тени, носит латентный характер, в то время как в действительности он требует максимума интеллектуального напряжения личности, сформированного аналитического мышле­ния, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, систематизировать, синтезировать педагогические факты и явления.

Цель педагогическо­го анализа заключается в раскрытии причин положительных или отрица­тельных явлений педагогического процесса с целью влияния на них.

Основная цель управления – достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. А чтобы этого достичь, необходимо чётко знать положение дел. А это возможно только на основе всестороннего анализа разных сторон деятельности.

Белая К.Ю. предлагает, следующую структуру – анализа конечных результатов прошедшего учебного года – который может быть оформлен в схемах с краткими выводами по каждому подразделу.

1-й подраздел включает анализ:

  • состояния здоровья воспитанников; 
  • заболеваемости детей и сотрудников в течение года,
  • суммарных данных по группам здоровья для организации специальной лечебно­ профилактической работы; 
  • результатов организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания,
  • организации рационального питания и др.

 Здесь же даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.

2-й подраздел включает анализ результатов выполнения программы по всем направлениям. Анализируется уровень познавательного развития детей, социально-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др. Формулируются общие выводы и определяются резервы повышения уровня выполнения программы.

(вашему вниманию предлагаем разные варианты анализа)

В 3-м подразделе анализируются уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития детей, поступающих в школу); успеваемость выпускников детского сада, окончивших 1–3-й класс. Далее следуют общие выводы и указываются резервы повышения результативности работы по данному подразделу.

Пчелкина Ю.В. (Москва) предлагает  составить анализ  успеваемости учеников 1 – 3 классов, воспитанников ДОУ, в следующей форме: (демонстрация)

image

В 4-м подразделе анализируются результаты повышения квалификации и аттестации педагогов; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства); системы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса. Формулируются общие выводы, выявленные тенденции и определяются резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год.

Характеристика пед. кадров также, представлены перед вами. Итоги повышения квалификации и переаттестации педагогов в анализируемом учебном году целесообразно отражать отдельно.

В 5-м подразделе анализируются система взаимодействия с родителями (по результатам анкетирования родителей); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты взаимодействия с другими организациями. Делаются общие выводы. Т.е., в каждом ДОУ собирается банк данных о социальном статусе семей воспитанников, анализируется работа с родителями, участие их в разных мероприятиях, проводимых в ДОУ (конкурсы, выставки, развлечения, праздники, анкетирование и др.). Здесь же можно анализировать организацию тематических выставок («День матери», «Жизнь в детском саду» и др.), дается анализ общих родительских собраний и общественной жизни детского сада.

Итоги административно-хозяйственной работы, а также материально-­технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ анализируются в 6-м подразделе. В данном разделе анализируется проведенный капитальный и косметический ремонт в ДОУ, приобретенное оборудование, мебель, и т.д. Кроме этого, если ДОУ имеет свою специфику, то в анализе следует отразить, какая работа была проведена в данном направлении.

Особое внимание надо уделить опре­делению уровня профессионального мастерства сотрудников, так как именно от них зависит решение поставленных задач. Педагогический анализ способствует выработке более рациональных методов работы и убеждению педагогов пересмотра своей точки зрения на тот или иной прием, достижения более высоких результатов в  воспитании и развитии детей.  Чтобы провести полный и развернутый педагогический анализ, необходимы результаты самооценки и самоанализа воспитателей детского сада, основанные на всестороннем анализе собственной деятельности. Трудности данной работы заключаются в том, что не каждый педагог готов к объективной оценке своей деятельности (заниженная или заниженная). Здесь нам на помощь придет схема определения профессионального мастерства педагогов, предложенная Елжовой Н.В. 

Определение уровня профессионального мастерства педагогов

Если в детском саду есть старший воспитатель, то полезно пред­ложить ему определить уровень сформированности необходимых умений у воспитателей и заполнить нижеследующую таблицу.

п/п

 

ФИО воспитателей

 

Умение

целеобразования

 

Артистичность, пластичность

 

1

 

Иванова М.И.

 

В

 

В/Ср

 

2

 

Петрова Г.И.

 

Ср

 

Н/Ср

 

3

 

 

 

 

 

 

 

Обозначения:

В — высокий уровень,  Ср — средний,  Н-  среднего,  В/Ср — выше среднего, низкий, Н/Ср — ниже

Предлагаем и руководителю заполнить данную таблицу. После чего сравниваются данные руководителя и его заместителя, опреде­ляется, насколько совпадают их оценки. Кроме того, руководитель получает возможность оценить уровень адекватности своей оценки педагогического мастерства воспитателя. Сам факт такого сравнения с последующим его обсуждением есть способ формирования нуж­ных умений у заместителя руководителя, которому делегируется значительная часть полномочий руководителя.

После обсуждения рекомендуется организовать совместное на­блюдение за деятельностью педагогов, оцененных по-разному.

Дополнительно используются данные самооценки воспитателями своих профессиональных умений и навыков. Для более эффективного выбора содержания и форм методиче­ской работы следует предложить воспитателям заполнить анкету.

Анкета для педагогов

Уважаемая……………

Предлагаем Вам ответить на следующие вопросы.

1. Какими видами деятельности Вы увлекаетесь?

2. Какими видами деятельности владеете особенно хорошо?

3. Какие условия Вам необходимы для творческой работы в ДОУ?

4. Какие пособия и материалы Вам необходимы для работы?

5. С кем из воспитателей Вы бы желали работать в паре и почему?

6. По каким разделам программы Вы хотели бы работать углуб­ленно?

7. Какие новые технологии Вы бы хотели изучить?

8. Каким опытом Вы бы хотели поделиться с коллегами?

9. Опыт кого из коллег Вы бы хотели изучить?

10. Какие интересные мероприятия для детей Вы хотели бы пред­ложить?

11. Ваше отношение к работе ДОУ по направлениям:

  •   оздоровительное ___________________________
  •   социальное _________________   ___
  • познавательное ----------------------------
  • эстетическое  --------------------------

Необходимо объяснить, что заполнение анкет нужно для повы­шения продуктивности методической работы. Чтобы оно не было пустой тратой времени, полезно при заполнении анкет с каждым воспитателем проводить собеседование.

Причем выявляется закономерность: чем опытнее воспитатель, тем больше у него проблем. Затем рекомендуется заполнить диагностическую карту возмож­ностей и затруднений педагога, при заполнении которой знаком «+» отмечается, в каких видах работы с детьми воспитатели испы­тывают наибольшее затруднение, а в каких трудностей нет.

После этого данные индивидуальных карт вносятся в сводную таблицу, из которой видно, по каким вопросам у воспитателя боль­ше всего затруднений.

После такого анализа можно приступать к целеобразованию. В результате следует построить иерархию целей и задач деятельности педагогов, определить их соподчинение.

Вначале важно определить стратегическую задачу своего детско­го сада, например повышение конкурентоспособности в условиях окружения ДОУ другими детскими садами.

Возможны также и другие направления деятельности. Например, организация сервисного обслуживания клиентов, создание развива­ющей среды и т.д. Для решения каждой из этих задач можно проду­мать систему более мелких. Построение такой иерархии целей руко­водителя ДОУ поможет глубже понять основные направления дея­тельности, ответить на вопрос, что необходимо делать.

Т.о.,  педагогический анализ осуществляется с целью обобщения передового педагогического опыта, выявления знаний детей, их воспитанности, уровня педагогической работы с детьми, определение эффективности управления,  и  должна быть нацелена на выработку основных направлений деятельности на следующий год.

 

 

3. Виды годового плана

План работы дошкольного учреждения на учебный год разрабатывается на основе нормативных документов министерств образования федерального и регионального уровня, «Программы воспитания и обучения в детском саду», а также на основе анализа работы дошкольного учреждения за истекший период.

Годовой план охватывает все стороны учебно-воспитательной работы ДОУ и предусматривает ее непрерывность и последовательность.

В составлении годового плана принимают участие профсоюзная организация, педагогический коллектив, медицинские работники детского сада. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете.

В практической деятельности у каждого педагогического коллектива свои годовые планы, отличающиеся не только со­держанием, но и формой планирования. Существует множество видов планирования, и каждый руководитель вправе выбрать ту форму написания годового плана, которая устраивает его. Но чтобы план стал реальным, надо со всех сторон проана­лизировать деятельность своего учреждения, т.е. заняться самоанализом.

Новое время способствует проявлению творчества во всех сферах деятельности ДОУ. Этот процесс коснулся и годового планирования. Каждое дошкольное учреждение имеет право выбрать свою форму годового плана. Составить план — значит спроектировать работу, создать модель действий.

Годовой план должен иметь цель, которая осуществляется через решение задач. Потом намечается система деятельности по выполнению данных задач, указываются последовательность действий и сроки выполнения.

Эти условия необходимы для всех видов планирования.

За реализацию годового плана отвечает весь коллектив. Поэтому в плане надо отражать роль каждого педагога в его реализации. На выполнение плана оказывает влияние и окру­жающий социум. И его влияние тоже должно найти отражение в планировании.

Годовой план ДОУ относится к нормативной локальной документации учреждения и может иметь любую форму. Ана­лизируя формы годовых планов ДОУ, публикуемых в периоди­ческой печати или в литературе по дошкольному воспитанию, можно выделить следующие виды планов:

1. Текстовой план

Такой план представляет собой описательный текст, пос­вященный реализации годовых задач. В текстовом материале находят отражение задачи, виды деятельности по их реализа­ции, сроки реализации и перечисляются ответственные лица за реализацию тех или иных мероприятий.

2. Графический план

«Графика» — искусство отображения предметов контур­ными линиями и штрихами. По объему такой план меньше и конкретен. Он позволяет наглядно увидеть весь объем работы по его выполнению. Графический план может кроме текстового материала включать в себя схемы, таблицы, какие-либо услов­ные обозначения.

Но графическое планирование просуществовало в ДОУ недолго.

3. Смешанный план.

Предоставляем вашему вниманию образцы годовых планов ДОУ.

Итак,  можно отметить, что в основном, наиболее удобным для большинства ДОУ в работе оказался смешанный вариант тек­стового и графического плана.

 

 

4. Содержание разделов годового плана

Оформление годового плана работы дошкольного учреждения может быть самым разнообразным. Он может быть составлен в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме: схематично-блочной, календарной (разбитой по месяцам), цикличной по формам работы и т. д. Ориентируясь на основное содержание деятельности и ее направленность на конечные результаты, рассмотрим годовой план работы ДОУ, в котором ежегодно присутствуют одни и те же разделы. Меняются только цели и содержание разделов, которые определяются полученными результатами.

Годовой план принимается и утверждается на собраниях всего трудового коллектива. На новый учебный год следует планировать  2 новые задачи и 1 – 2 на совершенствование (доработку). Годовые задачи не должны меняются в течение года, а запланированные  мероприятия могут корректироваться.

1 вариант плана

Содержание

1. Направления работы в ДОУ,

2. Кадровый потенциал ДОУ.

3. Методическое обеспечение образовательного процесса.

4. Психолого-педагогическое обеспечение педагогического процесса.

5. Работа с родителями.

6. Преемственность со школой.

7. Создание материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.

8. Годовые задачи нового учебного года и пути их реализа­ции.

9. План встреч в «Образовательном салоне»1

 

Основные разделы годового плана работы дошкольного учреждения

Годовой план работы включает следующие разделы:

  • Анализ конечных результатов прошедшего учебного года.
  • Планирование деятельности ДОУ на очередной учебный год:
  • обеспечение здоровья и здорового образа жизни;
  • обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с реализуемой в ДОУ программой;
  • создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;
  • научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
  • взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями;
  • укрепление материально-технической и финансовой базы.

 

Ежегодно планируются мероприятия по перечисленным направлениям деятельности, но цели и задачи формируются разные, в зависимости от полученных результатов.

Годовой план ДОУ должен учитывать все виды ресурсов, их состояние, способы и возможности использования. Приступая к составлению годового плана ДОУ, необходимо помнить, что этот план рассчитан на весь педагогический коллектив учреждения. От каждого педагога зависит, содействует ли его работа выполнению намеченных целей и задач плана. 

Следовательно, при составлении годового плана ДОУ необходимо учитывать кадровый потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, опыт совместной работы, социально-психологический климат учреждения. План работы по конечным результатам предъявляет особые требования к технологии его реализации. Составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом. Обычно это происходит на производственном совещании перед началом нового учебного года (в августе).

Принятие плана работы ДОУ означает начало деятельности по его реализации. Это предполагает, что через короткий промежуток времени коллектив, заинтересованный в реализации плана, собирается и обсуждает выполнение одной из его частей.

Поэтапное обсуждение помогает каждому педагогу понять цель, уточнить способы решения общих задач, а значит, четко представить себе цели своей последующей деятельности. Такая технология реализации при общем сохранении целей и задач годового плана непрерывно конкретизирует цели, методы, способы и формы работы, подвергая их непрерывной коррекции, учитывает личностные особенности каждого педагога ДОУ.

В ходе выполнения годового плана работы зафиксированные в нем цели и задачи приобретают несколько иной характер, уточняются, дополняются конкретными делами, результатами. Анализ планов ДОУ показал, что наибольшие затруднения возникают при формулировании целей и задач. Если всесторонне проанализировать итоги работы за прошедший год, то будет легче определить перспективу на следующий год.

Форма написания:

Схематично-блочная, календарно-месячная, в виде циклограмм, план-схема (оптимальная форма – сочетание текстовой и графической информации).

 В работе дошкольного учреждения используется годовое и текущее планирование.

Годовое планирование

План работы дошкольного учреждения на учебный год разрабатывается на основе нормативных документов министерств образования федерального и регионального уровня, «Программы воспитания и обучения в детском саду», а также на основе анализа работы дошкольного учреждения за истекший период.

Годовой план охватывает все стороны учебно-воспитательной работы ДОУ и предусматривает ее непрерывность и последовательность.

В составлении годового плана принимают участие профсоюзная организация, педагогический коллектив, медицинские работники детского сада. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете.

 

Структура годового плана состоит из:

I. Анализа деятельности учреждения за прошедший учебный год:

 определение уровня развития детей;

 определение психолого-педагогических условий воспитания и обучения, обеспечивающих это развитие:

II. Основных направлений деятельности учреждения с учетом результатов прошлого года, т.е. собственно план.

 1. Методическая (организационно-педагогическая) работа.

 2. Работа с кадрами.

 3. Контроль.

 4. Работа с родителями.

 5. Административно-хозяйственная работа.

 6. Оздоровительная работа.

 

Планирование работы ДОУ по результатам (К.Ю. Белая) подразумевает следующее:

1.Анализ полученных результатов прошедшего учебного года.

2.Планирование деятельности ДОУ на … учебный год.

2.1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни;

2.2. Обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии со стандартами и программой «…….»;

2.3. Создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;

2.4. Научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

2.5. Взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями:

2.6. Укрепление материально-технической базы

 

Содержание плана работы.

  1. Работа с кадрами
    1. Инструктажи. Охрана труда.
    2. Производственное совещание.
    3. Самообразование, Повышение квалификации,
    4. Аттестация,
    5. Работа с молодыми специалистами,
    6. Общественная деятельность сотрудников,
    7. Консультации с обслуживающим персоналом.

 

  1. Организационно- педагогическая работа

2.1. Педсоветы, подготовка к педсоветам.

2.2. Консультации для воспитателей.

2.3. Семинары.

      2.4.Открытые просмотры, работа по линии КМО.

      2.5.Изучение передового педагогического опыта.

      2.6. Психолого-педагогические беседы.

      2.7. Смотры – конкурсы, выставки детского творчества.

      2.8. Музыкальные развлечения, праздники.

      2.9. Физкультурные праздники.

      2.10.Оздоровительно-профилактическая работа. Консультации старшей медицинской сестры, врача.

      2.11.Контроль, руководство.

      2.12. Экскурсии, выступления артистов цирка, театра.                              

 

3.   Работа с родителями, школой и другими организациями.

      3.1. Азбука для родителей – консультации специалистов.

      3.2. Работа с трудными семьями.

      3.3. Родительские собрания.

      3.4. Работа родительского комитета. Субботники.

      3.5. Наглядная агитация.

                             

4.   Административно - хозяйственная работа

  1. Работа с шефами.
  2. Охрана  жизни, здоровья детей и сотрудников.
  3. Материально-техническое обеспечение.
  4. Контроль за организацией  питания.
  5. Оперативное совещание администрации.
  6. Другое…

 

ПРИМЕР НА СЕНТЯБРЬ МЕСЯЦ

 

Вид деятельности

Ответственный

1.

2.

1. Работа с кадрами

1.1. Текущие инструктажи по ОТ,ТБ и охране жизни и здоровья детей

Заведующий

 

1.2. Производственное собрание «Правила внутреннего трудового  распорядка»

Старший воспитатель

1.3.Составление схем  ОПОР, выбор тем по самообразованию, планы

Старший воспитатель

1.4. Составление графика аттестации, плана работы по аттестации

Старший воспитатель

1.5.Составление плана работы с молодыми специалистами

Заведующий

 

1.6.Подготовка у отчетно-выборному профсоюзному собранию

Профком

1.7.Инструктаж с младшим обслуживающим персоналом «Должностные инструкции»

Младший воспитатель

1.8. Правила обработки посуды, проветривание, смена белья и т.д.

Старшая медсестра

2. Организационно-педагогическая работа

2.1. Педагогический совет № 1, установочный

Заведующий

Старший воспитатель

2.2. Использование игровых методов и приемов при  обучении  ФЭМП

-----------(ФИО)

2.3.

-----------(ФИО)

2.4.

-----------(ФИО)

2.5.

-----------(ФИО)

2.6.

-----------(ФИО)

2.7.

 

2.8.

 

2.9.

 

2.10.

 

2.11.

 

2.12.

 

 

Итак, план педагогической работы определяет конкретные задачи, содержание, формы и методы работы с детьми, педагогами, родителями  и социумом на определенный отрезок времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

 

 

Соответствует ли деятельность педагогов по создания условий, комфортного пребывания детей в ДОУ и развитию личности каждого ребенка в детском саду требования программы дошкольного образования?

Найти ответ на этот вопрос, а также, определить пути улучшения воспитательно – образовательного процесса позволяет ежегодный педагогический анализ результативности работы ДОУ, который  направлен на изучение педагогического процесса, его объективную оценку, выделение причин, определивших уровень воспитательно – образовательной работы и последующую выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в ДОУ.

 Годовой план ДОУ является одним из важных компонентов системы планов дошкольного образовательного учреждения. Он нацелен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию работы всего педагогического коллектива в данном учебном году. В соответствии с задачами в плане определены конкретные мероприятия и содержание работы с педагогическим, медицинским и обслуживающим персоналом. План предусматривает мероприятия по педагогическому просвещению родителей и совместную работу со школой.

Фактически выполнение годового плана в целом зависит от  понимания каждым сотрудником его роли в реализации плана. Именно поэтому, многие педагогические коллективы стремятся не только качественно его разработать и выполнить, но и найти эффективные способы анализа его реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

Белая К.Ю. Годовой план работы ДОУ.

"Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения".  http://vospitatel.resobr.ru/

Богославец А. Организация контроля педагогического процесса – одна из функций руководителя\\Дошкольное воспитание, 1999. –  №4.

Даскакова Ф. Детский сад: за равновесие свободы и контроля\\Дошкольное воспитание, 1998. –   №8.

Денякина М. Руководитель детского учреждения – профессия или призвание? Минск, 1997.

Детский сад: книга для заведующих \ Под ред. Л.П. Тарасовой. – М., 1982.

Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении – М., 1995.

Елжанова Н.В. Методическая копилка для педагогов  дошкольного образовательного учреждения. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 250.

Ильясов Д.Ф. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением в современных условиях – Челябинск, 1999.

Калмыкова В.А. Руководство общественным дошкольным воспитанием в РАЙОНО – М., Просвещение, 1988.

Казакова И.Л. Годовое планирование в ДОУ.- М., 2005.

Кичапина Л. Педагогический анализ и его влияния на качество воспитательной работы \\ Дошкольное воспитание, 1979. –  №7.

Князева Н.А. Педагогический анализ в системе работы заместителя заведующей ДОУ по учебно-воспитательной работе \\ Дошкольное образование. Челябинск, 1999.

Ковардакова М.А. Педагогический анализ, как функция управления дошкольным учреждением.//Управление образованием. №5/2002.

Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой – Челябинск, 1978.

Конаржевский Ю.А. Анализ итогов учебного года – Челябинск, 1978.

Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2005. — 76 с.                 

Михно Т. Система контроля за организацией педагогического процесса \\ Дошкольное воспитание, 1991. –  №1.

Мохина Н.В. Предварительный контроль в управлении педагогическим процессом ДОУ// Дошкольное образование. Челябинск, 1999.

Морозова А.Н. Как проанализировать реализацию годового плана дошкольного образовательного учреждения.//Управление образования. №6/2002.

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.- М.: Азбуковник, 1999.- 944 стр.

Поздняк Л.В., Лященко Н.И. Управление дошкольным образованием – М., 1999.

Поздняк Л.В. Заведующий в системе управления дошкольным учреждением \\ Дошкольное воспитание, 1993. –  №1.

Пчелкина В.Ю. Анализ деятельности дошкольного учреждения за учебный год.//Справочник старшего воспитателя. №4/2008.

Троян А.Н. Система педагогического анализа \\ Дошкольное образование. Челябинск, 1999.

Троян А.Н. Педагогический анализ индивидуальной работы \\ Дошкольное воспитание, 1981. –  №8.

Ядэшко В. Учить студентов педанализу \\ Дошкольное воспитание, 1994. – №8.

Пе

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по хореографии в дошкольных учреждениях.

Программа подготовленна для хореографов в детских садах. Она поможет организовать свою работу правильно не только молодым специалистам, но и работникам со стажем....

Система работы дошкольного учреждения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Представлено содержание и методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Сообщение на семинаре "Анализ коррекционного (логопедического) занятия в дошкольном учреждении"

quot;Анализ коррекционного (логопедического) занятия в дошкольном учреждении"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Министерство просвещения Российской Федерации выпустило распоряжение от 9 сентября 2019 г. N р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме Образовательной орган...

Областной семинар для специалистов дошкольных учреждений. Тема:Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ре...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Работа по формированию экономического воспитания, культуры  старших дошкольников очень актуальна и невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы, ее акт...