Эссе "Мой педагогический путь"
материал на тему

Иксанова Марина Александровна

Эта работа была представлена мной на конкурс  "Молодой учитель". В ней описана концепция моей работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математик, как и художник и поэт, создает узоры.

И если его узоры долговечнее,

то это потому что они сотканы из идей.

Г. Г. Харди

ЭССЕ

«Не надо ничего выдумывать в этой жизни, не надо суетиться, жизнь сама подскажет тебе и научит как надо; только зорче гляди и внимательно слушай». Эти слова принадлежат великому Леонардо да Винчи.  Эта мысль объясняет, как я определилась с профессией.

Школа… Учитель… Что это значит для меня? В детстве я мечтала стать  врачом, хореографом, о профессии учителя я даже и не задумывалась.  Но по окончании 11 классов перед каждым выпускником встает выбор дальнейшего продолжения образования, так и мне пришлось выбирать. Современное общество таково, что без качественного образования шансы на успешное благоустройство своей жизни сводятся к минимуму. Я выбрала путь точных наук, получая математическое образование. Так в чем же его плюсы? Математическое образование развивает такие качества как логика, рассудительность,  способность к анализу, точность. К тому же оно усиливает в нас стремление к постоянному познанию и повышает целеустремленность. "Аналитический склад ума", это пожелание к будущему работнику от работодателя так часто звучит в современном мире. Именно математическое образование развивает его в человеке, выводя решение задачи или находя кратчайший пути к разрешению проблемы. Более того, оно приучает к порядку в делах, последовательности в действиях.

С  момента поступления в Кемеровский государственный университет  и начался мой учительский путь. Только по истечении некоторого времени я поняла, это моя судьба. Может быть потому, что я являюсь продолжателем учительской династии, общий стаж которой более 100 лет.  Моя бабушка, Татьяна Константиновна, учитель начальных классов. Много лет она уже не работает, а её ученики не забывают, потому что она была талантливым, мудрым наставником. Моя сестра, Лилия Александровна, учитель истории и обществознания, учила меня с 5 класса, её педагогическая деятельность стала для меня примером. В моём понимании профессия «Учитель» - источник человеческого общения, радости, чувства причастности к рождению нового в этой жизни. Это действительно «профессия дальнего действия, самая главная на земле», ибо она дает возможность, осторожно и бережно прикоснувшись к внутреннему миру ребенка, помочь ему осознать свою собственную значимость, неповторимость и, открыв чудо собственного «Я», по-новому смотреть на мир, научиться ладить с этим миром, не потеряться в нем. Словом, быть социально успешным и адаптированным в жизни человеком.
          Несколько лет назад я впервые неуверенно вошла в класс. Разница в возрасте между мной и старшеклассниками была совсем незаметной. Первые успехи и первые ошибки.…Сейчас я уже поняла главное: мне действительно нравится работать с детьми, школа стала частью моей жизни.  Ежедневно ощущаю на себе сложность и прелесть данной профессии. Успела понять, что дети – благодарные и бескорыстные собеседники. С ними интересно, и им я хочу посвятить свою жизнь.  Я понимаю, что главное – это расположить детей к себе, заинтересовать, стать помощником, может быть, другом. И только потом, обретя их доверие, учить математике.

Почему же я стала математиком? Первое, что я поняла — то, что математика есть искусство. Различие между математикой и другими искусствами, такими, как музыка или рисование, состоит в том, что наша культура не признает ее искусством. Все понимают, что поэты и музыканты создают произведения искусства, выражая себя в слове, картине и звуке. Наше общество, можно сказать, щедро на признание искусством области творчества: архитекторы, шеф-повара и даже телеведущие признаются людьми искусства. Так почему же не математики? Часть проблемы в том, что ни у кого в обществе нет даже приблизительного понятия о том, что же делают математики. Общее понимание, похоже, таково, будто математика как-то связана с естественными науками: математики помогают ученым своими формулами, или вычисляют огромные числа на компьютерах для той или иной научной задачи. Без сомнения, если бы потребовалось поделить мир на «поэтических мечтателей» и «рациональных мыслителей», большинство людей определило бы математиков в последнюю категорию. Математика — чистейшее из искусств, и самое непонятое из них.

Позвольте мне объяснить, что такое математика и чем занимаются математики. Я не нашла лучшего описания, чем то, что дает Г. Г. Харди:

«Математик, как и художник и поэт, создает узоры. И если его узоры долговечнее, то это потому что они сотканы из идей».

Значит, математики сидят и ткут узоры из идей. Какие узоры? Из каких идей? Идеи о носорогах? Нет, оставим их биологам. Идеи о культуре и языке? Обычно нет. Эти вещи слишком сложны на вкус математика. Если мы должны найти объединяющий эстетический принцип математики, то он будет таков: простое — прекрасно. Математикам нравится думать о простых вещах, и самые простые вещи — воображаемые. Математика — искусство, а искусство должно преподаваться действующими мастерами, или, по крайней мере, педагогами, любящими искусство и способными его распознать.  Предмет математики способствует развитию общества в целом и формированию личности каждого отдельного человека.

            Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с создание и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности. И духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определённым методом познания и преобразования мира математическим методом.    Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших,  усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе математической. И наконец, все  специальности, требующие высокого уровня образования, связаны с непосредственным применением математики.  Ценность математического образования определяется огромным потенциалом, которым оно обладает в деле интеллектуального развития, воспитания и просвещения обучаемых.

В связи с этим, я определила следующие цели математического образования:

  1. приобретение конкретных математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; 
  2. интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе; 
  3. формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действи-тельности; 
  4. формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии человеческой цивилизации и современного общества. 

Для улучшения качества знаний и умений я на своих уроках использую индивидуально-дифференцированную методику обучения математике, которая  представляется единственной системой, корректирующей базовый уровень обученности, и, одновременно, содействующей становлению обучающихся как будущих специалистов. Моя модель дифференцированного обучения подразумевает не разработку вариантов методики для разных групп и сравнение полученных результатов, а три варианта методики для разных категорий обучающихся внутри смешанной группы. Эта модель дифференциации представляется  наиболее эффективной, так как повышается качественная успеваемость обучающихся.

Математика является очень значимым, но достаточно сложным предметом в школе и обучить математической грамоте необходимо всех. У школьной математики есть великое преимущество – она стабильна по своей природе - точная наука. Отечественное математическое образование было единым в том смысле, что все советские школы работали по одной программе. В настоящее время ситуация в корне изменилась. Разработано множество примерных учебных школьных программ авторскими коллективами, систематически появляются все новые и новые.  Современный учитель вправе сам выбирать по какой программе работать, адаптировать ее под конкретное количество часов, конкретный класс и т.д., составляя свою рабочую программу.

На сегодняшний день существует огромное количество учебных пособий и для обучающихся и для педагогов.  Я преподаю  по традиционной программе, 7-9 класс (алгебра) Ю.Н. Макарычев, 7-9 класс (геометрия) Л.С. Атансян, 10-11 класс (алгебра) А.Н. Колмогоров, 10-11 классы (геометрия) Л.С. Атанасян. Содержание учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения и рекомендованы Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год.  Применяю в практической деятельности  серию учебных пособий КИМ по предмету. Эти пособия эффективны для проведения тематического контроля в тестовой форме, что способствует подготовке обучающихся уже начиная с 5 класса к сдачи ГИА  ЕГЭ. По геометрии эффективно использую серию пособий: решение задач на готовых чертежах, поскольку, по моему мнению, в учебнике недостаточно задач для отработки навыков чтения чертежей, особенно в 7 классе, когда обучающиеся только начинают изучать геометрию. Стараюсь следить за новинками методической литературы и использовать их в работе для организации внеурочной деятельности, проведения недели математики, подготовки обучающихся к олимпиадам.

В последнее время вопросу совершенствования преподавания математики  уделяется  большое внимание. Разрабатываются новые, более эффективные методы преподавания математики, совершенствуются формы организации уроков. Важное условие совершенствования преподавания математики — я считаю, является усиление ее практической направленности. Одним из путей решения этого вопроса является выработка у обучающихся практических умений и навыков. Существенную роль в повышении эффективности обучения школьников играет сформированность у них практических умений и навыков геометрического характера (конструктивно-географических и измерительных), которые необходимы как для изучения математики, так и для повседневной деятельности.

Одной из форм обучения математики, способствующей развитию и воспитанию ценных графических и вычислительных навыков и умений, необходимых для конструирования и практической деятельности, являются лабораторные, лабораторно-графические и практические работы. Между тем, хочется отметить, что лабораторные, лабораторно-графические и практические работы имеют большое воспитательное и образовательное значение. Они позволяют полнее и сознательнее уяснить математические зависимости между величинами; ознакомить обучающихся  с измерительными и вычислительными инструментами и их применением на практике; установить интегрированные  связи между различными разделами курса математики и другими школьными предметами.  Проведение лабораторных и практических работ по математике с обучающимися вносит разнообразие в уроки; повышает активность и самостоятельность обучающихся; способствует повышению качества знаний обучающихся; делает абстрактные теоретические положения понятными, доступными, наглядными.  При правильной организации работы на уроке воспитывается культура труда (умение организовать рабочее место, содержать его и инструменты в порядке), привычка к систематическому труду, уважение к работе, стремление к познанию и постоянному совершенствованию полученных знаний и навыков. Изящно выполненная работа способствует развитию чувства красоты, удовлетворенности от проделанной работы. Анализируя методическую литературу по математике, можно сделать вывод, что до сих пор нет строгой и четкой классификации лабораторных и практических работ. Однако многие авторы методических пособий и учителя считают, что к «лабораторным занятиям по математике следует отнести те самостоятельные работы обучающихся, которые выполняются посредством наблюдений, сравнений, измерительных и вычислительных инструментов, составления таблиц, вычерчивания графиков, исследования математических формул, чертежей, фигур, с целью установления новых для обучающихся математических фактов, являющихся основой для теоретических выводов и обобщений, и, впоследствии, получающее, по необходимости, строгое логическое доказательство».

Информационное общество характеризуется тем, что в нем главным продуктом производства являются знания. Информатизация математического образования - процесс обеспечения теорией, практикой и методикой преподавания предмета с использованием новых информационных и телекоммуникационных технологий, ориентированных на воплощение психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Информатизация процесса обучения математики направлена на расширение возможностей учебного процесса, контроля, измерения и оценки результатов обучения, научно-исследовательской, проектной, внеучебной деятельности и как результат максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию.

Компьютер на уроке позволяет преподавателю значительно расширить возможности предъявления разного рода информации, способствует активизации внимания ребят, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, воображение и фантазию.

Моё второе педагогическое образование – учитель информатики. Это мне позволяет использовать современные подходы к организации урока математики с использованием ИКТ.  На этапе организации урока я предлагаю провести ролевую игру «Дежурный администратор». Выбирается из числа обучающихся  достаточно хорошо разбирающихся в компьютерных хитростях. Он помогает подготовить класс к уроку (загружает программу, учебный сайт и т. д.) Это мне помогает реализовать такие задачи организационного этапа как:

1. Полная готовность класса и оборудования к работе.

2. Быстрое включение обучающихся в деловой ритм.

3. Доброжелательный настрой учителя и ребят.

На этапе проверки домашнего задания я использую «Электронное домашнее задание». Электронное домашнее задание  - это компьютерное упражнение, выполненное на электронном носителе. На этом этапе формируется навык самооценки и интереса к результатам своей работы.

Этот вид домашнего задания позволяет мне достичь таких результатов как:

  1. Выявление факта выполнения домашнего задания за короткий промежуток времени, устранение типичных ошибок;
  2. Формирование понимания у обучающихся связи выполнения домашней работы с результатами своей деятельности.

При проведении уроков математики я использую мультимедийные презентации, интерактивную доску. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Урок-презентация  обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд). Сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайдов позволяет сконцентрировать  внимание на особо значимых моментах учебной работы.  При закреплении материала можно предложить обучающимся создать проект - компьютерную презентацию.  В конце урока группы защищают созданные мини-проекты. После проведения такого урока можно  предложить ребятам выполнить буклет по данной теме. Хочется отметить, что подобные задания особенно нравятся ребятам, они их охотно выполняют.

Также  на уроках математики, я использую компьютерные программы и обучающие системы, представляющие собой электронные учебники, учебные пособия, тренажеры, лабораторные практикумы, системы тестирования знаний, системы на базе мультимедиа-технологий.

Итак, использование информационных технологий повышает мотивацию обучения, в частности, обучения математике. Тем самым педагогическое воздействие становится менее авторитарным, более демократичным. Компьютерные технологии отличаются направленностью на личность школьника. В их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности обучающегося.

           В наше время одарённость – явление не только педагогическое и психологическое, но и социальное: речь идет о людях, изменяющих и обогащающих нашу жизнь. Следует заметить, что процент одарённых детей в школе несколько выше, чем процент одарённых взрослых.  Почему так происходит? Общество не на должном уровне заботится об организации обучения одарённых детей.

А как быть, если школа  находится в сельской местности? Как мне, молодому учителю, грамотно выстроить работу с одаренными детьми? Для начала я стала разыскивать соответствующую литературу, занялась самообразованием, советовалась с коллегами. Я увидела, что некоторые одарённые дети не склонны демонстрировать свои возможности,  стала продумывать занятия так, чтобы они смогли проявить себя в решении нестандартной задачи и т.д. Для одаренных обучающихся необходим особый подход. Их необходимо обучать не только фактам, алгоритмам, а идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. Использую индивидуальный подход к одаренным обучающимся при составлении карточек-заданий (тестов, самостоятельных, домашних работ и прочее), а также даю простор для творческого самовыражения и самореализации (творческие задания, исследовательские работы, проектные работы, научно-практические работы) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся. В работе с одаренными детьми использую технологию проектного обучения, в сочетании с технологией проблемного обучения, и методикой обучения в «малых группах». Таким образом, у меня сформировалась цель – заботиться о постоянном развитии творческого потенциала ребёнка, создавать для этого все необходимые условия.

Я люблю свою профессию.  Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Моя профессиональная деятельность приносит мне удовлетворение, а блеск в глазах моих учеников свидетельство того, что я на правильном пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет «Педагогическое общение – путь к совершенствованию профессиональной компетентности учителя»

Педсовет «Педагогическое общение – путь к совершенствованию профессиональной компетентности учителя»  Цель: развитие умений перестраивать способы общения, выбирать их оптимальное сочетание, ...

Педагогическая мастерская по теме: «Абу Али ибн Сина (Авиценна), его жизненный путь и достижения».

Данная мастерская, включает в себя два спаренных урока и проводится в 8 классе.Цель данной мастерской: познакомить учащихся с великим учёным, врачом, умнейшим человеком, поэтом –  Абу – Али – Ибн...

Педагогический конфликт. Пути его разрешения

Презентация семинара для педагогов...

Доклад "Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка. Пути предупреждения неуспеваемости"

В предлагаемом докладе речь пойдет о путях предупреждения неуспеваемости, о педагогической поддержке таких детей....

Педагогическая практика – ответственный этап на пути к педагогическому Олимпу

Педагогическая практика - связующее звено между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой. Для многих студентов она становится «открытой дверью» в профессию. Во время педагогической пр...

Мастер-класс по теме "Бинарное внеклассное мероприятие – один из педагогических путей формирования метапредметных коммуникативных УУД в процессе реализации внеурочной деятельности как требование ФГОС"

Данный мастер-класс был проведен в рамках районного семинара по теме "Пути формирования метапредметных коммуникативных УУД в процессе реализации урочной и внеурочной деятельности как требование Ф...

Педагогический путь от студента до учителя

Педагогический путь от студента до учителя...