Педагогический конфликт. Пути его разрешения
презентация по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конфликт – это столкновение 2-х или более людей по поводу нарушения реального или воображаемого интереса Интересы – это те потребности, принципы, взгляды, ущемление которых приводит к конфликту.
Конфликт деструктивен, если он уводит в сторону от более важных проблем и дел; разрушает состояние духа, укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс; поляризует группы людей и ужесточает позиции внутри групп; углубляет различия в ценностных ориентациях; вызывает безответственное или заслуживающее сожаление поведение или проявление насилия.
Конфликт конструктивен, если он открывает для всех острую проблему; приводит к столкновению с реальной проблемой; расширяет вовлечение сотрудников в решение проблем; вызывает реальное общение; дает выход скопившимся эмоциям, тревогам, стрессу; помогает признанию взаимозависимости и укреплению единства; помогает совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт.
Педагогические конфликты могут быть разделены на 3 группы: мотивационные конфликты, возникающие между учителями и учащимися по причине слабой учебной мотивации; конфликты, связанные с недостатками в организации учебного процесса; конфликты взаимодействий
При разрешении конфликтов между учителем и учащимся необходимо учитывать возрастные особенности школьников:
В младших классах конфликты порождены невыполнением дисциплинарных требований. Конфликтная ситуация расценивается учителем как сугубо деловая. В то же время дети в большинстве случаев пока еще не способны определить ее истинный характер и воспринимают позицию педагога как обиду для себя, как лично недоброжелательное отношение к ним. Ребенок может замкнуться в себе, что называется “надуться на взрослого”. В этом случае задача педагога - раскрыть ему истинные причины недовольства, а уже затем показывать необходимость соблюдения предъявляемых требований, разъяснить нецелесообразность продолжения конфликта и нежелательный характер его возможных исходов.
Подросток ощущает себя равноправным участником межличностного конфликта с учителем. Часто возникают противоречия чисто личного характера, связанные с чувством взрослости и стремлением к признанию себя таковым или отсутствием у педагога серьезных объективных оснований для признания его равным себе. Конфликтное поведение может реализоваться в форме резкой конфронтации, быть ярко эмоционально окрашенным и в случае неверной тактики, выбранной учителем, способно привести к устойчивой личной взаимной неприязни и даже вражде.
У старшеклассников, межличностный конфликт с учителем может привести к значительно более серьезным последствиям, чем подобная ситуация с подростком, а тем более с младшим школьником. Порой незначительный, казалось бы, конфликт, носящий личный характер, будучи перенесен в деловую сферу, может во многом повлиять на дальнейшую судьбу юноши и девушки, толкнуть их на неверный шаг, который приведет к многочисленным неудачам вступающего во взрослую жизнь молодого человека.
Подходы к улаживанию столкновений: Чем лучше мы знаем себя, тем более мы в состоянии творчески и конструктивно реагировать на конфликтные ситуации. Чем больше мы подготовлены, тем больше у нас возможностей выбора реакции и создания атмосферы, в которой и мы, и другие сможем творчески среагировать на конфликтную ситуацию.
Прежде всего выясним: Что произошло? В чем проблема? На этом этапе важно попытаться так изложить факты, чтобы все согласились с определением проблемы. Чувства и ценностные оценки должны четко отделяться от фактов.
Выясняем: Какие чувства вы испытываете и что бы вы хотели увидеть в качестве идеального решения? Учителю: Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. (Я – высказывания)
Чаще спрашивайте: «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать именно это?» (Обратная связь) Это уменьшает агрессию.
В любом случае давайте возможность партнеру сохранить свое лицо! (истина всегда рядом)
Давайте партнеру «выпустить пар» Во время его «взрыва» вам помогут упражнения:«Шарик», «Резервуар».
Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не нарушить отношения!
Успехов вам! Подготовила педагог-психолог Усольцева Елена Алексеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
род.собрание "Конфликты и пути их разрешения".
Задачи:1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуациях в семье.2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода их неё. Форма проведения собрания: семинар...
"Конфликты - пути их разрешения!
Статья будет интересна классным руководителям , школьным психологам , социальным педагогам . Она призвана формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения, а ...
конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»
Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы Р...
Конфликт. Пути разрешения конфликтов
Конфликт. Пути разрешения конфликтов...
Доклад "Педагогические конфликты и пути их разрешения"
В докладе раскрывается понятие конфликта, виды конфликтов, способы и пути разрешения педагогических конфликтов....
Конфликт. Пути разрешения конфликтов
Конфликт. Пути разрешения конфликтов...
Семинар «Конфликты. Пути их разрешения»
1. ЗНАКОМСТВО, ПРИВЕТСТВИЕУчастникам предлагается надеть бейджи со своими именами, по очереди представиться и назвать качество или черту характера, свойственную им и начинающуюся с начальной бук...