Педагогическая мастерская по теме: «Абу Али ибн Сина (Авиценна), его жизненный путь и достижения».
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Данная мастерская, включает в себя два спаренных урока и проводится в 8 классе.

Цель данной мастерской: познакомить учащихся с великим учёным, врачом, умнейшим человеком, поэтом –  Абу – Али – Ибн – Синой (Авиценной).

Своей целью, данная мастерская, ставит задач - расширить знания учащихся о великих,  не всегда известных школьникам, учёных – биологах.

Воспитание у учащихся, на примере великого врача, чувства ответственности, любви к Родине и человеку.

Воспитание умения преодолевать трудности и достигать своей цели.

Данную разработку можно использовать в темах: « Науки о человеке», « Кровь и кровообращение», «Пищеварительная система».

В предложенной педагогической мастерской  соблюдены все необходимые этапы деятельности Мастера и учащихся.

В ходе работы в мастерской Мастер  добивается большого эмоционального настроя, включаются чувства учащихся.

Мастер имеет возможность услышать и увидеть результаты деятельности учащихся, понять их ощущения на данном занятии.

В ходе мастерской у ребят рождаются стихи, и они оценивают свой жизненный путь с жизненным путём Абу – Али – Ибн – Сины.

Школьники задумываются об основных ценностях человека.

Данная методика очень интересна, но сложность заключается в том, что требует большой подготовки учителя и умение его настроить учащихся на восприятие материала. Для использования данной методики необходим тесный контакт с учащимися класса, в котором проводится мастерская. Учитель должен быть психологически настроен на контакт с учащимися. Но, несмотря на все сложности проведения мастерской, эта форма работы имеет большое значение в воспитании учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_masterskaya_abu_-_ali_-_ibn_-_sina.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская по теме:

«Абу Али  ибн  Сина (Авиценна), его жизненный путь и достижения». Урок биологии в 8 классе – не менее двух уроков.

          Цель урока: Изучить жизненный путь великого учёного, врача Абу Али          ибн Сины и значение его трудов для поколений.

Задачи: образовательные

Научить  применять достижения Авиценны в жизни. Расширить знания о великом учёном.

Воспитательные задачи: воспитать  целеустремлённую личность на примере Авиценны, умение отстаивать свои убеждения, честность и активную жизненную позицию, чувство коллективизма.

Развивающие:  развить умения:  анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы. Продолжить развитие эмоционального настроя на уроке, формированию воли.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и методические приёмы: эвристическая беседа, диалог, работа в микрогруппах, репродуктивный, частично – поисковый, проблемный.

Средства обучения: дидактические карточки, портреты учёного.

Ход работы

  1. Настрой – индуктор. 5 минут

Ребята, посмотрите на наших гостей, улыбнитесь друг другу.

Закройте глаза, расслабьтесь, вспомните что – нибудь очень хорошее в вашей жизни.

А теперь, доверьтесь мне и мы с вами пройдём очень интересным путём на нашем уроке - мастерской.

Наши гости работают вместе с нами.

Улучшай душу науками,

Чтоб двигаться вперёд

И оставь всё, ибо она –

Всему дом!

Выберите в этом высказывании самое важное, самое главное для вас слово, запишите его в тетради. Прошу каждого ученика назвать самое главное слово, которое он записал.

Это стихи Абу Али ибн Сины (980 – 1037 г).

На доске запись: Абу Али  ибн  Сина. С латинского в переводе Авиценна.

  1. Работа с портретом  (самоконструкция). 10 минут

             Рис 1                 рис  2  

Классу выдаются портреты Абу Али  ибн  Сины.

Посмотрите на портрет, что вы можете сказать об этом человеке, кто он, его черты. Запишите свои ассоциации в тетрадь. (Звучит музыка «Спейс»).

Мастер записывает на доске то, что пишут ученики.

Делаем дополнения к записям на доске и зачитываем то, что дописали в тетрадях.

Как выглядел Абу Али  ибн  Сина?

До недавнего времени не знал никто. Если внимательно посмотреть на древнюю персидскую миниатюру с изображением. Абу  Али  ибн  Сины,   то мы видим великого жизнелюбца и поэта.

Труды самого  Абу Али  ибн  Сины рисуют нам человека мудрого и отважного, прямого и справедливого. Доброго и весёлого с друзьями. Терпеливого и ласкового с больными.

Полного гордого достоинства с правителями.

Он был и героем и мудрецом, и поэтому заслужил бессмертие.

Спрашиваю у ребят, что они записали в тетради?

  1. Работа с печатными материалами (социализация). 10 минут

Ребятам раздаются карточки с печатными материалами.[1]

Содержание карточек:

  1. Абу  Али  ибн  Сина принадлежит к числу гениальных мыслителей средневековья, чьё творчество оказало огромное внимание на развитие философской и естественной мысли.

Ш. Мамедов.

  1. Абу  Али  ибн  Сина, как выдающийся энциклопедист не мог пройти мимо математики, её методов и понятий.

Б. Гнеденко.

  1. В медицине особенно ярко проявился талант Авиценны.

В. Табомен.

  1. Абу  Али  ибн  Сине принадлежит впечатляющее количество поэм.

Б. Шиффар.

  1. Абу  Али  ибн  Сина придавал большое значение правильной постановке школьного воспитания.
  2. Абу  Али  ибн  Сина один из первых предложил систему воспитания детей и подростков.
  3. Важнейший труд Авиценны, посвящённый медицине – пятитомный «Канон врачебной науки».
  4. Чтение о природе Авиценна делил на восемь частей.
  5. Абу  Али  ибн  Сина развил учение о зависимости сложности жизненных проявлений организмов от сложности их строения.
  6. Вопросам медицины посвятил 22 трактата.
  7. В «Каноне» Авиценны точно характеризует анатомические особенности человеческого тела
  8. Авиценна детально описал мышцы, анатомию нервов и сосудистой системы.
  9. Он проложил путь эксперимента в биологии, описал действие различных ядов на организмы животных.

Учащиеся читают содержание представленного текста и записывают самые главные слова, делают дополнения к записям на доске.

Получается:

  1. Мастер прозы.                                           Поэт
  2. Школьное воспитание                               Мыслитель
  3. Философ                                                    Учение о природе
  4. «Канон врачебной медицины»                 Лекарства
  5. Медицина                                                  22 трактата

Дописываю на доске дополнения.

4.Жизненный путь Ибн -  Сины. 10 минут

  1. Разрыв. 10 минут

Звучит музыка из оперы «Юнона и Авось».

Какие чувства возникают у вас при прослушивании музыки.

Предположите и запишите: «Какие трудности могли возникнуть в жизни Авиценны?»

1012 год – заточение  Авиценны в крепость за неповиновение визирю.

Побег из крепости и годы скитаний, преследований.

Спокойно, зажил бы, отраду обретя,

О, если бы познать, кто Я.

Хотя бы раз

Постигнуть для чего скитаюсь

Я сейчас,

А нет – заплакал бы я тысячами

Глаз.

Авиценна работает ещё больше.

Кроме «Канона» до нас дошло ещё более 30 медицинских трудов.[3]

1015 году он пишет труд «Сердечные лекарства», который посвящает болезням сердца и средствам их лечения.

Авиценна величайший хирург.

Он описывает сложнейшие операции на глазах, вправление плеча при вывихе, методы лечения травами черепа и другие операции.

1034 год – здоровье подорвано. Ибн – Сина тяжело болен.

Перед смертью он пишет: [2]

 От праха чёрного и до небесных тел

Я тайны разглядел, мудрейших

 Слов и дел

  Коварства я избёг, распутал все узы

 Лишь узел смерти я распутать

Не сумел.

Труды  Абу Али ибн  Сины достояние всего человечества.

Вот почему его помнят и отмечают его юбилеи.

Его имя поправу стоит в одном ряду с такими именами, как гениальный греческий мыслитель Аристотель, как великие врачи древности Гиппократ и Гален.

Проходят годы, и когда какой - нибудь путешественник спрашивает:

-Кто здесь похоронен?

-Ему негромко отвечают:

«- Это могила Абу  Али  ибн   Сины,

Великого врача и Великого человека».

  1. Работа с материалом, записанным на доске. 5 минут

1952 год – Всемирный Совет Мира постановил: торжественно отметить во всём мире

1000 летие со дня рождения  Абу Али  ибн  Сины.

1954 год – В Иранском городе Хамаджане был поставлен памятник

Абу  Али  ибн  Сине.

  1.  29 апреля – был торжественно открыт новый Мавзолей.
  1. Работа со стихами в группах.         [6]  10минут

Ребята читают стихи и выписывают самое главное.

  1. Пускай клевещут. Не сразят скал

        В горах рогами дикие козлы.

        И не страшна невежд хула и ругань

        Для юноши, чьи помыслы светлы.

  1. Завистникам дивлюсь я неспроста:

         Чернят мой ум их злобные уста

         Я чист душой, не в этом ли причина

         Усердья тех, чья совесть нечиста.

  1. Суть в существе твоём отражена,

         Не сможет долго тайной быть она,

         Не потому ль, что суть любой натуры

         В поступке, словно в зеркале видна.

  1. Когда с моим врагом мой друг находит лад,

Такого друга я оставить буду рад.

Сидевший на змее, ты мухи стерегись

И мёда сторонись, попал в который яд.

  1. И воле подлеца не покорись,

         Не превышай дозволенного меры,

         А запятнаешь честь, как ни винись,

         Как слёз ни лей – слезам не будет веры.

  1. Вино - твой друг, пока тверез, а если [ 7]

         Пьян -  то враг,

         Змеиный яд оно, когда напился, как дурак.

         Немало может быть вреда во многом, дорогой,

         А в малом прок великий есть,

         Что знать обязан всяк.

  1. Он мало пищи должен есть мясной,[6]

         Не пить вина ни капельки одной.

         Всё исключить – от гнева до испуга –

         И ворот не застёгивать свой туго.

  1. Больной, к моим прислушавшись советам,

         Здоровым станет, я уверен в этом

          Когда умрем, то все до одного [5]
          Познаем, что не знаем ничего.

 Авиценна призывает нас к постоянному стремлению познавать себя и окружающий мир.

А теперь просмотрите ваши записи и выделите или одно самое важное слово или одно предложение.

Мы начинаем писать свою книгу об Али   ибн  Сине.

Пишите всё, что вам хочется написать, всё, чем переполнена ваша душа в данный момент.

Возможно, вы напишите стихи.

  1. Зачитывание сочинений (афиширование). 15 минут
  2. Рефлексия.5 минут

Закрыли глаза и включили свои чувства.

А теперь выразите словами: «Как вам работалось?».

Спасибо за работу на уроке!

12.Домашнее задание: подготовить сообщение  о том,  какой вклад внёс Авиценна в учение о природе.

 В чём заключалась система воспитания детей и подростков, предложенная Авиценной?

Написать сочинение на тему: «Авиценна – великий учёный и человек». 2 минуты

Используемая литература:

  1. Ю.Н. Завадовский: «Абу Али ибн Сина Жизнь и творчество». Душанбе, 1980
  2. В.М. Воскобойников: «Великий врачеватель». Молодая гвардия. 1980
  3. Б.Д. Петров: «Ибн - Сина (Авиценна)». М., Медицина 1980.
  4. В.А. Смирнова - Ракитина: «Повесть об Авиценне». М.: Молодая гвардия, 1958 .
  5. А.А. Семенов: «Абу Али ибн Сина (Авиценна)». Душанбе, 1953;
  6. Цитаты из «Рубаи» Ибн - Сины (Авиценны)
    Перевод: Я.Козловский, Н. Стрижков,  Р. Фархади
  7. Урджуза – поэма о медицине. Абу Али ибн Сина  (Авиценна).  Поэма была переведена на латинский язык еще в XII веке Герардом Кремонским (1114—1187), с XV по XVII вв. она печаталась на латыни.[6]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская по теме «Спорт и здоровый образ»

Цели урока:в ходе творческой, самостоятельной индивидуальной и групповой работы с дидактическими материалами актуализировать и развить знание учащихся о здоровье и здоровом образе жизни; формиро...

Урок алгебра в технологии педагогической мастерской по теме "Линейная функция" (7 класс)

Данная разработка представляет собой пошаговый конспект урока с выделением всех этапов, присущих данной технологии....

Методическая разработка занятия по литературе для студентов 2 курса колледжа "Путешествие в страну Поэзии" (Педагогическая мастерская по теме "Лирика")

Данная методическая разработка "Путешествие в страну Поэзии"предназначена для занятий по литературе с применением метода педагогических мастерских....

Тема: "ЕЁ ЖИЗНЬ-ПОДВИГ" (О жизненном пути ветерана Великой Отечественной войны , Заслуженного врача РСФСР ,Почетного жителя Труновского района и с.Донского Ставропольского края Булгаковой Ксении Арсентьевны )

Работа имеет большую практическую направленность,а также способствует формированию устойчивого интереса к изучению жизненного пути ветерана ВОв,заслуженного врача РСФСР, Почетного жителя Труновского р...

Конспект: «Педагогическая мастерская» По теме: «Влияние личности тренера на становление личности спортсмена»

Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности тренеров-преподавателей, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.- изучить структуру лич...

Педагогическая мастерская по теме «Спорт и здоровый образ»

   Цели урока:      актуализировать и расширять  знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни; формировать навыки самостоятельного анализа и оценки...

Технология «Педагогическая мастерская» на примере урока по всеобщей истории «На путях ко Второй мировой войне"

Технология "Педагогическая мастерская" – это форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту...