Педагогическая мастерская по теме: «Абу Али ибн Сина (Авиценна), его жизненный путь и достижения».
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Данная мастерская, включает в себя два спаренных урока и проводится в 8 классе.
Цель данной мастерской: познакомить учащихся с великим учёным, врачом, умнейшим человеком, поэтом – Абу – Али – Ибн – Синой (Авиценной).
Своей целью, данная мастерская, ставит задач - расширить знания учащихся о великих, не всегда известных школьникам, учёных – биологах.
Воспитание у учащихся, на примере великого врача, чувства ответственности, любви к Родине и человеку.
Воспитание умения преодолевать трудности и достигать своей цели.
Данную разработку можно использовать в темах: « Науки о человеке», « Кровь и кровообращение», «Пищеварительная система».
В предложенной педагогической мастерской соблюдены все необходимые этапы деятельности Мастера и учащихся.
В ходе работы в мастерской Мастер добивается большого эмоционального настроя, включаются чувства учащихся.
Мастер имеет возможность услышать и увидеть результаты деятельности учащихся, понять их ощущения на данном занятии.
В ходе мастерской у ребят рождаются стихи, и они оценивают свой жизненный путь с жизненным путём Абу – Али – Ибн – Сины.
Школьники задумываются об основных ценностях человека.
Данная методика очень интересна, но сложность заключается в том, что требует большой подготовки учителя и умение его настроить учащихся на восприятие материала. Для использования данной методики необходим тесный контакт с учащимися класса, в котором проводится мастерская. Учитель должен быть психологически настроен на контакт с учащимися. Но, несмотря на все сложности проведения мастерской, эта форма работы имеет большое значение в воспитании учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_masterskaya_abu_-_ali_-_ibn_-_sina.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая мастерская по теме:
«Абу Али ибн Сина (Авиценна), его жизненный путь и достижения». Урок биологии в 8 классе – не менее двух уроков.
Цель урока: Изучить жизненный путь великого учёного, врача Абу Али ибн Сины и значение его трудов для поколений.
Задачи: образовательные
Научить применять достижения Авиценны в жизни. Расширить знания о великом учёном.
Воспитательные задачи: воспитать целеустремлённую личность на примере Авиценны, умение отстаивать свои убеждения, честность и активную жизненную позицию, чувство коллективизма.
Развивающие: развить умения: анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы. Продолжить развитие эмоционального настроя на уроке, формированию воли.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и методические приёмы: эвристическая беседа, диалог, работа в микрогруппах, репродуктивный, частично – поисковый, проблемный.
Средства обучения: дидактические карточки, портреты учёного.
Ход работы
- Настрой – индуктор. 5 минут
Ребята, посмотрите на наших гостей, улыбнитесь друг другу.
Закройте глаза, расслабьтесь, вспомните что – нибудь очень хорошее в вашей жизни.
А теперь, доверьтесь мне и мы с вами пройдём очень интересным путём на нашем уроке - мастерской.
Наши гости работают вместе с нами.
Улучшай душу науками,
Чтоб двигаться вперёд
И оставь всё, ибо она –
Всему дом!
Выберите в этом высказывании самое важное, самое главное для вас слово, запишите его в тетради. Прошу каждого ученика назвать самое главное слово, которое он записал.
Это стихи Абу Али ибн Сины (980 – 1037 г).
На доске запись: Абу Али ибн Сина. С латинского в переводе Авиценна.
- Работа с портретом (самоконструкция). 10 минут
Рис 1 рис 2
Классу выдаются портреты Абу Али ибн Сины.
Посмотрите на портрет, что вы можете сказать об этом человеке, кто он, его черты. Запишите свои ассоциации в тетрадь. (Звучит музыка «Спейс»).
Мастер записывает на доске то, что пишут ученики.
Делаем дополнения к записям на доске и зачитываем то, что дописали в тетрадях.
Как выглядел Абу Али ибн Сина?
До недавнего времени не знал никто. Если внимательно посмотреть на древнюю персидскую миниатюру с изображением. Абу Али ибн Сины, то мы видим великого жизнелюбца и поэта.
Труды самого Абу Али ибн Сины рисуют нам человека мудрого и отважного, прямого и справедливого. Доброго и весёлого с друзьями. Терпеливого и ласкового с больными.
Полного гордого достоинства с правителями.
Он был и героем и мудрецом, и поэтому заслужил бессмертие.
Спрашиваю у ребят, что они записали в тетради?
- Работа с печатными материалами (социализация). 10 минут
Ребятам раздаются карточки с печатными материалами.[1]
Содержание карточек:
- Абу Али ибн Сина принадлежит к числу гениальных мыслителей средневековья, чьё творчество оказало огромное внимание на развитие философской и естественной мысли.
Ш. Мамедов.
- Абу Али ибн Сина, как выдающийся энциклопедист не мог пройти мимо математики, её методов и понятий.
Б. Гнеденко.
- В медицине особенно ярко проявился талант Авиценны.
В. Табомен.
- Абу Али ибн Сине принадлежит впечатляющее количество поэм.
Б. Шиффар.
- Абу Али ибн Сина придавал большое значение правильной постановке школьного воспитания.
- Абу Али ибн Сина один из первых предложил систему воспитания детей и подростков.
- Важнейший труд Авиценны, посвящённый медицине – пятитомный «Канон врачебной науки».
- Чтение о природе Авиценна делил на восемь частей.
- Абу Али ибн Сина развил учение о зависимости сложности жизненных проявлений организмов от сложности их строения.
- Вопросам медицины посвятил 22 трактата.
- В «Каноне» Авиценны точно характеризует анатомические особенности человеческого тела
- Авиценна детально описал мышцы, анатомию нервов и сосудистой системы.
- Он проложил путь эксперимента в биологии, описал действие различных ядов на организмы животных.
Учащиеся читают содержание представленного текста и записывают самые главные слова, делают дополнения к записям на доске.
Получается:
- Мастер прозы. Поэт
- Школьное воспитание Мыслитель
- Философ Учение о природе
- «Канон врачебной медицины» Лекарства
- Медицина 22 трактата
Дописываю на доске дополнения.
4.Жизненный путь Ибн - Сины. 10 минут
- Разрыв. 10 минут
Звучит музыка из оперы «Юнона и Авось».
Какие чувства возникают у вас при прослушивании музыки.
Предположите и запишите: «Какие трудности могли возникнуть в жизни Авиценны?»
1012 год – заточение Авиценны в крепость за неповиновение визирю.
Побег из крепости и годы скитаний, преследований.
Спокойно, зажил бы, отраду обретя,
О, если бы познать, кто Я.
Хотя бы раз
Постигнуть для чего скитаюсь
Я сейчас,
А нет – заплакал бы я тысячами
Глаз.
Авиценна работает ещё больше.
Кроме «Канона» до нас дошло ещё более 30 медицинских трудов.[3]
1015 году он пишет труд «Сердечные лекарства», который посвящает болезням сердца и средствам их лечения.
Авиценна величайший хирург.
Он описывает сложнейшие операции на глазах, вправление плеча при вывихе, методы лечения травами черепа и другие операции.
1034 год – здоровье подорвано. Ибн – Сина тяжело болен.
Перед смертью он пишет: [2]
От праха чёрного и до небесных тел
Я тайны разглядел, мудрейших
Слов и дел
Коварства я избёг, распутал все узы
Лишь узел смерти я распутать
Не сумел.
Труды Абу Али ибн Сины достояние всего человечества.
Вот почему его помнят и отмечают его юбилеи.
Его имя поправу стоит в одном ряду с такими именами, как гениальный греческий мыслитель Аристотель, как великие врачи древности Гиппократ и Гален.
Проходят годы, и когда какой - нибудь путешественник спрашивает:
-Кто здесь похоронен?
-Ему негромко отвечают:
«- Это могила Абу Али ибн Сины,
Великого врача и Великого человека».
- Работа с материалом, записанным на доске. 5 минут
1952 год – Всемирный Совет Мира постановил: торжественно отметить во всём мире
1000 летие со дня рождения Абу Али ибн Сины.
1954 год – В Иранском городе Хамаджане был поставлен памятник
Абу Али ибн Сине.
- 29 апреля – был торжественно открыт новый Мавзолей.
- Работа со стихами в группах. [6] 10минут
Ребята читают стихи и выписывают самое главное.
- Пускай клевещут. Не сразят скал
В горах рогами дикие козлы.
И не страшна невежд хула и ругань
Для юноши, чьи помыслы светлы.
- Завистникам дивлюсь я неспроста:
Чернят мой ум их злобные уста
Я чист душой, не в этом ли причина
Усердья тех, чья совесть нечиста.
- Суть в существе твоём отражена,
Не сможет долго тайной быть она,
Не потому ль, что суть любой натуры
В поступке, словно в зеркале видна.
- Когда с моим врагом мой друг находит лад,
Такого друга я оставить буду рад.
Сидевший на змее, ты мухи стерегись
И мёда сторонись, попал в который яд.
- И воле подлеца не покорись,
Не превышай дозволенного меры,
А запятнаешь честь, как ни винись,
Как слёз ни лей – слезам не будет веры.
- Вино - твой друг, пока тверез, а если [ 7]
Пьян - то враг,
Змеиный яд оно, когда напился, как дурак.
Немало может быть вреда во многом, дорогой,
А в малом прок великий есть,
Что знать обязан всяк.
- Он мало пищи должен есть мясной,[6]
Не пить вина ни капельки одной.
Всё исключить – от гнева до испуга –
И ворот не застёгивать свой туго.
- Больной, к моим прислушавшись советам,
Здоровым станет, я уверен в этом
Когда умрем, то все до одного [5]
Познаем, что не знаем ничего.
Авиценна призывает нас к постоянному стремлению познавать себя и окружающий мир.
А теперь просмотрите ваши записи и выделите или одно самое важное слово или одно предложение.
Мы начинаем писать свою книгу об Али ибн Сине.
Пишите всё, что вам хочется написать, всё, чем переполнена ваша душа в данный момент.
Возможно, вы напишите стихи.
- Зачитывание сочинений (афиширование). 15 минут
- Рефлексия.5 минут
Закрыли глаза и включили свои чувства.
А теперь выразите словами: «Как вам работалось?».
Спасибо за работу на уроке!
12.Домашнее задание: подготовить сообщение о том, какой вклад внёс Авиценна в учение о природе.
В чём заключалась система воспитания детей и подростков, предложенная Авиценной?
Написать сочинение на тему: «Авиценна – великий учёный и человек». 2 минуты
Используемая литература:
- Ю.Н. Завадовский: «Абу Али ибн Сина Жизнь и творчество». Душанбе, 1980
- В.М. Воскобойников: «Великий врачеватель». Молодая гвардия. 1980
- Б.Д. Петров: «Ибн - Сина (Авиценна)». М., Медицина 1980.
- В.А. Смирнова - Ракитина: «Повесть об Авиценне». М.: Молодая гвардия, 1958 .
- А.А. Семенов: «Абу Али ибн Сина (Авиценна)». Душанбе, 1953;
- Цитаты из «Рубаи» Ибн - Сины (Авиценны)
Перевод: Я.Козловский, Н. Стрижков, Р. Фархади - Урджуза – поэма о медицине. Абу Али ибн Сина (Авиценна). Поэма была переведена на латинский язык еще в XII веке Герардом Кремонским (1114—1187), с XV по XVII вв. она печаталась на латыни.[6]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая мастерская по теме «Спорт и здоровый образ»
Цели урока:в ходе творческой, самостоятельной индивидуальной и групповой работы с дидактическими материалами актуализировать и развить знание учащихся о здоровье и здоровом образе жизни; формиро...
Урок алгебра в технологии педагогической мастерской по теме "Линейная функция" (7 класс)
Данная разработка представляет собой пошаговый конспект урока с выделением всех этапов, присущих данной технологии....
Методическая разработка занятия по литературе для студентов 2 курса колледжа "Путешествие в страну Поэзии" (Педагогическая мастерская по теме "Лирика")
Данная методическая разработка "Путешествие в страну Поэзии"предназначена для занятий по литературе с применением метода педагогических мастерских....
Тема: "ЕЁ ЖИЗНЬ-ПОДВИГ" (О жизненном пути ветерана Великой Отечественной войны , Заслуженного врача РСФСР ,Почетного жителя Труновского района и с.Донского Ставропольского края Булгаковой Ксении Арсентьевны )
Работа имеет большую практическую направленность,а также способствует формированию устойчивого интереса к изучению жизненного пути ветерана ВОв,заслуженного врача РСФСР, Почетного жителя Труновского р...
Конспект: «Педагогическая мастерская» По теме: «Влияние личности тренера на становление личности спортсмена»
Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности тренеров-преподавателей, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.- изучить структуру лич...
Педагогическая мастерская по теме «Спорт и здоровый образ»
Цели урока: актуализировать и расширять знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни; формировать навыки самостоятельного анализа и оценки...
Технология «Педагогическая мастерская» на примере урока по всеобщей истории «На путях ко Второй мировой войне"
Технология "Педагогическая мастерская" – это форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту...