Педагогическая практика – ответственный этап на пути к педагогическому Олимпу
статья по теме
Педагогическая практика - связующее звено между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой. Для многих студентов она становится «открытой дверью» в профессию. Во время педагогической практики у студента происходит рассогласование "модели" идеального учителя и "реального", формируется образ "оптимального" учителя, конкретного человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_praktika.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Рязанцева Ирина Валериевна,
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория
МКО СОШ № 4 г.Куйбышев НСО
Педагогическая практика – ответственный этап на пути к педагогическому Олимпу
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!
Подчеркивая важность учебной педагогической практики, известный педагог П.П. Блонский писал, что "педагогике невозможно научить книгами... Также необходима практика, но не копирующая (такая практика убийственна), а творческая и осознающая" [2, с. 165].
Педагогическая практика для студента является очень сложным и ответственным этапом на пути к профессии учителя. Проблема профессионального становления студента в ходе педагогической практики осложняется и тем, что одна деятельность, еще незавершенная (учебная), накладывается на другую (педагогическую), имеющую принципиально другие средства.
Педагогическая практика - связующее звено между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой. Для многих студентов она становится «открытой дверью» в профессию. Во время педагогической практики у студента происходит рассогласование "модели" идеального учителя и "реального", формируется образ "оптимального" учителя, конкретного человека.
Хорошо известно, что сформированность профессионального интереса способствует положительному отношению студентов к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную учебную деятельность. Если студент выбрал профессию, полюбил ее, то, безусловно, будет стремиться приобретать и развивать свои знания, совершенствовать умения и навыки в этой области, а в дальнейшем попытается реализовать их в своей работе.
Студент, пришедший в школу без любви к своей профессии, превращается в урокодателя, для которого личность ученика – на втором плане. Такой преподаватель не сможет осуществлять духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. [5, с. 77].
Именно во время прохождения педпрактики студент может реализовать себя в качестве учителя, проявить свои профессиональные и творческие способности, убедиться в правильности выбора будущей профессии.
Как расценивают сами студенты цель педагогической практики?
- Почти все студенты считают, что смысл педагогической практики заключается в том, что она дает возможность "примерить" на себе роль учителя.
- Для некоторых студентов педагогическая практика - это возможность применять теоретические знания на практике.
- Есть такие, которые отмечают, что смысл педагогической практики в приобретении навыков общения с детьми.
- Очень редко находятся студенты, которые считают, что цель практики в школе - вооружение учащихся знаниями.
В процессе нескольких лет работы со студентами-практикантами были выявлены трудности, с которыми они сталкиваются во время прохождения педагогической практики в школе:
- Налаживание дисциплины в классе;
- Проблемы психологической подготовки к уроку;
- Отбор учебного материала к уроку;
- Отсутствие контакта с классом.
Вторая трудность связана с переводом теоретического знания в плоскость решения педагогических проблем. Студенты, имея в целом хорошие теоретические знания в области педагогики, психологии, методики, испытывают серьезные трудности при их применении в учебно-воспитательном процессе.
Беседы с начинающими учителями, свидетельствуют, что сами они дают положительную оценку своей подготовке как учителя-предметника, значительно ниже как учителя-организатора, учителя-воспитателя. Именно практических знаний и глубокого понимания условий и смысла педагогической деятельности, психологической готовности не хватает студентам.
Как, например, наладить в классе дисциплину? Как в течение урока удерживать внимание учащихся? Как научиться не бояться детей? Что делать в каждом конкретном случае не с обобщенным, а с конкретным ребенком? Именно эти и многие подобные проблемы встают перед студентами в процессе педагогической практики.
Многолетнее руководство педагогической практикой студентов, наблюдения за их работой в школе, анализ итогов исследования позволяют сделать следующий вывод. В педагогической практике, как представляется, изначально присутствуют факторы, препятствующие творческой деятельности будущего учителя. К числу таких факторов можно отнести:
- слабую уверенность студента в своих силах;
- сильную привязанность к определенным схемам, установку на заданный способ организации учебно-воспитательного процесса;
- опасение контроля со стороны методиста кафедры, учителя-предметника, однокурсников;
- боязнь ошибиться и в связи с этим быть понятым неправильно;
- состояние повышенной тревожности, чрезмерно сильная концентрация внимания на своих переживаниях и т.д.
Необходимо научить студентов нейтрализовать эти факторы. Педагогическая практика должна носить личностно-ориентированный, творческий характер и способствовать выработке индивидуального стиля педагогической деятельности. Ее главным итогом должна быть твердая убежденность студентов в правильности однажды сделанного выбора - стать учителем, посвятить себя самой гуманной профессии на земле - воспитанию человека.
Библиографический список
1. Барбина Е.С. Теоретико-методологические основы профессинальной подготовки будущих учителей. Научно-методическое пособие. - Херсон, 2001. - 70 с.
2. Блонский П.П. Мои воспоминания. М., 1971.
3. Кулюткин ЮН. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы пси-
хологии. 1986. № 2. С. 26-30.
4. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. № 7.
С. 82-88.
5.Тесля Е.Б. Формирование профессионального интереса у будущих учителей // Педагогика. – № 7. – 2000. – С. 75-79.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация педагогической практики пробных уроков - 1 этап: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек, С.Г. Питкевич)
В данных рекомендациях предлагаются методические материалы по организации практики «Пробные уроки и занятия» (I этап). Студенты педколледжа, обучающиеся...
Организация педагогической практики пробных уроков - 2 этап: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек, Н.П. Клещеногова)
В данных рекомендациях предлагаются методические материалы по организации практики «Пробные уроки и занятия» (II этап). Студенты педколледжа, обучающиеся по сп...
Педагогическая практика "Пробные уроки и занятия - 2 этап": сборник дидактико-методических материалов (С.В. Грек, Г.В. Степаненко)
В данном сборнике предлагаются методические материалы по организации практики «Пробные уроки и занятия» (II этап). Студенты педколледжа, обучающиеся по специаль...
Очный (практический) этап для участников-финалистов Конкурса лучших педагогических практик преподавания родных языков народов России
В рамках проекта «Создание и обеспечение функционирования единого банка педагогических практик преподавания родных языков народов России» при поддержке Министерства просвещения Российской ...
Современный этап педагогической практики
Презентация...
педагогическая практика наставничества "Путь к успеху"
Описание педагогической практики наставничества учителя-предметника...
Выступление на Межрайонной педагогической конференции «Качественное образование через эффективные управленческие педагогические практики»
Выступление по дополнительному образованию "Допонимание как способ повышения качества итоговой аттестации"...