Педагогическая практика – ответственный этап на пути к педагогическому Олимпу
статья по теме

Рязанцева Ирина Валериевна

Педагогическая практика - связующее звено между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой. Для многих студентов она становится «открытой дверью» в профессию. Во время педагогической практики у студента происходит рассогласование "модели" идеального учителя и "реального", формируется образ "оптимального" учителя, конкретного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_praktika.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Рязанцева Ирина Валериевна,

учитель русского языка и литературы

высшая квалификационная категория

МКО СОШ № 4 г.Куйбышев НСО

Педагогическая практика  – ответственный этап на пути к педагогическому Олимпу

Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!

         Подчеркивая важность учебной педагогической практики,  известный педагог П.П.  Блонский писал,  что  "педагогике невозможно научить книгами...  Также необходима практика,  но не копирующая  (такая практика убийственна),  а творческая и осознающая" [2,  с. 165].  

        Педагогическая практика для студента является очень сложным и ответственным этапом на пути к профессии учителя. Проблема профессионального становления студента в ходе педагогической практики осложняется и тем,  что одна деятельность,  еще незавершенная  (учебная),  накладывается на другую (педагогическую),  имеющую принципиально другие средства.

    Педагогическая практика - связующее звено между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой. Для многих студентов она становится «открытой дверью» в профессию. Во время педагогической практики у студента происходит рассогласование "модели" идеального учителя и "реального", формируется образ "оптимального" учителя, конкретного человека.

        Хорошо известно, что сформированность профессионального интереса способствует положительному отношению студентов к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную учебную деятельность. Если студент выбрал профессию, полюбил ее, то, безусловно, будет стремиться приобретать и развивать свои знания, совершенствовать умения и навыки в этой области, а в дальнейшем попытается реализовать их в своей работе.

Студент, пришедший в школу без любви к своей профессии, превращается в урокодателя, для которого личность ученика – на втором плане. Такой преподаватель не сможет осуществлять духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. [5, с. 77].

       Именно во время прохождения педпрактики студент может реализовать себя в качестве учителя, проявить свои профессиональные и творческие способности, убедиться в правильности выбора будущей профессии.

          Как расценивают сами студенты цель педагогической практики?

  1. Почти все студенты считают,  что смысл педагогической практики заключается в том,  что она дает возможность  "примерить"  на себе роль учителя.
  2. Для некоторых  студентов педагогическая практика -  это возможность применять теоретические знания на практике.
  3. Есть такие, которые   отмечают,  что смысл педагогической практики в приобретении навыков общения с детьми.
  4. Очень редко находятся студенты, которые считают,  что цель практики в школе -  вооружение учащихся знаниями.

      В процессе нескольких лет работы со студентами-практикантами были выявлены трудности, с которыми они сталкиваются во время прохождения педагогической практики в школе:

  1. Налаживание дисциплины в классе;
  2. Проблемы психологической подготовки к уроку;
  3.  Отбор учебного материала к уроку;
  4. Отсутствие контакта с классом.  

         Вторая трудность связана с переводом теоретического знания в плоскость решения педагогических проблем.  Студенты,  имея в целом хорошие теоретические знания в области педагогики,  психологии,  методики,  испытывают серьезные трудности при их применении в учебно-воспитательном процессе.

         Беседы с начинающими учителями, свидетельствуют, что сами они дают положительную оценку своей подготовке как учителя-предметника, значительно ниже как учителя-организатора, учителя-воспитателя. Именно практических знаний и глубокого понимания условий и смысла педагогической деятельности, психологической готовности не хватает студентам.
Как, например, наладить в классе дисциплину? Как в течение урока удерживать внимание учащихся? Как научиться не бояться детей? Что делать в каждом конкретном случае не с обобщенным, а с конкретным ребенком? Именно эти и многие подобные проблемы встают перед студентами в процессе педагогической практики.

      Многолетнее руководство педагогической практикой студентов,  наблюдения за их работой в школе,  анализ итогов исследования позволяют сделать следующий вывод.  В педагогической практике,  как представляется,  изначально присутствуют факторы,  препятствующие творческой деятельности будущего учителя.  К числу таких факторов можно отнести:

  1. слабую уверенность студента в своих силах;
  2.  сильную привязанность к определенным схемам,  установку на заданный способ организации учебно-воспитательного процесса;
  3. опасение контроля со стороны методиста кафедры, учителя-предметника,  однокурсников;
  4. боязнь ошибиться и в связи с этим быть понятым неправильно;
  5.  состояние повышенной тревожности,  чрезмерно сильная концентрация внимания на своих переживаниях и т.д.

         Необходимо научить студентов нейтрализовать эти факторы.  Педагогическая практика должна носить личностно-ориентированный,  творческий характер и способствовать выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.  Ее главным итогом должна быть твердая убежденность студентов в правильности однажды сделанного выбора -  стать учителем,  посвятить себя самой гуманной профессии на земле - воспитанию человека.

Библиографический список

1. Барбина Е.С. Теоретико-методологические основы профессинальной подготовки будущих учителей. Научно-методическое пособие. - Херсон, 2001. - 70 с.

2.  Блонский  П.П. Мои воспоминания. М., 1971.

3. Кулюткин ЮН. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы пси-

хологии. 1986. № 2. С. 26-30.

4. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. № 7.

С. 82-88.

5.Тесля Е.Б. Формирование профессионального интереса у будущих учителей // Педагогика. – № 7. – 2000. – С. 75-79.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация педагогической практики пробных уроков - 1 этап: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек, С.Г. Питкевич)

          В данных рекомендациях предлагаются методические материалы по организации практики «Пробные уроки и занятия» (I этап). Студенты педколледжа, обучающиеся...

Организация педагогической практики пробных уроков - 2 этап: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек, Н.П. Клещеногова)

        В данных рекомендациях предлагаются методические материалы по организации практики «Пробные уроки и занятия» (II этап). Студенты педколледжа, обучающиеся по сп...

Педагогическая практика "Пробные уроки и занятия - 2 этап": сборник дидактико-методических материалов (С.В. Грек, Г.В. Степаненко)

       В данном сборнике предлагаются методические материалы по организации практики «Пробные уроки и занятия» (II этап). Студенты педколледжа, обучающиеся по специаль...

Очный (практический) этап для участников-финалистов Конкурса лучших педагогических практик преподавания родных языков народов России

В рамках проекта «Создание и обеспечение функционирования единого банка педагогических практик преподавания родных языков народов России» при поддержке Министерства просвещения Российской ...

педагогическая практика наставничества "Путь к успеху"

Описание педагогической практики наставничества учителя-предметника...

Выступление на Межрайонной педагогической конференции «Качественное образование через эффективные управленческие педагогические практики»

Выступление по дополнительному образованию "Допонимание как способ повышения качества итоговой аттестации"...