Деловая игра по экономике
план-конспект урока (11 класс) по теме

Мирзаханян Нона Суреновна

Это  модель рыночных отношений. В рамках игры ребята проходят всю производственно-сбытовую цепочку, начиная с регистрации компании, производства продукта, его продажи, закупки ресурсов на его производство и т.д., заканчивая выбором роли своей компании в экономике страны. Проводимый по завершении игры анализ выбранных ребятами игровых стратегий  (кто-то будет стремиться организовать других и повести их за собой, кто-то выберет стратегию подчинения и т.д.) помогает им лучше узнать себя, свои сильные стороны и особенности. Показать связь различных рынков и принципы создания равновесия на каждом из них

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon di_ekonomika_polnaya_versiya.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Экономика»

Цель

Это  модель рыночных отношений. В рамках игры ребята проходят всю производственно-сбытовую цепочку, начиная с регистрации компании, производства продукта, его продажи, закупки ресурсов на его производство и т.д., заканчивая выбором роли своей компании в экономике страны. Проводимый по завершении игры анализ выбранных ребятами игровых стратегий  (кто-то будет стремиться организовать других и повести их за собой, кто-то выберет стратегию подчинения и т.д.) помогает им лучше узнать себя, свои сильные стороны и особенности.Показать связь различных рынков и принципы создания равновесия на каждом из них

Задачи

• Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению.

• Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.

• Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.

• В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.

• Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.

• Данный метод провоцирует включение рефлексивных процессов, предоставляет возможность интерпретации, осмысления полученных результатов.

Краткое содержание/суть

Несколько рынков в пределах одной страны – товарный рынок, фондовый рынок и кредитный рынок. На каждом рынке происходят итерации. В течение каждой итерации идет поиск равновесия между спросом и предложением, заключаются сделки.

Этапы и время

Введение – 30 мин

  1. 15 мин – общая презентация игры. Описание участников рынка. Детям предлагают выбрать, в какую категорию пойти. Те, кто не определился, тянут бумажки с обозначением роли и расходятся по группам
  2. 15 мин – внутри групп координатор группы раздает разноцветные бейджи на булавках для обозначения роли ребенка, а также описание игры (какова цель по этой роли, что нужно делать, чтобы победить, какая последовательность действий). Дает время на прочтение и отвечает на вопросы

Каждый такт – 20 мин. Всего 5-7 тактов

  1. Трейдеры
  1. 15 мин – трейдеры определяют цены для каждой из четырех компаний
  1. Если это занимает в два раза меньше времени (что маловероятно) – то определяют цены еще раз (фактически без новой информации, спекуляция). При этом за этап проходит две игры, но на остальные сектора влияет только результат последней.
  1. 5 мин (или сколько осталось времени) – трейдеры идут на товарный рынок и наблюдают за деятельностью компаний. Анализируют отчетности компаний (вывешены на стене), покупают услуги консультантов (по желанию), общаются с пиарщиками
  1. Компании
  1. 5 мин – компания внутри себя совещается, какой спрос она прогнозирует;
  1. финансист берет кредит у банкиров (и может продолжать это делать в течение всего такта). Если компания стала самой худшей по итогам торгов (наибольшее отрицательное изменение цены), то ей дают кредит не более чем на два товара/услуги. Если компания стала самой лучшей по итогам торгов (наибольшее положительное изменение цены), то банкиры выдают беспроцентный кредит (ставку процента им при этом компенсируют организаторы, т.е. для банкиров нет разницы)
  2. одновременно производители закупают ресурсы в соответствии с прогнозируемым спросом
  3. одновременно сейлзы продумывают маркетинговую стратегию («чем завлечь потребителя»)
  1. 10 мин – сейлзы расставляют продукты (если требуется). Дальше каждой компании дается по 40-50 сек презентации своего товара. Когда все сейлзы закончили презентовать, то остается время на личное общение. Потребители принимают решения, покупать ли (и у кого). Финансисты продолжают общаться с банками
  2. 5-10 мин – финансист заполняет отчет о прибылях и убытках. В то же время поставщик услуг и остальные сотрудники предоставляют услуги
  1. Банкиры
  1. 20 мин – специалист по кредитам выдает кредиты компаниям. Специалист по вкладам пытается привлечь на свои депозиты потребителей. Те депозиты, которые они не смогли распределить по кредитам, банкиры кладут под более низкую (чем кредитная) процентную ставку к организаторам (организаторы на свое усмотрение могут менять ставку раз в период, ориентируясь на рынок). Если ситуация обратная – кредитов выдано больше, чем привлечено вкладов – то банкиры могут занять деньги у организаторов (под более высокую процентная ставка). В течение всего такта банкиры продумывают стратегию банковских продуктов для следующего такта. Казначей ведет отчетность по банку и продумывает общую стратегию на следующий период, включая маркетинговые шаги
  1. Потребители
  1. 5 мин – выбирают депозиты (условия по депозитам банки вывешивают на листочках, все видно и доступно, плюс дополнительно рассказывают условия для любимых клиентов)
  2. 10 мин – выбирают товары и услуги
  3. 5 мин – если у потребителей остается время (допустим, они ничего не покупали в этом такте), то они могут еще раз более осмысленно посмотреть на ставки и пообщаться с банкирами
  1. Консультанты
  1. 20 мин – ходят вокруг и изучают поведение компаний, а также . Когда трейдеры освободились – предлагают им свои услуги (информацию).

Корректировка ролей детей на месте – за счет уменьшения числа потребителей либо за счет трейдеров. Остальные группы остаются неизменными

Порядок распределения детей по группам

Дети сначала могут распределиться по желанию, а оставшиеся вытягивают бумажки с указанием роли

Ресурсы

  1. Бейджи разного цвета с указанием роли
  2. Полоски текста с указанием роли – для жеребьевки
  3. Ватманы на стены
  4. Ресурсы для предоставления товаров и услуг (например, фломастеры и другие разноцветные канцтовары для рисунков)
  5. Напечатанные «лицензии» для продажи компаниям

Фондовый рынок

  1. Участники
  1. 30 трейдеров
  1. Цели участников
  1. Максимизация собственной прибыли. Рост прибыли происходит в том случае, если они покупают акции дешевле, чем впоследствии продают. Еще один вариант – если они сначала продают акции дороже, чем потом покупают («шортят» акции).
  1. Нулевой этап
  1. По каждой компании доступно 15 акций (равно половине трейдеров, поскольку на каждом этапе мы должны прийти к равновесной цене по каждой компании, когда число покупающих трейдеров равно числу продающих трейдеров). Акции случайным образом распределяются между трейдерами в начале игры (вытягивание)
  2. Собственных средств у трейдеров нет, их финансовый результат определяется в результате изменения цен акций
  1. Определение равновесия в течение этапа
  1. На нулевом этапе трейдерам говорят, что пока что каждая из 8 акций (2 публичных компании-эмитента в 4 странах) стоила по 50 рублей. Необходимо определить новые цены – цены текущего этапа
  2. Организатор рынка говорит, что каждый трейдер должен про себя определить, по какой цене он бы купил акцию первой компании, а по какой – продал бы
  3. Организатор рынка предлагает цену первой компании – 50 рублей. Ребята, которые готовы были бы купить эту акцию по такой цене, становятся влево, которые готовы были бы продать по такой цене – становятся вправо. Нужно сразу объяснить, что если трейдер был готов купить, например, по 60, то по 50 он тем более готов купить (т.к. это дешевле). То же самое касается продажи – если он был готов продать по 40, значит продать по 50 он тоже готов.
  4. Если желающих купить акцию больше, чем желающих продать, то организатор рынка предлагает новую цену выше 50 рублей. Шаг цены – не менее 5 рублей. Если желающих продать акцию больше, чем желающих купить, то организатор предлагает новую цену ниже 50 рублей
  5. Таким образом, организатор «нащупывает» цену, по которой число желающих купить акцию равно числу желающих продать акцию. Если складывается ситуация, близкая к равновесной, но не равновесная (например, 16 против 14 при цене 50 и 13 против 17 при цене 55), то организатор предлагает участникам договориться. Если переговоры ни к чему не приводят в течение одной минуты, то организатор выбирает цену, более близкую к равновесной, а дальше участники, оказавшиеся в большинстве, тянут жребий – кто из них переходит к меньшинству. Организатор предоставляет участникам число полосок по числу большинства, в которой 15 названий роли большинства и оставшееся число названий роли меньшинства
  1. Последствия равновесия
  1. После того, как равновесная цена по данной акции найдена, она фиксируется – это капитализация компании по результатам данного этапа, которая влияет на ее дальнейшие возможности в игре
  2. Каждому трейдеру в его таблицу записывается цена акции – с минусом, если он купил акцию (т.е. как бы заплатил деньги), и с плюсом – если он ее продал (на нулевом этапе у трейдера 4 акции, которые он вытянул, имеют значение -50, а 4 акции, которые он не вытянул – значение +50). По итогу игры определяется чистый финансовый результат, который равен сумме значений по столбцу для каждой компании. Итоговый финансовый результат трейдера равен сумме результатов по каждой компании. Пример:

Компании

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

Цена 0 этапа

-50

-50

+50

+50

+50

-50

-50

+50

Цена 1 этапа

+55

-52

-51

+48

+53

+60

+50

-50

Цена 2 этапа

+60

+45

+41

-44

-49

+52

-58

-40

Цена 3 этапа

-58

+43

-57

-42

-45

-53

+60

+55

Результат

7

-14

-17

12

9

9

2

15

Итог

23

  1. Каждый трейдер должен «закрыть позицию» по каждой акции к концу игры – это значит, что акция должна быть куплена столько же раз, сколько продана (т.е. число минусов в таблице по столбцу равняется числу плюсов). Для того, чтобы трейдеры успели закрыть позиции, организатор должен заранее предупреждать, какое ориентировочное число раундов осталось. Можно ввести правило, по которому трейдер может купить (или продать) акцию не более четырех раз подряд – это будет гарантировать, что за четыре следующих раунда он успеет ее продать (или купить, соответственно).
  2. Это «игра с нулевой суммой» - т.е. сколько рублей будет заработано, столько же рублей будет и проиграно. Таким образом, не получится, что все трейдеры получат только прибыль или только убыток.
  1. Возможные операции
  1. Трейдер может на каждом этапе купить или продать только одну акцию по каждому эмитенту
  2. Трейдер не может воздержаться от торгов – таким образом, он обязан либо докупить акцию, либо продать ее
  3. Трейдер может «шортить» - даже если у него нет акции, он может ее продать, с обязательством купить ее в течение любого из следующих этапов
  1. Влияние на цену акций
  1. Трейдерам объясняют, что цена акции обычно растет в том случае, если у компании улучшается финансовое положение – т.е. растет ее прибыль. Цена акции понижается, если компания начинает терпеть убытки. Трейдеры имеют две возможности, чтобы оценить состояние дел в каждой компании:
  1. Они могут посмотреть отчеты у каждой компании – после каждого этапа трейдинга трейдерам дается специальное время на оценку рынка. В отчете компании указывается динамика их выручки и прибыли. Трейдеры берут отчеты у пиарщиков и слушают их презентации компаний
  2. Они могут воспользоваться услугами консультантов по стандартному прайсу – например, 2 рубля на этап. Консультанты в ходе игры собирают всю информацию с компаний, оценивая, кто из них, например, играет стратегически и имеет больше шансов заработать, а кто все время совершает ошибки. В этом смысле консультанты имеют преимущество перед трейдерами в объеме доступной информации, так как это их работа. Кроме того, консультанты могут рассказать трейдеру о том, о чем ему может не сказать компания – например, что в этом периоде у них случисля катаклизм (такие будут вводиться по жребию по ходу игры). Так что услугами консультантов может быть выгодно воспользоваться (если услугами консультантов никто не будет пользоваться, то можно либо снизить стоимость их работы, либо перевести их в ранг потребителей)

Товарный рынок

  1. Участники
  1. По 2 компании в 4 странах  итого 8 компаний. В каждой компании 4 сотрудника – финансист (для взаимодействия с банками и составления отчета), пиарщик (для взаимодействия с трейдерами), производитель (собственно для принятия решения о том, сколько и чего производить) и сейлз (для продажи). Итого: 8 финансистов, 8 пиарщиков, 8 производителей и 8 сейлзов. Каждый сотрудник компании является по совместительству рабочей силой для реализации услуг потребителям. Кроме того, каждый имеет возможность участвовать в совместном принятии решений, хотя решающее слово остается за профильным сотрудником.
  2. По 8 потребителей в 4 странах  итого 32 потребителя
  1. Цели участников
  1. Цель компании – максимизация прибыли. Достигается в том случае, если компании удается заинтересовать потребителя (т.е. создать спрос) и правильно спрогнозировать спрос на свои товары (т.е. не создать избыток товара)
  2. Цель потребителя – максимизация денег на счету при условии удовлетворения своих потребностей. С одной стороны, потребителям нужно будет разбираться в депозитных схемах, которые им предложат банки, поэтому основная их деятельность будет связана с выбором наиболее привлекательных депозитов. С другой стороны, у них будет ограничение – воспользоваться не менее чем половиной товаров или услуг за игру. Какими именно товарами или услугами воспользоваться, потребители выбирают по своему вкусу. Но они никогда не знают, что им предложат на следующем этапе. Поэтому они будут разрываться между желанием что-то купить, отложить потребление на потом и накопить побольше денег. У потребителей изначально будет много денег, так что даже в том случае, если они будут покупать на каждом этапе, деньги на депозите останутся. Это нужно для того, чтобы банки имели возможность прокредитовать этими деньгами производителей.
  1. Производство товаров и услуг
  1. В начале каждого этапа организатор объявляет, какой товар или услуга будет производиться на этом этапе. Также он рассказывает, какие ресурсы и по каким ценам доступны. Продажей ресурсов занимаются организаторы.
  2. Организаторы задают только категорию товара или услуги, настоятельно рекомендуя дифференцировать предлагаемые товары. Компании требуется определить, какой именно товар или услугу она будет предлагать потребителям, что именно будет их отличать.
  3. Компания решает, какие именно ресурсы она закупает (если есть выбор) и в каком количестве. Определение количества зависит от спроса, который компания прогнозирует на свой товар. Всем компаниям доступны одни и те же данные – есть 32 потребителя, каждому из которых необходимо воспользоваться не менее чем половиной товаров и услуг. А также есть семь конкурентов, которые также принимают решение о том, сколько товаров, с какими характеристиками и по каким ценам выпустить. Кроме того, многое станет понятно после первого этапа – компания поймет, как она выглядит на фоне конкурентов, и насколько активно покупают потребители.
  4. Производство товаров и услуг не требует времени – оно осуществляется после их покупки потребителями
  5. Примеры предлагаемых товаров и услуг (необходимо распределить последовательность по этапам и прописать цены ресурсов)
  1. чай (ресурсы – чай, сахар, лимон, молоко, …)
  2. кофе (ресурсы – кофе, сахар, молоко, …)
  3. печеньки (ресурсы – разные печеньки)
  4. уборка (ресурсы – лицензия на деятельность, требуется по 1 лицензии на каждого ожидаемого потребителя)
  5. кораблики из орегами (ресурсы – бумага, шаблон с инструкцией по складыванию орегами)
  6. признание в любви/песня/приватный танец (ресурсы – лицензия на деятельность, требуется по 1 лицензии на каждого ожидаемого потребителя)
  7. меловая звезда на аллее славы перед отелем с именем потребителя (ресурсы – мелки)
  8. фотосессия на 5 кадров (ресурсы – фотоаппарат)
  9. рисунок на память (ресурсы – бумага, карандаши разных цветов)
  10. любая услуга – компания сама придумывает, что предложить потребителю (ресурсы – лицензия на деятельность, требуется по 1 лицензии на каждого ожидаемого потребителя)
  11. любой товар – компания сама придумывает, что предложить потребителю (ресурсы – любые из предыдущих этапов)
  12. хорошо бы придумать еще около 5 про запас
  1. Определение равновесия на товарном рынке в течение этапа
  1. Каждая компания предлагает произведенные товары или услуги за собственным столом. Потребители ходят между столами, смотрят цены, узнают особенности предлагаемых товаров и услуг. Задача сейлза – как можно привлекательнее описать то, что они предлагают, чтобы потребитель захотел купить товар или услугу у них.
  2. Расчет происходит на месте. Продажа товара либо не требует времени (продажа чая – осуществляется мгновенно), либо может занять до 10 минут (например, рисунок).
  3. Оказанием услуг занимаются либо все свободные сотрудники компании, либо компания может выбрать наиболее способного сотрудника для оказания данной услуги для повышения ее привлекательности (например, рекламируя то, что у них есть настоящий художник, который гораздо лучше остальных нарисует что-нибудь памятное)
  4. Задача компании – продать как можно больше не в убыток себе, используя все закупленные ресурсы, чтобы не оказалось перепроизводства
  1. Последствия равновесия
  1. После каждого этапа финансист обязан дозаполнить финансовый отчет свой компании (если будут разные цены – изменить шаблон отчета)

Ожидаемое число покупателей

Затраты на ресурсы

В т.ч. Заем

Процентные расходы (10%)

Фактическое число покупателей

Выручка

Прибыль

Итого капитал

Этап 0

10

Этап 1

2

-40

-30

-3

2

80

37

47

Этап 2

1

-20

0

0

1

40

20

67

Этап 3

3

-60

0

0

1

20

-40

27

Итого

27

  1. Заполненный отчет пиарщик показывает трейдерам. Помимо демонстрации цифр, пиарщик стремится убедить трейдеров в том, что дальше все будет только лучше – они знают своих покупателей, что и как нужно продавать
  2. Перенести в кредитный рынок: После заполнения отчета финансист обсуждает с производителем, какого размера займ им нужен. Это зависит от размера собственного капитала (равен первоначальному капиталу плюс накопленная за предыдущие периоды прибыль минус накопленный за предыдущий период убыток) и от того, сколько ресурсов требуется закупить
  1. Выбрать: фиксированные цены, которые определяются компанией перед продажей товара (придется, если мало времени), или торг (это веселее). А также – должны ли вообще различаться цены? Если да, то задавать ли диапазон
  2. Правила
  1. Компаниям запрещено общаться между собой – вступать в сговор, узнавать планы и стратегию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ

Деловые игры – дело вовсе не шуточное. Вот уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучения серьёзных и взрослых людей. Участие в деловых играх может дать не только ...

Деловая игра по экономике. Тема: "Производительность труда"

Для привития интереса к предмету «Экономика» после  изучения больших тем я провожу обобщающие уроки в форме тестов, уроков- викторин, решения кроссвордов, деловых игр, вовлекая детей в их п...

Деловая игра по экономике «Чтобы ваши финансы не пели романсы»

Деловая игра «Чтобы ваши финансы не пели романсы» рассчитана на формирование у обучающихся адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитание экономической культуры мышления...

Деловая игра « Энергетика, экономика и окружающая среда».

Игра в экономистов, в ходе которой надо планировать  развитие электроэнергетики, учитывая оптимистические пути развития....

Деловая игра по экономике

Сценарий деловой игры по экономике для обучающихся 9 класса "В мире профессий"...

Деловая игра по экономике

Деловая игра по теме "Организация предпринимательской деятельности"...

консурс профессионального мастерства "Новой школе- новые стандарты" использование метапредметной технологии безотметочного оценивания с использованием фрагмента деловой игры по экономики "Полиграф"

Технология предполагает формирование конкретных критериев оценивания, осуществляет обратную связь: учитель-ученик, ученик-учитель, что способствует мотивации к изучению экономики.    Пр...