ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ
методическая разработка по экономике по теме

Тренюшева Тамара Муратовна

Деловые игры – дело вовсе не шуточное. Вот уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучения серьёзных и взрослых людей. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт. Кроме того, с помощью деловых игр можно тренировать такие важные качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться  в сложной, быстро меняющейся ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловые игры на уроках экономики.

Тренюшева Т.М., учитель экономики

МОУ «Кувакинская гимназия»

        Деловые игры создавались для оказания помощи руководителям в принятии наиболее рациональных решений на производстве. В игре имитируется рабочая обстановка, приближенная к действительности, при этом ставится проблемная ситуация. В ходе игры среди участников распределяются роли. Различие ролевых целей и наличие общей задачи игрового коллектива помогает создавать атмосферу реальных отношений между коллегами и ту обстановку, в которой предстоит принимать решения настоящим работникам.

        На данном этапе деловые игры получили очень широкое распространение в обучении учащихся в школе, так как являются педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и даёт возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении деловых игр происходит приближение обучения к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у учащихся к содержанию учебного предмета, активизирует их самостоятельную деятельность, помогает формировать и закреплять практические навыки. Широкое применение мною в практике преподавания экономики деловых игр направлено на решение комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных

умений, дают возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

        Деловая игра как форма деятельности в условных ситуациях направлена  на воссоздание и усвоение общественного и социального опыта, она помогает осваивать социально-значимые (социально-коммуникативные) способности личности: способность сотрудничества и взаимодействия; умение работать в малой группе; способность эффективно разрешать конфликты. Поэтому деловую игру на уроках экономики следует выбирать для реализации следующих педагогических задач:

- приобретение как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;

- развитие экономического, теоретического и практического мышления;

- создание познавательной мотивации.

         На уроках экономики я провожу деловые игры как перед лекционными занятиями, так и после прочтения цикла лекций.  В первом случае деловая игра опирается только на личный опыт играющих и должна обнаружить  проблемы в знаниях, восполнение которых будет происходить в процессе слушания лекций по данному разделу, что вызовет к ним дополнительный интерес. Во втором случае деловая игра опирается на знания, полученные в процессе лекционных занятий, происходит их закрепление.

      При организации деловой игры на уроках экономики я обязательно придерживаюсь следующих положений:

  • правила игры должны быть простыми и хорошо отработанными;
  • формулировка заданий в игре предельно доступна пониманию учащихся;
  • действует  принцип «играют все»;
  • учёт результатов игры должен быть открытым;
  • игра заканчивается на уроке с обязательным получением результатов.

       Желательно, чтобы учитель прошел специальную курсовую подготовку, что значительно облегчило бы ему работу. Мне повезло, я принимала участие в работе семинаров, организованных Международным Центром Экономического и Бизнес Образования и Национальным Советом по Экономическому Образованию США. В ходе работы этих семинаров учителя имели возможность побывать в роли учеников, стать участниками деловых игр, приобретая неоценимый опыт. В случае, если у учителя отсутствует подобная возможность, то поможет большое количество пособий по проведению экономических деловых игр, которые были изданы в последнее время – Л.Б.Азимов и др. «Преподавание экономики в школе», Ю.Н.Корлюгова и др. «Деловые игры по экономике», Ю.А.Гущев «Экспресс-аренда», А.В.Мунтян «Увлекательно об экономике», Ю.В.Геронимус «Игра, модель, экономика»,МОУ «Экономическая школа» г. Бердск, учебно-методическое пособие по организации деловых игр экономической тематики «Поиграем в экономику»… . При этом важно отметить, что игры – довольно гибкий инструмент, который можно использовать как полностью, так и частями, приспосабливая к возрасту учащихся и целям обучения, а также дополнять и творчески развивать практически любую игру.

         При подготовке и проведении деловых игр каждый учитель сталкивается с трудностями, которые никоим образом не должны его останавливать, так как они все решаемы. Так, например, большие затраты времени при подготовке к  игре. Важно отметить, что это только на первых порах. К тому же имеется возможность привлечь учащихся уже к этому этапу работы. Наличие материальных затрат вполне объяснимо –  приобретение всего необходимого для проведения игры, к тому же дети нуждаются в  стимуле. В данном случае можно найти спонсоров (ими могут быть и родители), можно приобретать более дешёвые принадлежности (бумага для заметок на  игру «Бумажная фабрика»). А прекрасным стимулом для ученика может послужить и оценка, которая напрямую зависит от производительности участия в игре. Для сельских школ проблемой может стать и малая накопляемость в классах. Здесь можно посоветовать проводить в случае необходимости игру, объединяя  два класса (например, 10 и 11 классы).

        Деловые игры – дело вовсе не шуточное. Вот уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучения серьёзных и взрослых людей. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт. Кроме того, с помощью деловых игр можно тренировать такие важные качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться  в сложной, быстро меняющейся ситуации.

       Насколько это всё нужно в школе? Я считаю, что необходимо. Ведь основной задачей современной школы считается не просто обучение – получение и накопление знаний, а приобретение умения наиболее успешно использовать всё то, что накоплено: знания, особенности характера, личностные качества. То есть воспитание успешного человека. Поэтому мы играем!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловые игры. Конспект урока:"Жизнь на Унылом озере".

Данная разработка относится к урокам, деловым играм. В ней помещены краткая аннотация уроков деловых игр, самоанализ таких уроков. Данный урок имеет экологическую направленность, относится к урокам пр...

«Деловые игры на уроках обществознания – обучение через перевоплощение»

Какая практическая польза для ребенка от участия в деловых играх?Во-первых, это конечно же профориентация. Участие в разных играх помогает сориентироваться в мире современных професий и сделать более ...

Деловые игры на уроках черчения

Разрабатывая данный нестандартный урок я,  как учитель черчения ставлю перед собой задачу заинтересовать учащихся этой наукой, и в короткий срок, отведённый нам в школьной программе, уложит...

Из опыта работы по теме "Деловая игра на уроке математики как средство повышения учебной и познавательной мотиваций"

Выступление на МО учителей физико-математического цикла учителя математики МОУ Сергеихинская СОШ Секушенко А.Е....

Деловые игры на уроках экономики

Деловые игры применяются в качестве метода и средства практического обучения экономике, бизнесу, средством познания норм экономического поведения, освоения процессов принятия экономических реше...

Деловая игра РЫНОК ТРУДА. Экономика 10 класс

Разработка урока в форме ролевой игры на тему Рынок труда....