Совместная деятельность педагога с детьми художественно-эстетического направления «Улыбка»
рабочая программа по теме
Данная Данная программа, предназначенная для организации занятий в музыкально-театральной студии, охватывающей детей 5-7 лет, способствует более углублённой подготовке воспитанников к проведению различных праздников, показа спектаклей.
Цель: Содействие формированию эмоционально-нравственного, творческого развития личности ребёнка через приобщение к миру музыкально-театрального искусства.
Задачи:
1. Развитие позитивной эмоциональной сферы детей в психологически комфортной среде.
2. Способствование реализации потенциала личности.
3. Развитие творческой активности воспитанников.
4. Выявление, формирование и развитие у дошкольников потенциальных музыкальных, ритмических и сценических способностей, музыкальных, двигательных навыков, координации движений, пластичности, актёрских способностей, образной выразительности и т. п.
5. Способствование гармонизации взаимоотношений между детьми и детьми и взрослыми.
6. Формирование нравственных ценностей, духовной культуры детей и художественно-эстетического вкуса.
7. Расширение кругозора в области музыкально-театрального искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Совместная деятельность педагога с детьми художественно-эстетического направления «Улыбка» | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность педагога с детьми
художественно-эстетического направления
«Улыбка»
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 «Золотая рыбка»
комбинированного вида
Щербакова Елена Юрьевна
музыкальный руководитель
Оленегорск
2011
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
образовательной программы совместной деятельности
педагогов с детьми
1 | Направленность | Художественно - эстетическая |
2 | Вид образовательной деятельности | Музыкально - театрализованная деятельность |
3 | Название программы | «Улыбка» |
4 | Сведения об авторе | Щербакова Елена Юрьевна Музыкальный руководитель, № тел. 50-139 |
5 | Аннотация программы: 1. Возраст детей. 2. Срок реализации 3. Цель и задачи. 4. Ожидаемые 5. Кадровое обеспечение | • 5-7 лет. • 2 года. • Развитие творческих способностей и активности, • Выявление, формирование сценических и Приобретение следующих навыков: • Раскрывают и передают образы сказочных • Владеют полученными умениями, имитировать • Участвуют в музыкальных спектаклях, на Воспитатели старших и подготовительных групп |
6 | Перечень методических приложений к программе | • Конспекты занятий • Сценарии спектаклей • Методические рекомендации |
7 | Статус программы | Модифицированная, К.С. Станиславский «Воспитание актёра и задачи тренинга», Г.Л. Риасс "Театр", Н.Ф.Сорокина, Л.Г. Миланович, С.И. Мерзлякова, М.В.Ермолаева "Театр - творчество - дети". |
Пояснительная записка
Театр - это волшебный край, в котором ребёнок, играя, радуется и познаёт мир. Театральная деятельность учит детей видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
В театрализованных играх - представлениях с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся с их содержанием. Воссоздают конкретные образы, учатся глубоко переживать события, взаимоотношениям между героями.
Игры - представления способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
Работа над спектаклем основывается на анализе содержания, распределении ролей, игровых упражнениях, этюдах, способствующих практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету, и завершается постановочной работой над целостным спектаклем.
Старшая и подготовительная группы работают по программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой, в которой говорится о том, что необходимо развивать интерес к театрализованным играм путём активного вовлечения детей в игровые действия; вызывать у детей желание попробовать себя в разных ролях; усложнять игровой материал за счёт постановки перед детьми всё более перспективных (с точки зрения драматургии) художественных задач (« Ты была бедной Золушкой, а теперь ты красавица-принцесса», «Эта роль ещё никем не раскрыта»), смены тактики работы над игрой, спектаклем – педагог (воспитатель) является инициатором и участником такой игры.
Организуют с небольшими подгруппами детей игру - драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников. Стимулируют участников к использованию выразительных средств (речи, жестов) при передаче характера исполняемого персонажа. Вместе с детьми воспитатель готовит простые костюмы и декорации к спектаклю.
Данная программа, предназначенная для организации занятий в музыкально-театральной студии, охватывающей детей 5-7 лет, способствует более углублённой подготовке воспитанников к проведению различных праздников, показа спектаклей.
Цель: Содействие формированию эмоционально-нравственного, творческого развития личности ребёнка через приобщение к миру музыкально-театрального искусства.
Задачи:
1. Развитие позитивной эмоциональной сферы детей в психологически комфортной среде.
2. Способствование реализации потенциала личности.
3. Развитие творческой активности воспитанников.
4. Выявление, формирование и развитие у дошкольников потенциальных музыкальных, ритмических и сценических способностей, музыкальных, двигательных навыков, координации движений, пластичности, актёрских способностей, образной выразительности и т. п.
5. Способствование гармонизации взаимоотношений между детьми и детьми и взрослыми.
6. Формирование нравственных ценностей, духовной культуры детей и художественно-эстетического вкуса.
7. Расширение кругозора в области музыкально-театрального искусства.
Программа рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятия - 30 минут. Всего занятий - 72.
При успешном обучении формируется поведение детей в различных ситуациях,
расширяется сфера общения, развивается творческий и духовный потенциал. Результатом театрально-музыкальной деятельности являются выступления детей на утренниках, развлечениях, конкурсах, фестивалях, спектаклях.
Выбор форм и методов, подбор репертуара обусловлены следующими моментами:
- возрастом ребёнка (5-7 лет);
- характером воспитательных мероприятий (праздники календарные и тематические, литературно - музыкальные композиции, конкурсы музыкальные и танцевальные, ярмарки и т. п.);
- индивидуальными задачами развития ребенка.
Используемые формы проведения занятий: групповые, фронтальные и индивидуальные.
Основы актёрского мастерства
Требования к освоению знаний и умений
по разделу «основы актерского мастерства»
Должны знать | Должны уметь |
5-6 лет |
|
|
6-7 лет |
|
|
Содержание занятий
Примерная тематика занятий | Репертуар |
5-6 лет |
1. Знакомство с видами театров, персонажами сказок, пьес. 2. Показ элементов кукольного, настольного, драматического театров для умения различать по обстановке, по внешнему виду игрушек – кукол, атрибутики, вызывая интерес и желание наблюдать за игрушками и самим участвовать в роли, подражая персонажам голосом, действием. Упражнения, направленные: - на развитие творческих навыков физического самочувствия; -на развитие творческих зрительных восприятий. Подготовка чтения стихотворений, прозы к мероприятию, сценических ролей в спектакле | «Колобок» русская народная сказка, «Петрушка и его друзья», «Репка» русская народная сказка, «Игрушки в гостях у ребят» А. Барто «Переходы со стулом», «Хлопки», «Мячики с числами». «Наблюдательность», «Слепые фотографы», «Путешествие», «Событие в картине». |
6-7 лет |
Упражнения, направленные: - на развитие творческих слуховых восприятий и других сенсорных умений; - на развитие творческой смелости и элементов характерности; -на развитие организованности, коллективности, законченности действий. Подготовка второстепенных ролей в спектакле Подготовка ведущих ролей на мероприятиях | «Шумовой квадрат», «Узнай товарища!», «Волшебный графин» «Действия с воображением предметами», «Разговор по телефону» «Правда - неправда», «Задание на внешнюю характерность», «Оправдание крика», «Оркестр», «Цирковые представления». |
Учебно-тематическое планирование
Срок | Виды детской деятельности | Цель | Содержание | Формы | Приме- чание |
Сентябрь | Организационный месяц. Подготовка условий. Адаптационный период для детей. Диагностика. |
Октябрь | Художественно- речевая деятельность | 1. Знакомство с сюжетом новой для детей сказки. 2. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, развивать дикцию, добиваться разнообразной интонационной гаммы, уточнить знания детей об особенностях, повадках животных. | Чтение сказки А. Попова, И. Лагуновой. скороговорки, чистоговорки, стихотворные тексты, загадки. | Фронтальные занятия | Муз. зал группа |
Театрально- игровая деятельность. | Познакомить с театром как видом искусства, рассказать об его особенностях, о видах театра, о главных волшебниках театра. | Посещение и просмотр детского спектакля в исполнении взрослых и детей. | Беседа, просмотр спектакля и обсуждение спектакля с детьми. | Театр |
Знакомство с героями сказок, с их характеристиками | Разыгрывание отдельных диалогов с использованием шапочек-масок. | С малыми подгруппами | Муз. зал |
Музыкальная деятельность | Эмоционально обогатить представления детей о природе (о животных, птицах) через музыкальный образ | Слушание музыки к сказке «Снежная королева», «Дюймовочка», Золотой ключик», «Золушка» и др. | Фронтальные занятия | Муз. зал |
Творческая деятельность (танцевальное, музыкально- игровое творчество) | 1. Учить детей самостоятельно подбирать движения, способы действия для передачи образа. 2. Упражнять детей в умении передавать различные чувства. 3. Учить пользоваться мимикой, жестами. 4. Познакомить с внешним видом героев, событий, времен года, когда они происходят. | Этюды для передачи музыкально- образных характеристик животных, птиц. Этюды для передачи различных чувств. | С малыми подгруппами и индивидуаль-но | Муз.зал группа |
Ноябрь | Художественно-речевая деятельность | 1. Развивать речь и память детей. 2.Учить пересказывать сказку вначале своими словами, а затем точно следуя тексту. 3. Продолжить работу над артикуляцией, дикцией. | Разучивание текста к сказкам, скороговорки, потешки. Стихотворный текст отрывков из сказок. | Подгруппами и индивидуаль-но. | Муз.зал Группа |
Театрально- игровая деятельность. | 1. Знакомить детей с элементами актерского мастерства - что помогает главным волшебникам театра рассказывать о событиях, передавать переживания героев, их чувства. 2. Учить детей пересказывать сказку по ролям (отдельные эпизоды) в соответствии с событиями и переживаниями героев менять интонацию, выражение лица. | Рассказать об особенностях жеста, мимики, интонации. Показать на своем примере различные образы. Разыгрывание с детьми отдельных диалогов сцен. | Фронтально подгруппам и, используя все виды театрализо- ванных для разыгрывай для одной и той же сцены. | Муз.зал |
Музыкальная деятельность | Учить детей петь, чисто интонируя и выразительно, в соответствии с характером песен и спецификой образа. | Разучивание песен к сказке «Буратино», «Золушка» и др. | Фронтально | Муз.зал |
Творческая деятельность (танцевальное, музыкально- игровое творчество) | Упражнять детей в самостоятельном подборе движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестом. | Импровизационные танцы различных персонажей. | С группами и индивидуаль-но. | Муз.зал. |
Декабрь | Художественно-речевая деятельность | 1. Закрепить знания детьми текста сказок. 2. Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую часть текста сказки. | Пересказывание детьми сюжета по ролям. | Фронтальные в игровой форме. | Группа |
Театрально- игровая деятельность. | 1. Учить детей композиционному построению сцен. 2. Развивать творческие способности детей при создании образов к сказке. | Работа над целостной постановкой спектакля. | Фронтально, подгруппами. | Муз.зал. |
Музыкальная деятельность | Развивать активное эмоциональное сопереживание музыкальным образам в исполнительской деятельности. | Продолжать учить песни, танцы, музыкальные игры к спектаклю. | Фронтально. Подгруппами и индивидуаль-но. | Муз.зал. |
Творческая деятельность (танцевальное, музыкально-игровое творчество) | Добиваться самостоятельности, инициативы в выборе средств для передачи образа, естественности, непринужденности и артистизма в театрализованном действии. | Творческие задания на танцевальное и музыкально- игровое творчество импровизирован- ного характера. | Подгруппами и индивидуаль-но. | Муз.зал. |
Конец декабря - начало января | Постановка музыкальных отрывков из сказок. Выступление на новогоднем утреннике, прощание с елкой. |
Январь | Художественно-речевая деятельность | 1. Закрепить впечатления детей от выступления. 2. Продолжать развивать речевой слух, речевое дыхание, упражнять в четком, правильном произношении звуков во фразовой речи, вырабатывать умение пользоваться разным темпом, продолжать работать над интонационной выразительностью речи. | Провести беседу. Словесные игры, скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. | Фронтально | Группа |
Театрально-игровая деятельность. | Развивать творческое содружество в детском коллективе, эстетически воспитывать их, развивать воображение, фантазию. | Беседа | Фронтально | Группа, театр |
Музыкальная деятельность | 1. Работать над выразительным исполнением песен к спектаклю хором и индивидуально. 2. Знакомство с новым музыкальным произведением изобразительного характера. | Повтор Слушание музыки «Вьюга» А.Попова к сказке «Весна» и др.песен | Фронтально Фронтально | Муз.зал Муз.зал |
Творческая деятельность (танцевальное, музыкально- игровое творчество) | Развивать творческую инициативу детей, учить самостоятель- ности. | Закончить чистоговорку и сочинить самому рифмуя, придумать мелодию на заданный текст, придумать танец в соответствии с характером музыки. | Подгруппами и индивидуаль-но | Группа Муз.зал. |
Февраль | Художественно-речевая деятельность | 1. Продолжать работать над речевым дыханием, учить менять силу звука, темп. 2. Добиваться интонационной выразительности. | Скороговорки, потешки, загадки, стихи. | Фронтально | Группа |
Театрально- игровая деятельность. | 1. Разыгрывать диалоги, обычные речевые и стихотворные. 2. Развивать мимику, жесты, умение интонационно выразить удивление, испуг, радость. | Стихи, потешки (с использованием различных театрализованных игр: настольных, стендовых, би-ба-бо, игр-драматизаций). Этюды на передачу различных чувств. | Подгруппами и индивидуаль-но | Группа, театр |
Музыкальная деятельность | 1. Познакомить детей с особым жанром музыки - оперой. Рассказать о ее особенностях. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, побуждать к активному сопереживанию в музыке, осознанно воспринимать средства музыкальной выразительности. | Слушание музыкальной сказки «Красная шапочка». (несколько занятий) | Фронтально | Муз.зал |
Творческая деятельность (танцевальное, музыкально-игровое творчество) | Продолжать развивать у детей самостоятельность, инициативу, творческую активность в танцевальной образно-игровой деятельности. | Этюды музыкально-вопросно-ответного характера. Этюды на передачу различных эмоций, речевые этюды: придумай частушку, чистоговорку. | Подгруппами и индивидуаль-но | Группа, театр |
Март | Художественно-речевая деятельность | Учить детей пересказывать сюжет к сказке «Весна» и др. Стараться, чтобы дети запоминали развитие сюжета, последовательность действий. Донести основной смысл сказки «Как весна зиму поборола» | Знакомство с литературной основой сказки. Пересказывание детьми. Беседа о смысле сказки. | Фронтально |
Театрально-игровая деятельность. | Развивать сценическое творчество детей, способность самостоятельно выбрать жест, нужную интонацию, выражение лица. | Разучивание отдельных эпизодов сказки. Диалоговые этюды (музыкальные диалоги). | Подгруппами и индивидуаль-но | Группа, театр |
Музыкальная деятельность | 1. Работать над чистотой интонирования, над певческим дыханием, добиваться выразительного пения. 2. Учить петь с музыкальным сопровождением (с вокальной строчкой) и без него. | Речитативы. Разучивание песен для сольного и хорового исполнения в опере. | Фронтально. Подгруппами и индивидуаль-но | Муз.зал. |
Творческая деятельность (танцевальное, музыкально-игровое творчество) | Предоставлять возможность детям импровизировать в танце, в игровом действии, развивать способность к интонационной импровизации. | Постановка танцев и хороводов и игр к сказке. | Подгруппами и индивидуаль-но. | Муз.зал, театр. |
Апрель | Художественно-речевая деятельность | 1. Закрепить знание детьми текстов к сказке. 2.Работать над речитативами, добиваясь яркой интонационной выразительности. | Повтор текстов. | Подгруппами и индивидуаль-но | Муз. зал |
Театрально- игровая деятельность. | Учить композиционному построению сцен. | Работа над целостной постановкой спектакля-оперы с активным участием взрослых. | Фронтально. | Муз.зал. |
Музыкальная деятельность | Развивать у детей способность самостоятельно ориентироваться в средствах музыкальной выразительности при передаче образа. |
Творческая деятельность (танцевальное, музыкально- игровое творчество) | Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразительных средств для передачи образа, развивать способность к свободному выбору действий, жестов, мимики к передачи игрового образа. Развивать сценическое творчество. | Постановка импровизированных танцев к опере (полностью и частично с фиксированной основой). Работа над отдельными сценами требующими умение передавать различные чувства. Например: речитатив "цветы" | Фронтально подгруппами и индивидуаль-но | Муз.зал |
Середина апреля | Показ детского музыкального спектакля. Роли исполняют педагоги и дети. На спектакль приглашаются родитель, сотрудники учреждения и дети (4-7 лет). В конце апреля спектакль можно повторить для детей д/с города. |
Май | Художественно-речевая деятельность | Выявление знаний детей о русских народных сказках. Какие они сказки помнят? Какие сказки любимые? Остановиться на сказке "Теремок" | Беседа. Чтение разных вариантов сказки "Теремок" (варианты народной сказки и сказку С.Я. Маршака) | Фронтально | группа |
Театрально- игровая деятельность. | Подводить детей к умению самостоятельно в сознании своего варианта сказки | Этюды импровизирован- ного характера | Подгруппами | Муз. зал |
Музыкальная деятельность | 1. Слушание музыкальной сказки "Теремок" (в грамзаписи или в исп. муз. руководителя). 2. Учить детей инсценировать песню, используя образные движения и элементы танца. | Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку сказочного характера (побеждать, высказываться об эмоционально-образном содержании музыкальной сказки). Разучивание с детьми игры с пением "Теремок" | Фронтально | Муз. зал |
Творческая деятельность (танцевальное, музыкально- игровое творчество) | Формировать способность к творческой позиции в создании собственного варианта сказки. Закреплять умение детей самостоятельно искать способы действий, движений, к передаче образов, искать свои средства выразительности | Этюды и маленькие постановки детей импровизационного характера (это могут быть - "Теремок"-опера "Теремок"-балет, драматизация, кукольный спектакль (выбор вида театра за детьми). | Подгруппами | Муз. зал |
Разные группы детей показывают сказки "Теремок", "Колобок" и т.д. для детей (1.5 - 4 года) |
Литература:
- Александрова О. Разыгрываем сказки // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №1.
- Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры - занятия. - СПб.: Союз, 2001.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991.
- Вместе весело шагать // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №7.
- Генов Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 1968.
- Караманенко Т.Н. Кукольный театр в детском саду. - М.: Госиздат, 1955.
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 1982.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001.
- Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. М., 1997
- Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №3.
- Макаренко Л. Здравствуй, театр! // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.
- Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Программа общеобразовательных учреждений «Театр» (ред.-сост. Панфилов А.Ю., Букатов В.М.) М., «Просвещение», 1995
- Соловьева Н. Театр кукол. - М.: Госиздат, 1960.
- Соловьева Е. Встреча в гостиной "Театра" // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.
- Сорокина Н.Л., Миланович Л.Г., Мерзлякова С.И., Ермолаева М.В. Театр - творчество - дети // - Дошкольное воспитание. - 1996. - №8.
- Станиславский К. С. Работа актёра над собой. Собр. соч.: В 8 т. – М.: Искусство, 1955.- Т. 2.
- Станиславский К.С. «Основы актерского мастерства». М.,1985
- Театр - творчество - дети. Этюды // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №8.
- «Театр Круглый год», выпуск №1, №4, 2004
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. - Ярославль, 1999.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместно-организованная деятельность педагогов с детьми с ОВЗ "К нам весна шагает быстрыми шагами
Авторская разработка конспекта учителя-дефектолога и воспитателя детей с ОВЗ (стрший возраст , ЗПР)...
Методическая разработка конспекта совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны»
Цель: Создание безбарьерной среды для детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ. В конспекте описаны методы и приемы, обеспечивающие многократное повторение необходимого педагогу материала, ...
Программа самообразования педагога дополнительного образования художественно-эстетического направления
Саморазвитие является одной из фундаментальных потребностей личности, однако пути и формы саморазвития индивидуальны и своеобразны....
Развитие познавательных способностей детей посредством организации совместной образовательной деятельности педагога с детьми (Презентация)
Презенетация программы “Развитие" НОУ “Учебный центр им. А. В. Венгера"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Декоративно-прикладное искусство» (художественно – эстетическое направление) 5-6 КЛАССЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Декоративно-прикладное искусство»(художественно – эстетическое направление) 5-6 КЛАССЫ...
Организация совместной деятельности педагога с детьми объединения «Экологи».
Показаны возможные методы организации совместной деятельности педагога с детьми различных возрастных категорий, направленной на социальную адаптацию ребенка во взрослой жизни и его профориентацию на п...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической общекультурной направленности по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному изобразительному искусству «Театральная мастерская»
Данная программа основной акцент делает на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для ...