Осуществление деятельностного подхода, как критерий эффективности обучения географии
статья по теме
Сегодня география предлагает пути решения многих проблем жизни общества (экологических, демографических и др.). Чтобы, быть реально полезной людям, география должна осуществлять контроль за состоянием и качеством окружающей среды, давать прогноз условий жизни людей и принимать участие в управлении средой. Именно поэтому современное школьное географическое образование должно исходить из необходимости формирования действенных знаний и умений как основы в развитии личности учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Осуществление деятельностного подхода, как критерий эффективности обучения географии
С.В.Никулина. Т.А.Мизинова.
Тенденции преобразования жизни современного общества проникают в сферу образования, создавая новые целевые ориентиры. Изменение целеполагания существенно меняет сложившуюся методическую систему оценки качества географического образования, поскольку связано с модернизацией образовательного процесса, его ориентацией на деятельностный подход. Современная общеобразовательная школа призвана дать образование, результаты которого впоследствии будут востребованы учащимися в практической жизни. Именно поэтому главными критериями качества образования, в том числе географического, признаются сформированные у школьников умения применять усвоенное содержание в жизненных ситуациях, в самообразовании и профессиональной деятельности.
Однако результаты качества знаний обнаружили у школьников низкую сформированность умений самостоятельно искать знания, планировать и осуществлять деятельность по самообразованию.
Сегодня география предлагает пути решения многих проблем жизни общества (экологических, демографических и др.). Чтобы, быть реально полезной людям, география должна осуществлять контроль за состоянием и качеством окружающей среды, давать прогноз условий жизни людей и принимать участие в управлении средой. Именно поэтому современное школьное географическое образование должно исходить из необходимости формирования действенных знаний и умений как основы в развитии личности учащихся.
Перед учителем географии поставлена сложная методическая задача -реализовать на практике деятельностный подход, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни и практической деятельности. Именно такая задача сформулирована в современных нормативных документах ФГОС географического образования и подтверждается требованиями к уровню подготовки выпускников [1.2].
Ориентация географического образования на деятельностный подход делает акцент на практической составляющей школьной дисциплины. Достижение педагогических целей позволяет акцентировать внимание в учебном процессе на формирование умений школьников. Содержание географического образования, в этом плане призвано вооружить школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, отражать ее на карте, вести наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей природной среды. Накопленный опыт позволил сделать вывод: практическая направленность школьной географии выражается особым вниманием к овладению школьниками умениями в неразрывной связи со знаниями. Ведущее место в процессе практической подготовки учащихся принадлежит практическим работам, как в аудитории, так и на местности, в т.ч. на географической площадке. Практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения.
В практике школьного обучения географии имеют место следующие проблемы:
1) в ходе учебного процесса не всегда учитываются особенности формирования географических умений, практические работы осуществляются бессистемно, не закрепляя практически значимые умения учащихся; не проводятся работы на местности (сокращение часов)
2) содержание практических заданий не в полной мере отражает конструктивное направление современных географических знаний;
3) в процессе организации и проведения практических работ не учитываются индивидуальные особенности школьников, вследствие этого проявляется недостаточно высокая эффективность обучения, наблюдается низкая мотивационная установка учащихся к практической деятельности.
Практика работы в школе, анализ результатов учебной деятельности позволили выявить несоответствие между уровнем сформированности географических умений школьников и требованиями новых нормативных документов. Кроме объективных причин, данное несоответствие также свидетельствует о недостаточном уровне готовности учителей географии к решению актуальных профессиональных задач.
В связи с переходом на ФГОС 2-го поколения учителям необходимо будет: 1) изменить традиционную методику преподавания, усилив внимание в учебном процессе на формирование географических умений школьников; 2) оперативно и мобильно привлекать все компоненты УМК для организации практических работ; 3) проводить учет востребованности результатов базового географического образования в будущей жизни выпускников; 4) решать задачи профессионального самоопределения школьников.
Рассмотрение проблем преподавания географии в контексте требований к результатам ФГОС позволяют сформулировать ряд предложений
- в целях применения приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проводить работы на применение географических знаний в отдельных сферах производства и различных профессиях.
- в учебниках школьных курсов географии: дополнить иллюстративный аппарат изображениями современных источников географической информации (космические снимки, планы городов, туристические схемы, анаморфированные карты), учебные тексты — примерами применения географических знаний в профессиях;
- при организации усвоения включать практические задания, направленные на использование современных источников географических знаний, ролевые профессионально-ориентированные задания.
- применять разноуровневые задания для организации и проведения практических работ разной степени обученности.
- шире использовать единую печатную тетрадь для практических работ, в которой необходимо совместить комплекс практических заданий для учащихся и рекомендации по контролю и самоконтролю.
Основные направления перехода школьного образования на ФГОС 2-го поколения, в том числе географического, определяют необходимость выявления новых подходов к пониманию важности его результатов. Эффективная реализация практической составляющей школьной географии по-прежнему остается актуальной проблемой, которая приобретает особую значимость.
Осуществление деятельностного подхода в обучении географии при переходе на новые стандарты образования позволяет сделать следующие выводы :
1. Практическая направленность как принцип обучения географии представляет собой категорию, характеризующую продуктивное формирование географических умений школьников. Его реализация в практике работы современной школы определяет содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в процессе практической деятельности школьников.
2. За многолетнюю работу учителями накоплен богатый опыт реализации практической направленности обучения географии: организация практических работ с картой, проведение наблюдений, экскурсий, занятий в «зеленом» классе, разработаны специальные средства обучения (практикумы, рабочие тетради, методические пособия для учителей). Интерпретация термина «практическая направленность» расширила свои границы. Поэтому современная школьная практика нуждается в разработке методики, ориентированной на практическую составляющую географического образования.
3. В соответствии с современными целями базового географического образования реализация принципа практической направленности обеспечивает решение задачи деятельностного подхода. Через практическую составляющую школьной географии возможно целенаправленное формирование у школьников умений применять усвоенные географические знания и умения в практической жизни и деятельности.
4.Подготовиться к полноценной жизни в условиях открытого общества возможно, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий. Поэтому развитие школьника не сводится только к усвоению конкретных знаний и навыков, а заключается в формировании общих социальных умений и качеств, необходимых для становления личности в целом, чему способствует внеучебная работа по предмету.
5. Необходимыми условиями продуктивного формирования умений и на их основе географических знаний подростков выступает специально организованная методическая подготовка учителя географии к решению практико-ориентированных задач обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход как основа развивающего обучения
В статье рассматриваются методы работы с текстовым материалом и иллюстрациями учебника....
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ
«Важная цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер...
Создание условий для самореализации личности обучающегося на уроках русского языка и литературы через осуществление деятельностного подхода
Я глубоко уверена, что полнота, глубина, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, системность, осознанность и прочность знаний, то ...
Осуществление деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов
Давайте попробуем обсудить конкретный вопрос: как научить ребенка в школе тому, что поможет ему по-настоящему жить в настоящей взрослой жизни. Традиционные методы и технологии не могут в полной ...
обобщение опыта учителя биологии Атамась И. В. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПЕДТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ»
обобщение опыта учителя биологии...
Модульная технология как средство осуществления деятельностного подхода в обучении математике.
Данная разработка раскрывает сущность модульного обучения, мотивы внедрения в учебный процесс модульного обучения, последовательность составления плана модульного урока, этапы модульного урока, достои...