обобщение опыта учителя биологии Атамась И. В. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПЕДТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ»
методическая разработка по биологии на тему
обобщение опыта учителя биологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПЕДТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ»
«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню,
дай сделать самому – я пойму!»
Агис Цурос
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит её находить.»
А.Дистервег.
« Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»
Б. Шоу
Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методике преподавания, пытаясь найти ответы на вопросы «Что?» и «Как?». Но не менее важно, планирование результата нашей работы. Не для всех биология станет смыслом жизни, но многим ученикам уроки биологии помогут: найти себя в этом бурном мире, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть уверенным в себе, правильно оценить свои интересы и способности. В связи с этим меняются и требования, и подходы в преподавании биологии: от умений транслировать и формировать программный объем знаний - к умениям решать творческие задачи, развивать способности личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и, прежде всего, - на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного биологического материала.
Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала. Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь.
Чтобы ребенок преуспел в жизни, ему необходимо не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и развивать нестандартное (творческое) мышление. Оно необходимо для того, чтобы находить решение в различных трудных ситуациях. Развивая данный вид мышления, ребенок лучше адаптируется в обществе, смотрит нетрадиционно на будущие проблемы, легче овладевают учебным материалом.
С. Л.Дмитриева (педагог-психолог).
В наше сложное время жизненно необходимыми становятся такие качества личности, как целеустремленность, активность, упорство, умение добиваться поставленных целей. Кроме обладания этими и другими положительными качествами, желательно уметь мыслить творчески, быть способным принять нестандартные решения в сложных ситуациях в любой области деятельности. Такие люди всегда ценились и были востребованы.
Современные психологи, методисты заявляют о необходимости формирования способностей у школьников, делая акцент на самообразование, самоконтроль в процессе социализации. Приоритетным рассматривается овладение оперативными, интеллектуальными общеучебными умениями, а не приобретение знаний как таковых. Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившийся в школе с началом модернизации. Становление и развитие компетентной в различных видах деятельности личности рассматривается целью образовательного процесса в школе. Сейчас в системе образования, приоритетными становятся развивающие технологии обучения, рассчитанные на постоянное самосовершенствование личности не только учащегося но и педагога. Думать, анализировать, сопоставлять, выделять главное, проявлять инициативу в получении знаний, и в тоже время обеспечивать нравственное воспитание, этических норм поведения, толерантности – одно из направлений деятельности современной школы.
Рациональное и результативное решение состоит в осознании учителем приоритетности творческих технологий обучения, конечным результатом которых является получение учащимися собственных знаний. В данном случае перспективны исследовательская и проектная деятельность, игровые технологии, конференции, модульное обучение, технология коллективного способа обучения.
Идеальной системы обучения, как известно, не существует. Поэтому наиболее целесообразным является отбор ряда методов из разных обучающих систем и применение их в определенных сочетаниях, взаимодополняющих друг друга, обогащающих выбранную систему обучения. Преобладающими при этом будут методы, соответствующие типу системы, на основе которой строится урок разнообразными дидактическими элементами. Определяющую роль в выборе учителем типа обучающей системы играет характер изучаемого материала. Немаловажным также является уровень компетентности учащихся (знания, умения, изученность темы) и цели обучения, как общие, так и характерные данному школьному периоду.
Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает деятельностный метод обучения. На этой методологии основываются стандарты нового поколения для начальной и основной школы.
При системно-деятельностном подходе перед учителем стоит задача гораздо более сложная, чем просто «вложить» в ученика определенную сумму биологической информации. Для того чтобы у учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках необходимо использовать разнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем. При этом биологические знания запоминаются не путем их заучивания, а путем их многократного употребления для решения проблемных задач с использованием этих знаний. Биология имеет огромное разнообразие подходов к природным данным ученика – это и проведение наблюдений, опытов, написание сказок, рисование и лепка, решение логических задач, моделирование и другие.
Системно - деятельностный подход — основа стандартов второго поколения
Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Таким образом, в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы.
Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П.Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: для чего учиться? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого - узнать, как это надо делать. Т. е. цель обучения - дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.
Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определённого типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определённых знаний. Поэтому первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в её состав, а не знания.
Подход к процессу учения как к деятельности требует также принципиально другого рассмотрения соотношения знаний и умений. Знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого.
Таким образом, вместо двух проблем - передать знания и сформировать умения по их применению - перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.
Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.
Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность шагов:
1 шаг – мотивация (самоопределение к деятельности).
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно, создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (выстраивается установка «хочу»), выделяется содержательная область (мобилизуется позиция «могу»).
2 шаг – актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности, актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий, тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся проблема в деятельности учащихся, которое фиксируется самостоятельно.
3 шаг – постановка учебной задачи (исследовательский этап).
Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом деятельности (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выделяют и фиксируют в учебном диалоге причину затруднения. Учитель организует деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока.
4 шаг – построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода происходит выдвижение и проверка гипотез. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников в форме «мозгового штурма», побуждающего диалога и т.д.
5 шаг – проверка гипотез, реализация проекта.
На данном этапе устанавливается, что учебная задача разрешена.
6 шаг – первичное закрепление знаний.
Учащиеся в форме коммуникативного общения решают типовые задания на новый способ действий с фиксацией установленного алгоритма.
7 шаг – самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами её оценивают. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
8 шаг – включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов действий и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
9 шаг – рефлексия деятельности (итог урока).
Организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершении фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
Современные образовательные технологии как реализация основных идей
системно-деятельностного подхода
Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников.
Что такое педагогическая технология?
Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Критерии, составляющие сущность педагогической технологии:
• однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
• отбор и структура содержания (что);
• оптимальная организация учебного процесса (как);
• методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
• учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
• объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Выделяют следующие педагогические технологии:
• развивающее обучение;
• проблемное обучение;
• разноуровневое обучение;
• коллективная система обучения (КСО);
• технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);
• исследовательские методы обучения;
• проектные методы обучения;
• технология «дебаты»;
• технологию модульного и блочно- модульного обучения;
• лекционно – семинарско - зачетная система обучения;
• технология развития «критического мышления»;
• технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
• обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);
• информационно – коммуникационные технологии;
• здоровьесберегающие технологии;
• систему инновационной оценки « портфолио»;
• технологию дистанционного обучения
• технология мастерских и др.
Рассмотрим некоторые педагогические технологии, которые я применяю на своих уроках.
Технология проблемного обучения
На своих уроках биологии я использую технологию проблемного обучения. Считаю, что проблемная ситуация является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация или познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не могут достичь цели с помощью известных им способов действия, знаний. Эта познавательная потребность является «двигателем» в обучении.
В чем состоит суть проблемной ситуации? В ней содержится неизвестное (это может быть новое усваиваемое отношение, способ или условие действия). Я думаю, что сам факт столкновения с трудностью, невозможностью выполнить предложенное задание с помощью имеющихся знаний и способов действия рождает потребность в новом знании. Эта потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации.
Проблемные ситуации могут быть с удивлением и с затруднением. Не случайно Луи де Бройль сказал: «Знания - это дети удивления и любопытства». Проблемные ситуации, проблемные задачи, можно включать в любую тему уроков биологии. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации. Рассмотрим их:
- Индуктивный, аналитико-синтетический способ
Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы. Так, при изучении темы «Грибы» учащиеся из рассказа учителя узнают, что долгое время грибы относили к растениям, с которыми их сближает способность к неограниченному росту, наличие клеточной стенки, питание, для чего у них имеется очень большая внешняя поверхность и неспособность к передвижению. Но из-за отсутствия хлорофилла грибы лишены присущей растениям способности к фотосинтезу и обладают характерным для животных гетеротрофным типом питания, откладывают гликоген, а не крахмал в качестве запасающего вещества, основой клеточной стенки является хитин, а не целлюлоза, используют в обмене мочевину — всё это сближает их с животными.
Формулируется проблемная задача: кто же такие грибы? К какой группе организмов их нужно было отнести?
При изучении тем «Насекомые» или темы «Простейшие» в 7 классе можно включить такую проблемную ситуацию:
Рассудите спор:
Термиты, как известно, питаются древесиной, протачивая ходы в деревянных постройках. Однако, сами переваривать клетчатку входящую в состав древесины, они не могут. Если к пище термитов добавить немного антибиотиков, то они погибают от голода. Объясните этот факт?
Урок биологии в 8 классе на тему « Иммунитет»:
«Илья Ильич Мечников сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных личинок морской звезды. Под микроскопом видно, как собираются клетки вокруг занозы, у них вытягиваются ложноножки, охватывают непрошеных гостей, и вскоре те оказываются внутри клетки, как бы пожираются ею. Мечников так и назвал эти клетки - фагоцитами, что значит клетки пожиратели. Он обнаружил фагоциты у самых разных животных - у червей, лягушек, кроликов и, конечно, у человека. Вот он вводит в ткани лягушки возбудителей сибирской язвы. К месту введения микробов стекаются фагоциты, каждый захватывает одну, две, десяток бактерий. Клетки пожирают эти бациллы, переваривают их. В то же время в 80-е гг. 19 века ученые Германии по-иному расшифровали механизм иммунитета. Пауль Эрлих считал, что микробы, оказавшиеся в организме, уничтожаются вовсе не клетками, а специальными веществами, находящимися в крови. Эта теория получила название жидкостной, гуморальной. И начался спор, дискуссия, которая длилась 15 лет. Кто же оказался прав? Как объясняет современная наука образование иммунитета?
- Способ аналогий
В этом случае мы опираемся на имеющийся у учащихся житейский опыт или же актуализируем ранее полученные знания для решения новых задач.
При изучении темы «Цитология» ученикам можно предложить такую задачу:
Предположим, что Р. Гук не открыл клеточное строение организмов. Как это отразилось бы на развитии биологической науки? Почему вы так думаете?
А при изучении темы «Происхождение человека» включить задачу: Дриопитек в основном питался растительной пищей, а неандерталец – преимущественно животной. Каким образом можно объяснить такие различия?
При изучении темы «Бактерии» в 7 классе я ставлю проблему:
«Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников - да, так как бактерии встречаются повсюду. Пояснения учителя - в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных.
- Отыскание причин, обусловливающих явление, анализа изучаемого материала.
Приведем примеры таких заданий:
Простейших поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время простейшие погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли простейшие?
При изучении темы «Класс Птицы» можно включить и такую проблемную задачу:
Обыкновенная чайка после вылупления птенцов относит осколки яичной скорлупы далеко от гнезда и выбрасывает. Так же поступают скворцы, хотя они гнездятся в скворечниках, а вот куриные птицы (куропатки, тетерева и другие) обычно оставляют скорлупу яиц в гнезде. Объясните этот факт.
При изучении темы Фотосинтез:
Более трехсот лет назад ученый Ван Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 80 кг земли и посадил в неё ветку ивы, предварительно взвесив её. Ива росла 5 лет, не получая никакого питания, а только поливалась водой, не содержащей солей. Взвесив иву через 5 лет, ученый обнаружил, что вес ивы увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50г. Почему произошло такое явление?
- Выдвижение проблемного вопроса
Этот прием используется тогда, когда для решения проблемы и овладения новыми знаниями нужно творчески применить какой-то ранее изученный принцип или закономерность. Примеры заданий:
При изучении темы «Насекомые»:
Почему сильно обеспокоен пчеловод, обнаружив осенью в пчелиной семье трутней?
При изучении темы «Пищеварение».
Почему возникает изжога при приеме большого количества пищи или при принятии алкоголя?
При изучении темы «Птицы».
В результате наблюдения установлено, что при ухудшении погоды взрослые стрижи улетают далеко от своих гнезд иногда на 2-3 и более суток. При этом за время отсутствия взрослых птиц их птенцы не погибают от голода и холода. Почему удается выжить птенцам?
Урок в 7-м классе:
Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление.
При изучении раздела «Экология»:
Известный географ и путешественник А.Гумбольдт утверждал, что
«человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?
- Способ нахождения учащимися в излагаемом учителем материале познавательной проблемы, четкое формулирование и аргументирование ее решения.
Например, при объяснении темы «Индивидуальное развитие» в 10 классе, ученики могут сами найти познавательную проблему и сформулировать ее при рассказе учителя о том что: Развитие насекомых с неполным превращением проще и, как правило, менее длительно, чем развитие с неполным превращением. Однако для очень многих видов насекомых характерно именно последнее. Чем это можно объяснить? И начинают высказывать свое мнение.
- Творческая работа
1.Составление вопросов требует от учащихся определенных усилий, тем более что составленные ими вопросы не должны дублировать вопросы параграфа. Проверку данного вида работы можно проводить несколькими способами:
-выборочно или у всего класса в тетрадях;
-организуется работа в парах;
-организуется работа внутри группы;
-организуется работа между группами.
2.Составление рассказа с биологическими ошибками, которые надо заметить и исправить, вызывает у ребят особый интерес. Она требует хороших знаний, воображения, логики, умения формулировать мысли.
3. Составление текстов с пропущенными словами целесообразно давать на первом уроке при изучении нового материала, так как оно не представляет большого труда.
4. Составление рассказа по заданным словам способствует развитию мыслительной и речевой деятельности. Этот вид работы удобен для дифференцированного обучения: «слабым дается более простое задание, «сильным –сложное».
5. Составление тестов, кроссвордов.
В качестве творческой работы с учебником ребятам предлагается самостоятельно разработать тесты к конкретному параграфу или разделу. Составление кроссвордов - вид работы, вызывающий особый интерес. Ученики любят не только решать, но и составлять их, проявляя при этом все свои интеллектуальные и творческие способности.
Технология группового обучения
На практике данная технология реализуется учителями благодаря использованию групповых заданий. При групповой работе учащихся объединяют в группы по два или несколько человек. Групповая работа включает следующие обязательные элементы:
- постановку и осмысление цели (общегруппового задания);
- выполнение индивидуального задания каждым участником группы в соответствии с общей целью;
- взаимную проверку результатов каждого, помощь и объяснение друг другу возникающих затруднений;
- совместное формулирование вывода на основе обобщения результатов, полученных каждым членом группы;
- соотношение вывода с поставленной в начале работы целью.
Очень эффективной оказалась такая форма групповой работы: двое учащихся работают над определенной темой и выступают поочередно – то в роли учителя, то в роли ученика.
Возможно организовать групповую практическую работу на единую цель, например, построение графика «нормы реакции»: каждая пара учеников замеряет ширину 10-ти плодов каштана. На доске данные, полученные каждой парой, объединяются в единой таблице, по данным которой строится точный график.
Информационно-коммуникационные технологии
Сами по себе информационные технологии в образовании являются предметом изучения информатики. Для других предметов информационные технологии служат современным и эффективным инструментом для повышения качества образовательного процесса.
Другими словами, при изучении биологии роль информатизации состоит в повышении качества образования через интеграцию информационных и педагогических технологий. Информационными технологиями в практике обучения называют все технологии, предполагающие использование специальных технических информационных средств. При этом я в процессе преподавания биологии в школе использую следующие формы работы:
- работа с ЦОР и ЭОР;
- лекции с мультимедийным сопровождением;
- создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов;
- организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов, демонстрация отчетов учащихся об исследовании;
- поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме;
- тренинги навыков с использованием компьютеров;
- контроль обученности средствами интерактивного тестирования.
Тренинговые технологии
В современных образовательных условиях значительно возросла роль тренинговых технологий как системы деятельности, способствующей отработке учебных навыков. Тренинговые технологии в отличие от привычного повторения подразумевают целенаправленные, систематические действия по отработке одного или нескольких видов учебной деятельности. В частности, важна эффективная отработка базовых учебных навыков при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Кроме того, в школьном курсе биологии предусмотрено освоение ряда навыков практической предметной деятельности.
На уроках биологии бывает необходимо тренинговое занятие по обучению шестиклассников навыку настройки светового микроскопа. На таком занятии учащиеся настраивают микроскоп не с целью изучения микропреператов (они подбираются случайным образом), а с целью доведения навыков настройки до автоматизма, что позволяет существенно экономить время проведения лабораторных работ в дальнейшем.
На уроках раздела «Генетика» старшеклассники учатся решать генетические задачи различного содержания, тренинговые занятия им в этом помогают.
Игровые технологии
Игровые образовательные технологии в школе включают в себя любое взаимодействие педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета. Основная особенность игры как образовательной технологии заключается в том, что в образовательной игре дидактическая цель трансформируется в игровую задачу. Основным преимуществом игровых технологий является возможность применения предметных знаний в практической деятельности посредством создания соответствующей сюжетной ситуации. Игровые технологии весьма сложны в реализации и эффективны только при условии грамотной реализации.
Игровые технологии эффективны не только на первой и второй ступенях обучения, но также показывают высокие результаты в старших классах. На уроках биологии я чаще использую игровые технологии не как самодостаточную форму работы, а в качестве элемента более обширной технологии. На уроках биологии можно использовать следующие дидактические игры: сюжетные (деловые и ролевые игры, игры-путешествия, игры-соревнования, игры-конкурсы, суды, ярмарки) и игры с раздаточным материалом (лото, маршруты и др.).
Например, на этапе закрепления материала предлагаю учащимся выполнить имитационное упражнение, позволяющее закрепить полученные знания и навыки в непринужденной творческой обстановке.
В частности, учащиеся 9-го класса имитируют процесс биосинтеза белка у доски, исполняя роли субъединиц рибосомы, транспортных РНК, информационной РНК. Такое “представление” помогает лучше представить все этапы сложного процесса матричного синтеза. Также учащиеся с большим интересом изучают биографию выдающегося ученого, если вместо рассказа о нем в третьем лице, предстоит отвечать на вопросы “интервью”, в котором учащийся предстает перед классом в образе данного ученого и отвечает на вопросы в первом лице.
Учащиеся 6 класса очень любят игру «Расскажи о животном», которую я провожу при изучении раздела «Жизнедеятельность живых организмов», каждый учащийся достает из коробки не глядя муляж животного (муравей, корова, осьминог, кузнечик, касатка и мн. др.) и называет тип дыхания животного, тип питания и т д. С каждым уроком учащиеся могут назвать все больше, что наглядно демонстрирует им расширение биологических знаний.
И конечно, внеурочная деятельность дает широкие возможности использовать игровые формы обучения. В рамках недели биологии и химии в школе, традиционно в январе я провожу игры различного характера по биологии, по химии, например, игра в 5 классе «Зов джунглей», в 9 классе «Кто хочет стать отличником», в 8 классе «Посвящение в юные химики» и т. д.
Модульная технология в преподавании биологии
Модульное обучение как педагогическая технология получила широкое распространение в практике преподавания биологии. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает конкретных целей учебно - познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Модульный урок тем и отличается от обычного, что школьники учатся работать самостоятельно, общаются друг с другом, оценивают работу свою и своего товарища. Особое внимание обращается на то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока – что и как необходимо изучить, на чем сосредоточить внимание.
Роль учителя на модульном уроке – управление работой учащихся. При такой организации урока есть возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных. Не менее важным для управления обучением школьников является принцип обратной связи, так как никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции в сочетании с самоуправлением процессом познания со стороны учеников. Поэтому эффективными будут следующие виды контроля:
В начале урока учитель проводит входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровнях их готовности к работе по новому материалу.
Обязательно необходим текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента.
После завершения работы по модулю проводится выходной контроль. Эффективно для проверки результатов самостоятельной работы учащихся применять тестирование, так как это экономит время, позволяет быстро контролировать работу учащихся всего класса. Тестирование можно проводить и как входной контроль. Для учащихся, работающих быстрее, необходимо иметь карточки, результаты которых также проверяются и учитываются при выставлении отметок.
При переходе на модульное обучение система действий учителя предполагает разработку модульной программы, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели.
Чтобы составить такую программу, учителю прежде всего необходимо:
- выделить основные научные идеи курса, например: организм, биологическая система, экологические системы и другие;
- структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определенные блоки;
- cформулировать комплексную дидактическую цель;
- из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели и формируются модули;
- каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели:
- на основе частных дидактических целей выделяются учебные элементы.
Введение модулей в учебный процесс должно осуществляться постепенно. Можно сочетать традиционную систему с модульной, что усиливает качество и эффективность любой системы обучения.
Опыт работы показывает, что данную технологию с успехом можно внедрять в среднем звене школы при изучении раздела «Растения» в 6 классе, «Животные», «Человек» в 7 и 8 классах, в 9 классе при изучении темы «Основы учения о клетке», «Происхождение человека».
Наряду с поисково – информационными умениями при работе с модулями учащиеся формируют и умения учебно - интеллектуальные, и навыки диалектически анализировать прочитанный текст, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно - следственные связи, видеть аналогию.( Прилагаются разработки модульных уроков по разделу «Биология. Животные».7 класс)
Проектная технология
Создание проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой – применять на практике ранее приобретённые знания и умения. Это позволяет делать упор на творческое развитие личности.
Я считаю этот метод очень эффективным, при этом не надо делать «глобальных» проектов, каждому ребенку необходимо подобрать такой проект, выполнить который ему будет по силам. Например, изучая тему «Семя», я даю детям задание прорастить семена фасоли. Кто-то так и поступит – просто замочит семена, понаблюдает, как они проклюнутся, а потом просто выбросит их. Но в каждом классе найдется группа учеников. Которые обязательно эти семена посадят, и будут наблюдать за развитием нового растения. Ну и, конечно же, найдутся истинные исследователи, которые создадут разные условия для роста растений (свет, полив и даже музыка), и будут наблюдать, что из всего этого получится. Своей задачей я считаю – заразить идеей эксперимента как можно больше учеников.
Проекты могут быть самой разной направленности: создание презентаций, докладов, рисунков, плакатов, биологических моделей, аппликаций, коллекций и мн. др. Мои учащиеся, например, изготавливают модели клетки, инфузории-туфельки, собирают коллекции перьев, семян, листьев, шишек, раковин моллюсков и т. д. Кабинет украшают плакаты, созданные учащимися, например, «Красная книга Краснодарского края», тематические газеты, например, «2015 год – год козы».
Здоровьесберегающие технологии
Физическое здоровье:
Трансляция личного положительного опыта
Пропаганда здорового образа жизни
Использование физкультминуток, поддержание санитарного режима
Смена видов деятельности на уроке
Психическое здоровье:
Позитивное настроение, побуждение к созидательной деятельности
Избегание эмоционально-напряженных ситуаций, создание общего душевного комфорта
Знание интересов учащихся, их внутреннего мира
Социальное здоровье:
Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов
Возможность применения полученных знаний в выборе профессии
Нравственное здоровье:
Создание условий для правильного выбора ценностей, установок и мотивов поведения личности
Духовное здоровье:
Ориентирование на систему ценностей и убеждений
Технология развития критического мышления
Одной из современных образовательных технологий, которая позволит ребенку не потеряться в интенсивном потоке информации является технология развития критического мышления.
Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры учащихся, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.
Основа технологии - трёхфазовая структура урока: стадия вызова, стадия осмысления содержания и стадия рефлексии.
На стадии вызова учащиеся путем мозговой атаки составляют список того, что они знают или думают, что знают. Во время этой фазы важно, чтобы учитель говорил как можно меньше и давал слово учащимся. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять, однако, при этом внимательно выслушивая их соображения.
Еще одна задача стадии «Вызов» заключается в том, что тему урока учитель не сообщает, а пытается, используя различные приёмы, добиться от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы. Существует несколько методик самостоятельного подхода к определению темы урока.
Уроки «Увеличительные приборы». Как создается проблемная ситуация: обучающимся выдаются микропрепараты, коллекции насекомых и предлагается им рассмотреть глаза, крылья, лапки. Обучающиеся сталкиваются с проблемой: это трудно сделать из-за мелкого размера объектов. У: что нужно сделать? Решение: необходимо их увеличить с помощью увеличительных приборов. У: какая тема урока, задачи и так далее.
Самый первый урок в 6 классе «Живой организм» - на данном уроке изучается новое содержание ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЖИВОГО. Перед обучающимися слайд с различными живыми организмами и телами неживой природы. Обучающимся предлагается разделить их, например на 2 группы. А после выяснить, на основании чего они сделали такое разделение.
Стратегия Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)
То, что степень усвоения школьниками учебной информации напрямую связана с личностной актуальностью этой информации – общеизвестная дидактическая закономерность. Как сделать актуальной новую учебную информацию? Один из возможных путей стимулирования интереса к новому содержанию учебного материала предлагает нам стратегия «Заполнение таблицы «ЗХУ» - он заключается в извлечении известных фактов и положений из нового материала, в фиксировании появляющихся вопросов, которые вызывают потребность в новых знаниях (стадия вызова).
На стадии вызова учитель предлагает каждому из учащихся начертить в тетради таблицу:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Учитель организует фронтальную беседу, предлагая разнообразные задания или задавая вопросы о познавательном объекте, итогом этой фронтальной работы по актуализации знаний должно явиться заполнение каждым учащимся колонки «Знаю» в маркированной таблице, куда учащиеся запишут все, что знают о познавательном объекте. Далее возможна организация парной или групповой работы по обмену своими знаниями – таким образом, каждый ученик может пополнить колонку «Знаю» в своей таблице. На завершающем этапе стадии вызова возможны организация коллективного обсуждения «известного» и окончательная коррекция содержания первой колонки таблицы. В ходе фронтальной работы обозначаются те вопросы, для ответов на которые имеющихся знаний явно недостаточно. Эти вопросы каждый записывает в колонку «Хочу узнать».
На стадии осмысления учащимся предлагается работа с учебным текстом, в ходе которой каждый ученик индивидуально заполняет колонку «Узнал». Очевидно, что, как и в ранее описанной стратегии «Чтение текста с пометками», у школьников формируется навык перевода информации из текстовой формы в табличную. С целью обмена и дополнения собранной информации целесообразна парная и групповая работа, в ходе которой возможна индивидуальная коррекция содержания таблицы каждым учеником. Стадия осмысления заканчивается фронтальной работой, в ходе которой обобщается и корректируется вся «новая» информация.
Как может быть организована стадия осмысления? Предлагаю насколько вариантов.
1. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать организм человека. А о каком органе пойдёт речь вы определите сами при помощи подсказок (Слайд 2)
– Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов.
– Этот орган в подростковом возрасте важно содержать в чистоте.
– Это самый тяжёлый орган человеческого тела.
– Этот орган не только от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга – потеет, а от страха – бледнеет.
– Итак, вы уже догадались, о каком органе идёт речь? (О коже).
– Сегодня на уроке мы начинаем изучать кожу. Кожа не является незнакомым для вас органом.
Что-то о ней вы уже знаете. Поэтому вначале урока я предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Верите ли вы, что…». Откройте тетради, запишите число, поставьте 9 номеров в столбик. Ваша задача: ознакомиться с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – «–». Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь или ваше мнение не совпадёт с мнением других ребят. Помним «Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям». Эти слова Вольфганга Иоганна Гёте будут являться эпиграфом нашего урока.
Задание «Верите ли вы, что…»
… кожу называют «зеркалом здоровья и болезни».
… секрет потовых желёз не имеет запаха.
… кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.
… кожа – сложный орган со многими функциями.
… этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.
… кожа тесно связана с нервной системой.
… в коже происходит образование витамина Д.
… 2% кислорода в организм поступает через кожу.
… молочные железы – это изменённые потовые железы.
– Зачитываем по цепочке по одному суждению и высказываем своё мнение.
– К этим утверждениям мы ещё вернёмся в конце урока.
– Кто не согласен с предположениями поднимите руки.
– Итак, в ходе обсуждения появились разногласия. Сегодня мы с вами должны таким образом построить работу, чтобы разрешить эти противоречия. Предположите формулировку темы нашего урока.
Обучающиеся предлагают свои формулировки, учитель обобщает их и определяет тему: «Строение и функции кожи».
2. Создание проблемной ситуации
При изучении темы «Среда обитания. Природные зоны» в 5 классе можно создать проблемную ситуацию с целью возбуждения интереса к теме урока. Зачитывается письмо - «парадокс», т. е. с ошибками, такие письма с удовольствием пишут сами ребята.
«Уважаемая Татьяна Ивановна. На каникулах ездила с папой в тундру. Красота, какая: снег, северное сияние! Представляете, прямо за посёлком лес. Ели, тополя, пальмы, карликовые берёзы. С дерева на дерево белки, обезьяны прыгают, а под ними разгуливают павлины, птицы поют. Немного отойдёшь – озеро, в нём лебеди, страусы плавают, по берегам греются бурые медведи, тюлени, дикие кабаны. А вчера ездили с папой на собаках, видели моржей, котиков, белого медведя, вдали гуляло стадо зебр. А сколько здесь ягод: морошка, вишня, черника, малина.
Р.S. Татьяна Ивановна, Вы не подумайте, что я врунишка, это письмо я написала для Ваших учеников, пусть уберут лишнее. А если захотят, напишут мне о любимых уголках природы, об интересных растениях или животных.
С уважением, Наташа»
Учащиеся находят ошибки в письме Наташи. Учитель ставит проблемный вопрос: «Почему вы выделили именно эти организмы?» Вводит понятие о среде обитания, экологии, экологических факторах.
3. 9 класс. Тема «Фотосинтез»
Задание классу: Догадайтесь по перечисленным фактам, о каком процессе идет речь (учитель зачитывает по одному факту, пока ребята не догадаются):
- Огромные успехи в изучении механизмов этого процесса были достигнуты лишь во второй половине ХХ века
- Это практически единственный процесс в природе, где происходит преобразование одного вида энергии в другую.
- Благодаря этому процессу мы пользуемся энергетическими ресурсами планеты.
- Этот процесс способствует предохранению Земли от парникового эффекта и образованию защитного озонового слоя.
- В результате этого процесса образуются сложные органические вещества из неорганических.
- Продуктивность этого процесса составляет на планете в год 130 000 млн. тонн вещества. Для сравнения: все сталелитейные заводы все вместе в год выпускают 350млн.т стали, все цементные заводы – 300млн.т цемента
- О нем писал в своей книге «Солнце, жизнь и хлорофилл» К.А.Тимирязев.
6 класс. Тема: «Видоизменения корней».
Прослушайте загадку:). Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове? (Редис). О чем идет речь в загадке? В чем особенность этих корней? Сколько лет живут эти растения? В природе есть растения, у которых корни выполняют не только те функции, о которых речь шла раньше. Наша задача на уроке познакомиться с видоизменениями корней.
6 класс. Тема «Лишайники». Древняя легенда рассказывает, что однажды много дней толпа народа брела по пустыне. Все припасы были съедены. Люди падали от истощения. Вдруг поднялся ветер. Путники увидели, что он гонит сероватые кусочки. Ветер поднимал их над землей. «Манна небесная!» - кричали люди. Они собирали кусочки и ели их, варили кашу, пекли лепешки. Что бы это могло быть?
7 класс. Тема: «Тип Членистоногие. Класс Паукообразные». В древней легенде говорится как дочка красильщика, искусная ткачиха Арахна возомнила из себя мастерицу ткать ковры не хуже богини Афины. За что и поплатилась. Афина её наказала:
«Будь ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину…
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину».
Имя Арахна легло в основу названия класса Arachnida и науки Арахнология. Что она изучает? В переводе со старославянского «паук»- значит «криворучка и кривоножка». Что вы знаете об этих существах?
8 класс. Тема: «Опорно-двигательная система». . Беседа о свойствах костей начинаем с задания.
Сопоставьте факты: 1. В среднем масса человека составляет 70 кг. Масса костей около 8-9 кг. Это меньше 15%.
2. Бедро выдерживает вертикально груз 1500 кг, большая берцовая кости – 1650 кг, плечевая –850 кг, кость крепче кирпича в 30 раз, прочность кости приблизительно равна прочности чугуна.
Как же объяснить высокую прочность костей при их относительной легкости? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить каков состав и строение кости.
На стадии осмысления учащийся вступает в контакт с новой информацией (работа с текстом). Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступления или выполнения опытов. Именно во время этой фазы обучаемый должен научиться самостоятельно и активно работать.
Согласно теории развивающего обучения, не всякая деятельность ученика на уроке – учебная. Учебной считается деятельность, связанная с решением учебных задач. Отличительная особенность таких задач – ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приемы) учебной деятельности. Текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности, например:
- классифицируйте и укажите основание для классификации;
- сравните;
- обобщите объекты;
- продолжите ряд, фразу;
- дополните ряд, определение;
- определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора;
- установите соответствие между процессами, явлениями;
- установите последовательность этапов, процессов, явлений.
На уроках возможно создание проблемных ситуаций, для разрешения которых необходимы не только имеющиеся у детей знания, но и новые. Возможна организация лабораторных и практических работ с элементами исследовательской деятельности.
1. В начале изучения новой темы можно использовать прием «ВОССТАНОВИ ТЕКСТ». Учащимся предлагается учебный текст, в котором имеются пропуски. А под текстом записаны пропущенные цифры или слова. Учитель предлагает восстановить текст, затем сверить в паре или в группе и сравнить с образцом.
Биология 8 кл. Структурной и функциональной единицей почки является нефрон. Он состоит из капсулы и системы канальцев, длина которых в каждом нефроне составляет … мм. В каждой почке насчитывается около … нефронов.
В процессе мочеобразования выделяют два этапа. На первом этапе образуется первичная моча в количестве … литров в сутки. В результате второй фазы образуется … литра вторичной мочи. Вторичная моча стекает по мочеточникам и накапливается в течение … часов в мочевом пузыре емкостью … мл.
Ключевые слова: 3, 170, 1 000 000, 750, 50, 1,5.
Восстановленный текст: Структурной и функциональной единицей почки является нефрон. Он состоит из капсулы и системы канальцев, длина которых в каждом нефроне составляет 50 мм. В каждой почке насчитывается около 1 000 000 нефронов.
В процессе мочеобразования выделяют два этапа. На первом этапе образуется первичная моча в количестве 170 литров в сутки. В результате второй фазы образуется 1,5 литра вторичной мочи. Вторичная моча стекает по мочеточникам и накапливается в течение 3 часов в мочевом пузыре емкостью 750 мл.
Биология 7 кл. Это примитивные двуслойные животные, имеющие-----------симметрию,--------полость и -----отверстие. Обитают в воде. Встречаются сидячие формы(----) и плавающие (-------). Типичный представитель - --------. Хищники, питаются-------, -------. Коралловые полипы могут образовывать--------- и атоллы, служащие источником известняка, который используют как-------- материал. Крупные медузы могут вызвать------ у купающихся.
Ключевые слова: радиальную, кишечную, ротовое, кораллы, медузы, гидра, рачками, мальками рыб, водными насекомыми, рифы, строительный, ожоги.
2. Прием «ТАБЛИЦА ВЕРНЫХ И НЕВЕРНЫХ УТВЕРЖДЕНИЙ» позволяет организовать работу по изучению учебного текста. Учащимся предлагается несколько утверждений по незнакомой теме. Среди них есть верные и неверные. Напротив каждого утверждения ученик ставит соответствующий значок: «+» – согласен, « - » - не согласен, «?» - сомневаюсь.
Утверждения | + | - | ? |
|
Далее ученикам предлагается учебный текст, работая с которым, они находят подтверждение или опровержение утверждений.
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ
В полости тела самцов имеются парные бобовидные семенники. В период размножения их объем возрастает в 300-1000 раз. В связи с откладкой крупных яиц, утяжеляющих птиц, у самок развивается только левый яичник и отходящий от него яйцевод, открывающийся в клоаку. Яйцеклетки в яичнике развиваются постепенно. Созревая, они увеличиваются в размере, в них накапливаются питательные вещества, которые превращаются в желток будущего яйца. По мере созревания яйцеклетки поступают в яйцевод, где и происходит оплодотворение. Стенки яйцевода богаты железами, которые выделяют вещества, формирующие белок и оболочки яйца.
В центре яйца находится желток, окруженный тонкой желточной оболочкой. На поверхности желтка оплодотворенного яйца расположен зародышевый диск. Это зародыш птицы. Желток подвешен на двух плотных белковых канатиках. Нижняя часть желтка более тяжелая, чем верхняя. Поэтому независимо от положения яйца в гнезде зародышевый диск всегда находится сверху, ближе к теплому телу насиживающей птицы. Желток погружен в прозрачную вязкую жидкость — белок, который защищает развивающийся зародыш от механических повреждений, резких толчков и служит источником воды. Белок окружен мягкой кожистой подскорлуповой оболочкой, состоящей из двух слоев. В отложенном яйце из-за потерь влаги эти слои расходятся и на его тупом конце образуется воздушная камера.
Наружная известковая оболочка — скорлупа — пронизана мелкими порами. Через поры осуществляется газообмен между развивающимся зародышем и атмосферным воздухом. Плотная известковая скорлупа имеет защитное значение. Во время развития зародыша она частично используется на формирование его скелета. Снаружи скорлупа покрыта тонким матовым слоем — надскорлуповой оболочкой. Она защищает яйцо от проникновения в него бактерий. Поэтому яйца, предназначенные для длительного хранения, не следует мыть и протирать.
Развитие зародыша начинается еще в яйцеводе. Однако его быстрый рост и формирование происходят после откладки яйца в процессе насиживания, обеспечивающем оптимальную температуру (около 39 °С) и необходимую влажность. Зародыш быстро развивается. К концу развития птенец заполняет собой всю полость яйца, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать легкими. Затем при помощи рогового бугорка на конце надклювья, называемого «яйцевым зубом», птенец пробивает скорлупу и выходит наружу.
У одних птиц (тетерева, рябчики, куры, утки, страусы, журавли, дрофы, лебеди) птенцы вылупляются из яиц, одетые пухом, с открытыми глазами, они способны самостоятельно передвигаться и следовать за взрослыми птицами. Таких птиц называют выводковыми. Птенцы другой группы выходят из яйца беспомощными, слепыми, голыми или слабо опушенными. В гнезде остаются долго (от 10 суток до 2 месяцев у разных видов птиц), нуждаются в выкармливании, обогреве и защите. Такой тип развития птенцов называют птенцовым, или гнездовым. Количество откладываемых яиц у гнездовых птиц, как правило, меньшее, чем у выводковых.
3. Вопросы по предложенному тексту
Биология 8 кл. Работа сердца Прочтите отрывок из книги Б.Ф. Сергеева «Занимательная физиология»:
Оно не смеет уставать.
Чем же объясняется, что сердце может работать в таком темпе? Прежде всего само представление о том, что сердце трудится без передышки, не совсем верно. Сердечная мышца тоже отдыхает и даже довольно часто, но только очень маленькими порциями. Сокращение сердца длится примерно 0,49 секунды, и если человек в этот момент находится в покое, то после каждого сокращения на 0,31 секунды наступает перерыв. На самом деле время отдыха ещё больше, так как не все отделы сердца работают одновременно.
Сердечный цикл начинается с сокращения предсердий, желудочки в это время отдыхают. Сокращение предсердий сменяется сокращением желудочков, в это время отдыхают предсердия. Предсердия тратят на свое сокращение примерно 0,11 – 0,14 секунды, и после каждого сокращения их отдых длится 0,66 секунды, что составляет в сутки всего 3,5 – 4 часа работы и около 20 часов отдыха. Сокращение желудочков продолжается несколько дольше, около 0,27 – 0,35 секунды, а отдых – 0,45 – 0,53 секунды. Следовательно, в сутки желудочки сердца работают 8,5 – 10,5 часа и отдыхают 13,5 – 15,5 часа.
Впрочем, человек может улучшить условия работы своего сердца, намного увеличив продолжительность его покоя. Как показывает медицинские исследования, у хорошо тренированных спортсменов частота сокращений сердца в покое значительно меньше, чем у всех остальных людей, и может падать до 40 и даже 28 ударов в минуту.
Это, пожалуй, единственный орган, который даже у самых отъявленных лентяев от работы не увиливает и трудится в хорошем темпе. Подумать только, у трехнедельного человеческого эмбриона, не имеющего ещё даже настоящей крови, сердце сокращается до 140 сокращений в минуту. К счастью, это кульминация, постепенно пульс становится реже, и у взрослого человека его частота в покое равняется 76 ударам в минуту, возрастая при усиленной работе в 2,5 раза. В итоге за сто лет человеческой жизни сердце успевает сделать около 5 миллиардов сокращений!
Чтобы справиться с такой колоссальной нагрузкой, какая выпала на долю сердца, одного отдыха мало – нужно ещё хорошо питаться, получать достаточно кислорода. Поэтому у высших животных сердце имеет очень мощную кровеносную систему.
Выполните следующие задания:
- Выпишите из текста последовательность сердечного цикла и выделите время отдыха камер сердца (предсердий и желудочков).
- Прокомментируйте медицинские исследования хорошо тренированных спортсменов.
- Используя информацию текста, изобразите схематично сердечный цикл.
- Раскройте особенности сердца и запишите свои суждения.
- Оцените значимость сердца для организма человека и запишите свои суждения.
Биология 8 кл Работа мышц Прочтите отрывок из книги Е. Голубевой «Занимательное естествознание»:
У каждого человека несколько сотен мышц. Они и кости придают нашему телу форму. Без них мы были бы похожи на медузу. У маленького ребенка кости такие хрупкие и мягкие, что он не может ни ходить, ни стоять, потом кости и мышцы начинают расти, крепнуть, и к тому времени, когда ребенку исполняется чуть больше года, он сам, без посторонней помощи, может стоять и ходить. Вы когда-нибудь видели, как бегает цыпленок, который только-только вылупился из яйца? У него это получается, а у новорожденного ребенка нет. Однако ребенок растет и развивается и вскоре прекрасно работает руками и ногами, управляет большинством мышц, причем может выполнять более сложные и разнообразные движения, чем животное. Мышцы могут удлиняться и укорачиваться, как эластичная резиновая лента. Когда они сокращаются, то становятся твердыми и укорачиваются. Это происходит, например, когда Вы напрягаете мышцы руки и сгибаете её в локте. Когда Вы выпрямляете руку и расслабляете её мышцы удлиняются и становятся мягкими. Все мышцы прикреплены к костям с помощью связок или сухожилий приводят в движение кости и соответственно различные части тела. Когда Вы поднимаете руку, то напрягаете мышцы плеча; когда Вы её опускаете – расслабляете эти мышцы. Для того чтобы мышцы смогли работать, обязательно должны действовать нервы, ведущие к ним. Если нервы не доносят «приказы» - нервные импульсы – мышцам, то они не будут ни сокращаться, ни расслабляться.
Кости и мышцы необходимо укреплять.
Выполните следующие задания:
- Прочитайте текст и озаглавьте его, аргументируйте, почему вы выбрали такое название.
- Найдите в тексте и выпишите предложения, в которых описываются работа мышц .
- Используя информацию текста сделайте эскиз рисунка, показывающий работу мышц при подъеме и опускании руки.
- Объясните утверждение: Если нервы не доносят «приказы» - нервные импульсы – мышцам, то они не будут ни сокращаться, ни расслабляться. .
- Напишите наиболее вероятный сценарий развития человека, если бы у него не было мышц.
- Оцените значимость мышц для организма человека.
4. «СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ»
Более сложным и эффективным упражнением является включение понятий, которые надо расположить так, чтобы они образовали новую систему, и объяснить, на основании каких соображений они так расположены.
Примеры:
Биология 6 кл. Движение Понятия: амебоидное, моллюски, инфузории, мышечное, эвглены, мерцательное, ложноножки, реснички, черви, движение, корненожки, хордовые, жгутики, сокращение мышц
Решение:
амебоидное → ложноножки → корненожки
мерцательное → реснички → инфузории
жгутики → эвглены
Движение
мышечное → сокращение мышц → черви, моллюски, хордовые
Биология 7 кл. Классы покрытосеменных растений. Понятия: однодольные, тюльпаны, одуванчик, бобовые, цветковые, злаки, соя, сложноцветные, шиповник, пшеница, лилейные, розоцветные, двудольные.
Решение
однодольные злаки → пшеница
Цветковые лилейные → тюльпан
двудольные бобовые → соя
розоцветные → шиповник
сложноцветные → одуванчик
5. Приём «ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПИ»
Учитель выбирает 5-6 событий (либо из хронологической цепи, либо из причинно-следственной цепи) и распределяет их в произвольном порядке (либо записав их на доске, но лучше записав на отдельном листе и разместив на доске). Группе предлагается восстановить правильный порядок. Ученики по очереди расставляют события (по одному) на верные места в цепи, приходя к единому мнению.
После чего учитель просит детей при изучении материала обратить внимание на правильный порядок событий и проверить истинность или ошибочность собственных предположений.
Этот прием неплохо используется при изучении циклов развития растений, животных, митоза, мейоза, особенно при наличии динамических пособий.
6. Возможны различные варианты работы с таблицей, например,
Биология 7 класс. Земноводные. Особенности внешнего строении.
Задание: Рассмотрите внешнее строение лягушки и заполните таблицу:
Черты приспособленности земноводных
К наземной среде | К водной среде |
Биология 7 класс. Особенности внешнего строения рыб
Задание. Опишите свойства воды. Опишите внешнее строение рыб, используя рисунки и чучела рыб. Сопоставьте свойства воды и строение рыб по таблице, найдите соответствие. Стрелками обозначьте это соответствие.
Свойства водной среды | приспособления к факторам среды |
а) большая плотность | обтекаемая форма тела (голова, туловище, хвост), слизь (слизистые железы), черепицеобразное покрытие чешуей, плавники (грудные, брюшные, спинной, хвостовой и анальный |
б) прозрачность | защитная окраска, глаза (роговица, хрусталик) |
в) малое содержание кислорода, способность растворять другие вещества | жаберное дыхание, обоняние (ноздри) |
г) текучесть | органы боковой линии ощущают ток воды и силу течения |
д) высокое давление на больших глубинах | форма тела меняется от веретеновидной к лентовидной и дисковидной |
е) сильное поглощение световых лучей | глубоководные рыбы имеют светящиеся органы, огромные глаза |
На стадии рефлексии учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают свои представления, включая в них все новые понятия. На этой фазе для учащихся эти новые знания обретают качество своих. Учение – это акт изменения, перехода в новое качество.
7. Прием «РАССКАЗ» можно использовать на стадии вызова или рефлексии.
Учитель определяет несколько ключевых слов, тесно связанных с материалом урока. На доске записано несколько слов. Используя эти слова, учащиеся составляют предложение или небольшой текст.
Биология 9 кл Эволюционное учение Дарвина
Эволюция Дарвин Экспедиция Бигль Исследования Идея.
(На корабле «Бигль» Чарльз Дарвин отправился в кругосветную экспедицию. Проведенные исследования подтолкнули его к идее эволюции)
Биология 6 класс. Тема: «Биология – наука о живом».
Творческое задание (работа в парах): На доске записаны слова: наука о живом, царства живого, биология, растения, питание, природа, обмен веществ, животные, рост, грибы, размножение, бактерии, клеточное строение, дыхание, биосфера, питание, животные.
Составьте рассказ о том, что изучает наука биология, используя эти слова.
8. КРОССВОРДЫ. Биология 5 класс. Увеличительные приборы.
Строение микроскопа | ||||||||||
т | у | б | у | с | ||||||
с | т | о | л | и | к | |||||
ш | т | а | т | и | в | |||||
з | е | р | к | а | л | о | ||||
в | и | н | т | ы | ||||||
о | б | ъ | е | к | т | и | в | |||
о | к | у | л | я | р | |||||
а |
1. Зрительная трубка. 2. Часть микроскопа, необходимая для размещения объекта исследования. 3. Стержневая часть прибора. 4. Обязательная часть светового микроскопа.
5. Части, служащие для настройки резкости. 6. Оправа с несколькими увеличительными стеклами. 7. Верхняя часть зрительной трубы. Покажите эти части на микроскопе.
9. «НАПИШИ ПОСЛАНИЕ». Биология 7 класс. Тема «Членистоногие».
Каждому ряду выдается лист, на котором записано название одного класса членистоногих. За минуту, передавая лист, нужно написать признаки животных этого класса. Победит тот, на чьем ряду правильно и полно ответят ребята.
10. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ». На доске записаны тройки слов. Найти лишнее и объяснить.
Шмель – водомерка – креветка;
чесоточный зудень – скорпион – краб;
мокрица – лангуст – оса;
слепень – комар – стрекоза;
бражник – цикада – махаон;
оса – муравей – муха;
саранча – кузнечик – майский хрущ;
лесной клоп – жужелица – пчела.
11. Биология 8 класс. Мышцы
Работа с терминами. Используется прием «ГОРЯЧИЙ СТУЛ». Ученик сидит на стуле спиной к доске. Учитель пишет на доске слово: мышца, брюшко мышцы, фасция, поперечно-полосатая мышечная ткань, головка мышцы. Учащиеся характеризуют термины по очереди, не называя ключевого слова. Ученик должен определить его. Или один учащийся работает у доски по таблице, а другой с места задает вопросы типа: Покажи органоид клетки, синтезирующий АТФ и т. д.
12. Учителю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал. Опросы, самостоятельные работы, тесты занимают или много времени, или не всегда позволяют оценить, насколько свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его.
В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Для формирования критически мыслящих учеников существует ряд педагогических стратегий (педагогических приемов), которые помогают учителю реализовывать цели, ставящиеся на разных стадиях урока. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя.
Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, размышляют над процессом обучения, подтверждают или опровергают - расширяют наши знания, чувства об окружающем мире.
В режим работы по данной технологии входят следующие приемы и стратегии:
- Кластеры
- Стратегия «Зигзаг»
- Игра «Как Вы думаете?»
- Чтение с пометками ИНСЕРТ
- «Верите ли вы, что…»
- «Толстые и тонкие вопросы»
- Фишбоун
- Таблица ЗХУ
- Организация дискуссий
- Синквейн и др.
С помощью приема «ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ» вопросы развиваются навыки активного восприятия информации и умение задавать вопросы. «Толстый» вопрос предполагает развернутый ответ. (Объясните, почему? Почему вы считаете? В чем различие? На что похоже? Предположите, что будет, если?), а «тонкий» вопрос подразумевает однозначный краткий фактический ответ (Кто? Что? Когда? Мог ли? Верно ли? Согласны ли?). Этот прием может быть использован как на стадии вызова, так и на стадии осмысления.
Тонкие и толстые вопросы
|
|
Прием «Автобусная остановка» можно использовать, когда ученики стесняются задавать учителю или одноклассникам вопросы, возникающие в процессе урока. В начале урока учащиеся берут со стола учителя листок бумаги и в процессе урока записывают возникшие вопросы, а затем приклеивают на доске. Учитель периодически подходит к вопросам и отвечает на них. Если в процессе урока ученик находит ответ на свой вопрос, то он подходит к доске и снимает свой листок. Этот прием создает на уроке комфортную обстановку и побуждает задавать вопросы. А если ученик задает вопросы, значит происходит мыслительная деятельность.
Прием «ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…».Позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. Каждому учащемуся предлагается индивидуально заполнить таблицу, ответив на предложенные вопросы. В процессе заполнения учащиеся обращаются к имеющимся знаниям, соотносят их с предложенными утверждениями. В соответствующей клеточке ставят знак «+», если они согласны с утверждением и «-» если нет. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат, так как он предполагает возвращение к таблице на стадии рефлексии.
На стадии осмысления идёт непосредственная работа с информацией, источниками которой являются тексты. Деятельность учителя на этой стадии: заключается в сохранении интереса учащихся к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания «старого» к «новому». Учащиеся на данной стадии читают (слушают) текст, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.
Приемы, используемые на этом этапе, позволяют организовать осмысленное восприятие текстов, анализ и выбор информации с последующим представлением в графическом виде.
Прием «ФИШБОУН» (рыбья кость)
Цель: актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме, развитие у школьников критического подхода к получаемой информации
В «голове» этого скелета учащиеся обозначают проблему, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть косточки… С одной стороны, учащиеся отмечают причины
возникновения изучаемой проблемы (кстати, эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив, с другой стороны скелета ученики выписывают факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты.
Например, при изучении зрительного анализатора в 8 классе, можно рассуждать следующим образом: в голове скелета – проблема, которая рассматривается на уроке. (Почему мы видим?). На верхних косточках отмечаются отделы зрительного анализатора, т.е. его строение; на нижних косточках функции зрительного анализатора.
Прием «Чтение с пометками INSERT» является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст и отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Ученики, работая самостоятельно с текстом, делают карандашом следующие пометки: «V» - мне это известно; «-» - это противоречит тому, что я знал; «+» - это для меня является новым; «?» - мне это не понятно, или я хочу узнать по данному вопросу больше. Затем идет совместное обсуждение вопросов, основанных на поставленной проблеме и делаются соответствующие умозаключения.
При изучении большого объема материала с целью его систематизации можно использовать прием «ЗИГЗАГ». Учащиеся усваивают быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяют на деле или передают другим. Этот прием способствует формированию навыков сотрудничества.
Для работы учащихся необходимо объединить в группы по 5-6 человек. Учебный материал следует разбить на отдельные блоки. Группе предлагается для изучения определенный блок, изучая который она перерабатывает информацию и представляет её в виде таблицы, кластера, блок-схемы и т.д. Затем эту обработанную информацию один из участников группы представляет всему классу. И в итоге выстраивается весь текст целиком, только в наиболее сжатом варианте с выделением ключевых положений. При работе с данным приемом наиболее важным является умение слушать партнера, делать записи.
- Прием «КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА» часто использовался и раньше, когда проводилось сравнение двух и более объектов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства.
Например, при изучении классов типа Членистоногие:
Признаки | Класс Ракообразные | Класс Паукообразные | Класс Насекомые |
Среда обитания | Водная | Наземно - воздушная | Все среды обитания |
Отделы тела | Головогрудь, брюшко | Головогрудь, брюшко | Голова, грудь, брюшко |
Число пар усиков | Две пары | Нет усиков | Одна пара |
Число пар ног | У десятиногих – пять пар | Четыре пары | Три пары |
Глаза (сложные, простые) | Сложные | Простые | Сложные и простые |
Дыхание | Жабры | Трахеи, легочные мешки | Трахеи |
Крылья | Нет | Нет | Две пары |
Можно организовать групповую работу по сравнению трех классов членистоногих и предложить полностью заполнить таблицу, или фронтально- дать частично заполненную таблицу или предложить учащимся вопросы по уже заполненной таблице: «Почему Класс Насекомые самая многочисленная группа живых организмов? (Они имеют крылья, заняли все среды обитания); «Назовите общие признаки насекомых и паукообразных» и т. д.
Прием КЛАСТЕР – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока: на стадии вызова– для стимулирования мыслительной деятельности; на стадии осмысления – для структурирования учебного материала; на стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.
- Прием «СИНКВЕЙН» (пятистишие, «белый стих»). Это отражение сущности темы (понятия) в пяти строках по определенным правилам индивидуально или в паре.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Понятно, что тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.
Например, при изучении темы «Кровеносная система. Кровь» в 8 классе:
1. Кровь.
2. Артериальная, венозная.
3. Течет, переносит, свертывается.
4. Жидкость, от которой зависит жизнь.
5.Внутренняя среда организма.
Синквейн на тему "Витамины".
1. Вещество
2. Полезное, необходимое
3. Поглощать, принимать, употреблять
4. Без витаминов жить нельзя! Они – надёжные друзья.
5. Обмен веществ
Тема «Ткани».
1. Ткани
2. Растительные Животные
3. Запасают Защищают Транспортируют
4. Рост и развитие организма
5. Важный уровень организации жизни
Тема «Корень»
1. Корень (корневая система)
2. стержневая - мочковатая
3. удерживает – всасывает – накапливает
4. корень подземный вегетативный орган
5. основа
Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших результатов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Вспомним, что французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».
Современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас и в будущем. На своих уроках я стараюсь организовать активную деятельность всех обучающихся на разных уровнях познавательной самостоятельности.
Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках биологии позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой. Поэтому эти приёмы, а также технологию в целом, можно успешно применять в учебном процессе.
Изучение и применение технологии развития критического мышления дает возможность учителю оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию их деятельности, ценностно-смыслового усвоения их содержания, а также собственной деятельности на уроке. Это позволяет учителю двигаться дальше как в планировании и ведении урока, серии уроков, так и в профессиональном развитии.
Результативность опыта
Результаты ЕГЭ по биологии:
Год | Количество учащихся | Средний балл по Кореновскому району | Средний балл по школе | Максимальный балл по школе |
2013 | 4 | 61,5 | 74 | 84 |
2014 | 6 | 62,3 | 64,9 | 89 |
2016 | 1 | 56,5 | 78 | 78 |
Результаты ЕГЭ по химии:
Год | Количество учащихся | Средний балл по Кореновскому району | Средний балл по школе | Максимальный балл по школе |
2013 | 3 | 72,1 | 76,3 | 95 |
2014 | 1 | 64,9 | 75 | 75 |
2016 | 1 | 58,8 | 66 | 66 |
Результаты ОГЭ по биологии:
Год | Количество учащихся | Средний балл по Краснодарскому краю | Средний балл по школе | Наивысший балл по школе |
2014 | 1 | 29,28 | 24 (52) | 24 (52) |
2016 | 3 | 24,12 | 32(70) | 38 (82,6) |
Результаты ОГЭ по химии:
Год | Количество учащихся | Средний балл по Краснодарскому краю | Средний балл по школе | Наивысший балл по школе |
2014 | 1 | 26,67 | 9 (26) | 9 (26) |
2016 | 1 | 22 | 34 (100) | 34 (100) |
Результаты участия в предметных олимпиадах:
Учебный год | Ф И учащегося, класс | уровень | предмет | место |
2012-2013 | Брык Алексей, 8 | муниципальный | химия | призер |
2012-2013 | Сон Владислав,11 | муниципальный | химия | призер |
2012-2013 | Степчук Елена, 10 | муниципальный | химия | призер |
2012-2013 | Сон Владислав,11 | муниципальный | биология | призер |
2013-2014 | Винникова Ксения,11 | муниципальный | биология | призер |
2014-2015 | Рой Евгений, 8 | муниципальный | биология | призер |
2015-2016 | Кривич Юлия,10 | муниципальный | биология | призер |
2016-2017 | Борздова Анастасия,10 | муниципальный | химия | призер |
2016-2017 | Борздова Анастасия,10 | муниципальный | биология | призер |
2016-2017 | Кривич Юлия,11 | муниципальный | биология | призер |
Какую бы педагогическую технологию мы не применяли в учебном процессе, все же реализуется она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.
Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».
Что могут означать для нас эти слова?
По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило, мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем давать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.
Системно-деятельностный подход становится эффективным, когда учителю удаётся перевести собственную цель - "научить ребёнка" в собственную цель ученика - "научиться". Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия на ученика.
Последовательная реализация системно-деятельностного подхода повышает эффективность образования, об этом свидетельствует: более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний, значительно сокращается время обучения, наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
Уверена, что за системно-деятельностным обучением стоят большие педагогические достижения, потому что только так можно сформировать компетентностную личность. Учебные компетенции обязательно перерастут в жизненные, а значит, будут способствовать формированию нового типа личности отвечающей запросам своей эпохи.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Литература и источники
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.
2. Бондарук М.М. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы - Изд. Учитель: Волгоград, 2007
3. Высоцская М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах -Изд. Учитель: Волгоград, 2004
4. Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6.
5. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
6. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.
7. Дмитров Г.Н. Познавательные задачи по ботанике и их решения. –Арктоус, 1996.
8. Коноваленко И.Г. Создание проблемных ситуаций на уроках биологии. “Биология в школе”, 1971 г., №2.
9. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989.
10. Разумная Е. В. Использование элементов проблемного обучения на уроках биологии // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 175-177.
11.http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/obobshchenie-opyta-uchitelya-biologii-po-teme-problemnoe-obuchenie-na-uroka
12. http://festival.1september.ru/articles/210228/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"
обоснование и перспективы опыта...
обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"
опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...
Модульная технология как средство осуществления деятельностного подхода в обучении математике.
Данная разработка раскрывает сущность модульного обучения, мотивы внедрения в учебный процесс модульного обучения, последовательность составления плана модульного урока, этапы модульного урока, достои...
Методические рекомендации. Обобщение опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе системно-деятельностного подхода»
В контексте системно-деятельностного подхода изложена концепция применения ряда образовательных технологий, методов и приемов по духовно-нравственному развитию учеников. Опытно-экспериментальным путём...
Обобщение опыта по теме: «Современные образовательные технологии как реализация основных принципов системно-деятельностного подхода»
Поиск оптимальных и эффективных форм и методов организации деятельности учащихся, обеспечивающих творческое развитие личности, как на уроках истории и обществознания, так и во внеурочной деятельности....