Осуществление деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов
статья на тему
Давайте попробуем обсудить конкретный вопрос: как научить ребенка в школе тому, что поможет ему по-настоящему жить в настоящей взрослой жизни. Традиционные методы и технологии не могут в полной мере осуществить такой подход к обучению. Я считаю, что мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые срабатывают независимо от конкретного содержания. В рамках традиционной классно-урочной формы обучения сделать это можно, но затруднительно, гораздо эффективнее применить метод проектов. В современном образовании интерес к деятельностному подходу объясняется поиском эффективных педагогических технологии, которые позволят реализовать идею теории оптимизации учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Гончарова А.А.
Осуществление деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов
МБОУ СОШ с УИОП №2 (г. Котельнич)
Давайте попробуем обсудить конкретный вопрос: как научить ребенка в школе тому, что поможет ему по-настоящему жить в настоящей взрослой жизни. Традиционные методы и технологии не могут в полной мере осуществить такой подход к обучению. Я считаю, что мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые срабатывают независимо от конкретного содержания. В рамках традиционной классно-урочной формы обучения сделать это можно, но затруднительно, гораздо эффективнее применить метод проектов. В современном образовании интерес к деятельностному подходу объясняется поиском эффективных педагогических технологии, которые позволят реализовать идею теории оптимизации учебного процесса. Работая с данной технологией, я пришла к выводу, что большую пользу приносит работа над практико-ориентированными проектами. Они позволяют развить у учащихся умения и навыки, которые пригодятся для адаптации в жизни и формирования опыта самостоятельной деятельности.
Например, проект словаря военных терминов. Результатом учебной деятельности в ходе изучения стихотворения Лермонтова «Бородино» стал не только словарь, но и умение работать с различной справочной литературой. Данный словарь я использую на последующих уроках изучения отрывка из романа Льва Толстого «Война и мир». Также использую прием инсценирования на уроках, где большое внимание уделяется развитию коммуникативной компетенции и темы тесно связаны с понятием «Речевая ситуация». Инсценирование помогает развить различные коммуникативные умения и навыки (как говорения, так и слушанья). Например, тема «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?».
Я предлагаю разыграть различные речевые ситуации. Выбор слов определяется заданием: посещение врача, формулы просьбы, формулы отказа, работа кондуктора в автобусе. В ходе выполнения заданий мы вместе с учащимися постоянно оцениваем свою деятельность, обсуждая каждую ситуацию после ее инсценирования, отмечая, что получилось, что требует корректировки. Процесс самоанализа своей деятельности и осмысление деятельности других позволяет продолжить формирование рефлексивных умений в ходе взаимодействия учащихся.
Большой простор для фантазии учителя и учеников дают уроки развития речи, потому что позволяют решить значимую проблему, связанную с созданием самостоятельного текста, получить продукт и представить свой текст. На уроке учащиеся вместе со мной анализируют проблемную ситуацию, предлагают различные пути решения и предполагают, каким может быть результат их деятельности. Так были организованы мной уроки русского языка: Определение научного понятия, организована деловая игра «Проект выборов старосты класса», создана заочная экскурсии по музею-усадьбе «Михайловское», проект экскурсии вызвал интерес учащихся разных классов.
В работе с использованием технологии проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.
Практика применения проектов показала, что в классах, где использовалась данная технология, учащиеся сами формулируют цели своей работы, умеют находить пути решения проблемы, анализируют свою деятельность, взаимодействуют в группах и коллективе, а также вырос интерес к предмету и познавательная активность на уроке, повысилось качество знаний, увеличилось количество учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью. Мои ученики стали более инициативны, самостоятельны.
Технология позволяет эффективно обучать школьников навыкам и умениям, которые будут необходимы выпускникам не только для продолжения обучения и получения профессии, но и для дальнейшей самостоятельной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...
Методическая статья "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы"
Данная статья представляет собой обобщение опыта по теме....
Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы
ldquo;Проблемалы укыту” Чыгыш “Балаларыгызны үзегезнең заманыгыздан башка заман өчен укытыгыз,чөнки алар сезнең заманыгыздан башка бер заманда яшәү өчен дөньяг...
Доклад для выступления на педагогическом совете «Осуществление компетентно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов»
В концепции модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации говорится: Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универса...
Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы
В этой статье говорится о системно-деятельностном подходе на уроках русского языка и литературы...
Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС.
Доклад о новых методах преподавания русского языка....
«Метод проектов как средство реализации деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»
Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным яв...