РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ
статья по теме
«Важная цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Сосновская Инна Юрьевна
Учитель высшей квалификационной категории
г. Фокино, МОУ «Фокинская СОШ № 3»
Брянская область
Учителям географии
Личностно-ориентированное обучение
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ
«Важная цель образования –
это не знания, а действия».
Герберт Спенсер
Деятельность – это целесообразное преобразование людьми окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования является труд. Преобразуя природу, человек преобразует самого себя, проявляется как субъект своего развития.
Еще в 50-е годы профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова П.Я. Гальперин поставил в исследовании вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать. Следовательно, цель обучения – сформировать умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. Все это подводит к необходимости внедрения технологий и методов обучения, которые помогут приблизить знания по предмету, к задачам практической деятельности. Современная технология обучения – это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов учебной деятельности учащихся [1].
Специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе: при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. В Методическом письме "Актуальные проблемы преподавания географии в 2010/2011 учебном году подчеркивается, что «География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д.» [3].
Анализ научно-методической литературы позволяет определить базовые положения деятельностного подхода:
в центре обучения – потребности и индивидуальность учащихся;
главный способ познания – собственный опыт учащихся, получаемый через самостоятельную деятельность;
активное вовлечение компонентов критического мышления в деятельность учащихся;
наличие партнерских отношений между учеником и учителем.
Основная особенность деятельностного подхода в обучении заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
При реализации деятельностного подхода в деятельности учителя можно выделить три центральных аспекта:
- проектирование учебной деятельности;
- организация и обеспечение учебной деятельности;
- управление учебной деятельностью.
Проектирование учебной деятельности предполагает проектирование ее целей, содержания, технологий обучения, с помощью которых усваивается содержание, системы контроля, позволяющей осуществлять управление учебной деятельностью. Эту работу необходимо начинать не с определения того, что ученик должен знать, а с анализа его деятельности. Вначале надо понять, что ученик должен будет делать.
Организация и обеспечение учебной деятельности включает предварительную подготовку детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Адресованные ученику вопросы, задания в условиях личностно-деятельностного подхода должны стимулировать его личностную, интеллектуальную активность, поддерживать и направлять учебную деятельность
Например, учащиеся 6 класса ведут наблюдения за погодой своей местности. Ребята могут получать сведения из личных наблюдений, используя приборы (термометр, барометр, флюгер), а также могут систематически отслеживать сообщения о погоде в средствах СМИ. При изучении темы «Атмосфера» результаты наблюдений используются для построения графиков, отражающих динамику метеорологических показателей. Поскольку наблюдения проводятся ежегодно, то учащиеся имеют возможность сопоставить сезонные изменения метеорологических показателей в разные годы. Анализ графиков позволяет учащимся самостоятельно сделать вывод о типах погоды и климатических особенностях местности.
В курсе География России, на примере своего района конкретизируется понятие «агро-климатические ресурсы». Учащиеся используют полевые материалы, собранные в период учебных экскурсий: характеристика почв района, главные сельскохозяйственные культуры, а также данные метеорологических наблюдений. Следовательно, в процессе обучения моделируется процесс научно-исследовательской деятельности, выявляется прикладная направленность исследования.
В старших классах деятельностный подход реализуется с применением технологии КВО [2]. Группы учащихся формируются как творческие коллективы, работающие по заданной тематике, что определяется проектированием учебной деятельности. Например, в 8 классе на уроке по теме «Проблемы охраны и преобразования природы родного края» организация деятельности направлена на достижение цели: выявить источники загрязнения окружающей среды и найти пути решения природоохранных проблем своей области. Учащимся предложено раскрыть содержательную сущность эпиграфа урока: «Мы не унаследовали землю от своих родителей. Мы её взяли взаймы у своих детей…» (Ли Талбот).
Для систематизации и обобщения полученных результатов учитель предлагает разработать матричную модель природоохранной деятельности региона.
Компоненты геосреды | Источники загрязнения | Последствия загрязнения | Пути решения природоохранных проблем |
Творческие коллективы учащихся работали по исследованию проблем охраны отдельных компонентов геосреды: атмосферы, гидросферы и литосферы. Основные виды учебных действий ученика в КВО включают: выявление источников загрязнения, характеристику выбросов или вредного воздействия, анализ последствий загрязнения и обоснование выбранных путей решения проблемы.
Результаты работы КВО, сведенные в единую таблицу, позволяют учащимся самостоятельно сопоставить последствия загрязнения компонентов геосреды и, систематизируя полученные результаты, выработать стратегию природоохранной деятельности в регионе.
Литература:
- Куревина О.А., Петерсон Л.Г. Концепция образования: современный взгляд. – М., 1999. – 22с.
- Савина, Н.Г. Технология и методика современного урока географии. – Брянск: БГУ, 2003. – 22 с..
- http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=328&Itemid=1 Методическое письмо "Актуальные проблемы преподавания географии в 2010/2011 учебном году
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры при изучении школьного курса географии
В начале XXI века проблема сохранения окружающей среды является наиболее актуальной. Проблема заключается в культуре взаимоотношений человека с природой,его поведения в природе. Формирование экологиче...
Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии»
Статья «Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии» актуальна, т.к. учитель современной школы должен научить выпускника школы сам...
Организация исследовательской деятельности обучающихся при реализации здоровьесберегающего подхода в школьном курсе химии
Проблема формирования здорового образа жизни школьников на современном этапе развития нашего общества актуальна. Среди самых важных категорий в системе ценностей общества лидирующие позиции занимает с...
Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии».
Работа «Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии» актуальна, т.к. учитель современной школы должен научить выпускника школы самостоятельно ...
«Реализация деятельностного подхода при изучении темы «Атмосфера» на уроках географии 6 класс»
Деятельностный подход –это обучение при котором знания ученики добывают в процессе собственной учебо-познавательной деятельности .Для реализации деятельностного подхода при изучении темы «Атмосфера»на...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Научная статья...
Формирование УУД учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода в школьном образовании
Статья по результатом работы инновационной площадки 2013...