Характеристика основных видов деятельности ученика при реализации требований ГОС и ФГОС
материал по теме

Характеристика основных видов деятельности ученика при реализации требований ГОС и ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика основных видов деятельности ученика при реализации требований ГОС и ФГОС

Стандарты первого поколения создавались в определенных исторических условиях. Во-первых, в условиях развала Советского Союза, исчезновения сверхдержавы, резкой смены идеологических и политических векторов нашей жизни. Их отличительной чертой явилось то, что, с одной стороны, они сконцентрировались на отборе нового содержания образования, а с другой – формировались в условиях невнятных идеологических и политических установок. Их отличительной чертой еще являлось то, что они охватывали исключительно учебный процесс. Вторая отличительная черта заключалась в том, что стандарты того времени не учитывали мотивацию населения к получению общего образования, основные стратегические направления социально-экономического развития страны и не были привязаны к ним.
                      Образование по стандартам второго поколения - важнейшая социальная деятельностью общества. Образовательное пространство страны -  совокупность институтов социализации, которая оказывает воздействие на формирование будущих поколений ее граждан. Это – принципиальное отличие  от всех предыдущих стандартов. Школа рассматривается  не как отдельное изолированное учреждение, а в сложном взаимодействии с такими партнерскими институтами социализации, как семья, СМИ, культура, религия и др.

К новшествам стандартов второго поколения можно отнести новую систему оценивания достижений учащихся, основанную на критериальном подходе, а также изучение и обобщение требований семьи, общества и государства к результатам образования, которые позволили создать новый для нашей педагогики документ – "Планируемые результаты", являющийся ориентиром в деятельности образовательного учреждения.

Сегодня под стандартом понимается система требований (система «Трёх Т»): требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к структуре основных образовательных программ и требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Для выполнения всех этих требований должны быть квалифицированные учителя, должно быть абсолютно соответствующее СНиПам и СанПиНам здание, должна быть соответствующая материально-техническая база, информационные ресурсы, спортивные сооружения, библиотека и т. д., которые отвечают требованиям стандарта.

В стандартах второго поколения приоритетным направлением является развитие личности, которое обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД). Эти действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

В стандартах первого поколения учебная деятельность сводилась к трём блокам: познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивная деятельность. В новых стандартах УУД  складывается из четырёх направлений: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Именно личностные УУД поставлены на первое место, потому что именно в школе, при изучении самых разных дисциплин, учащиеся готовятся к определению своего места в обществе и жизни в целом, выбирают ценностные ориентиры, устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом, то есть связь между результатом и тем, чего ради эта деятельность осуществляется.

Регулятивные действия включают целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекцию и  оценку. Эти действия перекликаются с разделом «рефлексивная деятельность учащихся» в стандартах 2004 года, но отличие заключается в том, что больше внимания уделено саморазвитию учащегося.

Познавательная деятельность учащихся по стандартам первого поколения сводится к использованию уже готовых методов и способов решения учебных задач, то есть ученик учится действовать по шаблону. И только в последнем абзаце говорится о творческом решении учебных и практических задач, , где необходимо отказываться от действия по образцу, искать собственное решение, самостоятельно выполнять творческие работы и участвовать в проектной деятельности.  Блок познавательных действий стандартов второго поколения направлен на развитие способностей учащихся. Самостоятельно формулировать цели, искать и выделять необходимую информацию, выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий и т. д. Сюда же входят и логические действия: анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения, подведения под понятия, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность ученика, умение слушать и вступать в диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, находить способы решения конфликтов, владеть монологической и диалогической формами речи.

Вышеперечисленные УУД ведут к формированию Человека с большой буквы, который сумеет занять достойное место в обществе и принести данному обществу  пользу.

Сравнительная характеристика основных видов деятельности ученика при реализации требований ГОС и ФГОС.

 Тема урока

Основное содержание

Деятельность учителя

Характеристика основных видов деятельности ученика

ГОС

ФГОС

ГОС

ФГОС

Значение опорно-двигательной системы ее состав. Строение и соединение костей.

(Урок изучения и первичного закрепления новых знаний)

Основные понятия
Объект
Макроскопическое строение кости: надкостница, красный костный мозг, желтый костный мозг
Компактное и губчатое строение костей.
Микроскопическое строение кости.
Факты 
Функции опорно-двигательной системы.
Химический состав костей. Типы костей
Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные.
Строение сустава.
Зависимость характера повреждения  костей от химического состава.

Подготовка учащихся к усвоению.

1.Озвучить и записать тему урока на доске.

2.Сформулировать функции опорно-двигательной системы.

1.Предложить уч-ся вспомнить все системы органов человека и записать в тетради тему урока.

2. Предложить уч-ся самим сформулировать функции опорно-двигательной системы .

1.Списать в тетрадь тему с доски.

2. Записать в тетрадь функции опорно-двигательной системы.

1.Уч-ся вспоминают все системы органов человека и записывают в тетради тему урока.

2.Уч-ся сами вспоминают и формулируют функции оп.-двиг. системы.

Изучение нового материала

1.Демонстрация скелета. Знакомство с отделами скелета и их запись в тетради.

2.Демонстрация таблицы «Строение костной ткани».

3.Демонстрация таблицы «Типы костей» с примерами.

4.Демонстрация таблицы «Строение губчатой кости» и раскрытие роли надкостницы, красного костного мозга, желтого костного мозга,
компактного и губчатого веществ.

5.Сообщить уч-ся об органических и неорганических веществах, входящих в состав костей  и предложить им выполнить лаб. работу «Состав костей». Сделать вывод о значении этих веществ.

6.Познакомить уч-ся с тремя типами соединения костей и записать примеры соединений.

1.Демонстрация скелета. Предложить уч-ся, пользуясь рисунком 13 учебника, самим выделить и записать в тетрадь отделы скелета человека.

2.Работа в парах по выполнению лаб. работы «Строение костной ткани».

3.Предложить уч-ся найти в учебнике типы костей и подобрать примеры к каждому типу.

4.Предложить уч-ся найти на рис. 14 учебника основные элементы губчатой кости и в тексте параграфа выяснить их значение.

5.Предложить уч-ся выполнить лаб. работу в парах «Состав костей», проанализировать полученные результаты и самостоятельно сделать вывод о значении органических и неорганических веществ в костях.

6.Предложить уч-ся найти в тексте параграфа три типа соединения костей и, пользуясь рисунком 13 «Скелет человека», найти как можно больше примеров этих типов соединения.

1.Слушают учителя и записывают отделы скелета в тетради.

2.Слушают о строение костной ткани.

3.Записывают в тетрадь типы костей под диктовку учителя.

4.Слушают о строение губчатой кости.

5. Слушают об органических и неорганических веществах, входящих в состав костей  и  выполняют лаб. работу «Состав костей». Делают вместе с учителем выводы о значении этих веществ.

6.Уч-ся знакомятся  с тремя типами соединения костей и записать примеры соединений под диктовку учителя.

1.Сравнивают скелет с рисунком учебника и находят основные отделы.

2.Выполняют в парах лаб. работу, описывают и зарисовывают клетки и делают выводы о причинах прочности костной ткани.

3.Уч-ся находят  в учебнике типы костей и подбирают примеры к каждому типу.

4.Уч-ся находят на рис. 14 учебника основные элементы губчатой кости и в тексте параграфа выясняют их значение.

5.Уч-ся выполняют лаб. работу в парах «Состав костей», анализируют полученные результаты и самостоятельно делают вывод о значении органических и неорганических веществ в костях.

6.Уч-ся находят в тексте параграфа три типа соединения костей и, пользуясь рисунком 13 «Скелет человека», подбирают  как можно больше примеров этих типов соединения.

Первичное закрепление знаний.

Предложить уч-ся на скелете показать основные отделы, типы костей и способы их соединения.

Предложить уч-ся на скелете показать основные отделы, типы костей и способы их соединения.

Уч-ся на скелете показывают основные отделы, типы костей и способы их соединения.

Уч-ся на скелете показывают основные отделы, типы костей и способы их соединения.

Контроль и самопроверка знаний

Задавать уч-ся вопросы о строении, соединении, типах костей и о значении опорно-двигательной системы.

Предложить уч-ся  формулировать и задавать вопросы по изученному материалу. Уметь самим отвечать на свои вопросы.

Уч-ся отвечают на вопросы учителя о строении, соединении, типах костей и о значении опорно-двигательной системы.

Уч-ся задают друг другу вопросы по изученному материалу, при необходимости сами дают правильный ответ.

Подведение итогов урока

Учитель озвучивает основные термины и понятия, с которыми уч-ся познакомились на уроке.

Предложить уч-ся вспомнить все термины и понятия, с которыми они познакомились на уроке.

Уч-ся слушают учителя.

Уч-ся вспоминают

 все термины и понятия, с которыми они познакомились на уроке.

Информация о домашнем задании.

Параграф № 6. Устно ответить на вопрос 10 после параграфа.

1.Параграф № 6.

2.Пользуясь текстом учебника и ресурсами Интернет, изучить строение сустава и подготовит небольшое сообщение по данному вопросу.

Записывают в дневник «Параграф № 6, вопрос 10».

1.Параграф № 6.

2.Пользуясь текстом учебника и ресурсами Интернет, изучают строение сустава и готовят небольшое сообщение по данному вопросу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительная характеристика основных видов деятельности ученика и учителя при реализации требований ГОС и ФГОС.

В 2015 г. учебном году средняя школа переходит на ФГОС. Как изменится деятельность учителя и ученика? Один из вариантов!...

Деятельность ученика при реализации ГОС и ФГОС

На примере урока биологии в 8 классе при изучении темы "Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение и соединение костей" идёт сравнение деятельности ученика при реализации ГОС и ФГОС....

Сравнительная характеристика учебных пособий и контрольно-измерительных материалов при реализации требований ГОС и ФГОС.

В старье рассматриваются типы учебных пособий, которыми учитель может пользоваться в соответствии с ФГОС, проводится сравнительная характеристика заданий в учебниках по ФГОС и ГОС, приводится описание...

Значимость проектной деятельности в период реализации требований ФГОС

В  работе определяется значимость проектной деятельности в современных услових, т.е. в период реализации требований ФГОС ООО к личностным и метапредметным результатам общего образования, а следов...

Проектная деятельность как средство реализации требований ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время

laquo;Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я научусь» - гласит китайская пословица. Как известно из наблюдений социологов, 95% информации усваива...

Проектная деятельность в рамках реализации требований ФГОС

Данная статья выпущена в сборнике "Методологические проблемы обучения физике, химии и математике в вузе и школе в условиях внедрения ФГОС нового поколения (Материалы НПК с международным участием)...

Из опыта работы "Внеурочная деятельность как условие реализации требований ФГОС основного и среднего общего образования".

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного разви...