Характеристика основных видов деятельности ученика при реализации требований ГОС и ФГОС
материал по теме
Характеристика основных видов деятельности ученика при реализации требований ГОС и ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Характеристика основных видов деятельности ученика при реализации требований ГОС и ФГОС | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика основных видов деятельности ученика при реализации требований ГОС и ФГОС
Стандарты первого поколения создавались в определенных исторических условиях. Во-первых, в условиях развала Советского Союза, исчезновения сверхдержавы, резкой смены идеологических и политических векторов нашей жизни. Их отличительной чертой явилось то, что, с одной стороны, они сконцентрировались на отборе нового содержания образования, а с другой – формировались в условиях невнятных идеологических и политических установок. Их отличительной чертой еще являлось то, что они охватывали исключительно учебный процесс. Вторая отличительная черта заключалась в том, что стандарты того времени не учитывали мотивацию населения к получению общего образования, основные стратегические направления социально-экономического развития страны и не были привязаны к ним.
Образование по стандартам второго поколения - важнейшая социальная деятельностью общества. Образовательное пространство страны - совокупность институтов социализации, которая оказывает воздействие на формирование будущих поколений ее граждан. Это – принципиальное отличие от всех предыдущих стандартов. Школа рассматривается не как отдельное изолированное учреждение, а в сложном взаимодействии с такими партнерскими институтами социализации, как семья, СМИ, культура, религия и др.
К новшествам стандартов второго поколения можно отнести новую систему оценивания достижений учащихся, основанную на критериальном подходе, а также изучение и обобщение требований семьи, общества и государства к результатам образования, которые позволили создать новый для нашей педагогики документ – "Планируемые результаты", являющийся ориентиром в деятельности образовательного учреждения.
Сегодня под стандартом понимается система требований (система «Трёх Т»): требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к структуре основных образовательных программ и требования к условиям реализации основных образовательных программ.
Для выполнения всех этих требований должны быть квалифицированные учителя, должно быть абсолютно соответствующее СНиПам и СанПиНам здание, должна быть соответствующая материально-техническая база, информационные ресурсы, спортивные сооружения, библиотека и т. д., которые отвечают требованиям стандарта.
В стандартах второго поколения приоритетным направлением является развитие личности, которое обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД). Эти действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
В стандартах первого поколения учебная деятельность сводилась к трём блокам: познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивная деятельность. В новых стандартах УУД складывается из четырёх направлений: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Именно личностные УУД поставлены на первое место, потому что именно в школе, при изучении самых разных дисциплин, учащиеся готовятся к определению своего места в обществе и жизни в целом, выбирают ценностные ориентиры, устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом, то есть связь между результатом и тем, чего ради эта деятельность осуществляется.
Регулятивные действия включают целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку. Эти действия перекликаются с разделом «рефлексивная деятельность учащихся» в стандартах 2004 года, но отличие заключается в том, что больше внимания уделено саморазвитию учащегося.
Познавательная деятельность учащихся по стандартам первого поколения сводится к использованию уже готовых методов и способов решения учебных задач, то есть ученик учится действовать по шаблону. И только в последнем абзаце говорится о творческом решении учебных и практических задач, , где необходимо отказываться от действия по образцу, искать собственное решение, самостоятельно выполнять творческие работы и участвовать в проектной деятельности. Блок познавательных действий стандартов второго поколения направлен на развитие способностей учащихся. Самостоятельно формулировать цели, искать и выделять необходимую информацию, выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий и т. д. Сюда же входят и логические действия: анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения, подведения под понятия, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность ученика, умение слушать и вступать в диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, находить способы решения конфликтов, владеть монологической и диалогической формами речи.
Вышеперечисленные УУД ведут к формированию Человека с большой буквы, который сумеет занять достойное место в обществе и принести данному обществу пользу.
Сравнительная характеристика основных видов деятельности ученика при реализации требований ГОС и ФГОС.
Тема урока | Основное содержание | Деятельность учителя | Характеристика основных видов деятельности ученика | ||||
ГОС | ФГОС | ГОС | ФГОС | ||||
Значение опорно-двигательной системы ее состав. Строение и соединение костей. | Основные понятия | Подготовка учащихся к усвоению. | |||||
1.Озвучить и записать тему урока на доске. 2.Сформулировать функции опорно-двигательной системы. | 1.Предложить уч-ся вспомнить все системы органов человека и записать в тетради тему урока. 2. Предложить уч-ся самим сформулировать функции опорно-двигательной системы . | 1.Списать в тетрадь тему с доски. 2. Записать в тетрадь функции опорно-двигательной системы. | 1.Уч-ся вспоминают все системы органов человека и записывают в тетради тему урока. 2.Уч-ся сами вспоминают и формулируют функции оп.-двиг. системы. | ||||
Изучение нового материала | |||||||
1.Демонстрация скелета. Знакомство с отделами скелета и их запись в тетради. 2.Демонстрация таблицы «Строение костной ткани». 3.Демонстрация таблицы «Типы костей» с примерами. 4.Демонстрация таблицы «Строение губчатой кости» и раскрытие роли надкостницы, красного костного мозга, желтого костного мозга, 5.Сообщить уч-ся об органических и неорганических веществах, входящих в состав костей и предложить им выполнить лаб. работу «Состав костей». Сделать вывод о значении этих веществ. 6.Познакомить уч-ся с тремя типами соединения костей и записать примеры соединений. | 1.Демонстрация скелета. Предложить уч-ся, пользуясь рисунком 13 учебника, самим выделить и записать в тетрадь отделы скелета человека. 2.Работа в парах по выполнению лаб. работы «Строение костной ткани». 3.Предложить уч-ся найти в учебнике типы костей и подобрать примеры к каждому типу. 4.Предложить уч-ся найти на рис. 14 учебника основные элементы губчатой кости и в тексте параграфа выяснить их значение. 5.Предложить уч-ся выполнить лаб. работу в парах «Состав костей», проанализировать полученные результаты и самостоятельно сделать вывод о значении органических и неорганических веществ в костях. 6.Предложить уч-ся найти в тексте параграфа три типа соединения костей и, пользуясь рисунком 13 «Скелет человека», найти как можно больше примеров этих типов соединения. | 1.Слушают учителя и записывают отделы скелета в тетради. 2.Слушают о строение костной ткани. 3.Записывают в тетрадь типы костей под диктовку учителя. 4.Слушают о строение губчатой кости. 5. Слушают об органических и неорганических веществах, входящих в состав костей и выполняют лаб. работу «Состав костей». Делают вместе с учителем выводы о значении этих веществ. 6.Уч-ся знакомятся с тремя типами соединения костей и записать примеры соединений под диктовку учителя. | 1.Сравнивают скелет с рисунком учебника и находят основные отделы. 2.Выполняют в парах лаб. работу, описывают и зарисовывают клетки и делают выводы о причинах прочности костной ткани. 3.Уч-ся находят в учебнике типы костей и подбирают примеры к каждому типу. 4.Уч-ся находят на рис. 14 учебника основные элементы губчатой кости и в тексте параграфа выясняют их значение. 5.Уч-ся выполняют лаб. работу в парах «Состав костей», анализируют полученные результаты и самостоятельно делают вывод о значении органических и неорганических веществ в костях. 6.Уч-ся находят в тексте параграфа три типа соединения костей и, пользуясь рисунком 13 «Скелет человека», подбирают как можно больше примеров этих типов соединения. | ||||
Первичное закрепление знаний. | |||||||
Предложить уч-ся на скелете показать основные отделы, типы костей и способы их соединения. | Предложить уч-ся на скелете показать основные отделы, типы костей и способы их соединения. | Уч-ся на скелете показывают основные отделы, типы костей и способы их соединения. | Уч-ся на скелете показывают основные отделы, типы костей и способы их соединения. | ||||
Контроль и самопроверка знаний | |||||||
Задавать уч-ся вопросы о строении, соединении, типах костей и о значении опорно-двигательной системы. | Предложить уч-ся формулировать и задавать вопросы по изученному материалу. Уметь самим отвечать на свои вопросы. | Уч-ся отвечают на вопросы учителя о строении, соединении, типах костей и о значении опорно-двигательной системы. | Уч-ся задают друг другу вопросы по изученному материалу, при необходимости сами дают правильный ответ. | ||||
Подведение итогов урока | |||||||
Учитель озвучивает основные термины и понятия, с которыми уч-ся познакомились на уроке. | Предложить уч-ся вспомнить все термины и понятия, с которыми они познакомились на уроке. | Уч-ся слушают учителя. | Уч-ся вспоминают все термины и понятия, с которыми они познакомились на уроке. | ||||
Информация о домашнем задании. | |||||||
Параграф № 6. Устно ответить на вопрос 10 после параграфа. | 1.Параграф № 6. 2.Пользуясь текстом учебника и ресурсами Интернет, изучить строение сустава и подготовит небольшое сообщение по данному вопросу. | Записывают в дневник «Параграф № 6, вопрос 10». | 1.Параграф № 6. 2.Пользуясь текстом учебника и ресурсами Интернет, изучают строение сустава и готовят небольшое сообщение по данному вопросу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительная характеристика основных видов деятельности ученика и учителя при реализации требований ГОС и ФГОС.
В 2015 г. учебном году средняя школа переходит на ФГОС. Как изменится деятельность учителя и ученика? Один из вариантов!...
Деятельность ученика при реализации ГОС и ФГОС
На примере урока биологии в 8 классе при изучении темы "Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение и соединение костей" идёт сравнение деятельности ученика при реализации ГОС и ФГОС....
Сравнительная характеристика учебных пособий и контрольно-измерительных материалов при реализации требований ГОС и ФГОС.
В старье рассматриваются типы учебных пособий, которыми учитель может пользоваться в соответствии с ФГОС, проводится сравнительная характеристика заданий в учебниках по ФГОС и ГОС, приводится описание...
Значимость проектной деятельности в период реализации требований ФГОС
В работе определяется значимость проектной деятельности в современных услових, т.е. в период реализации требований ФГОС ООО к личностным и метапредметным результатам общего образования, а следов...
Проектная деятельность как средство реализации требований ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время
laquo;Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я научусь» - гласит китайская пословица. Как известно из наблюдений социологов, 95% информации усваива...
Проектная деятельность в рамках реализации требований ФГОС
Данная статья выпущена в сборнике "Методологические проблемы обучения физике, химии и математике в вузе и школе в условиях внедрения ФГОС нового поколения (Материалы НПК с международным участием)...
Из опыта работы "Внеурочная деятельность как условие реализации требований ФГОС основного и среднего общего образования".
Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного разви...