Применение дидактических игр о спорте в работе с детьми дошкольного возраста.
материал по теме
Знания о спорте и физической культуре, представленные в доступной форме, значительно расширяют кругозор ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_didakticheskih_igr_o_sporte_v_rabote_s.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр о спорте в работе с
дошкольниками
Т. А. Гусева, Т. О. Иванова
Дидактические игры занимают значительное место в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Исследования, проводимые учеными (в частности, В. Н. Аванесовой, 1972; Е. И. Удальцовой, 1976; А. И. Сорокиной, 1982; А. К. Бондаренко, 1991) на протяжении десятилетий, указывают на то, что дидактическая игра — это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Физическая культура и спорт — это неотъемлемая часть окружающего мира, в котором живет ребенок, формируется и от которого в определенной степени зависит, каким он станет.
Уже в младшем дошкольном возрасте у детей наблюдается интерес к спорту. Знания о физической культуре и спорте, представленные детям в доступной, привлекательной форме, позволяют значительно расширить кругозор ребенка, способствуют развитию восприятия, памяти, мышления, воображения. Вместе с тем происходит обогащение и активизация словарного запаса, воспитание звуковой культуры речи: правильного и отчетливого произношения звуков, слов, фраз, хорошего темпа речи, ее громкости, а также развитие речевого слуха. Полнейшее развитие этих сторон речи — необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте в школе.
Большая эмоциональность и впечатлительность детей дошкольного возраста побуждают взрослых, работающих с детьми, к тому, чтобы находить наиболее эффективные средства ознакомления детей с видами спорта, с разнообразием спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви.
Источником знаний о спорте и физической культуре являются дидактические игры, которые по сравнению с другими видами игр имеют характерную особенность: способствуют формированию знаний, развитию познавательных способностей, активности и самостоятельности личности.
Дидактические игры о спорте позволят решить важнейшие задачи сенсорного воспитания дошкольников: научат точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, расположение в пространстве и т. п.).
Яркость, красочность иллюстративного материала, представленного в дидактических играх, дает возможность ребенку наглядно представить каждый вид спорта, его своеобразие и красоту, а также способствует обогащению эмоциональной сферы личности дошкольника.
Вместе с тем дидактические игры о спорте должны соответствовать уровню познавательных возможностей детей. Информация, заложенная в содержании таких игр, должна быть адаптирована к восприятию детей.
Сформированная посредством использования дидактических игр о спорте система знаний будет способствовать решению ряда задач:
повышению мотивации к занятиям физическими упражнениями;
повышению эффективности освоения двигательных действий;
формированию основы для самостоятельных занятий физическими упражнениями.
В работе могут быть использованы игры с предметами и настольно-печатные дидактические игры, игры - путешествия, игры-предположения, игры-загадки.
Настольно-печатные игры — это игры на печатной основе в виде парных картинок, лото, домино, лабиринтов, разрезных картинок, пазлов, игр с фишками, ребусов, которые разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. В играх может участвовать от 2 до 6 детей.
Парные картинки — это игры, в основе которых лежит серия парных картинок, где главным игровым действием является поиск нужных карточек. Детям предлагается подобрать из множества картинок: совершенно одинаковые пары; пары, отличающиеся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски; пары, объединенные общим признаком.
Лото — это игра, в которой играющие закрывают маленькими предметными картинками выкликаемые предметные картинки, изображенные в клеточках на отдельных больших картах. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет полностью один или несколько рядов предметных картицрк на своей карте.
Домино — представлено карточками прямоугольной формы, разделенными на две части. На каждой из них изображен спортивный инвентарь. Все карточки выкладывают в центр стола рисунками вниз — это «базар». Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого- либо спортивного инвентаря точно соответствовало тому же изображению другой карточки. Первым делает ход тот, у кого есть карточка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же рисунком и кладет ее к первой. Если нет нужной, игрок добирает ее, пользуясь «базаром». Если «базар» пуст — пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.
Лабиринт представляет собой переплетение 3—4 линий, которые постепенно усложняются за счет увеличения количества тупиков и разветвлений. Ребенок прослеживает ходы с помощью карандаша, мела либо зрительно, что позволяет ему разгадать геометрическую сеть ходов.
Разрезные картинки — это картинки, на которых изображенный предмет или сюжет разрезается на 8—16 частей по горизонтали, вертикали либо по диагонали. Ребенок должен сложить из частей целую картинку.
Пазлы — это картинки, представленные в особой технике соединения, разделенные на несколько частей и имеющие различное содержание. Дети должны составить целостное изображение, следуя образцу.
Игры с фишками — это определенный вид игр, где обязательно существуют игровое поле, счетный кубик и фишки, которые надо по нему перемещать. Дети по очереди бросают кубик и двигаются по размеченному полю, стремясь быстрее всех добраться до финиша. В качестве фишек могут выступать монеты, камешки, спички, фигурки и др.
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты и события, но обычное раскрывается через необычное, простое — через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Цель игры-путешествия — усилить впечатление,
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты и события, но обычное раскрывается через необычное, простое — через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Цель игры-путешествия — усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Содержание игры-путешествия становится близким ребенку, радует его.
Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений — в таких играх дети изображают двигательное действие, нарисованное на картинке, другие — отгадывают.
Игры-предположения — это игры, дидактическое содержание которых заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии: «Хотел бы я быть спортсменом и почему?», «Что было бы?..».
Игры-загадки — главной особенностью такой игры является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Подобного рода описание лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Содержанием загадок является мир спорта: виды спорта, атрибуты, спортивный инвентарь и оборудование.
Ребус — это изображение какого- либо слова или целого предложения при помощи комбинации букв, цифр, рисунков, знаков, которое нужно расшифровать. При использовании в работе с детьми дошкольного возраста ребусов целесообразно познакомить их с правилами отгадывания ребусов.
Запятая — отнимает от названия изображенного предмета крайнюю букву.
Зачеркнутая буква — обозначает, что данную букву надо исключить из названия изображенного предмета.
Заменяемая буква — используется в том случае, когда необходимо заменить одну букву на другую. Под рисунком изображается перечеркнутая (или неперечеркнутая) буква, а рядом с ней та буква, на которую она замена. Например: П = Н, =Е.
Перевернутый рисунок — обозначает, что данное слово надо читать наоборот.
Цифры — обозначают, что буквы, составляющие название изображенного предмета, надо прочитать в порядке указанных цифр.
Вариантами ребусов являются: загадочные картинки, слово на одну букву, ошибки художника и др.
Загадочные картинки чаще всего основываются на том, что в них отдельные персонажи или какие-либо предметы искусно спрятаны, замаскированы в тех или иных деталях рисунка. Играющие должны их отыскать.
Слово на одну букву — на картинке изображено множество различных предметов. Играющие должны найти на картинке известное число предметов, названия которых начинаются с одной и той же буквы.
Несуразности, нелепости, ошибки художника — занимательные задачи в рисунках. Детям необходимо выявить несоответствие между реальным изображением на картинке и действительностью.
Дидактические игры о спорте могут быть использованы для совместных занятий родителей с детьми, воспитателями на занятиях и вне занятий, руководителями физического воспитания в процессе организации целенаправленных бесед с детьми о видах спорта, дефектологами в индивидуальной' работе с дошкольниками, тифлопедагогами при формировании у детей цветовых представлений.
Воспитатель может использовать представленный в дидактических играх иллюстративный материал с целью расширения знаний детей о видах спорта, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды и обуви. Это могут быть как отдельные занятия, посвященные какому-либо виду спорта, например знакомящие детей с баскетболом, футболом, хоккеем и т. д., так и занятия по ознакомлению с окружающим миром, составной частью которого являются беседы о спорте.
Во время проведения физкультурных досугов и праздников с детьми старшего дошкольного возраста могут быть использованы аттракционы и игры-эстафеты, например, «Кто быстрее?», «Найди пару», «Одень лыжника» и др., в основу которых положены дидактические игры о спорте и связанные с ними игровые действия, а также иллюстрированные загадки и стихи о спорте.
Дидактические игры о спорте должны находиться в физкультурных уголках групповых комнат детского сада. По мере ознакомления детей с содержанием представленных дидактических игр их необходимо периодически менять, учитывая интересы и желания детей.
Применение дидактических игр о спорте в процессе совместной деятельности взрослых и детей позволяет сделать содержательнее не только процесс обучения, но и досуг.
Приведем примеры дидактических игр о спорте и возможности их использования при организации и проведении физкультурных досугов в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование ИКТ в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения.
Выступление на городском семинаре для руководителей и старших воспитателей...
Применение арт-терапевтической технологии на музыкальном занятии с детьми дошкольного возраста в школе раннего развития.
Цель:Развитие музыкальных способностей детей на основе применения арт–терапевтической технологии.Задачи:-научить правильно выполнять дыхательные упражнения- чисто интонировать звук-формировать вокальн...
Применение основных и танцевальных движений в работе с детьми дошкольного возраста
Разработка открытого урока дисциплины «Ритмика и основы хореографии» со 2 курсом специальности «Музыкальное образование»....
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».
У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...
БУКЛЕТ "Применение игрового набора Ф.Фребеля в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ".
Направления технологии: Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, ...
Семинар - практикум для педагогов Дом ребенка: «Применение игрового набора Ф. Фрёбеля в образовательной коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
Семинар – практикум для педагогов 5 марта 2020 года учитель – дефектолог Майсюк А. М. провела для педагогов Дома ребенка семинар - практикум на тему: &la...
Консультация для педагогов «Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФОП дошкольного образования»
Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Одна из основных задач в дошкольном учрежден...