Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими органическое поражение центральной нервной системы (статья).
методическая разработка
В регионах России в последние годы развивается сеть реабилитационных центров. Для максимально возможных положительных результатов в этих учреждениях большое внимание необходимо уделять коррекционно-педагогической работе. Основными целями такой работы являются: создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств каждого ребенка; преодоление и предупреждение нарушений развития, а также формирование знаний и умений, необходимых для успешной подготовки к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Соловьева О.В.,
МУ «Центр социальной и медицинской реабилитации
детей и подростков с ограниченными возможностями»,
г. Новокузнецк
Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими органическое поражение центральной нервной системы
Год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья. Дети с органическим поражением центральной нервной системы составляют самую представительную группу среди детей с нарушениями в развитии.
В регионах России в последние годы развивается сеть реабилитационных центров. Как правило, дети в этих учреждениях получают комплексную помощь. Но она оказывается недостаточно эффективной, так как дети зачастую не получают того развития, для которого у них имеются потенциальные возможности. Для достижения максимально возможных положительных результатов большое внимание необходимо уделять коррекционно-педагогической работе.
Основой созданной рабочей программы является концепция коррекционно-развивающего обучения, изложенная в работах Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой. При разработке программы были учтены современные тенденции коррекционно-развивающего процесса на этапе дошкольного детства.
Основными целями коррекционно-педагогической работы являются:
- Создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств каждого ребенка.
- Преодоление и предупреждение нарушений развития, а также формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в школе.
При планировании конкретного содержания коррекционно-развивающей работы в каждой возрастной группе учитываются:
- принципы общего и специального обучения и воспитания;
- результаты диагностического обследования каждого ребенка с целью разработки или корректировки планов педагогической работы;
- задачи и содержание основных разделов программы.
Учет соотношения возрастных и индивидуальных особенностей в развитии ребенка, внимание к его способностям и сильным сторонам личности позволяют строить целенаправленную и четко структурированную программу индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальная программа планируется на небольшой период – на 6-7 месяцев и разрабатывается по следующим направлениям:
- условия и правила проведения коррекционо-педагогической работы с ребенком в семье;
- содержание работы с ребенком по основным линиям его развития;
- виды деятельности в целях формирования положительных форм взаимодействия с другими детьми;
- формы работы с родителями.
Общность основных закономерностей развития ребенка в норме и в ситуации отклоняющегося развития определяет основные компоненты коррекционно-педагогической работы:
- Диагностико-консультативный блок.
- Коррекционно-развивающий блок.
- Социально-педагогический блок.
Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и как средство оптимизации этого процесса. Обследование направлено на выявление актуального уровня развития ребенка и зоны его ближайшего развития. На основе полученных данных, а также с учетом общих возрастных особенностей детей, строится коррекционно-педагогическая работа.
Следующий блок – коррекционно-развивающий.
В данном блоке выделены два направления работы:
- Оздоровительное направление.
Основной целью является оздоровление ребенка, совершенствование техники движений, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни.
- Воспитательно-образовательное направление.
В содержании воспитательно-образовательной работы можно выделить несколько разделов:
- социально-нравственное развитие.
Основополагающим содержанием раздела является формирование сотрудничества ребенка со взрослым и научение малыша способам усвоения и присвоения общественного опыта;
- познавательное развитие:
- сенсорное воспитание,
- формирование мышления,
- формирование элементарных математических представлений,
- ознакомление с окружающим миром,
- развитие речи и коммуникативных способностей,
- подготовка к обучению грамоте;
- формирование и развитие основных видов деятельности детей (формирование игровой деятельности; формирование продуктивных видов деятельности; формирование элементов трудовой деятельности).
Реализация задач коррекционно-развивающего блока осуществляется на занятиях, большинство из которых имеет интегрированный характер, что позволяет решать целый комплекс задач.
Заключительный блок – социально-педагогический.
Одной из важнейших задач является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т.к. только в процессе совместной деятельности удается максимально помочь ребенку. Здесь выделены следующие формы работы с родителями:
- консультативно-рекомендательная форма,
- лекционно-просветительская форма работы,
- индивидуальные занятия с родителями и их ребенком,
- формы наглядного информационного обеспечения.
Разделы блоков объединены общими принципами и направлениями деятельности. Каждый раздел может быть реализован как самостоятельное направление коррекционной и реабилитационной деятельности. Вместе с тем наиболее эффективной является сопряженная и поэтапно организованная работа по всем разделам, что определяется характером проблем детей, посещающих реабилитационный центр.
Итогом всей системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания является перевод ребенка на новый уровень социального функционирования, который позволяет расширить круг его взаимоотношений и создает условия для более гармоничной и личностно актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире.
Список литературы
- Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект). – М.: В.Секачев, 2007.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2009.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005.
- Сайтханов А.Ф. Педагогические условия социальной реабилитации детей со сложной структурой дефекта // Дефектология. – 2007. - №2. – С. 86 – 94.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
Статья Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...
ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики на 2015-2019 годы «Создание коррекционно-развивающей образовательной среды Дома ребенка №3, обеспе
1. Краткая презентация ПрограммыСпециализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психикина 2015-2019 годы«Создан...
Коррекционно-развивающая среда в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данной статье обосновывается необходимость сознания специальной коррекционно-развивающей среды для дошкольников с речевыми нарушениями, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка, формир...
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».
У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...
Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими органическое поражение центральной нервной системы
Представлена презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»....
Инновационный образовательный проект: Использование мультстудии (мультипликации) и Робот Bee-Bot (умная пчелка) в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Инновационный образовательный проект: Использование мультстудии (мультипликации) и Робот Bee-Bot (умная пчелка) в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием ...
Коррекционный потенциал логопедической ритмики в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи
Логопедическая ритмика рассматривается как коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития средствами движения, музыки и речи....