Применение основных и танцевальных движений в работе с детьми дошкольного возраста
план-конспект урока на тему

Исламова Динара Талхатовна

Разработка открытого урока дисциплины «Ритмика и основы хореографии» со 2 курсом специальности «Музыкальное образование». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока59 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ СПО «Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж»

Применение основных и танцевальных движений в работе с детьми дошкольного возраста

Разработка открытого урока дисциплины

«Ритмика и основы хореографии» со 2 курсом

специальности «Музыкальное образование»

Исламова Д.Т.,

преподаватель ритмики

ГАОУ СПО «ЛМХПК»

2012 г.

Тема: Применение основных и танцевальных движений в работе с детьми дошкольного возраста.

Цель урока: научить студентов 2 курса применять ранее изученные основные и танцевальные движения в музыкально - ритмических упражнениях и танцевальных этюдах.

Задачи:

  • учить студентов самостоятельно проводить разминку;
  • работать над качеством выполнения основных и танцевальных движений;
  • учить студентов применять основные движения в разных возрастных группах детского сада;
  • показать методику разучивания танцевальных элементов и применения их в танцах;
  • развивать творческие способности студентов.

Технические средства обучения: баян.

Используемый материал: элементы татарского национального костюма – тюбетейка, фартук.

Ход урока:

Вводная часть. Организационный момент. 

Приветствие. Ознакомление с темой урока. Постановка цели и задач урока.

Разминка. 

Цель проведения разминки: сохранение и укрепление здоровья, разогрев и растяжка основных мышечных групп организма.

Задачи: увеличить уровень общей физической активности человека, повысить тонус; укрепить основные мышечные группы, поддерживающие позвоночник; развить и улучшить двигательные способности, координацию движений, чувство ритма.

Упражнения для улучшения гибкости шеи. 

№1. И.п. – стоя, голова прямо, ноги на ширине плеч. На счет раз- наклон головы вперед, два- и.п., три- наклон головы назад, четыре- и.п. На счет раз- наклон головы вправо, два- и.п., три- наклон головы влево, четыре- и.п. Повторить упражнение два раза.

№2. И.п. – стоя, голова прямо, ноги на ширине плеч. На счет раз-два-три-четыре выполнять круговое движение головой вправо, на счет пять-шесть-семь-восемь – то же в другую сторону. Повторить упражнение два раза.

Упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов. 

№3. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. На счет раз-два-три-четыре-пять-шесть обнять себя за плечи, стараясь поднять локти повыше и продвинуть пальцы рук как можно ближе к позвоночнику; на счет семь-восемь вернуться в исходное положение. Повторить упражнение два раза.

№4. И.п. – стоя, кисти опущенных рук переплести за спиной. На счет раз-два-три-четыре-пять-шесть развернуть плечи, стараясь как бы приблизить локти друг к другу; на счет семь-восемь вернуться в исходное положение. Повторить упражнение два раза.

Упражнения для эластичности мышц плеча и предплечья и улучшения подвижности локтевого сустава.

№5. И.п. – стоя, руки в стороны, согнуты в локтях предплечьями вверх. На счет раз- опустить предплечья; на счет два- вернуться в и.п. Плечи  неподвижны. Повторить упражнение два раза.

№6. И.п. – стоя, руки согнуты перед собой, локти в стороны. На счет раз- круговое движение предплечьями  вовнутрь; на счет два- вернуться в и.п.; на счет три- круговое движение предплечьями наружу; на счет четыре- вернуться в и.п. Повторить упражнение два раза.

Упражнения для улучшения подвижности суставов позвоночника.

№7. И.п. – стоя, ноги врозь. На счет раз-два-три-четыре выполнять круговое движение туловищем вправо; на счет пять-шесть-семь-восемь – то же в другую сторону. Повторить упражнение два раза.

№8. И.п. – стоя в горизонтальном наклоне вперед, ноги врозь, руки на коленях. На счет раз-два вывести поясницу вверх, голову опустить, спину округлить; на счет три-четыре-пять опустить поясницу, голову поднять, прогнуться. Повторить упражнение два раза.

Упражнение для улучшения подвижности тазобедренных и коленных суставов и эластичности мышц бедра.

№9. И.п. – стоя на левом колене, согнутая правая нога впереди, руки на правом колене. На счет раз-два-три подать левое бедро и таз вперед-вниз; на счет четыре- вернуться в и.п. То же с другой ноги. Повторить упражнение два раза.

№10. И.п. – стоя, руки на поясе. На счет раз-два, слегка приседая, сделать горизонтальный круг коленями вправо; на счет три-четыре вернуться в и.п. То же в другую сторону. Повторить упражнение два раза.

Упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы.

№11. И.п. – стоя, руки на поясе. На счет раз- согнуть правую ногу, встав на носок, поднять пятку вперед (нагрузка распределяется равномерно на все пальцы стопы); на счет два- вернуться в и.п. То же другой ногой. Повторить упражнение два раза.

№12. И.п. – стоя. На счет раз-, приподнимая носки, выполнять перекат на пятки, руки вперед; на счет два-, опуская руки, перекатиться с пяток на носки. Повторить упражнение два раза.

Упражнение для развития силы ног и формирования чувства ритма.

№13. И.п. – стоя, руки на поясе. На счет раз-два-три-четыре прыжки на правой ноге, на счет пять-шесть-семь-восемь прыжки на левой ноге. На счет раз-два-три-четыре прыжки на двух ногах, на счет пять-шесть-семь-восемь прыжки поочередно каждой ногой. Необходимо следить, чтобы спина была прямая и при прыжке не прогибалась вперед.

Упражнения на выработку и совершенствование двигательных навыков.

Работа над качеством выполнения основных движений.

Легкие подскоки – движение полетное, скользящее, почти без вертикального отскока от пола. Нога лишь слегка выносится вперед.

Сильные подскоки – свободная нога, согнутая в колене, поднимается вперед до горизонтального положения; руки выполняют сильные маховые движения вперед-назад, что влечет за собой сильный отскок от пола.

Прямой галоп – движение «лошадок» - исходное положение – третья позиция. Правая нога быстро и резко поднимается вперед с согнутым коленом, затем сильно ударяется носком о пол; левая нога прыжком приставляется к правой, как бы выталкивая ее вперед для следующего шага.

Широкий бег – бег большими скачками (как будто перепрыгивая через воображаемые препятствия). Корпус сильно выносится вперед, руки выполняют сильные взмахи.

Легкий бег – ноги упруго отталкиваются от пола и мягко приземляются; осанка ненапряженная, движение рук свободное.  

Шаг на носках – нога ставится на полупальцы, пятка отделяется от пола. Шаги плавные, без толчков, руки на поясе или поднимаются в стороны.

Пружинящий шаг – на каждом шаге нога мягко опускается на всю ступню (начиная с подушечки), слегка прогибается в колене и сразу выпрямляется, поднимаясь на полупальцы.

Спокойный шаг – неторопливый, непринужденный, прогулочный. Шаги небольшие, нога ставится на всю ступню, взмахи рук свободные. Уравновешенно, безмятежно.

Проверка домашнего задания. Возрастная характеристика детей дошкольного возраста и разучивание основных движений по подгруппам детского сада.

Движения детей 3-4 лет отличаются порывистостью, неорганизованностью, плохой скоординированностью. Они испытывают яркие эмоции при восприятии музыки. Они овладевают простейшими движениями: хлопают, притопывают, кружатся на месте и т.д.

Упражнение в ходьбе.  

Задача: научить детей правильно, ритмично ходить строем; с началом музыки начинать ходьбу и с окончанием прекращать.

Методические рекомендации: следить за тем, чтобы при ходьбе дети не шаркали ногами, не опускали голову, не сутулились, держали спину и голову прямо. Дыхание при ходьбе свободное, через нос.

Маршировка под музыку – С.Прокофьев «Марш».

Начиная с 4 лет (средняя группа) можно работать над координацией движений рук и ног, с соблюдением дистанции во время ходьбы.

Дети 4-5 лет могут определять настроение и передавать в движении характер музыки, жанровую принадлежность музыкального произведения (песня, танец, марш).

Легкий бег на носках мелкими шагами.

Задача: учить детей бегать на носках под музыку, укреплять мышцы ног.

Методические рекомендации: бежать с соблюдением дистанции, руки немного согнуты в локтях, осанка не напряженная. Чтобы успокоить дыхание, упражнение следует закончить свободной ходьбой.

Выполнение упражнения под музыку – Р.Бойко «Дедушкины часы».

Усложнение упражнения – хлопки в ладоши одновременно с бегом.

Методические рекомендации: следить за тем, чтобы бег был легким, а хлопки соответствовали ритму музыкального сопровождения.

У детей 5-6 лет движения становятся более уверенными и осознанными. Могут исполнять различные виды основных движений, овладевают танцевальными движениями. Появляется способность к импровизации музыкально-игровых образов.

Ходьба и легкие подскоки.

Задачи: учить детей различать динамику произведения – громко (ходьба), тихо (легкие подскоки); способствовать укреплению мышц ног.

Методические рекомендации: при ходьбе следить за согласованностью движений рук и ног, ритмичностью шагов; при выполнении подскоков – соблюдать темп и ритм произведения, держать ровно спину и голову; соблюдать дистанцию, держать круг.

Выполнение упражнения под музыку – громко - М.Робер «Марш», тихо – П.Чайковский «Полька».

Усложнение упражнения – ходьба, подскоки, остановка.

Задачи: развивать умение слышать ритмический рисунок произведения, учить передавать смену ритма движениями ног.

Методические рекомендации: прослушать музыкальное произведение (Ф.Бургмюллер «Этюд») и прохлопать его ритмический рисунок. Четкая ритмичная ходьба – 4 шага, 3 легких подскока, приставной шаг-остановка.

К 6-7 годам дети почти полностью могут управлять своим телом и способны координировать движения. У них значительно улучшаются пространственные и временные ориентиры. Поэтому необходимо подбирать более сложные движения и построения.

Повторение танцевальных элементов – игра «Зеркало».

Выставление ноги на носок вперед в сторону. На носок – нога легко выставляется вперед в сторону. При этом - корпус прямой.

Три притопа.

Боковой галоп. На счет «раз» - небольшой шаг с подскоком правой ноги в сторону, на «и» - левая нога скользящим движением подтягивается к правой, как бы выталкивая правую в сторону. Движение повторяется. Галоп можно выполнять влево.

Шаг польки. Исходное положение ног: третья позиция, правая нога впереди. На «и» - маленький скользящий подскок на левой ноге вперед, правую ногу слегка приподнять вперед с выпрямленным коленом и оттянутым носком. На «раз» - шаг вперед правой ногой на низкие полупальцы; на счет «и» - приставить левую ногу на низкие полупальцы позади правой в третью позицию. «Два» - шаг вперед правой ногой на полупальцы; левую, отделив от пола и слегка согнув, подвести к правой.

Полька. (Т.Корганов «Полька», соч. 21)

Методические рекомендации: отработать элементы танца: выставление ноги на носок, три притопа, боковой галоп, шаг польки.

Повторение элементов народного танца. Применение танцевальных движений в танцах.

Хороводный шаг. Плавный шаг с носка, который выполняется поочередно каждой ногой. Начиная с правой ноги поочередно на каждую восьмую долю такта исполняются простые мелкие шаги. Юноши делают шаги на полную стопу, девушки – на полупальцы.

        Притопы. Сильный удар всей стопой в пол называется притопом. Являясь составной частью дроби, они входят почти в любое дробное движение.

        Дробь. Движение, состоящее из коротких, сильных и резких ударов ногами в пол – всей стопой, полупальцами или каблуком. Удары сочетаются между собой в различных комбинациях и ритмических рисунках, на каждую четверть, восьмую, шестнадцатую и т.д. дроби исполняются на месте, с продвижением вперед или назад, с поворотами.

        Дробный шаг. Исходное положение: ступни параллельны, колени слегка согнуты. Выполняется подвижно, ритмично, на месте, на всей ступне. Притопы быстро чередуются: правой, левой, правой, левой; при этом ступни поднимаются от пола невысоко. Может исполняться с продвижением вперед, при кружении на месте.

Круговая пляска  - первая фигура (Русская народная мелодия, в обработке С.Разоренова).

        Методические рекомендации: в соответствии с величественным характером музыки в тактах 1-4 хороводный шаг исполняется важно и горделиво; дробный шаг в 5-8 тактах исполнять четко, ритмично; притопы в 9-12 тактах исполняются озорно и игриво.

Самостоятельное музыкально-ритмическое творчество.

Показ студентами небольшого танцевального этюда на основе разученных ранее элементов татарского народного танца.

Заключительная часть урока. Краткий анализ урока, выставление оценок. Домашнее задание – закрепить шаг польки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение дидактических игр о спорте в работе с детьми дошкольного возраста.

Знания о спорте и физической культуре, представленные в доступной форме, значительно расширяют кругозор ребёнка....

Применение арт-терапевтической технологии на музыкальном занятии с детьми дошкольного возраста в школе раннего развития.

Цель:Развитие музыкальных способностей детей на основе применения арт–терапевтической технологии.Задачи:-научить правильно выполнять дыхательные упражнения- чисто интонировать звук-формировать вокальн...

Взаимосвязь логопеда и дефектолога как основное условие успешной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует  более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средн...

БУКЛЕТ "Применение игрового набора Ф.Фребеля в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ".

Направления технологии: Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, ...

Семинар - практикум для педагогов Дом ребенка: «Применение игрового набора Ф. Фрёбеля в образовательной коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

Семинар – практикум для педагогов  5 марта 2020 года учитель – дефектолог Майсюк  А. М.  провела для педагогов  Дома ребенка семинар -  практикум на тему: &la...

Консультация для педагогов «Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФОП дошкольного образования»

Здоровье – это не  только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.  Одна из основных задач в дошкольном учрежден...