Выступление на РМО
материал по теме

Ахметова Гульсина Габделхаевна

Компоненты экологической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gulsina_3.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации Мамадышская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат 8 вида.

Выступление  на РМО по  теме: Компоненты экологической культуры

                                                                Воспитатель 1 кв. категории 

                                                                                 Ахметова Г.Г.

 

                   

                                             

Март  2012

Уважаемые коллеги!

Сегодня Вам предстоит познакомиться с основными компонентами экологической культуры.

Основные компоненты экологической культуры учащихся:

Аксиологический.

Мотивационный.

Когнитивный (экологическое сознание и мышление).

Деятельностный.

Аксиологический компонент представлен ценностями-целями - абсолютная ценность жизни человека и всего, что его окружает (биосфера, ноосфера, природа), здоровье, устойчивое развитие человека и природы, самореализация, самосовершенствование и др.; ценностями-средствами - экологические знания, умения, неразрушительные, безущербные способы жизнедеятельности и поведения, созидание, отношение к человеку и природе как взаимозависимым и взаимообусловленным компонентам среды; ценностями-качествами - доброта, ответственность, самоограничение и др.

Мотивационный компонент включает отношение человека к природной среде, интегрированное в систему доминирующих мотивов деятельности и поведения: убежденность в необходимости сохранения природной среды как важнейшей общечеловеческой ценности; развитый интерес к проблемам окружающей среды; осознание личной причастности к решению проблем взаимодействия человека и природы. Этот компонент характеризует позитивное отношение личности к экологической деятельности, заинтересованность, увлеченность, волевое напряжение в решении проблем окружающей среды, достижение оптимизации отношений человека и природы.

Экологическое сознание выступает в виде системы научных экологических знаний, знаний о явлениях окружающего мира, их ценности для человека; системы норм и правил отношения к природе. Содержание экологических знаний определяется следующими ведущими идеями: развитие и целостность природы в сфере жизни, взаимосвязь истории общества и природы, изменение природы в процессе труда, влияние окружающей среды на здоровье человека, оптимизация взаимодействия человека, общества и природы. Система знаний личности является фундаментом формирования ее экологических умений, которые отражают готовность выполнять экологическую деятельность, готовность к осознанным природоохранным действиям.

Экологическое мышление представляет собой умение правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.

Деятельностный компонент экологической культуры представлен специфическими способами жизнедеятельности в процессе решения разнообразных задач взаимодействия с окружающей средой. Необходимой характеристикой экологической деятельности выступают безущербный, преобразующий характер взаимодействия с окружающей средой в интересах сохранения и устойчивого развития природы и общества, охрана окружающей среды и рациональное природопользование.

Данный компонент также включает экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др. которое должно быть экологически оправданным и целесообразным.

Многоплановость экологической культуры указывает на то, что она не может иметь единого универсального критерия. В соответствии с сущностью и выделенными компонентами структуры экологической культуры были определены критерии и показатели оценки ее сформированности: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-практический (таблица 1).

Таблица 1

Критерии сформированности экологической культуры

Критерии

Содержание

1

Мотивационно-ценностный критерий

- потребность в постоянном общении с природой;
- проявление интереса к экологическим проблемам;
- наличие экологических ценностей;
- мотивы экологической деятельности;
- положительный эмоциональный фон экологической деятельности

2

Когнитивный критерий

- глубина и системность экологических знаний;
- способность к переносу экологических знаний в ситуации экологической деятельности;
- умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности;
- самооценка уровня экологической культуры, ее адекватность

3

Деятельностно-практический критерий

- адекватность экологического сознания и поведения;
- активность, инициатива и творчество в экологической деятельности;
- осознанное поведение и деятельность школьников в природе;

Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существование невозможны друг без друга. Таким образом, экологическая культура школьников определяется наличием у них экологических знаний, ценностей, норм, а также способов поведения, выбирая которые ученик демонстрирует стремление поступать в соответствии с усвоенными социальными нормами, внешними по отношению к нему.

Системообразующим компонентом экологической культуры учащихся является аксиологический компонент. Диагностика и анализ сформированности личностных подструктур и качеств школьников позволили выделить три уровня сформированности этого компонента у старшеклассников: интуитивный, когнитивный, рефлексивно-творческий (рисунок 1).

Интуитивный уровень ценностного отношения к природе характеризуется отсутствием положительной мотивации к экологической деятельности. Учащиеся группы в большей степени руководствуются стратегией «ухода от неудач», чем стратегией «достижения успеха». Они социально пассивны, не уверенны, имеют неадекватную самооценку, не способны к рефлексии. На этом уровне компоненты ценностного отношения к природе обрывчаты, несистематизированы. Отсутствуют знания об экологической обстановке, о значимости природы для жизни человека, отсутствует интерес к различным формам защиты окружающей среды, не владеют знаниями о факторах ценностного отношения к природе. Учащиеся данной группы интуитивно говорят о важности и необходимости защиты природы, однако в ценностной структуре личности экологические ценности имеют низкий рейтинг.

Когнитивный уровень развития ценностного отношения к природе характеризуется недостаточной сформированностью ценностно-мотивационного компонента экологической культуры. Подросток владеет некоторыми рефлексивными умениями и навыками, владеет теоретическими знаниями об экологии и значении экологической культуры в жизни человека. Данные знания обуславливают положительное отношение к вопросам развития ценностного отношения к природе. Однако их активность проявляется не постоянно, а время от времени.

Рис. 1. Уровни сформированности экологической культуры учащихся

Рефлексивно-творческий уровень ценностного отношения к природе характеризует активная социальная позиция, устойчивая мотивация к экологической деятельности. Учащиеся группы отличаются целеустремленностью и оптимизмом. Умеют ориентироваться в меняющейся обстановке. Способны к творческой рефлексии, критично оценивают результаты собственной деятельности. У таких учащихся в рейтинге проявляется приоритетность экологических ценностных ориентацией.

Уровня сформированности экологической культуры учащихся: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень. Этот уровень свойствен учащимся, которые имеют ярко выраженную экологическую направленность поведения и деятельности, проявляют нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющих вред природе, испытывают постоянную потребность в общении с природой, отличаются адекватностью экологического сознания и поведения. Школьникам с высоким уровнем экологической культуры присущи развитые экологические убеждения, глубокие и системные знания о сущности социальной экологии, о взаимодействии человека и природы. Этих учащихся отличает широкий круг экологических природоохранных умений; понимание многосторонней (универсальной) ценности природы для общества и человека; устойчивый интерес к экологическим проблемам (постоянно читают специальную литературу, журналы, смотрят телепередачи, занимаются в факультативах и кружках с экологической тематикой и т.п.); инициатива и творчество в природоохранной деятельности (являются активными участниками или организаторами экологических операций и акций). Мотивы их экологической деятельности и поведения: осознание ответственности человека вообще и личной ответственности за состояние окружающей среды; стремление внести свой вклад в сохранение природной среды; убежденность в необходимости охраны природы; желание и стремление познать пути оптимизации взаимодействия человека и природы.

Для учащихся этой группы характерна реальная практическая деятельность, нетерпимое отношение к людям, приносящим вред природе, проявляющееся в активной природоохранной деятельности, посильный вклад в преодоление отрицательных воздействий на природу, разъяснение и пропаганда экологических правил поведения в природе.

Средний уровень. Для учащихся этого уровня характерны определенные экологические убеждения, недостаточно систематизированные и глубокие экологические знания, небольшой арсенал практических природоохранных умений. Учащиеся понимают универсальную ценность природы, проявляют некоторый интерес к экологическим проблемам, участвуют в природоохранной деятельности, но недостаточно осознают социальную значимость экологической деятельности, свою роль в решении проблем взаимодействия человека и природы. Современный человек знает, даже может прогнозировать негативные последствия своей деятельности в природе, понимает необходимость соблюдения экологических норм, но не связывает это знание и понимание с их личностной значимостью для себя и своей жизни, с собственной ответственностью за каждый поступок, который может повлиять на состояние окружающей среды, и неизбежно отразится и на жизни самого человека, его потомков. Мотивы экологической деятельности у таких школьников носят меньшую социальную направленность по сравнению со школьниками, которым свойственен высокий уровень развития экологической культуры.

Низкий уровень. К этому уровню можно отнести учащихся с низкой степенью осознания важности экологических проблем. Они не проявляют к этим проблемам заметного интереса, имеют поверхностные, фрагментарные знания о взаимодействии общества и природы; у них сформированы лишь отдельные природоохранные умения; отмечается потребительское отношение к природе.

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию методики которые Вы сможете использовать при определении экологической культуры Ваших воспитанников:

ранжирования места экологической культуры в иерархии жизненных ценностей методику Т.М. Рокича «Ценностные ориентации»;

диагностики и коррекции отношения к природе «ЭЗОП» В.А. Ясвина, метод незаконченного предложения и др.

мое отношение к природе

Мое отношение к природе

Содержание опроса направлено на способность оценить свое отношение к природе.

Задание: прочесть вопрос и три ответа на него, выбрать один из ответов и запомнить оценку в баллах. Баллы по выбранным ответам сложить.

Ответы и баллы: 0 –Нет; 2-Да; 3-По-разному

Вопросы:

Хорошо ли ты относишься к природе?

Умеешь ли ты отличать красивые явления от некрасивых?

Всегда ли ты бережешь красоту вокруг себя?

Заслуживают ли внимания явления природы.

Всегда ли ты относишься к природе внимательно.

Все ли явления природы тебя интересуют?

Проявляется ли этот интерес в поступках?

Ценишь ли ты новизну в природе?

Влияет ли природа на твои переживания?

Пользуешься ли ты оценками красоты природы, когда рассматриваешь ее явления?

Всегда ли выступаешь против тех, кто приносит природе ущерб?

Любишь ли ты читать описания природы в книгах?

Влияет ли природа на твое поведение?

Влияет ли окружающая природа на твои мысли?

Часто ли прогуливаешься на природе?

Приходилось ли тебе чем-то вредить природе?

Любишь ли ты чем-либо заниматься на природе?

Равнодушен ли ты к окружающей природе?

Высказывал ли свое мнение людям, наносившим природе вред в младших классах?

Высказывал ли свое мнение людям, наносившим природе вред в подростковом возрасте?

Часто ли рассматриваешь природу, изображенную художниками?

Знаешь ли музыкальные произведения, в которых изображена природа?

Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе?

Всегда ли добросовестно трудишься, ухаживая за природой?

Помогли ли тебе уроки и другие учебные занятия познакомиться с красотой природы?

Свыше 40 или менее 20 баллов – твое отношение к природе недостаточно осмысленно, иногда ты ее переоцениваешь. Нужно чаще анализировать собственные ощущения и переживания, мысли и действия. Это поможет сделать отношение к природе более определенным и эффективным для самовоспитания средствами природы.

От 30 до 40 баллов – пожалуй, отношение к природе осознается тобой глубоко и правильно. Однако ты понимаешь, что некоторые избранные тобой ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайся быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей, выступай в защиту окружающей среды, чаще интересуйся произведениями искусства, это поможет сделать твое отношение к природе более действенным.

От 20 до 29 баллов – твое отношение к природе не очень активно. Надо уделить природе больше внимания, найти в ней привлекательные стороны, глубже продумывать причины ее явлений, как отображена природа в искусстве, как она влияет на поведение окружающих людей. Если ты это будешь делать регулярно, твое отношение к природе, и тем самым к людям, станет активнее.

Методика «Ценностные ориентации»

Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию". Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Бланк тестируемого

Список А (терминальные ценности):

активная экологическая деятельность;

жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

здоровье (физическое и психическое);

интересная работа;

красота природы (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

наличие хороших и верных друзей;

общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

познание природы (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие, исследовательская и проектная деятельность);

продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

счастливая семейная жизнь;

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

творчество (возможность творческой деятельности);

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

бережное отношение к природе;

воспитанность (хорошие манеры);

экологическая безопасность (высокие требования к жизни и высокие притязания);

жизнерадостность (чувство юмора);

исполнительность (дисциплинированность);

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

непримиримость к безответственному отношению к природе;

экологическая образованность (широта знаний, высокая общая культура);

ответственное отношение к природе (чувство долга, умение держать свое слово);

рациональное природопользование (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

честность (правдивость, искренность);

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

чуткость (заботливость).

Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП»

Цель: исследовать тип доминирующей установки в отношении природы. Условно выделяют 4 типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты (эстетическая установка), как объект изучения, знаний (когнитивная); как объект охраны (этическая), как объект пользы (прагматическая).

ЭЗОП – это эмоции, знания, охрана, польза - такие рабочие названия типов установок использовались во время создания методики.

Методики состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и 5 слов для ассоциаций. Методика проводится в устной форме. На бумаге фиксируется только ответ. Испытуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из 5 следующих, которое “больше всего к нему походит”(четыре слова соответствуют четырем типам установки, пятое слово предлагается для отвлечения внимания – “мусорное”). Слова предъявляются в крайне высоком темпе, у испытуемых не остается времени осмыслить варианты и он должен выбрать тот, который “первым пришел в голову, как раз и характеризующий доминирующую у него установку.

Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присеваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип установки, получивший наибольший условный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности. Опыт показывает, что, как правило, у испытуемых существует не 1, а два преобладающих типа установки.

Инструкция: Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по 5 слов. Выберите из этих пяти то, которое для вас лучше всего связывается с предложенным, лучше всего к нему подходит. В качестве ответа вы записываете только выбранное слово. Отвечать надо быстро, т.к. первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.

ЛЕС

Поляна

ЛОСЬ

Следы

 

Муравейник

 

Лесник

 

 

 

 

 

Заповедник

 

Трофей

 

Дрова

 

Камни

 

Песок

 

Рога

ТРАВА

Поливать

ОЗЕРО

Улов

 

Силос

 

Шерсть

 

Кора

 

Острова

 

Роса

 

Моллюск

 

Стебель

 

Очищать

МЕДВЕДЬ

Паутина

ДЕРЕВО

Осень

 

Хозяин

 

Кольца

 

Малина

 

Вырастить

 

Редкий

 

Мебель

 

Шкура

 

Сено

БОЛОТО

Головастик

УТКА

Запрет

 

Заказник

 

Жаркое

 

Торф

 

Рассвет

 

Яблоки

 

Ветка

 

Туман

 

Кольцевание

РЫБА

Жабры

САД

Берлога

 

Серебристая

 

Цветущий

 

Жарить (П)

 

Ухаживать (О)

 

Перо

 

Урожай (П)

БОБР

Ловкий (К)

ПРИРОДА

Красота (К)

 

Резцы (И)

 

Изучение (И)

 

Расселение (О)

 

Охрана (О)

 

Шуба (П)

 

Польза (П)

 

грибы

 

 

Обработка результатов.

В скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого (этот ключ не зачитывается).

К- природа воспринимается как объект красоты - эстетическая установка.
И – как объект изучения – когнитивная установка
О - как объект охраны – этическая установка
П – как объект пользы - прагматическая установка.

Ответы испытуемых записываются в графу соответствующего типа установки:

ТИП

Количество

Доля в %

ранг

К

 

 

 

И

 

 

 

П

 

 

 

О

 

 

 

Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимального возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3, 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...