эссе "Использование инновационного оборудования в условиях модернизации образования"
материал по теме
В этой работе отражен комплекс образовательных информационных технологий, который можно использовать для поддержки иследовательской и проектной деятельности по предметам биологии- химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование инновационного оборудования в условиях модернизации образования
Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.
Инновации (от англ. Innovation - нововведение) – это внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. Как следует из формулировки, практически любое социально-экономическое нововведение, не получившее статус – «массовое» (речь идет о серийном распространении) вполне возможно считать инновационным.
Важными функциями инновационного обучения можно считать:
- постоянное интенсивное развитие личности учащегося и учителя;
- демократизацию процесса совместной деятельности и общения учащегося и учителя;
- направленность на гуманизацию учебно-воспитательного процесса;
- ориентацию на творческий педагогический процесс и активное обучение и инициативность учащегося и учителя;
- модернизацию методов, приемов, средств, технологий обучения.
Рассмотрим возможности использования инновационного оборудования в условиях модернизации образования на примере таких предметов, как биология и химия.
Итак, учитывая специфику преподавания предмета биологии, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности.
Наличие компьютерных программ, которые могут заменить учебные таблицы. Безусловно, это очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных, нестандартных уроков.
В свою очередь, учебные презентации, видеофильмы, интерактивные рисунки, анимации способствуют более быстрому и эффективному усвоению материала за счет непринужденности и интереса.
В настоящее время существуют различные компьютерные программы обучающего характера, тестового контроля по основным разделам биологии и химии, которые функционируют в учебных компьютерных классах, а именно: «Химические реакции», «Химические вещества», «Строение вещества», «Растворы», «Строение и основные классы органических соединений».
Например, большое распространение получила мультимедийная обучающая программа «1С:Репетитор. Биология», которая адресована старшим школьникам (9-11 классы), а также абитуриентам с целью самостоятельной подготовки и работы под руководством педагога. Программой могут пользоваться сами преподаватели для подготовки и проведения занятий.
Содержание данной программы таково: полное изложение всего школьного курса биологии и ее разделов, таких как: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, общая биология. Отметим жанровое разнообразие материалов курса (учебник, задачник, справочник). Кроме того, учебник, задачник и справочник объединены на основе гипертекста.
Рассматриваемая программа «1С:Репетитор. Биология» также включает в себя около 1000 интерактивных иллюстраций, более 50 видеофрагментов и компьютерных анимаций, 1000 тестов и задач, 30 минут дикторского текста, биографии известных биологов, справочник, словарь основных терминов, программу вступительных экзаменов в МГУ.
Такими же возможностями обладает мультимедийная обучающая программа «1С:Репетитор. Химия». Она содержит изложение всего школьного курса химии (теоретической, неорганической и органической химии). Также как и программа по биологии, она представляет собой учебник, задачник и справочник, объединенные гипертекстовой структурой.
Пособие состоит из 100 видеофрагментов, 200 иллюстраций и анимационных моделей, а также 60 минут дикторского текста, биографии известных химиков, справочник, словарь основных терминов, программу вступительных экзаменов в МГУ и список литературы, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации на 1998/99 учебный год по химии.
Тестовые функции выполняют более 300 тестов и задач.
Указанные программы по биологии и химии получили сертификат Министерства общего и профессионального образования РФ 0000030 от 15.02.1999.
К инновационному оборудованию также относятся интерактивные игры: например, тренажеры «Скелет», «Строение растительной и животной клетки», «Строения цветка», «Строение молекулы» и др.
Огромные перспективы открываются при использовании ИКТ при проведении лабораторных работ. Так, например, при проведении лабораторный работы «Строение и способы передвижения инфузории - туфельки» компьютер дает возможность рассмотреть строение инфузории - туфельки, а видеоролик демонстрирует волнообразное движение ресничек и раздражимость организма.
Тестовый контроль дает возможность включать в задание не только расчетные, но и смысловые задачи, что позволяет выявить скрытые от поверхностного взгляда качества знаний школьников, их способность к креативному, нестандартному мышлению.
Указанные программы позволяют не только заложить фундаментальные знания, но и помогают формировать у школьников естественнонаучное мировоззрение.
Немаловажен тот факт, что химические и биологические процессы сложны для аудивосприятия (пластический, энергетический обмен, кровообращение и т.д.). Вот почему использование интерактивной доски как одного из современных инновационных средств способствует лучшему усвоению и пониманию сути, механизмов биологических и химических процессов и явлений.
Использование различных анимационных моделей из галереи изображений и коллекции интерактивных ресурсов способствует формированию целостной картины биологического или химического процесса, позволяет понять его закономерности.
Видеоролики и видеосюжеты могут быть даны для анализа в групповых формах работы по определённой схеме, или как основное «смысловое ядро» для мозгового штурма. Отдельные кадры останавливаются и используются в качестве значимых фрагментов для доводов, выдвигаемых учащимися. Возможно и уместно использовать функцию «лупы», которая позволяет акцентировать внимание на важных деталях.
Таким образом, звуковое и музыкальное сопровождение, интересный видеоматериал, реальные изображения, движущиеся анимации и объекты, несомненно, стимулируют мотивацию к обучению, заставляя работать непроизвольную память. Как следствие, ученик получает уже отобранную систематизированную информацию.
Как видим, развитие инновационного образования позволяет выделить те основания, на которых строится решение проблемы выбора технологий в процессе управления инновациями в самой технологической основе образовательного процесса.
Среди основных принципов эффективного выбора использования современных технологий в инновационном учебном процессе можно выделить следующие положения.
В учебном процессе важна не инновационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей.
Дорогостоящие и наиболее современные технологии не всегда дают лучшие образовательные результаты. Зачастую наиболее эффективными оказываются привычные и недорогие технологии.
Результат обучения существенно зависит не от типа и вида коммуникационных и информационных технологий, а от качества разработки и предоставления курсов.
Выбор технологий следует осуществлять с опорой на наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений.
Технологические инновации способствуют существенному обогащению педагогических средств, методов и приемов, которые, в свою очередь, оказывают влияние на характер педагогической деятельности, оказывая воздействие на развитие педагогической подсистемы в целом.
Итак, включение инновационных технологий в учебный процесс приводит к развитию:
• новых педагогических методов и приемов,
• новой образовательной среды,
• новому стилю работы преподавателей,
• структурным изменениям в педагогической системе.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
Эссе по теме «Использование инновационного оборудования в условиях модернизации образования»
Выполнила : Ракова Татьяна Викторовна,
учитель химии
МБОУ СОШ №12 г. Красногорска
Москва 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках русского языка, словесности и литературы в условиях модернизации образования
О становлении творческой в языковом отношении личности как о главной цели обучения....
Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования
Гражданское и патриотическое воспитаниев условиях модернизации образования. Проблема гражданского воспитания и становления личности, к...
третий урок физической культуры в условиях модернизации образования
третий урок физической культуры в условиях модернизации образования...
Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»
Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....
Инновации и традиции в специальном образовании в условиях модернизации образования
Инновации и традиции в специальном образовании в условиях модернизации образования...
Инновационная деятельность как ресурс развития учреждения дополнительного образования в условиях модернизации образования
Практически все изменения в системе образования за последние годы происходят в инновационном режиме, что в определенной мере противопоставляется традиционному развитию....
Инновационная деятельность как фактор модернизации образования
Автор рассматривает вопрос о формировании готовности учителей иностранных языков к инновационной деятельности....