Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования
методическая разработка по теме

Светлана Вячеславовна Кочеткова

 

Гражданское  и патриотическое воспитание

в условиях модернизации образования.

 

 

 

       Проблема гражданского воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.

   Российское образование начала XXI века находится в стадии становления новых парадигм, присущих современной цивилизации, получившей название «информационное» или «постиндустриальное общество». В процессе реформирования школы перед образованием была поставлена задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российского, национального просвещения.        

  В ходе реформы были достигнуты:  гуманизация образования, инновационность обучения, делается упор на создание условий для развития ребенка как свободной, ответственной личности. Государство перестало масштабно контролировать образовательный процесс - отсутствует цензура. Образовательным учреждениям была предоставлена свобода выбора. Государственными образовательными стандартами общего среднего и высшего профессионального образования предусмотрены: национально-региональный компонент, вузовский компонент, школьный компонент, ученический компонент, дисциплины по выбору студента.

   Фактически, уходя из образовательного пространства, государство упустило из внимания тот факт, что школа, помимо просветительской, обучающей функции, выполняет и воспитательную функцию, создавая активного, полезного для общества гражданина.  И именно образовательные учреждения, в первую очередь, должны быть ориентированны на создание условий для становления гражданственности в образовательном пространстве подрастающего поколения.

   Опыт работы ОУ гражданской направленности показал, что такие понятия, как общественное благо, права человека, социальная справедливость, осознанная законопослушность, нравственность и правдивость в реальной деятельности - то есть совокупность ценностей, составляющих феномен гражданственности, лучше усваивается детьми и подростками через участие в общественно-полезной деятельности, через привлечение ребят к активному взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением собственного опыта активной деятельности в обществе.

       Гражданское воспитание тесно связанно с патриотическим воспитанием.

       Основной целью гражданского воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо общества.

Можно привести примеры мероприятий, проводимые современной школой в рамках гражданского воспитания учащихся:

 

       - сбор материала об участниках войн, о героях труда, об истории района, города, поселка и т.п.; создание или пополнение выставки, школьного (или краеведческого) музея;

       - выступление с устным журналом, «живой газетой», выпуск газеты-«молнии» по злободневным вопросам местной жизни;

       - участие в благоустройстве населенного пункта, в оформлении школы, клуба и других общественных зданий и сооружений, например, способом трудовых атак;

       - создание выставок, рисунков, поделок; проведение экскурсий и подготовка экскурсоводов из местных школьников; устройство вечеров поэзии, живописи, музыки;

       - забота о местных ребятах: обучение их разнообразным играм, песням, творческим делам, проведение таких дел вместе с ними; например, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, игры «Город веселых мастеров», веселой спартакиады;

       - забота старшеклассников о малышах: организация детской площадки, показ диафильмов, изготовление игрушек на трудовой фабрике;

       - забота (вместе с местными ребятами) о взрослых жителях, например с помощью сюрпризов;

       - помощь в сельскохозяйственных работах, в охране природы, в озеленении.

Каковы же основные пути гражданского воспитания?

       Гражданское воспитание– это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

       Гражданское воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.

   Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения. Приоритетным направлением и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое и патриотическое воспитание школьников. Среди человеческих чувств выделяется необыкновенно прекрасное по своему благородству и бескорыстию чувство любви к Родине. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где-то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю и доходя до высокого гражданского звучания. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В школьные годы закладываются основы добрых чувств – любви к людям, к труду, к родной природе, к своей Родине. Чтобы иметь гражданскую позицию, нужно, чтобы даже ребенок осознавал себя личностью, осознавал свою значимость и важность в человеческом обществе. Особая роль в формировании гражданина, воспитании чувства патриотизма принадлежит школьному музею, где на конкретном материале ребята узнают о родной школе, о наших земляках, их военных и трудовых подвигах во имя Родины. С целью создания условий для воспитания чувств гражданственности и патриотизма на уровне гражданина своей школы, гражданина своего города, наше ОУ №168, выбрало игровой метод – волонтерское и военно-патриотическое движение.[1 с.98]

Возрождая волонтерское движение, я не ставила задачу копировать пионерское движение прошлых лет, а выбрать главное – любит свою Родину, заботиться о младших и пожилых, помнить трудовые и военные подвиги старшего поколения, вести пропаганду здорового образа жизни. Реализация проекта по патриотическому воспитанию через возрождение волонтерского и патриотического движения в ОУ №168 начата с 2002г - отряд «Миротворец»[2 с. 96], и с 2010г. отряд «Парус Надежды». На конкурсной основе было  нарисована эмблема  отрядов – «Больше дела - меньше слов» и «Вместе мы едины, сильны, непобедимы!», сочинен гимн, сшита форма. Основные направления в работе отрядов: - работа по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию; - поисково-собирательная, краеведческая работа; - экскурсионно-просветительская работа; - забота о ветеранах и помощь Дому младенца; - участие в творческой жизни школы, района, города. Для участия решения поставленных задач был составлен план работы,  составлен план работы отрядов и алгоритм действия. Формы работы состоит из следующих этапов: 1. Уроки мужества. 2. Краеведение «Любимая, как хороша ты, Уральская земля». 3. Летопись школы «Наша школа – наш дом». 4. Собирательно-поисковая работа «Они, ковал победу» (сбор, систематизация, материала к 65-летию ВОВ) 5. Благотворительная работа (акции милосердия). 6. Лекторская группа (экскурсии, тематические выставки). 7. Работа научного общества (конференции, олимпиады). 8. Творческие встречи. 9.Участие в областной Вахте памяти «Пост №1».

  Результаты деятельности работы волонтерского отряда «Парус Надежды» и военно-патриотического отряда «Миротворец»  следующем: 1.  Составлена летопись в Книгу «Памяти». 2. Собран, оформлен и изучен материал о героях ВОВ

 « Они ковали победу» 3. Оформлена экспозиция к 65-летию Победы со сменными рубриками «Урал в годы войны», «Мои родственники – герои и участники войны», «Боевой листок», «Сегодня – 65 лет назад». 4. Волонтеры приняли активное участие: - в районном и городском  фестивале «Мы за здоровый город!», победителиVмолодежного форума «Мы за здоровый город!».5.Участие в областной Вахте памяти «Пост №1».6. участие в соревнования «Школа безопасности», игра «Зарница».7. Участие в мероприятиях по профилактике детского дорожного  травматизма.8. Проведение акций «Чистый двор» и «Милосердия».

 -За период с начала возрождения движения  отряды награждены 10 почетными грамотами, 7 благодарственными письмами. Таким образом, важно сделать вывод, что ребята по патриотическому воспитанию подрастающего поколения ведется успешно, а способствует этому правильно выбранная игровая форма возрождения волонтерского  движения.

  Воспитательная работа в образовательного учреждения, ориентированная  на гражданское воспитание подростков и молодежи дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности, формирование правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности.

 

Библиографический  список:

 

1 .Кочеткова С.В.Программа создания системы военно-патриотического воспитания//Детство.-2008.-№3-4

2. Кочеткова С.В. Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности. //Детство.-2008.-№1-2

3. РФ. Министерство образования «О плане мероприятий Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи: Письмо от 21 авг. 2002 г. № 15-52-691/15-01-21 //ОБЖ. – 2003. - № 1

4. Быть достойным. Программа гражданского и патриотического воспитания //Воспитание школьников. – 2003. - № 2. – С. 37-45

5. Мазыкина Н. , Монахов А. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотическому воспитанию детей и подростков // Воспитание школьников. – 2003. - № 6. – С. 13-17

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1sveta.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

С.В. Кочеткова

 МБОУ СОШ №168,

Г. Екатеринбург

svelana_168@mail.ru

Гражданское  и патриотическое воспитание

в условиях модернизации образования.

       Проблема гражданского воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.

   Российское образование начала XXI века находится в стадии становления новых парадигм, присущих современной цивилизации, получившей название «информационное» или «постиндустриальное общество». В процессе реформирования школы перед образованием была поставлена задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российского, национального просвещения.        

  В ходе реформы были достигнуты:  гуманизация образования, инновационность обучения, делается упор на создание условий для развития ребенка как свободной, ответственной личности. Государство перестало масштабно контролировать образовательный процесс - отсутствует цензура. Образовательным учреждениям была предоставлена свобода выбора. Государственными образовательными стандартами общего среднего и высшего профессионального образования предусмотрены: национально-региональный компонент, вузовский компонент, школьный компонент, ученический компонент, дисциплины по выбору студента.

   Фактически, уходя из образовательного пространства, государство упустило из внимания тот факт, что школа, помимо просветительской, обучающей функции, выполняет и воспитательную функцию, создавая активного, полезного для общества гражданина.  И именно образовательные учреждения, в первую очередь, должны быть ориентированны на создание условий для становления гражданственности в образовательном пространстве подрастающего поколения.

   Опыт работы ОУ гражданской направленности показал, что такие понятия, как общественное благо, права человека, социальная справедливость, осознанная законопослушность, нравственность и правдивость в реальной деятельности - то есть совокупность ценностей, составляющих феномен гражданственности, лучше усваивается детьми и подростками через участие в общественно-полезной деятельности, через привлечение ребят к активному взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением собственного опыта активной деятельности в обществе.

       Гражданское воспитание тесно связанно с патриотическим воспитанием.

       Основной целью гражданского воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо общества.

Можно привести примеры мероприятий, проводимые современной школой в рамках гражданского воспитания учащихся:

       - сбор материала об участниках войн, о героях труда, об истории района, города, поселка и т.п.; создание или пополнение выставки, школьного (или краеведческого) музея;

       - выступление с устным журналом, «живой газетой», выпуск газеты-«молнии» по злободневным вопросам местной жизни;

       - участие в благоустройстве населенного пункта, в оформлении школы, клуба и других общественных зданий и сооружений, например, способом трудовых атак;

       - создание выставок, рисунков, поделок; проведение экскурсий и подготовка экскурсоводов из местных школьников; устройство вечеров поэзии, живописи, музыки;

       - забота о местных ребятах: обучение их разнообразным играм, песням, творческим делам, проведение таких дел вместе с ними; например, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, игры «Город веселых мастеров», веселой спартакиады;

       - забота старшеклассников о малышах: организация детской площадки, показ диафильмов, изготовление игрушек на трудовой фабрике;

       - забота (вместе с местными ребятами) о взрослых жителях, например с помощью сюрпризов;

       - помощь в сельскохозяйственных работах, в охране природы, в озеленении.

Каковы же основные пути гражданского воспитания?

       Гражданское воспитание– это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

       Гражданское воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.

   Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения. Приоритетным направлением и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое и патриотическое воспитание школьников. Среди человеческих чувств выделяется необыкновенно прекрасное по своему благородству и бескорыстию чувство любви к Родине. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где-то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю и доходя до высокого гражданского звучания. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В школьные годы закладываются основы добрых чувств – любви к людям, к труду, к родной природе, к своей Родине. Чтобы иметь гражданскую позицию, нужно, чтобы даже ребенок осознавал себя личностью, осознавал свою значимость и важность в человеческом обществе. Особая роль в формировании гражданина, воспитании чувства патриотизма принадлежит школьному музею, где на конкретном материале ребята узнают о родной школе, о наших земляках, их военных и трудовых подвигах во имя Родины. С целью создания условий для воспитания чувств гражданственности и патриотизма на уровне гражданина своей школы, гражданина своего города, наше ОУ №168, выбрало игровой метод – волонтерское и военно-патриотическое движение.[1 с.98]

Возрождая волонтерское движение, я не ставила задачу копировать пионерское движение прошлых лет, а выбрать главное – любит свою Родину, заботиться о младших и пожилых, помнить трудовые и военные подвиги старшего поколения, вести пропаганду здорового образа жизни. Реализация проекта по патриотическому воспитанию через возрождение волонтерского и патриотического движения в ОУ №168 начата с 2002г - отряд «Миротворец»[2 с. 96], и с 2010г. отряд «Парус Надежды». На конкурсной основе было  нарисована эмблема  отрядов – «Больше дела - меньше слов» и «Вместе мы едины, сильны, непобедимы!», сочинен гимн, сшита форма. Основные направления в работе отрядов: - работа по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию; - поисково-собирательная, краеведческая работа; - экскурсионно-просветительская работа; - забота о ветеранах и помощь Дому младенца; - участие в творческой жизни школы, района, города. Для участия решения поставленных задач был составлен план работы,  составлен план работы отрядов и алгоритм действия. Формы работы состоит из следующих этапов: 1. Уроки мужества. 2. Краеведение «Любимая, как хороша ты, Уральская земля». 3. Летопись школы «Наша школа – наш дом». 4. Собирательно-поисковая работа «Они, ковал победу» (сбор, систематизация, материала к 65-летию ВОВ) 5. Благотворительная работа (акции милосердия). 6. Лекторская группа (экскурсии, тематические выставки). 7. Работа научного общества (конференции, олимпиады). 8. Творческие встречи. 9.Участие в областной Вахте памяти «Пост №1».

  Результаты деятельности работы волонтерского отряда «Парус Надежды» и военно-патриотического отряда «Миротворец»  следующем: 1.  Составлена летопись в Книгу «Памяти». 2. Собран, оформлен и изучен материал о героях ВОВ

 « Они ковали победу» 3. Оформлена экспозиция к 65-летию Победы со сменными рубриками «Урал в годы войны», «Мои родственники – герои и участники войны», «Боевой листок», «Сегодня – 65 лет назад». 4. Волонтеры приняли активное участие: - в районном и городском  фестивале «Мы за здоровый город!», победителиV молодежного форума «Мы за здоровый город!».5.Участие в областной Вахте памяти «Пост №1».6. участие в соревнования «Школа безопасности», игра «Зарница».7. Участие в мероприятиях по профилактике детского дорожного  травматизма.8. Проведение акций «Чистый двор» и «Милосердия».

 -За период с начала возрождения движения  отряды награждены 10 почетными грамотами, 7 благодарственными письмами. Таким образом, важно сделать вывод, что ребята по патриотическому воспитанию подрастающего поколения ведется успешно, а способствует этому правильно выбранная игровая форма возрождения волонтерского  движения.

  Воспитательная работа в образовательного учреждения, ориентированная  на гражданское воспитание подростков и молодежи дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности, формирование правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности.

Библиографический  список:

1 .Кочеткова С.В.Программа создания системы военно-патриотического воспитания//Детство.-2008.-№3-4

2. Кочеткова С.В. Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности. //Детство.-2008.-№1-2

3. РФ. Министерство образования «О плане мероприятий Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи: Письмо от 21 авг. 2002 г. № 15-52-691/15-01-21 //ОБЖ. – 2003. - № 1

4. Быть достойным. Программа гражданского и патриотического воспитания //Воспитание школьников. – 2003. - № 2. – С. 37-45

5. Мазыкина Н. , Монахов А. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотическому воспитанию детей и подростков // Воспитание школьников. – 2003. - № 6. – С. 13-17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

третий урок физической культуры в условиях модернизации образования

третий урок физической культуры в условиях модернизации образования...

Научно-исследовательская деятельность учащихся в условиях модернизации образования.

Обобщение теоретического и практического материала по теме....

Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»

Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ и РАЗВИТИЕ обучающихся на уроках ИЗО В УСЛОВИЯХ модернизации образования

Тема «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ и   РАЗВИТИЕ обучающихся на уроках ИЗО  В УСЛОВИЯХ модернизации образования»является актуальной, т.к. эстетическое воспитание учащихся ...

Инновации и традиции в специальном образовании в условиях модернизации образования

Инновации и традиции в специальном образовании в условиях модернизации образования...

Инновационная деятельность как ресурс развития учреждения дополнительного образования в условиях модернизации образования

     Практически все изменения в системе образования за последние годы происходят в инновационном режиме, что в определенной мере противопоставляется традиционному развитию....