Инновации и традиции в специальном образовании в условиях модернизации образования
методическая разработка на тему
Инновации и традиции в специальном образовании в условиях модернизации образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновации и традиции в специальном образовании в условиях модернизации образования
Многие образовательные учреждения включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без инноваций в наше время нельзя быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического мастерства. А построение эффективной системы психолого-педагогического сопровождения особых категорий детей сегодня невозможно без инновационной деятельности.
Жизнь требует от современного педагога инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности.
Но педагоги по-разному относятся к нововведениям. Не все педагоги, работающие по традиционным образовательным технологиям, готовы к успешной реализации своих профессиональных качеств, накопленного опыта в рамках использования инновационных технологий специального обучения. Поскольку инновация как система привносит на первых стадиях процесса неопределённость и дестабилизацию, то у некоторой части педагогов и управленцев в силу социальной инерции, сохраняющей действенность стереотипов и культурных норм, это вызывает настороженность или прямое сопротивление.
Доктор педагогических наук, профессор, академик РАО Краевский Володар Викторович, рассматривает инновации и традиции с точки зрения развития педагогической науки и практики:
«Необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций ни у кого не вызывают сомнений. Но эта связь редко бывает ровной, сбалансированной. Беспорядочный прорыв в новое, игнорирование и разрушение уроков прошлого, приводит к тому же, что и отказ от реформ в пользу традиционно привычного и притом не самого лучшего. Результатом и в том, и в другом случае будет отсутствие результата, по крайней мере, положительного. Инновации и традиции - это два полюса мира образования. Они должны служить ориентиром в развитии педагогической науки и практики. Ведь одной из характеристик научного знания (и педагогической науки в том числе) является кумулятивность, т. е. опора на ранее полученные научные результаты, которые педагог не имеет права игнорировать при любой смене позиций и появлении новых концепций.
Таблица умножения остается при любых реформах, а зеркало нет необходимости менять каждый раз, когда в нем отражаются новые лица.
И, как известно, что там, где инновации появляются не на голом месте, а на возделанной усилиями науки почве, они улучшают дело».
Актуальность темы инноваций и традиций обусловлена необходимостью создания широкой концепции образования и воспитания, переходом к новым образовательным стандартам.
При этом образовательные учреждения должны стать основными площадками проведения просветительской работы среди педагогов и родителей о целях и задачах модернизации образования, а педагоги – активными проводниками требований к новым образовательным стандартам через создание условий их успешной реализации.
Таким условиями и являются инновационные процессы, направленные на обновление содержания образования, совершенствование психолого-педагогических технологий.
Новое содержание образования требует от педагога набора современных технологий, новых подходов к его формированию, учитывающих последние достижения науки, а также адекватности построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
При этом следует учитывать, что методика обучения – это свод правил, приёмов и средств, с помощью которых многолетний опыт, традиции передаются от поколения к поколению и формируется новый жизненный опыт. Однако этот свод служит лишь ориентиром, но требуется ещё и конкретная методика, адаптированная к потребностям, мотивам, условиям жизни, т.е. система использования выработанных правил с учётом времени, места, конкретных субьектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса. Это «привязывание» методик (т.е. традиционных приёмов и средств) к конкретным условиям организации и протяжённости педагогического процесса, к конкретным субъектам образования, и есть технология обучения, или образовательная технология. Поэтому об эффективности технологии можно говорить не вообще, а лишь по отношению к определённым обучающимся, воспитанникам и педагогам.
/Сальникова Т.П., «Педагогические технологии»/
Методики обучения более устойчивы, чем технологии, они меняются вместе со сменой образовательной идеи. Технологии же многовариантны даже в рамках одной методики. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, предложенных для использования. Но, к сожалению, в силу низкой инновационной квалификации педагогов, большинство из них не может выбрать нужную технологию. Педагоги и администраторы не готовы к инновациям: одни из них – методически, другие – психологически, третьи – технологически.
Среди основных побудительных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить необходимость более глубокого учёта и использования психофизиологических и личностных особенностей детей, осознание замены вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом, возможность проектирования организационных форм взаимодействия ребёнка и педагога.
Если раньше содержание образования ориентировалось на нормативность, универсальность развития, то сегодня акцент переносится на изучение закономерностей и механизмов, порождающих разнообразие индивидуальных траекторий развития ребёнка. Новые подходы к организации образовательного процесса требуют поиска продуктивных форм организации занятий. А процесс обучения должен быть переориентирован с внешних показателей на развитие личности, изменение стиля поведения педагога, организацию совместной деятельности. Т.е. основными направлениями реформирования являются: содержательное, организационное и процессуальное направления.
В специальном образовании эти акценты были расставлены и раньше. При определении стратегических характеристик коррекционных образовательных программ всегда учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей.
Учёт факторов, причин и условий, порождающих это разнообразие, является важнейшим принципом работы с детьми с проблемами в развитии. В реальности специального образования педагогические технологии всегда адаптируются в соответствии с особенностями конкретного ребенка, а индивидуальные траектории развития и образования были и остаются в фокусе внимания.
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в уровне и содержании образования тоже должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностями всех детей с ОВЗ.
Встают задачи дифференциации уровней образования детей с ОВЗ, разработки для каждой категории детей с ОВЗ набора вариантов стандарта, определения структуры содержания разных вариантов образования, отвечающих их общим и особым образовательным потребностям.
Специальный образовательный стандарт позволяет учесть настоящие и будущие потребности ребенка с ОВЗ и поддержать необходимый баланс в развитии его жизненного опыта.
В соответствии с отечественной традицией целью специального образования и общим результатом освоения образовательной программы является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также — методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Таким образом, педагоги, обладая опытом работы, основанном на богатых традициях специального образования, учитывая многообразие дефектов и диапазон различий детей с ОВЗ, стоят перед выбором применения тех или иных методик коррекции и образовательных технологий. А это под силу только высоко квалифицированным, профессионально компетентным, мотивированным на инновационную деятельность педагогам, которые умеют гибко мыслить, своевременно реагировать и нестандартно действовать в динамично изменяющемся поле современного образования, которые смогут критически проанализировать традиционные подходы к образованию, сориентироваться в существующих образовательных технологиях, осуществить их выбор, адаптировать или усовершенствовать.
Всемирно известный математик и педагог Дьёрдь Пойа писал:
«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».
В ситуации нового подхода к содержанию образования стоит задача формирования мотивационной готовности педагогов к включению их в инновационную деятельность.
Каким образом педагоги могут быть включены в инновационную деятельность в рамках нового социального проекта и обеспечить успешность его реализации?
Наиболее важными условиями осуществления инноваций являются: психологическая готовность педагогов к принятию системного нововведения, формирование мотивации педагогов и создание инновационного климата – сформированной определённым образом обстановки, в которой педагог чувствует себя свободным, полностью мотивированным, готовым к творческой работе.
Для более эффективного управления и содействия инновационным процессам на этапе вовлеченности педагогов в инновационный процесс целесообразно создание творческих инициативных групп, что позволяет решить актуальные задачи содержательно-методического, диагностического, контрольно-оценочного характера.
Накопленные творческой группой наработки, представляющие собой своеобразный дидактико-методический банк, дают информацию о том, как члены группы работают над совершенствованием содержания образования, над применением различных педагогических технологий. Такой подход особенно эффективен при решении проблем, относящихся к междисциплинарной области взаимодействия.
Создание инициативных групп позволяет развивать интеллектуальные коммуникации, максимально использовать творческий потенциал педагогов, повышать их квалификацию, чувство ответственности, привлекать к управлению. Создание творческих инициативных (целевых) групп эффективно не только в рамках одного учреждения, но и на уровне взаимодействия нескольких образовательных учреждений, которые ставят общие задачи, намечают пути их реализации, выявляют возможные альтернативы их решения, прорабатывают организационные, технические вопросы.
Это особенно актуально в условиях специального стандарта, который во всех его вариантах предполагает ту или иную форму обязательной интеграции детей, а это требует координации действий, т. е. регулярного и качественного взаимодействия специалистов массового и специального образования, обмена информацией между специалистами разного профиля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках русского языка, словесности и литературы в условиях модернизации образования
О становлении творческой в языковом отношении личности как о главной цели обучения....
Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования
Гражданское и патриотическое воспитаниев условиях модернизации образования. Проблема гражданского воспитания и становления личности, к...
третий урок физической культуры в условиях модернизации образования
третий урок физической культуры в условиях модернизации образования...
Научно-исследовательская деятельность учащихся в условиях модернизации образования.
Обобщение теоретического и практического материала по теме....
Программа развития " Социализация личности как одно из условий модернизации образования"
В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации обр...
Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»
Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....
Инновационная деятельность как ресурс развития учреждения дополнительного образования в условиях модернизации образования
Практически все изменения в системе образования за последние годы происходят в инновационном режиме, что в определенной мере противопоставляется традиционному развитию....