Инновационная деятельность как фактор модернизации образования
статья на тему

Автор рассматривает вопрос о формировании готовности учителей иностранных языков   к инновационной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_efremova_i_n.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ефремова И.Н, МБОУ СОШ№46 с УИОП, учитель английского языка, руководитель методического объединения учителей иностранных языков

Инновационная деятельность как фактор модернизации  образования.

Инновационная деятельность образовательного учреждения непосредственно связана с готовностью учителя к разработке и внедрению педагогических новшеств в учебно-воспитательный процесс. На практике значительная часть учителей, вне зависимости от их стажа и уровня квалификации, испытывает серьезные затруднения в осуществлении инновационной деятельности (в концептуальном видении развития педагогических процессов, в самоопределении и самореализации как субъекта преобразований педагогической действительности). Все это усложняет процесс их адаптации и профессионального роста в условиях новой образовательной ситуации. В таких условиях возрастает значение формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы. Особое значение в практике преподавания и воспитания  имеют работы по проблемам организации инновационной деятельности педагогов в условиях образовательного учреждения (H.H. Букина, C.B. Кузьмин, B.C. Лазарев, Б.П. Мартиросян), включения подготовки учителя к инновационной деятельности в систему методической работы школы (И.В. Никишина, Т.П. Паршина, М.М. Поташник, А.П. Ситник, О.Г. Хомерики и др.). Несмотря на многообразие направлений теоретических исследований, проблема научно-методического обоснования процесса формирования готовности учителей к инновационной деятельности в условиях методической работы школы остается недостаточно разработанной. В первую очередь, это касается регионов Севера. Мы убеждены, что эффективное формирование готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы возможно при создании следующих педагогических условий:

- усовершенствовании организационной структуры методической службы с учетом особенностей инновационного развития школы;

- разработке модели формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы;

- адаптации и внедрении технологии формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы, соответствующей принципам компетентностного и контекстного подходов;

- мониторинга готовности учителя к инновационной деятельности.

Организационная структура методической службы школы в условиях инновационного развития включает помимо традиционных стабильно действующих подструктур (административно-методический совет, методические объединения) временные объединения учителей (творческие и проблемные группы, педагогические лаборатории), которые обеспечивают реализацию научно-методического сопровождения и поддержки инновационной деятельности учителя.  Модель формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы в школе включает целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты, направленные на формирование положительной мотивации учителя к нововведениям; обновление психолого-педагогических знаний о сущности педагогических инноваций и использование их как средства развития учебно-воспитательного процесса.

 Готовность учителя к инновационной деятельности определяется как интегративная характеристика, включающая осознание ценности инновационной деятельности, знание методологии, теории и практики педагогической инноватики, определение оптимальных способов инновационной педагогической деятельности, оценку собственных возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями, связанными с введением педагогических инноваций и необходимостью достижения высоких результатов профессиональной деятельности.

Значимую роль в подготовке учителя к инновационной деятельности в условиях школы, функционирующей в экспериментальном режиме, играет научно-методическая служба школы, работа которой организуется на основе системного, компетентностного и контекстного подходов, исходя из понимания основных профессиональных задач учителя при осуществлении инновационной деятельности. В связи с этим современный учитель должен быть готов к анализу и прогнозированию развития личности и жизнедеятельности учащихся, к осуществлению комплексных преобразований системы образования, к преодолению противоречий ее развития, к рассмотрению сложных объектов педагогической действительности как целостных явлений, к согласованию целей преподавания своего предмета с целями развития личности обучаемого, тенденциями функционирования учебного заведения и социокультурной сферы на основе учёта интегративных изменений в инструментарии педагогической деятельности, категориальном аппарате, к профессионально-педагогической рефлексии.

В современной школе существенно изменяются и усложняются функции методической службы. Одним из основных направлений методической службы школы становятся инициирование и методическое сопровождение инновационной деятельности учителей, создание внутри школьной системы повышения профессиональной компетентности.

Готовность учителя к инновационной деятельности определяется необходимостью достижения высоких результатов профессиональной деятельности через следующие задачи:

- осознание учителем современных прогрессивных тенденций в российском образовательном пространстве на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и конкретизация в связи с этим задач своей профессиональной деятельности;

- формирование базовых научно-педагогических знаний учителя о сущности инновационной деятельности, о её закономерностях, принципах и технологиях;

- создание модели вероятностного профессионального поведения, определение оптимальных способов педагогической деятельности, развитие потребности в самообразовании и самосовершенствовании в этом направлении;

- оценка учителем своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями, связанными с введением педагогических инноваций, и необходимостью достижения высоких результатов профессиональной деятельности, формирование ответственности учителя за результативность своей профессиональной деятельности.

Следует отметить, что на базе  МБОУ СОШ№46 с УИОП города Сургута  методическое объединение учителей иностранных языков школы  занимается инновационной деятельностью по городскому проекту «Иноязычное образование», согласно плана работы  на 2017/2019 годы  по теме «Научно-исследовательская деятельность на иностранных языках».

Результаты и материалы инновационной площадки  методического объединения можно найти на сайте школы.

http://school46.admsurgut.ru/inoyazychnoe-obrazovanie

  Список литературы

1. Абульханова-Славская, К.Н. Деятельность и психология личности / К.Н. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 2012.

2. Галкина, Т.И. Инновационные школы. Конкурсный отбор / Т.И. Галкина, В.В. Котельникова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

Ссылка на сайт: http://school46.admsurgut.ru/inoyazychnoe-obrazovanie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эссе "Использование инновационного оборудования в условиях модернизации образования"

В этой  работе отражен комплекс образовательных информационных технологий, который можно использовать для поддержки иследовательской и проектной деятельности по предметам биологии- химии....

Анализ организации инновационной деятельности в муниципальной системе образования города Омска

Анализ организации инновационной деятельности в муниципальной системе образования города Омска в условиях реализации федерального Проекта модернизации образования...

Статья "Инновационная деятельность в условиях современного образования"

Главная задача образования – качество образования – на современном этапе приобретает новый статус и требует новых форм взаимодействия образования, государства и общества.Сущность современного образова...

Инновационная деятельность в системе профессионального образования

В статье проведен анализ использования технологий обучения в системе профессионального образования...

Инновационная деятельность педагога в современном образовании

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса....