Размышления о профессии учителя
статья по теме

В этой статье я попытался кратко изложить свои взгляды на профессию учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razmyshleniya_o_professii_uchitelya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Размышления о профессии учителя, о понимании своего места в жизни общества.

…Мне кажется, что глобальная цель образования состоит в том, чтобы лучше ориентироваться в жизни, быть способным найти своё индивидуальное место в ней, уметь строить свою жизнь такой, какой тебе хотелось бы её видеть. Вероятно, образование имеет мало смысла, если оно не помогает понимать жизнь во всём её многообразии, со всеми печалями и радостями, всеми её тонкостями и необычайной прелестью. И главную свою учительскую, а вообще и человеческую, задачу я вижу в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью.

        Замечу, что «не воспитать», не «формировать», а именно помочь ученику стать таковым, если он сам того захочет и приложит для достижения цели значительные усилия. А вот вызвать и поддержать такое желание – это для меня задача трудная и интересная, тем более, что она не имеет однозначного решения и в каждом новом классе её приходится решать заново, зачастую находя новые средства и методы. Я убеждён, что образование – процесс обоюдный, и без активных усилий ученика обречён на провал, каким бы замечательным не был учитель.

        Много внимания я уделяю созданию обстановки комфортности, атмосфере уважительности друг к другу на уроках и в других взаимоотношениях. Обстановка эта складывается не сразу, здесь важны многие вещи, в том числе и так называемые мелочи. Стараюсь обращаться к ученикам по именам, а не по фамилии, ученики при ответе с места на уроке не встают, а отвечают сидя. Я отказался от проверки на каждом уроке выполнения домашних заданий и опросов по домашнему заданию. Зато каждый урок начинается с фразы: «Какие есть вопросы по домашнему заданию?». И ученики знают, что они могут задать любой вопрос, не опасаясь насмешки со стороны класса или плохой отметки. Далее, ответы на возникающие вопросы я предлагаю давать другим ученикам, сам же лишь комментирую или обобщаю, за исключением тех случаев, когда никто из учеников не справился с предложенной задачей. Ещё один важный аспект – те ученики, которые отвечают на вопросы своего товарища, тоже знают, что при любом ответе они не получат плохой отметки, даже если их решение оказалось неверным, а вот хорошую получить могут, поэтому без опасений выходят к доске. И я с искренним удовольствием восхищаюсь иногда неожиданными решениями учеников и не стесняюсь открыто выражать свои чувства.

         В моих классах нет дополнительных заданий для отстающих и переписываний контрольных работ, многочисленных пересдач, зато есть консультации для желающих, когда ученик может придти и задавать любые интересующие его вопросы. К консультации нужно готовиться, это уже само по себе организует ученика, стимулирует проявление активности.

         Практикую и работы на длительный срок (так называемые курсовые) и домашние контрольные работы, которые на проверку сдают только желающие, но отметка ставится за них по заранее объявленным жестким критериям.  

        Считаю важным бережно относиться к атмосфере урока, нетерпим к опозданиям учащихся, всячески пресекаю попытки высмеять товарища, обратить внимание на неудачную фразу или ошибку. Иногда достаточно задать классу вопрос: «Что хорошего вы отметили в ответе ученика?».

  Развитие способности мыслить свободно, без страха, творчески – очень важная для меня педагогическая задача. С одной стороны, стараюсь развить критичность и непредвзятость мышления («Всё подвергай сомнению»), в том числе и по отношению ко мне, учителю. Учитель не Бог и не  носитель непреложной истины. Когда начинаю новую тему, даю список дополнительной литературы, указываю другие возможные подходы к этой теме. Когда разбираю решения задач, стремлюсь показать несколько возможных решений и обсудить с учениками достоинства и недостатки разных подходов. Стараюсь не навязывать своего мнения ученикам, а рекомендую выработать своё. Само по себе это делает неразумным вопрос ученика: «А как же всё-таки поступать в той или иной ситуации?». Я честно отвечая: «Не знаю! Это ваш выбор и ваша ответственность за этот выбор». Таким образом, в  обучении возникают свобода выбора и мотивация его, учёба превращается в увлекательный процесс. Кстати говоря, всегда благодарю ученика, если он мне указывает на мою ошибку или неточность в доказательстве или решении задачи.

С другой стороны, очень важно развить умение слушать и слышать собеседника, будь то учитель или товарищ по классу. В своём преподавании не только использую открытия, оригинальные идеи своих учеников, но и при работе с последующими классами не забываю сделать ссылку, рассказать ученикам, как в моём курсе появилось то или иное доказательство, называю фамилию ученика, который его придумал, предлагаю сравнить его с доказательством учебника. Такое бережное отношение к мнению ученика повышает его самооценку, побуждает к дальнейшему творчеству, да и сам процесс познания становится живым делом, а не работой по заучиванию скучных правил  законов, придуманных неизвестно кем и неизвестно зачем.

Раскованности мышления способствует и правильное отношение к ошибкам. Про мои, учительские, я уже сказал, добавлю лишь, что иногда абсолютно убедительно привожу на уроке неверные доказательства или решения – ломаю стереотипы учительской непогрешимости, поощряю ученика, обнаруживающего ошибку. Работу учеников на уроке стараюсь вести под девизом: «Ошибаться не стыдно – стыдно не думать!». Даю ученикам понять, что ошибка – нормальный этап в творческом действии, нет нужды впадать в панику, а необходимо продолжить поиск пути к цели.

Для меня математика, обучение математике не цель, а средство на пути совершенствования личности ученика. Поэтому для меня главное – давать возможность каждому расти настолько, насколько он способен. Математика как предмет изучения даёт возможность развития таких качеств личности, как аккуратность, точность в изложении своих мыслей, систематичность в работе, активность, ответственность. Особо хочу выделить честность. Наличие четких критериев помогает ученику при целенаправленной работе над задачей формировать правильную самооценку, видеть истинный уровень своей подготовки, соразмерять свои амбиции и желания с реальностью. В этой связи хочу отметить, что для меня равно важны как успехи моих учеников в изучении углубленного курса математики, так и те случаи, когда общение со мной помогает кому-то из ребят осознать, что математика – это не его судьба.

Хочу сказать еще несколько слов о поведении, дисциплине, построении взаимоотношений с учащимися. Если ребёнок чувствует себя в безопасности, на своём месте и нужным окружающим – он не может стать дисциплинарной проблемой. Важно обращать внимание на то, как чувствует себя ученик, а для этого он должен иметь возможность выражать свои чувства. У меня в классе висит плакат, вот некоторые выдержки из него: «У тебя есть право сказать нет и не чувствовать себя виноватым». «У тебя есть право совершать ошибки и право (!) нести за них ответственность».

Думаю, что дисциплина должна основываться на чувстве, а не на контроле и подавлении. Такой подход к дисциплине требует отделять человека от его поступка, действия. «Мне не нравится, как ты поступил, но я тебя люблю и верю, что это больше не повторится». Поступок всегда результат чувств, важно понять эти чувства и научиться с ними обращаться. Даже если необходимо наказание, учителю вовсе не обязательно быть судьёй, достаточно быть просто выразителем общепринятых норм, нарушенных учеником, поэтому в общении с учеником стараюсь ни в коем случае не оказаться с ним в конфронтации, так сказать, «по разные стороны баррикад». В этой связи добавлю ещё, что для меня важно избегать манипуляций в общении с учеником. Стараюсь решать все вопросы с самими учащимися, не обращаясь без крайней нужды к помощи родителей; пресекаю доносы учеников друг на друга, попытки наушничества; отказался от любимчиков, предъявляю одинаковые требования ко всем учащимся. Избегаю создания атмосферы неизвестности – заранее сообщаю критерии оценок, программы зачётов и опросов и т.д.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Размышления о профессии учителя"

В жизни каждого человека есть такие люди, которыми я бы назвала "Зрячими посохами" (термин В.П.Астафьева). В данной статье я размышляю о професси учителя, делюсь своими наблюдениями и впечатлениями о ...

Размышления о профессии

Личные мысли о профессии учителя( в сравнении с прошлым)...

Задание № 6 для одарённых детей. Положение о конкурсе "Размышление о профессии".

Размышляем о профессии, пишем сочинения для конкурса....

Эссе "Размышления о профессии"

В течение 20 лет работаю социальным педагогом в общеобразовательной школе. За эти годы ни разу не усомнилась в выбранном пути и не разочаровалась в профессии. Работу свою люблю и детей тоже....

Эссе. Размышление о профессии и о себе.

Во все времена к профессии учителя предъявлялись особые критерии и ценности: не только знание предмета, но и мастерство его непосредственной передачи, для которого наличие человеческой культуры, нравс...

Эссе "Из размышлений о профессии"

Эссе "Из размышлений о профессии"...