Статья "Размышления о профессии учителя"
статья по литературе на тему

Вера Михайловна Петренко

В жизни каждого человека есть такие люди, которыми я бы назвала "Зрячими посохами" (термин В.П.Астафьева). В данной статье я размышляю о професси учителя, делюсь своими наблюдениями и впечатлениями о том, для чего существует наша профессия.  Особую благодарность выражаю моему УЧителю, который оставил самый глубокий след в моей жизни и научил меня быть настоящим учителем. Эта статья - дань памяти замечательному учителю, педагогу, профессору В.П.Тимофееву.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_v.p.timofeeveda.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           Да, все берет откуда-то начало.

                                                                                           Реку питают тысячи ключей,

                                                                                           Корабль уходит в море от причала,

                                                                                           А мы мудры умом учителей.

                                                                                                                                 В.П.Тимофеев

                                Размышления о профессии учителя.

                               

Представьте себе обычный зауральский городок в 60-е-70-е годы. Здесь-то и живет маленькая девочка, мечтающая о кино. Почему кино? Да просто других видов искусств никто здесь не видел. А кино – это так таинственно, красиво и… каждый день.

Летом – обычные детские развлечения: речка, лес, ягоды, грибы. Игры все больше мальчишечьи: казаки-разбойники, лапта, а зимой – каждый день поход в кино, в маленький кинотеатр. Гаснет свет – можно смотреть на экран и представлять себя там, на месте событий.

Вот эта девочка и есть я.

Потом была девичья мечта – поступить в театральный институт. Но мечта на то и есть мечта, чтоб не сбылась, но осталась с тобой на всю жизнь.

Вторая страсть, которая осталась на всю жизнь, – это чтение. Читала запоем, все подряд. И днем, и ночью, при свете фонарика. (Сейчас, став взрослой, работая всю жизнь в школе, видя, как мало читают наши ученики, с грустью отмечаю: читать бы и читать нашим детям, но нет, что-то исчезло, что-то мы потеряли.)

Естественно, потом был пединститут, факультет русского языка и литературы, и работа в школе по сей день.

Часто задаю себе вопрос: что есть моя жизнь? Состоялась ли я? Кто из окружавших меня людей оставил самый большой след?

!974 год. Я поступила в Шадринский педагогический институт. Знаете, что испытывает человек, приехавший из районного городка и поступивший в институт в те годы? Нет, сначала были не радость и гордость, что вот так, сама, без помощи, поступила, а страх. (Напомню, что в те годы в педагогические институты тоже были конкурсы. Поступали в педвузы по призванию, а не потому, что не прошел конкурс в другой ВУЗ.)

Мне было страшно на первых лекциях: вдруг окажусь самой неспособной, не смогу усвоить программу.

Лекции сменялись лекциями, семинарскими занятиями, зачетами. Одни преподаватели сменяли других.… До сих пор помню первые лекции педагога – учителя, который для меня остался Учителем на всю жизнь. Это Вячеслав Павлинович Тимофеев, человек, влюбленный в свое дело, в литературу, в языкознание, в родной зауральский край, в родную деревню Мехонку.

Я помню, как он нам читал пушкинский «Выстрел». Читал с таким чувством проникновения в гениальные строки, с такой страстью в голосе и с любовью, что я была в  изумлении: неужели далекий 19 век так созвучен нашему времени и может вызвать такие сильные эмоции? У Вячеслава Павлиновича две большие любви в литературе: А.С.Пушкин и С.А.Есенин. Стихи Есенина он знает наизусть. Мог читать часами. Именно Вячеслав Павлинович влюбил меня в поэзию, и эта любовь со мной на всю жизнь. Мы, студенты, тоже учили наизусть стихи Б.Пастернака, А.Вознесенского, Р.Рождественского, Д.Кедрина, Н. Рубцова.

В.П.Тимофеев, кроме этого, занимался и краеведением. Он нас познакомил с работами В.П.Бирюкова, исследователя-краеведа. Нам посчастливилось лично слышать проникновенные слова о земле-матушке, о хлебе, о малой родине, о литературе Терентия Семеновича Мальцева, зауральского хлебопашца, ученого, человека, прожившего большую жизнь. Терентий Семенович всю жизнь прожил в родном селе Мальцеве, но приезжая в Шадринск, всегда заходил в книжный магазин. Помню, как в магазине он любовно переворачивал страницы новых книг, а я издали наблюдала за ним. Мы слушали беседы о литературе шадринского писателя Виктора Ивановича Юровских, к нам, в институт, приезжал и другой зауральский писатель Виктор Потанин. Древнюю русскую литературу в институте нам преподавал Александр Михайлович Виноградов, поэт, в то время выпустивший не один сборник стихов. В те годы был пик поэзии, часто и в Шадринске проходили литературные вечера. На одном таком вечере присутствовали приглашенные поэты, я осмелилась и прочитала стихи Александра Михайловича, которые мне очень нравились:

                        Забыл, как в бессонные ночи

                        Собой, словно словом, владеть.

                        Мне только бы в ясные очи

                        Одной ненаглядной глядеть.

                        Забыл, как над лесом нарядна

                        Заката чеканная медь.

                        Мне только б одной ненаглядной

                        в глубокие очи глядеть.

                        Забыл, как зазывно и тонко

                        Колышется снежная сеть.

                        Одной ненаглядной бы только

                        В горячие очи глядеть…

                        Она в трех минутах от детства –

                        Играет заря на щеках.

Мне только б душой наглядеться –

Я вспомню потом о стихах  

                                                               («Романс»)

Позже Вячеслав Павлинович мне скажет: «Читать стихи – тоже великое искусство, этому надо учиться». Мы и учились.

Всех этих талантливых людей приглашал к нам в институт Вячеслав Павлинович, он дружил с ними и очень дорожил этой дружбой.

У Александра Михайловича Виноградова есть стихи, посвященные В.П.Тимофееву:

                        На контрастах тьмы и света,

                        Карауля перелет,

                        Вся охотничья планета

                        Птицу северную ждет.

                        И в предчувствии трофеев

                        В лодке, встав, удал, умен

                        Друг-товарищ Тимофеев-

                        Таволжанский гондольер.

                                                              («Рассвет на озере Таволжаны»)

У студентов литфака бывали этнографические экспедиции по деревням, селам, где мы записывали песни, обычаи, изучали местный говор. Такие экспедиции организовывал Вячеслав Павлинович. А как любовно он рассказывал о природе, учил нас узнавать каждое дерево, травинку, птицу нашего края. Тогда, я помню, с удивлением слушали мы его беседы не только о названиях деревень (топонимах), но и о травах, о лесе. Неужели и о них он все знает!

Как он обращался к своим друзьям. Был у него друг, инженер Борис Михайловский. Так он  его называл только Борюшка. Было чудно это слышать от взрослых людей. Я храню книги, подписанные Вячеславом Павлиновичем мне: «Верушка! Не жалей, что вместо того чтобы гулять бесцельно по улицам, ты сидишь за работой. Никакой труд не бывает напрасным». (Я летом занималась исследовательской работой по творчеству поэта А.А.Вознесенского). Кстати, своим детям Вячеслав Павлинович тоже привил любовь к литературе: сын Игорь преподает в Курганском педагогическом институте, дочь Ольга тоже закончила факультет русского языка и литературы и печатает статьи в журнале «Русский язык в школе».

Вячеслав Павлинович считал меня способной ученицей и хотел, чтобы я поступила в аспирантуру. Но после окончания института я стала работать в школе и работаю всю жизнь. Но до сих пор у меня не исчезло чувство вины перед учителем, что я не закончила работу – исследование рифм в поэзии А.Вознесенского – а Вячеслав Павлинович так верил в меня. Согревает то, что я как учитель состоялась. Спасибо, Вячеслав Павлинович.

На втором канале телевидения есть передача «Регионы». Я смотрю ее часто. Авторы ее сохраняют  национальное, наши обычаи, традиции, рассказывают о людях-подвижниках. С огромной радостью прошлый год посмотрела передачу о таком человеке, Вере Николаевне Бекетовой, преподавателе нашего института, которая всю жизнь занимается собиранием, сохранением русских обычаев, обрядов, частушек, всего того, что называется народным творчеством. Кроме предмета «Устное народное творчество» Вера Николаевна нас, студентов, учила выразительному чтению. Как она читала стихотворение А.Блока «Шаги командора»:

                        В час рассвета, холодно и странно,

                        В час рассвета – ночь мутна.

                        Дева света! Где ты, донна Анна?

                        Анна! Анна! – Тишина.

Вот эти строки, прочитанные на низком регистре: «Анна! Анна! Где ты, донна Анна!», меня тогда привели в изумление. Я никогда до этого не слышала, чтобы эти строки так читали. На одном выдохе, шепотом…

Вот такие педагоги были  у нас!

Учительская работа сродни актерской. На любом уроке присутствует момент перевоплощения. Зрителей в классе – всегда аншлаг. В выборе репертуара – никакого художественного совета (утвердят – не утвердят на роль), темы уроков: от мифов Древней Греции до моей любимой современной литературы.

Урок для меня – это театр актеров. Значит, получается, что моя мечта сбылась? Выходит – да.

Составляющие моей педагогической философии: интерес – творчество. Заденешь за живые струнки тонкой человеческой души – откроешь каждого ученика прежде всего для самого себя.

.

Первооснова всему – урок. Все начинается с него, все им завершается.

Формированию личности содействуют и такие нетрадиционные уроки, как уроки-сострадания, уроки-размышления, уроки памяти, уроки - диспуты, уроки-раздумья. Все они объединены одной главной мыслью, одной темой – постижению общечеловеческих ценностей, духовности, состраданию.

Какими будем мы, учителя литературы, таким и будет духовное состояние нашего общество, наших детей.

Долго не могла сесть за написание этой статьи. Мысль рассказать о самом близком человеке в моей жизни, о моем учителе, вынашивалась мною много времени. Статья учителя из Ленинграда о том, что работа в общеобразовательных школах, «не элитных» - участь неудачников, ускорила мою работу. Дело в том, что именно из таких непрестижных школ выходят самые нравственные ученики, те дети, которые, став взрослыми, добиваются своей цели, а затем воспитывают своих детей на примерах достойных. И еще. Даже на страницах «Учительской  газеты» не часто печатают статьи о преподавателях институтов, людях, которые учили нас стать мастерами своего дела.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Выступление на городском конкурсе "Учитель года" Публичная лекция на тему: «Профессия учителя в моем представлении»

Я хочу прочитать вам лекцию, основанную на моем эссе – «Моя педагогическая философия» и довести до массового слушателя значение профессии учителя.Уважаемые коллеги, единомышленники и оппоненты! В сего...

14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"

Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...

Вебинар "Профессия:Учитель" (на основе билингвального классного часа "Я и моя будущая профессия")

Содержание вебинара "Профессия: Учитель"подготовлено на основе материалов билингвального классного часа «Я и моя будущая профессия» и знакомит учащихся и их наставников с методич...

Социальный проект "Путь в профессию. Профессия-учитель!" 10 класс

Цель проекта представить профессию учителя как привлекательную, необходимую, хотя и трудную, будничную и одновременно таинственную, творческую....