Эссе "Размышления о профессии"
статья на тему
В течение 20 лет работаю социальным педагогом в общеобразовательной школе. За эти годы ни разу не усомнилась в выбранном пути и не разочаровалась в профессии. Работу свою люблю и детей тоже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strezh_o_s_kodinsk_esse.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
IX Всероссийский конкурс педагогических эссе «Размышления о профессии»
«Мои мысли о профессии»
Стреж Ольга Семеновна, социальный педагог
МКОУ «Кодинская средняя общеобразовательная школа №4» г. Кодинск
Кежемский район Красноярский край
Защита детей – моя высочайшая забота, мой профессиональный долг, мое призвание.
Ш.А. Амонашвили
ХХI век… Каким ему быть – во многом зависит от нас, учителей. Современную отечественную систему образования и воспитания, как и состояние современной российской педагогики, характеризуют как кризисную. Это состояние неотделимо от кризиса общества, когда из сферы политики и экономики кризис перешел в область культуры, образования и воспитания человека. Он заключается в том, что культура общественных отношений, базирующаяся на приоритете коллективных прав, постепенно сменяется культурой, свойственной демократическому обществу, основанной на признании личных прав и свобод. Общество в целом, различные социокультурные группы, и школа в частности, почти не имеют опыта взаимодействия на основе этих ценностей. Школа вынуждена решать непривычные для нее задачи: учителя, дети и родители должны почти одновременно и совместно знакомиться с ценностями демократического правового государства и общества, осознавать эти ценности и накапливать опыт взаимодействия на их основе. Российскому обществу предстоит обрести и накопить новый опыт взаимодействия в конфигурации «личность – общество – власть». Иными словами – обрести новую систему общественных ценностей. Оптимальным местом, где можно осваивать опыт взаимодействия, становится школа, если открывает возможности совместной деятельности детей и взрослых. Образование является неотъемлемой частью культуры. Современная российская культурно-историческая ситуация характеризуется прежде всего прерванной социальной функцией образования, которая заключается в том, что оно является средством социальной преемственности. Именно с помощью образования старшее поколение передает младшему опыт и знания, которые сохраняют целостность общества и позволяют ему развиваться дальше. С этой точки зрения, школа – один из активных и масштабных образовательных институтов. Джон Дьюи утверждает: «…Направляя деятельность юных, общество определяет собственное будущее. Со временем его будут определять именно те, кто сейчас молод, и характер будущего в значительной мере зависит от того, какое направление было придано занятиям детей в предшествующий период». Необходимо отметить, что не общество с помощью образования транслирует молодому поколению новые традиции, а школа может предложить опыт социального взаимодействия. Для этого приоритетными ориентирами в образовании личности становятся: способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений; толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы; правовая культура». В школе осуществляется постепенный переход силовой педагогики к педагогике, основанной на диалоге; от культуры, построенной на приоритете коллективных прав, к культуре, в основе которой лежат права и свободы личности. Решение социальных проблем вышло на государственный уровень. Назревшие проблемы общества требуют создание социально-педагогической службы по работе с детьми, семьей и молодежью по разным направлениям социальной защиты. В третьем тысячелетии особую актуальность приобретает социально-педагогическая работа с детьми и семьями. В образовательном учреждении специалистом по социально-педагогической работе с детьми и семьями является социальный педагог. Социальный педагог – это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь собственное мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному. Главное требование к социальному педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус. Социальный педагог в современных общественных условиях должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого. В течение 20 лет я работаю социальным педагогом в общеобразовательной школе. За эти годы ни разу не усомнилась в выбранном пути и не разочаровалась в профессии. Работу свою люблю, и детей, с которыми работаю – тоже. Я думаю, что иначе нельзя, только отдавая любовь детям, защищая их правдой, можно надеяться на положительный результат. В процессе своей работы постоянно взаимодействую с детьми в трудной жизненной ситуации. Это – дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети – жертвы насилия, дети с отклонениями в поведении, дети группы риска. Это дети из малообеспеченных семей, неблагополучных семей и семей в СОП. В общем – это дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Кому как не социальному педагогу, с его гуманистической профессиональной направленностью, понимать душевное состояние таких детей, их нестабильное положение и ощущение себя в этом мире, их неуверенность в завтрашнем дне, кому как не ему - оказывать всяческую помощь и поддержку этим детям, направлять их, быть их наставником. Кому как не ему, надо понимать окружающий мир, проявлять высокую гражданскую ответственность и активную гражданскую позицию, и уметь анализировать современную социально-экономическую и политическую ситуацию в стране. Именно социальному педагогу необходимо обладать научной эрудицией, осуществлять постоянный поиск новой информации, новых приемов и методов в работе. Работая в школе социальным педагогом, прихожу к мысли, что современный педагог, работающий с детьми из неблагополучных семей, семей СОП, детьми «группы риска», должен иметь качества своей души, соответствующие четырем «П» - понять, принять, поддержать и помочь. Ведь зачастую, социальный педагог первым узнает о социальной неустроенности ребенка, а классный руководитель бывает даже не в курсе проблем этого ребенка, или потому что подросток ему не доверяет, либо потому, что он не обладает необходимыми качествами души. А самое главное в работе педагога, я считаю, – это любовь к детям. Без любви к детям невозможно успешное взаимодействие в образовательном процессе. Также очень важно видеть в ребенке личность и учить детей верить в себя. А для того, чтобы ребёнок поверил в свои силы, педагог должен сам верить в него, в его способности, при этом отдавая учащемуся всю свою любовь и тепло своего сердца. Любовь учителя к детям должна быть без каких-либо условностей. Любить ребёнка, значит любить его независимо ни от чего. Независимо от внешнего вида, задатков и способностей, поведения, его плюсов и минусов. Социальный педагог обязательно должен обладать такими качествами как – доброжелательность, открытость, естественность, деликатность. Также социальный педагог должен обладать даром внушения и убеждения, и даже в некоторой степени - талантом дипломата. Еще очень важное качество, считаю, это умение проявлять эмпатию (слово «эмпатия» произошло от греческого «pathos» — сильное и глубокое чувство, близкое к страданию, с префиксом «ет», означающим направление внутрь). Без этого качества, я считаю, педагогу сложно понимать внутреннее состояние другого человека, его душевные переживания. В то же время, социальный педагог должен уметь принимать правильные решения в конкретных ситуациях, должен уметь требовать от других специалистов системы профилактики мер по защите прав ребенка и его семьи. Он должен быть профессионалом, должен иметь свою точку зрения и уметь отстаивать свою позицию. Моими настольными книгами являются произведения Януша Корчака, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили. Работы этих педагогов я всегда рекомендую читать родителям наших учащихся. Очевидно, что забота о подрастающем поколении – это одна из основных задач государства. Очень важно не упустить, не оставить ребенка наедине со своими проблемами. Ведь вовремя оказанная педагогом помощь способствует возврату ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, в русло нормальной полноценной жизни, при этом определяющими являются материальное благополучие, духовное развитие и нравственное здоровье подрастающего поколения. Работа педагога с израненной душой ребенка – особая. Она требует профессионального подхода, а также - максимум осторожности, тактичности, уважения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир профессий. Выбор профессии.
Открытый урок для 11 класса....
презентация:"Выбор профессии" 8 класс для урока:"Профессии"
презентация для урока:"Профессии"...
Занятие на тему "Все профессии важны, все профессии нужны"
Познакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий....
Калейдоскоп профессий "Что такое профессия ? Какие бывают профессии?"
Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...
Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...
Игра - путешествие по профессиям «Все профессии важны, все профессии нужны!»
В игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий; определение уровня знаний воспитанников о профессиях;дать представление об огромном и много...