Конспект урока по ОРКСЭ "Христианская семья"
план-конспект урока на тему
Конспект урока по ОРКСЭ "Христианская семья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kospekt_uroka_orkse_hristianskaya_semya.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Тема урока 27: «Христианская семья»
Учитель ОРКСЭ МОБУ СОШ №82 Гречушкина Елена Евгеньев
Тема урока: « Христианская семья –
исток нравственных отношений»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
о семье, как важнейшей нравственной ценности.
Слайд 2
Цели:
Образовательная:
- Познакомить с основными ценностями и традициями христианской семьи. .Познакомить с понятиями «венчание», «обручальное кольцо»; представить образ семьи, как великую духовную ценность.
– Дать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье;
– Сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению;
Развивающие:
- Обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых категорий, развитие речевых и социально – коммуникативных навыков.
- Обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в парах, строить отношения с товарищами по классу
- Уважать мнение своих одноклассников, воспитывать умение преодолевать конфликты.
Оборудование: проектор мультимедиа
Ход урока
Слайд 3
1. Вступление.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
Слайд 4
У: Ребята, вы правильно отгадали загадки. И наш сегодняшний урок посвящен Семье, значении семьи в жизни человека.
Продолжите фразу
-Семья – это…..
-Счастливая семья – это…..
Слайд 5
«Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе»
Словарь Д.Н. Ушакова
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
У: Как вы понимаете последнюю строку стихотворения. Почему автор пишет, что жить одному и быть при этом счастливым невозможно?
Ответы детей.
Слайд 6
Беседа учителя и учеников.
-Как вы думаете, с какого времени люди начали жить семьями?
-Что такое христианская семья? Отличается такая семья от той, в которой живете вы?
-А для чего вам нужна семья?
-Можно ли ваш класс назвать семьей?
Слайд 7
Демонстрация фрагмента из мультфильма «Сказка о царе Салтане»: диалог Гвидона с царевной Лебедь.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?...
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу».
… «Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь
Да за пояс не заткнёшь.
Услужу тебе советом-
Слушай обо всём об этом
Пораздумай ты путём,
Не раскаяться б потом».
- Из какого произведения этот отрывок?
-Как вы думаете, почему Лебедь дала князю такой ответ? Можно ли назвать её совет мудрым?
- Какой вывод можно сделать?
Ответы детей.
Вывод: Чтобы создать семью, молодые люди, должны хорошо подумать о будущей совместной жизни, чтобы потом не раскаяться.
Слайд 8
Учитель: вступление в брак в православной культуре называется «венчание».
Уверуй: Таинство Венчанья -
Не мода… Смысл его глубок.
Пред Богом клятва, обещанье,
На веки вечные зарок –
Любить и верить бесконечно,
В беде и в радости – вдвоём.
…Невеста в платье
подвенечном –
Как Ангел рядом с женихом.
В глазах – волнение
и счастье.
Оно одно, но на двоих.
…Убереги их от ненастья –
Молю Тебя, Господь,
о них!
Обряд венчания проходит в церкви, где двое любящих сердец соединяются перед богом. Существуют определенные правила венчания, этот обряд не проводят в определенные праздники и посты. Время для проведения венчания должно быть выбрано дневное, ни в коем случае не вечером. Перед венчанием в церкви молодые проходят обряд причащения и исповедь, и только затем проводится венчание. Сама процедура состоит из двух частей: обручение и венчание.
Слайд 9
Обручальное кольцо – знак вечности и неразрывности брачного союза. Кольцо, как и венец, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе.
В руках молодые держат венчальные свечи – символ любви, которую отныне они должны питать друг к другу и которая должна быть чиста и незапятнана.
У молодых с собой должны быть 2 иконы, которые останутся с ними на всю жизнь.
Слайд 10
Во время венчания на головы жениху и невесте возлагают венцы – знак того, что «князь» и «княгиня» - самые почитаемые и знатные люди в округе. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец.
- Как вы думаете, почему венец ещё и мученический?
По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.
-Как вы считаете, достаточно ли только повенчаться, чтобы у вступающих в брак образовалась семья?
Ответы детей
Слайд 11
Святые Пётр и Феврония
- В Русской Православной Церкви есть святые, которые помогали и покровительствовали любящим сердцам. Для наших предков примером большой, настоящей любви, образцом супружества являлись святые Пётр и Феврония.
« В 13 веке жил в Муроме князь по имени Пётр и завладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что в земле Рязанской живёт девица, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне девице лечить его». Князь обещал жениться на ней после выздоровления. Но бояре были недовольны и потребовали, чтобы он отказался от своей жены или от княжения. Тогда князь и Феврония покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в борьбе за власть.
Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония возвратились, и в любви и согласии дожили до глубокой старости. Через 300 лет после смерти они были причислены к лику святых. Их считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых.
Это пример настоящей христианской семьи. 8 июля православные верующие чтят память этих святых. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии. Просят о счастье, любви, благополучии.
Слайд 12
-Каждая христианская семья должна жить по Божьим заповедям.
( Вспомним 10 заповедей)
- Как вы думаете, какая самая важная заповедь семьи ?
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12).
Почему если будешь почитать (уважать, любить, заботиться) о своих родителей, то продлятся дни твои на земле (жить будешь долго)?
Ответы детей.
Слайд 13
У:Хочу рассказать вам притчу.
Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску.
Теперь он должен был есть из неё.
Как-то раз, когда родители сидели за столом , в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.
- Что ты хочешь сделать? - спросил отец.
-Деревянную кормушку, - ответил малыш. - Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.
У:О чём поведала вам притча? Какой вывод вы сделали?
Ответы детей.
Родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая старость наших родителей – это залог и вашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.
Слайд 14
Вывод:
Главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Почитайте (любите и уважайте) своих родителей: в детстве – слушайтесь, в молодости – советуйтесь с ними, в зрелом возрасте – заботьтесь о них.
Бывает, что по одному человеку судят о всей семье. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.
Слайд 15
У:- Я предлагаю Вам продолжить одну интересную сказку и от того, какое окончание будет в Вашей сказке, я пойму – удалась ли нам наша сегодняшняя встреча, смогли ли Вы из всего выше сказанного извлечь, каждый для себя, урок, и не будет ли для Вас проведённое здесь время потерянным.
В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка - были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот...
Идёт обсуждение полученных ответов
Слайд 16
У:- А теперь представьте, что вы выросли, создали семьи и у вас появились детки. Как вы будете воспитывать их?
(Убеждение, назидание, ласка, личный пример, приказание, наказание, внимание, забота, терпение, равнодушие)
Ответы детей
Слайд 17
Вывод: Ещё одна семейная ценность – дети. Ребёнок – не просто копия своих родителей, а имеющая право на собственное мнение личность. Именно ему придётся выбирать свой цвет, свою дорогу. И совсем не важно, какого цвета будет ребёнок, важнее всего то, какие качества характера, ценностные ориентиры он получит от родителей.
Упражнение «Ассоциация»
У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
• Если ваша семья — это постройка, то какая…
• Если ваша семья — это цвет, то какой…
• Если ваша семья — это музыка, то какая …
• Если ваша семья — это геометрическая фигура, то какая…
• Если ваша семья — это настроение, то какое…
• Если ваша семья — это дерево, то какое…
Обсуждение возникших ассоциаций.
Слайд 18
Рефлексия (тихая музыка)
Закройте глаза и представьте свою семью вместе. Вы и ваши родные стоят в кругу, улыбаются друг другу и крепко держатся за руки. Светит яркое солнышко. На душе радостно и светло. Великая сила и чувство безопасности и защищенности охватывает вас. Невидимые нити любви протянуты от вашего сердца к сердцам ваших родных. И что бы не происходило в вашей жизни, знайте, ваша семья это та основа которая всегда будет питать любовью и поддержкой ваше сердце. Храни вас Бог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Отношения в семье"
Современное обучение подразумевает решение проблем, интересных ученикам и значимых для них. Отношения в семье относятся к числу таковых. Использование инсценировки позволяет на при...
Конспект урока на тему "Семья" для 5-6 классов
Цель занятия: - Способствовать формированию положительного восприятия семьи; - Развивать желание строить семейные отношения на основе понимания, сопереживания, помощи родным...
план-конспект урока по теме Семья" по УМК "Английский в фокусе"
Карточки к урокуПлан-конспект урока практикума и презентация к уроку...
Конспект урока по теме "Семья"
Цель данного урока - подготовка к монологическому высказыванию...
Конспект урока по теме "Семья - ячейка общества"
Урок обществознания в 6 классе по теме "Семья - ячейка общества"...
Конспект урока по теме "Семья" в 6 классе к УМК "Английский с удовольствием"
Конспект урока содержит раздаточный материал. лексические задания.подробный ход урока...
Конспект урока по теме "Семья" 6 класс
конспект урока по теме "Семья" к УМК М.З.Биболетовой 5-6 класс...