Обучающая игра-драматизация Маленькие рассказы Толстого
материал (6 класс) на тему

Ганзенко Людмила Тимофеевна

Внеклассное мероприятие на тему:  «Маленькие рассказы Льва Толстого».  Обучающая  игра – драматизация

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Внеклассное мероприятие на тему:

                   «Маленькие рассказы Льва Толстого»

                     Обучающая  игра – драматизация

Методическая основа занятия:

  1. Занятие продиктовано концепцией духовно-нравственного воспитания в современной школе

(…Сегодня необходимо сосредоточиться на том, что ценностные основания бытия человека отрабатывались веками и всегда были значимы и первостепенны в обществе. Они выражались в разные периоды жизнедеятельности человечества в постулатах религиозных учений, заповедях христианства, моральных исканиях мыслителей, традициях народов, провозглашались в различных социальных кодексах поведения людей.
 … Чтобы школа сегодня как социальный организм могла стать для ребёнка воспитательной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные установки, требуются специальные  педагогические усилия во имя пробуждения в растущей душе ребёнка нравственных усилий стать человеком, быть готовым к нравственному выбору во имя жизни, человека, прогресса, культуры!
…Взаимосвязь и взаимодействие знания – чувства – поведение..  Сущностное значение здесь имеет эмоциональное «проживание» учащимися нравственных знаний как эмоциональный фактор личностного развития школьников, стимулирующий их включение в опыт поведения. Психологами доказано, что гуманизация воспитания невозможна без эмоциональной составляющей как важнейшего психолого-педагогического параметра личностного становления школьников.
…Диалог, диалогическое взаимодействие педагогов и учащихся как основной принцип всей воспитательной политики школы. Он выступает побудительной основой самоопределения школьников, источником нравственного осмысления жизни человека в обществе, самоосмысления. …Диалог вводит ребёнка в богатую палитру норм человеческого общения, способствующих взаимодействию, взаимопониманию и взаимоуважению. Различные формы практического включения детей в упражнения, игру, творчество, эксперимент, деятельность приобщают растущего человека к нормам воспитанности. …Форма диалога – эффективный инструмент выработки у школьников самостоятельного, не догматичного мышления.        
...На каких же основных педагогических принципах необходимо осуществлять данную направленность нравственного воспитания?
- действовать в нравственном направлении, взывая к лучшим потребностям человека;
- определять и пояснять основные начала, без которых люди не могли бы жить обществом;
- взывать к высшему: любви, мужеству, братству, самоуважению, к жизни, согласной с идеалом;
- не допускать мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других.)

  1. Содержательная составляющая занятия определена нравственными постулатами Льва Николаевича Толстого, отражёнными в его рассказах для детей.
  2. Основным направлением  духовно-нравственного воспитания учащихся в данном случае представляется познание себя в мире через художественные образы.
  3. Вид деятельности учащихся – продуктивно-творческий.

Цели и задачи:

  1. создание условий для активизации ранее полученных знаний  и выученных лексико-грамматических структур в речи учащихся;
  2. развитие умения давать оценку прочитанному, увиденному;
  3. развитие творческой деятельности, памяти, языкового воображения;
  4. способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся, опираясь на драматизацию литературных произведений;
  5. воспитание готовности к сотрудничеству при выполнении конкретной      

          задачи.

Место и время проведения:

  1. 24  сентября  2009 г., 17. 00.  Рекреация школы, 4-й этаж.

Участники:

  1. актёры, участники диалога -  учащиеся  5 «Б», 6 «А», 8 «А»,                          8 «Б», 8 «В»  классов;
  2. зрители, участники диалога -  учащиеся  7 «А», 7 «Г»,  9 «Б», 9 «В»,    10 «А», 11 «А»,  11 «Б» классов.

   Ответственная за проведение:

  1. учитель русского языка и литературы, воспитатель  8 «Б» класса   Ганзенко Л.Т. (сценарий, ведущая, оформление, подготовка сценок,  костюмы);

Ассистенты:

  1. воспитатель  5 «Б» класса Аветисян О.Л. (подготовка сценок, костюмы, оформление);
  2.  воспитатели 6 «А», 8 «В» классов Костенко О.В., Несмеянова А.А.      

     (подготовка сценок, оформление).

 Организация воспитательного пространства:

  1. предварительное (за неделю до мероприятия) проведение воспитателями часов внеклассного чтения рассказов  Л. Толстого;
  2. оформление стенда, посвящённого прочитанным рассказам;
  3. в день мероприятия рядом со стендом вывешивается изображение крестьянской избы (выполнено учащимися 8 «В» кл.);  рядом  с изображением сооружается  подобие дерева из ткани и веток; под стендом устанавливается стол с различной утварью;  на стене висят сухие цветы, трава, рушник; на полу домотканая дорожка; рядом со столом – скамья.  Это пространство для учащихся-актёров;
  4. скамьи для зрителей устанавливаются прямоугольником, образуя почти замкнутое пространство вокруг «сцены»  и создавая психологически комфортную, привычную схему, используемую неслышащими  для неформального общения.

            Сценарий мероприятия:

Ведущая: Здравствуйте,  ребята! Сегодня мы с вами поговорим об одном из аспектов (части) творчества Льва Николаевича Толстого, о его маленьких рассказах для детей. Вы, конечно, знаете, кто такой Лев Николаевич Толстой?

Дети отвечают, что это русский писатель 19-го века.

Ведущая: Показывает портрет Толстого на стенде и задаёт следующий вопрос. Какие произведения написал Толстой?

Звучат ответы: «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Пожарные собаки», «Девочка и грибы», «Булька», «Котёнок»,  «Два товарища», «Кавказский пленник»,  «После бала», «Война и мир».

Ведущая: А теперь из того, что вы назвали, выбирем только рассказы для детей. А ещё посмотрим на наш стенд, он нам поможет вспомнить не названные рассказы.

Идёт коллективная работа, ребята вычленяют из вышеперечисленного только рассказы для детей и вместе с ведущей прочитывают названия рассказов со стенда. Добавляются рассказы «Отец и сыновья», «Лгун», «Как мужик гусей делил», «Грабли», «Дыня».

Ведущая: Вы читали все эти рассказы или на уроках литературы, или со своими воспитателями. Мы с вами сегодня возвращаемся к этим рассказам, чтобы ответить на два вопроса. Первый вопрос:   Зачем Толстой писал такие  рассказы?                       Лев Николаевич считал своим долгом, очень важным в своей жизни учить, воспитывать детей. В своём имении Ясная Поляна, где он жил, Толстой открыл школу для крестьянских детей, написал азбуку с рассказами о разных поступках детей и о хороших, и о плохих.  Второй вопрос: Что было важно для писателя в этих рассказах?  Ему было важно, чтобы читатели, дети, задумались, почему так или иначе сделал человек, что им руководило, какие у него качества характера, нужно ли воспитывать в себе такие качества.

Сейчас мы с вами посмотрим сценки по нескольким рассказам и подумаем, о каких поступках,  о каких качествах характера героев рассказывает Толстой, а главное, чему он хотел научить детей. Итак, смотрим сценки и думаем:    

Какие качества характера  у героев?  (карточка)

Чему учит нас Толстой?  (карточка)                                                                                           Первую сценку показывает  5 «Б» класс. «Дыня».

После сценки идёт фронтальное обсуждение, ребята отвечают на вопросы ведущей (карточки), совместно делают  вывод: Будь добрым, внимательным. Нельзя жадничать. 

 Ведущая: Вторую сценку показывают учащиеся 8 «В» класса.  «Грабли». Просмотрев, обсуждают, отвечают на вопросы. Вывод:  Чем больше человек учится, тем он умнее, а умный  всегда думает о своих близких, родных, приходит им на помощь. Нельзя зазнаваться.

Ведущая:  И вновь 5 «Б» класс. «Отец и сыновья».

Обсуждение. Ответы на вопросы. Вывод: Нельзя ссориться. В одиночестве люди слабы. Вместе многое  можно сделать  

Ведущая:  Будем смотреть сценку  6 «А» класса. «Котёнок».

В результате просмотра и обсуждения делается вывод: Будь смелым. Защищай слабых.

Ведущая: Смотрим сценку  8 «А» класса по рассказу  Толстого «Два товарища».

Работаем над содержанием увиденного, определяем черты характера героев, делаем вывод о том, что Толстой  учил   не оставлять товарищей в беде. 

Ведущая:  И последняя сценка, которую мы увидим, это сценка по рассказу Толстого  «Как мужик гусей делил».  Выступают ребята 8 «Б» класса.  

После просмотра ведётся диалог с ребятами, и вывод звучит так: Главное не богатство, а ум, смекалка. Учись, наблюдай, запоминай.  

Ведущая:  Мы охарактеризовали героев, ответили на вопрос, чему хотел научить нас Лев Толстой.  Чему же?  Хорошие качества характера какие? Доброта, забота о родных и друзьях, согласие и миролюбие, смелость, защита слабых, умение быть верным другом, помогать в беде, быть умным.  Какие плохие качества? Жадность, равнодушие, зазнайство, вражда, трусость, предательство, зависть, глупость. Всё это душевные качества людей. Имея хорошие качества, человек поступает хорошо. И это хорошо для окружающих. Человек с плохими душевными качествами поступает плохо. И от этого окружающие его люди страдают.  Душевные качества, правила поведения, необходимые человеку в обществе можно назвать одним словом – нравственность.  Прочитаем и запомним, что такое «нравственность»  (карточка).

Человека, совершающего  хорошие дела, поступки, можно назвать нравственным. Человека, совершающего плохие дела, поступки, называют безнравственным.

Лев Толстой писал свои маленькие рассказы, чтобы воспитывать человека нравственного, с высокими душевными качествами. Сегодня он учил, воспитывал всех нас.

А умный мужик и справедливый барин решили отдать жареную дичь участникам сценок.  Кур гриль получают учащиеся 5 «Б», 6 «А», 8 «А»,                          8 «Б», 8 «В»  классов.  Всего вам доброго!

Речевой материал, используемый ведущей по ходу проведения  мероприятия (после каждой сценки; обобщения, выводы)

Какие    

          качества характера  у героев?  

Чему учит нас Толстой?              

Будь добрым, внимательным. Нельзя жадничать. 

 Чем больше человек учится, тем он умнее, а умный  всегда думает о своих близких, родных, приходит им на помощь. Нельзя зазнаваться.

Нельзя ссориться. В одиночестве люди слабы. Вместе многое  можно сделать  

Будь смелым. Защищай слабых.

Не оставляй товарищей в беде. 

Главное не богатство, а ум, смекалка. Учись, наблюдай, запоминай.  

Нравственность   -  

 

душевные качества, правила поведения, необходимые человеку в обществе.

                       

нравственный

                (человек, поступок)

безнравственный

                 (человек, поступок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие-игра. Драматизация сказки "Репка" Тема: «Слоговой анализ и синтез»

Вашему вниманию представляется театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у школьников с нарушениями речи. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании в...

Игра-драматизация "Репка на новый лад"

Введите в мир театра малыша, И он узнает как сказка хороша, Проникнется и мудростью и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой. ...

Игра-драматизация "Репка на новый лад"

Введите в мир театра малыша, И он узнает как сказка хороша, Проникнется и мудростью и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой. ...

Игра-драматизация "Репка на новый лад"

Введите в мир театра малыша, И он узнает как сказка хороша, Проникнется и мудростью и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой. ...

Игра – драматизация сказки «Репка».

p { margin-bottom: 0.21cm; } На этом занятии используется прием драмапедагогики. В начале занятия выполняются мимические упражнения и упражнения для развития голоса, которые способствуют развитию...

игра- драматизация "теремок"

Цель: учить детей играть в коллективе, чётко выполняя действия.Задачи:-развивать наблюдательность и умение подражать движениями зверей;-работать над совершенствованием фразовой речи:а)строить ра...

Игра - драматизация в группе компенсирующей направленности старшего возраста

Игры - драматизации являются неотъемлемой частью работы по развитию речи с детьми, имеющими речевые нарушения. Данный материал пригодится ,как педагогам коррекционных групп,так и общеразвивающих....