Обучающая игра-драматизация Маленькие рассказы Толстого
материал (6 класс) на тему
Внеклассное мероприятие на тему: «Маленькие рассказы Льва Толстого». Обучающая игра – драматизация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchayushchaya_igra-dramatizaciya_malenkie_rasskazy_tolstogo.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие на тему:
«Маленькие рассказы Льва Толстого»
Обучающая игра – драматизация
Методическая основа занятия:
- Занятие продиктовано концепцией духовно-нравственного воспитания в современной школе
(…Сегодня необходимо сосредоточиться на том, что ценностные основания бытия человека отрабатывались веками и всегда были значимы и первостепенны в обществе. Они выражались в разные периоды жизнедеятельности человечества в постулатах религиозных учений, заповедях христианства, моральных исканиях мыслителей, традициях народов, провозглашались в различных социальных кодексах поведения людей.
… Чтобы школа сегодня как социальный организм могла стать для ребёнка воспитательной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные установки, требуются специальные педагогические усилия во имя пробуждения в растущей душе ребёнка нравственных усилий стать человеком, быть готовым к нравственному выбору во имя жизни, человека, прогресса, культуры!
…Взаимосвязь и взаимодействие знания – чувства – поведение.. Сущностное значение здесь имеет эмоциональное «проживание» учащимися нравственных знаний как эмоциональный фактор личностного развития школьников, стимулирующий их включение в опыт поведения. Психологами доказано, что гуманизация воспитания невозможна без эмоциональной составляющей как важнейшего психолого-педагогического параметра личностного становления школьников.
…Диалог, диалогическое взаимодействие педагогов и учащихся как основной принцип всей воспитательной политики школы. Он выступает побудительной основой самоопределения школьников, источником нравственного осмысления жизни человека в обществе, самоосмысления. …Диалог вводит ребёнка в богатую палитру норм человеческого общения, способствующих взаимодействию, взаимопониманию и взаимоуважению. Различные формы практического включения детей в упражнения, игру, творчество, эксперимент, деятельность приобщают растущего человека к нормам воспитанности. …Форма диалога – эффективный инструмент выработки у школьников самостоятельного, не догматичного мышления. ...На каких же основных педагогических принципах необходимо осуществлять данную направленность нравственного воспитания?
- действовать в нравственном направлении, взывая к лучшим потребностям человека;
- определять и пояснять основные начала, без которых люди не могли бы жить обществом;
- взывать к высшему: любви, мужеству, братству, самоуважению, к жизни, согласной с идеалом;
- не допускать мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других.)
- Содержательная составляющая занятия определена нравственными постулатами Льва Николаевича Толстого, отражёнными в его рассказах для детей.
- Основным направлением духовно-нравственного воспитания учащихся в данном случае представляется познание себя в мире через художественные образы.
- Вид деятельности учащихся – продуктивно-творческий.
Цели и задачи:
- создание условий для активизации ранее полученных знаний и выученных лексико-грамматических структур в речи учащихся;
- развитие умения давать оценку прочитанному, увиденному;
- развитие творческой деятельности, памяти, языкового воображения;
- способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся, опираясь на драматизацию литературных произведений;
- воспитание готовности к сотрудничеству при выполнении конкретной
задачи.
Место и время проведения:
- 24 сентября 2009 г., 17. 00. Рекреация школы, 4-й этаж.
Участники:
- актёры, участники диалога - учащиеся 5 «Б», 6 «А», 8 «А», 8 «Б», 8 «В» классов;
- зрители, участники диалога - учащиеся 7 «А», 7 «Г», 9 «Б», 9 «В», 10 «А», 11 «А», 11 «Б» классов.
Ответственная за проведение:
- учитель русского языка и литературы, воспитатель 8 «Б» класса Ганзенко Л.Т. (сценарий, ведущая, оформление, подготовка сценок, костюмы);
Ассистенты:
- воспитатель 5 «Б» класса Аветисян О.Л. (подготовка сценок, костюмы, оформление);
- воспитатели 6 «А», 8 «В» классов Костенко О.В., Несмеянова А.А.
(подготовка сценок, оформление).
Организация воспитательного пространства:
- предварительное (за неделю до мероприятия) проведение воспитателями часов внеклассного чтения рассказов Л. Толстого;
- оформление стенда, посвящённого прочитанным рассказам;
- в день мероприятия рядом со стендом вывешивается изображение крестьянской избы (выполнено учащимися 8 «В» кл.); рядом с изображением сооружается подобие дерева из ткани и веток; под стендом устанавливается стол с различной утварью; на стене висят сухие цветы, трава, рушник; на полу домотканая дорожка; рядом со столом – скамья. Это пространство для учащихся-актёров;
- скамьи для зрителей устанавливаются прямоугольником, образуя почти замкнутое пространство вокруг «сцены» и создавая психологически комфортную, привычную схему, используемую неслышащими для неформального общения.
Сценарий мероприятия:
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об одном из аспектов (части) творчества Льва Николаевича Толстого, о его маленьких рассказах для детей. Вы, конечно, знаете, кто такой Лев Николаевич Толстой?
Дети отвечают, что это русский писатель 19-го века.
Ведущая: Показывает портрет Толстого на стенде и задаёт следующий вопрос. Какие произведения написал Толстой?
Звучат ответы: «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Пожарные собаки», «Девочка и грибы», «Булька», «Котёнок», «Два товарища», «Кавказский пленник», «После бала», «Война и мир».
Ведущая: А теперь из того, что вы назвали, выбирем только рассказы для детей. А ещё посмотрим на наш стенд, он нам поможет вспомнить не названные рассказы.
Идёт коллективная работа, ребята вычленяют из вышеперечисленного только рассказы для детей и вместе с ведущей прочитывают названия рассказов со стенда. Добавляются рассказы «Отец и сыновья», «Лгун», «Как мужик гусей делил», «Грабли», «Дыня».
Ведущая: Вы читали все эти рассказы или на уроках литературы, или со своими воспитателями. Мы с вами сегодня возвращаемся к этим рассказам, чтобы ответить на два вопроса. Первый вопрос: Зачем Толстой писал такие рассказы? Лев Николаевич считал своим долгом, очень важным в своей жизни учить, воспитывать детей. В своём имении Ясная Поляна, где он жил, Толстой открыл школу для крестьянских детей, написал азбуку с рассказами о разных поступках детей и о хороших, и о плохих. Второй вопрос: Что было важно для писателя в этих рассказах? Ему было важно, чтобы читатели, дети, задумались, почему так или иначе сделал человек, что им руководило, какие у него качества характера, нужно ли воспитывать в себе такие качества.
Сейчас мы с вами посмотрим сценки по нескольким рассказам и подумаем, о каких поступках, о каких качествах характера героев рассказывает Толстой, а главное, чему он хотел научить детей. Итак, смотрим сценки и думаем:
Какие качества характера у героев? (карточка)
Чему учит нас Толстой? (карточка) Первую сценку показывает 5 «Б» класс. «Дыня».
После сценки идёт фронтальное обсуждение, ребята отвечают на вопросы ведущей (карточки), совместно делают вывод: Будь добрым, внимательным. Нельзя жадничать.
Ведущая: Вторую сценку показывают учащиеся 8 «В» класса. «Грабли». Просмотрев, обсуждают, отвечают на вопросы. Вывод: Чем больше человек учится, тем он умнее, а умный всегда думает о своих близких, родных, приходит им на помощь. Нельзя зазнаваться.
Ведущая: И вновь 5 «Б» класс. «Отец и сыновья».
Обсуждение. Ответы на вопросы. Вывод: Нельзя ссориться. В одиночестве люди слабы. Вместе многое можно сделать
Ведущая: Будем смотреть сценку 6 «А» класса. «Котёнок».
В результате просмотра и обсуждения делается вывод: Будь смелым. Защищай слабых.
Ведущая: Смотрим сценку 8 «А» класса по рассказу Толстого «Два товарища».
Работаем над содержанием увиденного, определяем черты характера героев, делаем вывод о том, что Толстой учил не оставлять товарищей в беде.
Ведущая: И последняя сценка, которую мы увидим, это сценка по рассказу Толстого «Как мужик гусей делил». Выступают ребята 8 «Б» класса.
После просмотра ведётся диалог с ребятами, и вывод звучит так: Главное не богатство, а ум, смекалка. Учись, наблюдай, запоминай.
Ведущая: Мы охарактеризовали героев, ответили на вопрос, чему хотел научить нас Лев Толстой. Чему же? Хорошие качества характера какие? Доброта, забота о родных и друзьях, согласие и миролюбие, смелость, защита слабых, умение быть верным другом, помогать в беде, быть умным. Какие плохие качества? Жадность, равнодушие, зазнайство, вражда, трусость, предательство, зависть, глупость. Всё это душевные качества людей. Имея хорошие качества, человек поступает хорошо. И это хорошо для окружающих. Человек с плохими душевными качествами поступает плохо. И от этого окружающие его люди страдают. Душевные качества, правила поведения, необходимые человеку в обществе можно назвать одним словом – нравственность. Прочитаем и запомним, что такое «нравственность» (карточка).
Человека, совершающего хорошие дела, поступки, можно назвать нравственным. Человека, совершающего плохие дела, поступки, называют безнравственным.
Лев Толстой писал свои маленькие рассказы, чтобы воспитывать человека нравственного, с высокими душевными качествами. Сегодня он учил, воспитывал всех нас.
А умный мужик и справедливый барин решили отдать жареную дичь участникам сценок. Кур гриль получают учащиеся 5 «Б», 6 «А», 8 «А», 8 «Б», 8 «В» классов. Всего вам доброго!
Речевой материал, используемый ведущей по ходу проведения мероприятия (после каждой сценки; обобщения, выводы)
Какие
качества характера у героев?
Чему учит нас Толстой?
Будь добрым, внимательным. Нельзя жадничать.
Чем больше человек учится, тем он умнее, а умный всегда думает о своих близких, родных, приходит им на помощь. Нельзя зазнаваться.
Нельзя ссориться. В одиночестве люди слабы. Вместе многое можно сделать
Будь смелым. Защищай слабых.
Не оставляй товарищей в беде.
Главное не богатство, а ум, смекалка. Учись, наблюдай, запоминай.
Нравственность -
душевные качества, правила поведения, необходимые человеку в обществе.
нравственный
(человек, поступок)
безнравственный
(человек, поступок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие-игра. Драматизация сказки "Репка" Тема: «Слоговой анализ и синтез»
Вашему вниманию представляется театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у школьников с нарушениями речи. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании в...
Игра-драматизация "Репка на новый лад"
Введите в мир театра малыша, И он узнает как сказка хороша, Проникнется и мудростью и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой. ...
Игра-драматизация "Репка на новый лад"
Введите в мир театра малыша, И он узнает как сказка хороша, Проникнется и мудростью и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой. ...
Игра-драматизация "Репка на новый лад"
Введите в мир театра малыша, И он узнает как сказка хороша, Проникнется и мудростью и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой. ...
Игра – драматизация сказки «Репка».
p { margin-bottom: 0.21cm; } На этом занятии используется прием драмапедагогики. В начале занятия выполняются мимические упражнения и упражнения для развития голоса, которые способствуют развитию...
игра- драматизация "теремок"
Цель: учить детей играть в коллективе, чётко выполняя действия.Задачи:-развивать наблюдательность и умение подражать движениями зверей;-работать над совершенствованием фразовой речи:а)строить ра...
Игра - драматизация в группе компенсирующей направленности старшего возраста
Игры - драматизации являются неотъемлемой частью работы по развитию речи с детьми, имеющими речевые нарушения. Данный материал пригодится ,как педагогам коррекционных групп,так и общеразвивающих....