Слово для защиты Учителя русского языка и литературы МКОУ Киргинцевской СОШ Маер Ирины Александровны
материал по теме
Слово для защиты на повышение категории
Учителя русского языка и литературы
МКОУ Киргинцевской СОШ
Маер Ирины Александровны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz._zashchita.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Слово для защиты
Учителя русского языка и литературы
МКОУ Киргинцевской СОШ
Маер Ирины Александровны
В своей работе я ставлю цель: помогать детям свободно владеть родным русским литературным языком, так как он – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой деятельности.
Исходя из данной цели, определяю задачи:
- дать учащимся знания о родном языке и формировать у них речевые и языковые умения, лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенцию;
- формировать орфографические и пунктуационные знания, умения, навыки, обогащать словарный запас и речевой строй учащихся;
- обучать школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- воспитывать учащихся средствами языка и литературы; развивать их логическое мышление; обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку и литературе; формировать общеучебные умения: работать с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения.
Ведущими принципами своей работы я считаю традиционные: обучающий, воспитывающий и развивающий, так как они помогают достичь высокого качества учебно-воспитательного процесса. Под процессом высокого качества я понимаю хороший процент успеваемости по предметам, а также успешное участие детей в олимпиадах, конкурсах, конференциях и так далее.
Для достижения поставленных мною целей и задач я применяю в своей работе различные методы, приемы и технологии.
Наиболее интересным, на мой взгляд, является исследовательский метод, так как этот метод способствует разностороннему развитию ребенка. Но исследование в чистом виде требует много времени, которого, к сожалению, не хватает на уроке. Поэтому с группой ребят мы проводим во внеурочное время занятия, целью которых является проведение исследовательских работ по русскому языку и литературе. Кроме этого, все учащиеся старших классов готовят доклады и рефераты, причем в последнее время с большим интересом благодаря появлению в школе Интернета. Всегда строго слежу, чтобы работы были самостоятельными творениями учеников, а не «скаченными» из сети.
На уроках стараюсь внедрять элементы исследовательского метода уже в средних классах. Этого достигаю с помощью частично-поискового метода.
На уроках стараюсь применять компьютерные технологии как можно чаще. Это в первую очередь занятия по подготовки к ЕГЭ. На уроках развития речи через систему мультимедиа проецирую репродукции картин, портреты писателей. Часто подборку материала из Интернета учащиеся делают вместе со мной.
Из традиционных технологий применяю работу с различными видами карточек, раздаточными материалами, таблицами, схемами и так далее.
Для контроля знаний, умений, навыков использую разные виды диктантов, срезы, творческие работы и, конечно, тесты. Уже в средних классах предлагаю учащимся тестовые задания, подобные части А ЕГЭ по русскому языку, соответственно возрасту.
Кроме урочной деятельности проводится и внеклассная работа. Как говорилось ранее, проводятся исследовательские работы, с которыми мы принимаем участие в ежегодной школьной научно-практической конференции и в районной конференции по литературе и языкознанию.
Также во внеурочное время готовим и корректируем работы для школьной газеты «Привет, мальчишки и девчонки!».
Помимо этого учащиеся с удовольствием готовят материал для стенда «Альманах литературный», находящегося в кабинете русского языка и литературы.
Ежегодно в школе проводятся предметные недели по русскому языку и литературе. В этом году учащиеся 5-11 классов приняли стопроцентное участие в мероприятиях. Каждый год предметные недели стараемся проводить по-разному. Интересуемся у учащихся, как они видят предметную неделю, и от их пожеланий придумываем конкурсы, задания.
Последняя предметная неделя была насыщена конкурсами и викторинами. Ребята создавали газеты о русском языке, для этого самостоятельно искали интересные факты из истории русского языка. Старшеклассники не отказывали в помощи оформления работ своим младшим соперникам. Интерес вызвала литературная мастерская «Сегодня я создал стих!». Учащиеся с удовольствием сочиняли свои стихи, некоторые принесли давно сочиненные стихотворения, но до этого никому не показанные. В средних классах ажиотаж вызвал конкурс рисунков «В мире сказки». Но не менее популярными оказались конкурсы и викторины, целью которых было выявление самых умных, эрудированных, красноречивых.
Итоговым мероприятием этого года было заседание круглого стола «Целый мир от красоты…». Изначально планировалось проведение небольшого литературного вечера, на котором старшеклассники бы читали стихотворения о языке, Родине и красоте. Но учащиеся средних классов изъявили огромное желание принять участие, в результате чего организовался большой круглый стол. Участие принимали все учащиеся с 5 по 11 класс. Те, кто не читал стихотворения, занимались техническими вопросами. Вечер прошел очень интересно, ребята читали стихотворения своих любимых авторов, что-то предлагали им мы. Многое слышалось впервые и от этого вызывало большое внимание.
В школе работает МО учителей гуманитарного цикла. В рамках работы МО давала ряд открытых уроков и внеклассных мероприятий с целью обобщения опыта. Мероприятия носят характер литературно-музыкальный, из-за специфики предмета. Это такие мероприятия как «Колядки», «Неизвестные лица известной войны», «Загляните в мамины глаза».
Кроме этого принимаю участие в работах педсоветов: готовлю сообщения, доклады, осуществляю работу в творческих группах по проблемам, предлагаемым завучем.
Являюсь руководителем МО классных руководителей.
Я считаю, что результаты положительные, они имеют динамику. Успеваемость растет.
Я периодически провожу небольшие письменные опросы учащихся с целью выяснить, насколько интересны им мои предметы. Результаты достаточно хорошие – большинство учащиеся с желанием идут на мои уроки.
В начале работы были трудности в творческих работах, сейчас же дети могут самостоятельно составлять планы изложений, высказывать свои мысли в сочинениях, до этого они предпочитали перерабатывать чужой материал. Сочинения стали более вдумчивыми. Активно участвуют в мероприятиях, проявляют инициативу в организации мероприятий. Ребята средних классов всегда проявляют желание нарисовать иллюстрации к произведениям, даже когда я не даю такого задания.
Конечно же, я нахожусь в самом начале пути, и есть над чем работать. Много задумок в исследовательских работах. Перспектив много. Но я считаю, что начало положено, и результаты получаются неплохие.
Приложение.
Метод обучения – это система целенаправленных действий учителя, ведущая к достижению цели.
Цель – это то, что мы должны получить в результате какой-либо деятельности.
Задача – это те действия, с помощью которых достигается цель. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.
Прием – способ в осуществлении чего-нибудь.
Технология – это содержательная техника реализации учебного процесса.
- Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре
- Технология уровневой дифференциации
- Групповые технологии
- Компьютерные технологии
- Альтернативные технологии и др.
Тема самообразования: «Работа со словарями на уроках русского языка и литературы как средство развития детей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы Горячевой Ирины Викторовны
В практике современной школы актуальными являются компетентностный подход в обучении, усиление коммуникативной направленности преподавания.Каждый учитель ставит перед собой задачу повышения эффективно...
«Интеграция истории и литературы как один из факторов формирования личности» Мутыгулина Оксана Валерьевна, учитель русского языка и литературы, Суслова Елена Александровна, учитель истории и обществознания МОУ « СОШ №4» г. Полевской.
В данной статье обобщён опыт проведения интегрированных уроков истории и литературы и показано их влияние на формирование личности современного ученика....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 класса. Учителя русского языка и литературы МКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа» Домниной Ирины Хабибуловны.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 класса,учителя русского языка и литературыМКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа»Домниной Ирины Хабибуловны....
Компьютерная поддержка уроков русского языка. Обобщение опыта учителя русского языка и литературы Лопатенко Галины Александровны.
Эта статья не только о том, что автор(учитель) применяет на своих уроках, но и о том, что компьютер, действительно, даёт возможность интенсифицироватьпреподавание русского языка и литературы, повысить...
Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы
В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...
Описание опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Школы № 182 Граневой Ирины Юрьевны
В условиях снижающегося интереса к школьным предметам, в частности к литературе и русскому языку, а также к процессу обучения вообще, особые надежды возлагаются на новые подходы в преподавании, ...
Презентация урока литературы в 10 классе "Поэма Е.Евтушенко "Бабий Яр", разработанная учителем русского языка и литературы МБОУ"Школа №44", Калаковой Ириной Викторовной
Презентация представляет собой биографию поэта Евгения Евтушенко , историю написания поэмы "Бабий Яр"...