Компьютерная поддержка уроков русского языка. Обобщение опыта учителя русского языка и литературы Лопатенко Галины Александровны.
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Эта статья не только о том, что автор(учитель) применяет на своих уроках, но и о том, что компьютер, действительно, даёт возможность интенсифицироватьпреподавание русского языка и литературы, повысить темп современного урока. увеличить объём коммуникативных упражнений за счёт сохранения затрат времени на другие виды работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuternaya_podderzhka_urokov_russkogo_yazyka.docx | 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Компьютерная поддержка уроков русского языка.
Обобщение опыта учителя русского языка и литературы Лопатенко Галины Александровны.
Одной из специфических особенностей уроков русского языка является большой объём работы, которую необходимо осуществлять для приобретения соответствующих умений и навыков, а также характер этой работы: кропотливое выполнение упражнений, переписывание из учебника или из другого источника с одновременным выполнением каких- либо заданий. При обучении пунктуации объём такой работы ещё больше увеличивается, так как дидактическим материалом, на основе которого предстоит развивать пунктуационные умения, являются предложения и даже целые тексты.
Сегодня, с приходом в школу компьютеров, появилась возможность интенсифицировать преподавание русского языка и литературы, повысить темп современного урока, увеличить объём коммуникативных упражнений за счёт сокращения затрат времени на другие виды работ, как, например, различного вида списывания, - эту задачу значительно облегчает использование компьютера.
Существуют пакеты обучающих программ по наиболее трудному разделу 9 класса - по пунктуации в сложном предложении. Данные программы предусматривают, наряду с контролем тренингом, и собственно обучающий момент: анализ; знакомство и работу с новым правилом, компьютер показывает путь и идёт вместе с учеником от незнания к знанию, акцентируя внимание на основных, ключевых моментах.
Но таких пакетов нет в нашей школе. Даже если бы были, то пока нет возможности ими пользоваться, так как для работы с такими пакетами нужны компьютерами не только учителям, но и ученикам, чтобы осуществлялась обратная связь. Поэтому создаю обучающую часть сама. Например, тема «Сложносочинённые предложения». Тема даётся в сравнении с простыми предложениями с союзами и, да (= и), или, либо. Пропедевтические знания по этой теме уже были получены учащимися в 5 классе в рамках изучения нескольких частных пунктуационных норм. В 9 классе же эти знания требуется расширить и углубить за счёт усложнения дидактического материала и использования компьютера. Обязательно высвечиваю на мониторе обращение к ученикам:
ДОРОГОЙ ДРУГ!
Ты уже многое знаешь, как расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях. А ты хочешь научиться ещё лучше ориентироваться в правильной постановке знаков препинаний в сложном предложении? Я вам помогу.
Далее на экране появляется поочерёдно предложения с однородными членами, соединёнными неповторяющимися союзами, и сложносочинённые с теми же союзами. Учащиеся должны определить синтаксическую структуру каждого из них, а также их тип по составу грамматических основ. Вместе с учениками подчёркиваем грамматические основы (на экране показываю уже подчёркнутые основы). Потом под предложениями строим схему (выделяю другим цветом). Для чего это нужно? Для того чтобы обратить внимание учащихся на объясняемый материал. Запятые в сложном предложении делаю красным цветом и крупными, таким образом, ученики снова обращают внимание на такой эффект. Итак, данное объяснение продолжается со всеми остальными предложениями. Это было объяснение словесное, сейчас посмотрите, как это выглядит на компьютере:
союз | Простые предложения с однородными членами, соединёнными неповторяющимся союзом | Сложносочинённые предложения |
И | Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь. | Закат погас, и над водой легла ночь. |
ДА | Ветер злится да стучит в окно. | Метался по полю ветер, да в лицо хлестал дождь. |
Методика использования компьютерной технологии при изучении пунктуации – ещё мало разработанная научная проблема. Поэтому каждый учитель может придумать то, что более эффективно при изучении данного материала. В любом случае ведущая роль остаётся за учителем, а компьютер является лишь многофункциональным помощником, методическим инструментом наряду с другими средствами обучения.
На компьютере мы также составляем опорный конспект или презентацию. Опорный конспект составляется или учителем для ученика (чтобы учащиеся усвоили представленную в нём информацию), или учеником (тогда легче оценить, насколько он понял прочитанный или услышанный исходный материал), или совместно с учениками, в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия). Опорные конспекты очень хорошая помощь при сдаче экзаменов. Ученик легко вспомнит и воспроизведёт любую таблицу, схему и таким образом вспомнит тот или иной материал, то или иное правило. Кроме того, опорный конспект выполняет, по крайней мере, две функции:
-опорный конспект, в краткой форме, показывает учащимся, какой материал по теме они будут изучать на данном и последующем уроках;
-учащиеся наглядно воспринимают абстрактно – теоретический материал.
В результате, во-первых, «ученику предоставляется возможность увидеть всю дорогу, а не часть её, увидеть, что ждёт его впереди». Так говорил В. Ф. Шаталов, известный педагог – филолог. Во – вторых, учащиеся оперируют абстрактно – теоретическими знаниями с помощью наглядных опор. О том, как это важно, хорошо сказал педагог В. В. Давыдов: «Теоретическое знание_ это знание при минимуме наглядно- образных игр, при максимуме словесно выраженных построений. Но школьная практика показывает, что оперирование абстрактно – теоретическими знаниями при минимуме или отсутствии наглядных опор - весьма трудное занятие. Поэтому человеку постоянно приходится прибегать к помощи таких опор». И обязательно обращение к учащимся:
Дорогой друг!
Ты уже познакомился с такими частями речи, как имя существите5льное, имя прилагательное, глагол, имя числительное и местоимение. Сегодня мы начнём изучать ещё одну самостоятельную часть речи, которая называется наречие.
В следующем кадре ученику предлагаю выбрать тему, какую бы он хотел изучать. Понятно, что он выберет первую тему: «Наречие как часть речи». Кроме этого предлагаю выбрать программу:
-обучающая;
-тренировочная;
-проверочная.
В следующем кадре выбранная тема и программа. Затем на экране появляется опорный конспект. Конспект появляется по частям, и потом весь материал сразу возникнет перед глазами учащихся. Таким образом, учащиеся получат общее представление о том, какой они будут изучать на дальнейших уроках.
НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
1.Наречие обозначает:
Признак действия (если относится к глаголу) | Образ действия (как? каким образом?) | Весело поётся, весело и прядётся. |
Место (где? куда? откуда?) | Рыбак рыбака видит издалека. | |
Время (как долго? когда?) | Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. | |
Причину (почему? отчего?) | Поневоле косы вянут, коли за них тянут. | |
Цель (зачем? для чего?) | «Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло». | |
Признак признака (если относится к наречию, прилагательному) | Меру и степень (в какой степени? насколько?) | Абрикосовое варенье очень вкусное. |
2. Морфологические признаки наречия:
Постоянный | Неизменяемость (наречия не склоняются и не спрягаются) | Скоро сказка сказывается. |
Непостоянный: наречия на – о, - е, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения | Сравнительная степень (обозначает, что признак проявляется в большей или меньшей степени) простая (образуется с помощью суффиксов – ше, - е, – ее 9-ей) сложная (образуется с помощью слов более, менее) Превосходная степень (обозначает, что признак проявляется в наибольшей степени). Образуется из наречий сравнительной степени и слова ВСЕХ | Меньше знаешь – крепче спишь. Поскорее подрастай да к работе поспевай. Сравни: Согласие крепче каменных стен. По извилистой дороге ехать более сложно. Сравни: Это дело более сложно, чем другие.
Михаил приехал быстрее всех.
Сравни: Это лошадь выносливее всех. |
3.Синтаксическая роль наречия:
В предложении бывает обстоятельством | Обстоятельство образа действия (как? каким образом?) | Хорошо трудиться – хлеб уродится. |
Обстоятельство места (где? куда?) | Как дерево ни гни, оно всё вверх растёт. | |
Обстоятельство времени (как долго? когда) | Что летом уродится, то зимой пригодится. | |
Обстоятельство причины (почему? отчего?) | Свой со своим поневоле дружит. | |
Обстоятельство цели (зачем? для чего?) | Незачем было огород городить. | |
Обстоятельство меры и степени (в какой степени? насколько?) | Спортсмен бежит очень легко. Глуп совсем, кто не знается ни с кем. |
Итак, на экране 1-ая часть опорного конспекта. Она может
сопровождаться рассказом учителя (в слабом классе, иногда полезно проговорить материал и в сильном классе):
-Посмотрите на первую часть опорного конспекта. Мы видим, каково значение этой части речи; наречие обозначает признак действия или признак признака.
-Как различать такие наречия? Смотрите, для этого в опорном конспекте есть необходимая информация: наречия, которые относятся к глаголу, обозначают признак действия (ведь глагол обозначает действие): образ действия, место, время, причину и цель. Давайте посмотрим, на какие же вопросы отвечают разные группы наречий.
Итак, первую группу составляют наречия образа действия, которые отвечают. На вопросы как? каким образом? Посмотрите на предложение, стоящее справа:
Весело поётся, весело и прядётся.
Зелёным цветом в опорном конспекте выделены наречия, а красным – слова, к которым наречия относятся. Первое наречие весело относится к глаголу поётся и отвечает на вопрос как? (поётся как? весело). Второе наречие весело относится к глаголу прядётся и тоже отвечает на вопрос как? Значит, весело является наречием образа действия.
Таким образом, я объясняю и все остальные положения, отражённые в них.
-Какой вывод можно сделать из всего сказанного?
-Наречие – это часть речи, которая обозначает признак действия, если относится к глаголу, признак признака, если относится к наречию или прилагательному. Оно отвечает на вопросы: как? где? куда? когда? зачем? почему? насколько? и другие. Наречие не изменяется; может иметь степени сравнения. В предложении наречие является обстоятельством.
А сильным учащимся даю задание самим сделать вывод по опорному конспекту и записать в тетрадь. После вывода приступаем к тренировочной работе, цель которой заключается в том, чтобы научиться правильно выделять наречия. Затем проверочная работа – три варианта с заданием, аналогичным тому, что было в тренировочной части.
После изучения всех шести тем с компьютерной поддержкой стало ясно, что использовании компьютера при изучении наречия в 7 классе эффективно при условии включения в компьютерную программу опорного конспекта.
Целесообразно применять в обучении и метод проектов, если
-существует значимая проблема, интеграция знаний, исследование;
-есть значимость результата;
-предполагается самостоятельная деятельность учащихся;
-возможно структурирование проекта (поэтапность). Кроме того, метод проектов имеет взаимосвязь с другими методами личностно – ориентированного подхода.
Методы проектов.
- Обучение в сотрудничестве
- Мозговая атака
- Дискуссии
- Портфолио ученика
- Ролевые игры.
Говоря о разном подходе в обучении, мы, естественно помним о том, что при этом формируется компетентность, то есть ученик должен обладать такими знаниями и способностями, чтобы эффективно действовать в той или иной области.
Представляю вашему вниманию проект по русскому языку «Читать и писать – это искусство». Авторы: ученицы 7 б класса: Ростенко Полина и Сорочук Анна. (Презентация учебного проекта).
Исходя из того, что учащиеся участвуют в процессе обучения не просто созерцателями, а принимают непосредственно участие, то естественно, работая с опорным конспектом, созданным учителем, они развивают умения слушать, умения ориентироваться в данном материале, чтобы правильно ответить на вопросы учителя.
Если конспект создан учеником, то здесь формируется понимание, как преобразовывать материал из одной формы в другую. Если учащиеся смогли найти какой- то свой подход к изучению того или иного материала, значит, они правильно поняли проблему и решат её самостоятельно и эффективно, после чего, бесспорно, справятся с поставленной задачей на практике. Создавая собственные рассказы на уроках развития речи, ученик демонстрирует, как умеет членить текст на абзацы, некоторые на ходу исправляют ошибки в своих рассуждениях. А также умело подводят итог, делают обобщающий вывод. Оценивают собственные работы, создавая свою систему оценивания. Очень ценно слышать от учащихся то, что они сознают уже в 7 классе значимость для них тех заданий, над которыми работают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по орфографии и пунктуации. Обобщение опыта учителя русского языка и литературы.
Как научить учащихся грамотно писать, знать и умело применять орфографические правила? Эти вопросы постоянно возникают у учителя. Вопрос об орфографии и пунктуации в школьном курсе по – прежнему остае...
«Интеграция истории и литературы как один из факторов формирования личности» Мутыгулина Оксана Валерьевна, учитель русского языка и литературы, Суслова Елена Александровна, учитель истории и обществознания МОУ « СОШ №4» г. Полевской.
В данной статье обобщён опыт проведения интегрированных уроков истории и литературы и показано их влияние на формирование личности современного ученика....
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Аверкиной Елены Александровны МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Представление педагогического опыта....
Обобщение опыта учителя русского языка и литературы Пресняковой И.Н.
В презентации обоснован выбор наиболее эффективных инновационных технологий,приведены фрагменты уроков....
Опыт использования ЭОР для обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Дрягина Людмила Юрьевна
Определяя направленность своей педагогической деятельности, я ...
Работа над ошибками письменных работ (сочинений и изложений) на уроках развития речи - формирование коммуникативной компетенции школьников. (методические материалы – обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы Гончар Т.А.)
методические материалы – обобщение педагогического опытаучителя русского языка и литературы Гончар Т.А....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Жуковская СОШ» Торбеевского района Республики Мордовия. Лискиной Елены Александровны. Февраль, 2023год.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Жуковская СОШ» Торбеевского района Республики Мордовия...