Конспект логопедического занятия «Знакомство с буквой Ж»
план-конспект по теме
Конспект логопедического занятия «Знакомство с буквой Ж»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Знакомство с буквой Ж»
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
Способствовать : - знакомству детей с новой буквой «Ж»;
- закреплению знаний об изученных звуках и буквах;
- закреплению правила написания большой буквы;
- знакомству с правилом правописания «ЖИ»;
- совершенствованию навыков звуко-буквенного анализа и чтения;
- закреплению навыков составления предложения по названному слову;
- совершенствованию навыка дифференциации обобщающих понятий;
- закреплению умения соотносить изученный звук с соответствующей буквой.
Коррекционно-развивающие:
Способствовать: - развитию фонематических процессов;
- развитию зрительного внимания и памяти;
- развитию речевого дыхания;
- развитию общей и мелкой моторики, тактильных ощущений;
- развитию слухового внимания и памяти;
- обогащению и активизации словаря;
- развитию тонких зрительных дифференциаций;
- закреплению моторного навыка написания букв с опорой на кинетические ощущения;
- развитию умения изображать мимикой эмоциональные состояния;
- развитию умения работать с книгой.
Коррекционно-воспитательные:
Создать условия для: - воспитания дисциплинированности, усидчивости и терпения;
- воспитания у детей умения и желания общаться друг с другом, уметь слушать друг друга;
- воспитания самостоятельности, взаимопомощи;
- формирования интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: макет города Буквограда, буквы разрезной азбуки, игрушка жука, магнитофон, тарелочки с песком, салфетки, книги «Букварь» Жуковой, карточки со словами, иллюстрация к букве «Ж», буква «Жж», стишок-шутка о букве, магнитная доска, зашумленные буквы, Карандаш, счетные палочки, карточки с «зашифрованными» словами, карточки с предложениями.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Игра «Приветствие гостей»: (дети и логопед приветствуют гостей):
- Здравствуйте. Спасибо, что пришли к нам в гости.
Встреча с жуком:
- Дети, а вы хотите узнать, кто еще будет нашим гостем? (Да, хотим.)
- Тогда отгадайте загадку:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
- Кто это? (жук)
- Правильно, жук снова сегодня с нами.
2.Психогимнастика «Жуки» (с элементами дыхательной гимнастики).
- Сейчас произойдет волшебство.
Дети и логопед двигаются под музыку.
- Вокруг себя все повернитесь и в жуков все превратитесь. Ой, как много жуков! Жуки полетели над поляной. Зажужжали жуки. Сели на цветок, понюхали. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Понравился жукам запах цветка? (Дети улыбаются, показывают удовольствие). Вижу, что понравился. Полетели дальше. Сели на другой цветок, понюхали. Вижу, что не понравился запах. (Дети морщатся).
- Ну тогда вокруг себя все обернитесь и в детей превратитесь. У цветов бывают и приятные, и неприятные запахи.
3. Повторение пройденного материала.
- Сегодня жук приглашает нас в путешествие в город букв, где он приготовил для вас сюрприз.
Выбор вида транспорта:
- Как называется город букв? (Буквоград.)
- Скажите жуку, что такое буквы? (Буквы – это то, что мы видим и пишем.)
- А как называется город, в котором мы живем? (Асбест.)
- На чем можно поехать в Буквоград из Асбеста? (На машине, на электричке, на такси, на автобусе.)
- Какой транспорт будет для нас самым удобным? (Автобус.)
- Почему? (Потому что мы можем поехать все вместе, потому что мы выйти на остановках и посмотреть вокруг, полюбоваться на деревья, поля, мимо которых будем проезжать и т.д.)
Игра «Узнай и прочитай»:
- Билетом для посадки в автобус будет слово, которое вы прочитаете.
Детям разгадывают ребусы и читают слова.
- Проходите в автобус. (Дети садятся на места.)
- Пока мы едем, предлагаю вам вспомнить о звуках. Что такое звуки? (звуки – это то, что мы слышим и говорим.)
- Я знаю, вы приготовили «подарки» жуку.
Игра «Подарки жуку»:
- С каким звуком искали слова? (Со звуком «Ж».)
- Назовите свои «подарки» и определите, где находится звук «Ж».
Дети называют слова со звуком «Ж» и определяют место звука в слове.
Характеристика звука «Ж»:
- Вспомните и расскажите все, что знаете о звуке «Ж». (Звук «Ж»- согласный, звонкий, всегда твердый.)
- Ехали мы, ехали и в Буквоград приехали.
Игра «Путешествие по Буквограду»:
3. Сообщение темы занятия.
-Может кто-то догадался, какой сюрприз приготовил для нас жук в Буквограде? (Букву «Ж».)
- Да, пришло время познакомиться с буквой «Ж».
Выставляется картинка жука с буквой «Ж».
- Вот эта буква.
4.Знакомство с новой буквой.
Игра «Давайте познакомимся»:
Дети рассматривают букву «Ж».
- На что похожа буква «Ж»?
Игра «На что похожа бука?»
Дети сравнивают букву с предметами, другими буквами.
Стишок-шутка о букве «Ж» (иллюстрация выставляется):
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает шипящий звук: ж-ж-ж…
- Что вы можете сказать о букве «Ж»?
- Эта буква напечатана или написана? (Напечатана.)
- Значит она какая? (Печатная.)
- Как называются буквы, которые вы будете учиться писать в школе? (Письменные.)
Выставляется письменная буква «Ж».
- Какая бывает по размеру? (Большая и маленькая.)
Игра «Большая буква»:
- Для чего нужна большая буква? (Чтобы писать имена, фамилии, отчества, клички животных, названия городов, улиц, морей, рек, стран и т.д.)
5.Физкультминутка.
- Делайте, как я говорю:
Руки в стороны, в кулачок, разожмем и на бочок.
Руки вниз, в кулачок, разожмем и на бочок.
Руки вверх, в кулачок, разожмем и на бочок.
Руки за спину, на бочок, разожмем и на бочок.
Руки вперед, в кулачок, разожмем и на бочок.
Игра «Волшебные превращения»:
- В букву можно превратиться, буквой можно притвориться! Вокруг себя повернись и в букву Ж превратись! (дети двигаются, изображая букву Ж).
6. Закрепление.
Игры и задания жука:
-Жук приготовил для вас задания.
* Игра «Портрет буквы»:
- Напишите букву «Ж» на песке.
- Выложите букву из палочек.
Работа с «Букварями»:
- Откройте «Буквари» там, где закладка.
- Найдите и покажите печатную букву «Ж».
Письменную букву.
- Найдите, где буква «Ж» написана с гласными буквами. Это слова или слоги? Сейчас вы будете читать эти слоги и добавлять до слова.
* Игра «Добавь до слова»:
- Все вместе читайте первый слог.
- Ирина, читай второй слог.
- Юля и Дима, читайте вместе третий слог.
- Костя, прочитай четвертый слог.
- А сейчас я прочитаю вам пятый слог.
* Правописание «ЖИ»:
- Обратите внимание на слог «ЖИ».
- Какой звук слышится после «Ж»? (Ы)
- А какая буква написана? (И).
- Буква «Ж» дружит только с буквой «И»!
* Игра «Прочитай слово» (в Букваре)»:
-Переверните страницу вперед. Там написаны слова. Прочитайте их шепотом. Вслух прочитайте только те, в которых есть наша буква.
- Закройте «Буквари». Повторите слова, которые прочитали вслух. Жук просит вас составить с ними предложения.
Дети составляют предложения.
* Игра «Свое слово прочитай, на вопрос мой отвечай»:
- Возьмите карточки со словами. Прочитайте.
- А сейчас прочитайте слова, которые обозначают животных. (медвежата, моржи, ежи)
- Птиц (журавль, жаворонок).
- Имена (Женя).
- Профессии (художник, сапожник).
- Клички животных (Жучка).
- Одежду (пижама).
* Игра «Прочитайте предложения»:
- У вас лежат карточки с предложениями, по одной на каждом столе. Возьмите и вместе прочитайте свои предложения. А потом один из вас прочитает вслух.
Дети читают предложения: В лесу живут ежи.
У ежа есть ежата.
У жука усы.
У осы жало.
У Жени болит живот.
Оса ужалила жука.
7. Итог занятия.
- Молодцы! Вы выполнили все задания жука. Он очень доволен вами. И меня вы тоже порадовали своим хорошим поведением, правильными ответами.
- А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь снова в автобус.(Дети кладут руки на колени.)
- Пока мы едем, скажите, где побывали сегодня? (В Буквограде.)
- Что нового узнали? (Букву «Ж».)
- Какое задание жука понравилось больше всего?
- Мы приехали в детский сад. Жук прощается с вами. А на прощание дарит свою букву, которую вам нужно будет найти и раскрасить. Это задание вы выполните с воспитателем после сна.
- И со звуком «Ж», и с буквой «Ж» мы встретимся на следующем занятии. А теперь можете идти отдыхать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ы" для группы учащихся с ОНРIII 1 класса общеобразовательной школы.
Данный конспект является частью системной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 1 класса по устранению у них общего недоразвития речи третьего-...
Конспект логопедического занятия "Звук и буква М"
Конспект урока для детей с ОНР....
Конспект логопедического занятия "Звуки и буквы Ш-Ж"
КОНСПЕКТ логопедического занятия с учащимися 1-х классов, имеющих нерезкое общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи(НОНР и ФФНР)....
Конспект логопедического занятия «Звук и буква Э » в средней группе для детей с ОВЗ
На занятии возможно обобщить представления детей о весне,учить называть приметы весны, работать над лексико-грамматическим строем.Также дети знакомятся с новым звуком и его характеристиками. ...
Конспект логопедического занятия "Звук и буква "З"
Познакомить детей со звуком З и его характеристикой...
Конспект логопедического занятия "Звуки и буквы Ш-Ж"
Данное занятие с применением здоровьесберегающих технологий направлено на различение звуков Ш-Ж в устной и письменной речи....
Конспект логопедического занятия "Звук и буква С"
Логопедическое занятие в 1 классе...