Технология развития критического мышления школьников
методическая разработка по теме
могу познакомить желающих коллег с основными стадиями технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya_shkolnikov.docx | 13.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на РМО по теме: «Технология развития критического мышления школьников»
Критическое мышление –это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть.
Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.
Критическое мышление- это отправная точка для развития творческого мышления, более того и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе.
Задача учителя развивать у учащихся функции:
-изобретательности(способность к выбору);
-рефлексии(способность оценивать свои действия);
- бытийности( поиск смысла жизни и творчества);
-ответственности;
- автономности личности;
- формирующую функцию.
Технология развития критического мышления делится на стадии и предполагает следующие методические приёмы
стадия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные приёмы и методы |
Вызов Информация выслушивается, записывается, обсуждается. | Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности. Мотивацию к дальнейшей работе. | Ученик вспоминает , что ему известно, предполагает, систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ | - составление списка известной информации; -рассказ-предположение по ключевым словам; -систематизация материала: кластеры, таблицы; -верные и неверные утверждения; - перепутанные логические цепочки. |
осмысление содержания Учащиеся получают новую информацию. | Направлена на сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания старого к новому. | Ученик читает, слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки по мере осмысления новой информации. | - маркировка с использованием значков «+» , «-«, «?»( по мере чтения их ставят справа на полях); - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы; -ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов |
рефлексия Осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации | Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации | Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. | - заполнение таблиц, кластеров; -установление причинно-следственных связей между блоками ; - Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - организация устных и письменных круглых столов; - организация различных видов дискуссий; - написание творческих работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Педагогические технологии развития критического мышления школьников"
прием технологии , превращающие обучение в совместный и интересный поиск, и учитель перестает быть главным источником информации. Пример урока с приемами технологии в 7 классе " Атмосферное давл...
Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)
Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...
Всероссийский семинар Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС
Критическое мышление и основы обучения: характеристика стадий на примере преподавания курса литературы...
Технология развития критического мышления школьников на уроках математики. Стадии и методологические приемы.
Технология развития критического мышления школьников на уроках математики. Стадии и методологические приемы....
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Использование технологии развития критического мышления для развития коммуникативных умений школьников на уроках английского языка
Данная статья представляет собой обзор на популярную в последнее десятилетие технологию развития критического мышления (методы, приемы) и ее практическое применение на уроках английского языка в...
Всероссийский семинар Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС
Критическое мышление и основы обучения: характеристика стадий на примере преподавания курса литературы...