Методическая разработка "Педагогические технологии развития критического мышления школьников"
учебно-методическое пособие по физике (7 класс) на тему
прием технологии , превращающие обучение в совместный и интересный поиск, и учитель перестает быть главным источником информации. Пример урока с приемами технологии в 7 классе " Атмосферное давление ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
З.И. Федотова
г. Санкт-Петербург, Колпино
ГБОУ СОШ №420, физика
Педагогическая технология развития критического мышления школьников.
Технология развития критического мышления детей посредством чтения и письма, стали известны в России в 1997 году.
Смысл технологии:
- Целостная система, формирующая навыки работы с информацией;
- Совокупность приёмов, предоставляющих учащемуся условия для осмысления материала, помогающие ему обобщить знания.
Цель технологии:
- Развитие мыслительных умений уч-ся, необходимых не только в учебе, но и в жизни.
Структура технологии:
- Построение урока по алгоритму: вызов, осмысление и рефлексия.
Таблица 1.
Технологические этапы | ||
I стадия | II стадия | III стадия |
Вызов:
| Осмысление содержания:
| Рефлексия:
|
Особенность технологии:
- Учащийся в процессе сам конструирует процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направление своего развития, сам определяет конечный результат
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель уже перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращая обучение в продвижению к знанию, в совместный и интересный поиск.
Пример урока.
«Атмосферное давление» 7 класс.
Приемы: чтение с остановками;
обращение к личностному опыту;
работа с таблицей «3-х-у».
Задачи:
- Изучение особенностей атмосферного давления сточки зрения физики;
- Опыты Торричелли и Отто фон Герике.
Ход урока:
Вызов. Загадки, афоризмы и обращение к уч-ся (их знания и других уроков) на аналогичные темы.
| Великий Аристотель сказал: «Воздух – великое ничто.» Согласны ли вы с этим утверждением? |
- Самостоятельно заполнить таблицу в столбце «Знаю».
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
- Сформулировать вопросы по теме и записать в столбик «Хочу знать».
Смысловая стадия. Переход к главному источнику информации (текст подбирает учитель, лучше разбить его на три смысловые части). Затем заполняем графу «Узнал».
Атмосферное давление.
Высказывание Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) «Воздух – великое ничто» просуществовала в науке 19 столетий и было опровергнуто опытами Галилео Галилея (1564 – 1642), который сумел взвесит воздух и определил, что его масса в 1 м3 равна 1,3 кг, а вес этого воздуха:
Р = m*g = 1,3 кг*9,8 н/с2 = 13Н
Слово «атмосфера» образовано из 2-х слов – «атмос» и «сфера» Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711-1765).
Почему существует воздушная оболочка Земли?
Молекулы газов, входящих в состав атмосферы, притягиваются к земле.
Почему они не упадут на Землю?
Молекулы находятся в непрерывном и беспорядочном движении.
Почему молекулы не улетают в мировое пространство?
Как и космический корабль, должна иметь скорость (не меньше 11, 2 км/с) – II космическая скорость
Беспорядочное движение молекул и действие на них силы тяжести приводят к тому, что молекулы газов «парят» около Земли.
Атмосфера простирается на высоту несколько тысяч километров (наблюдения ИСЗ).
Земная поверхность и тела испытывают давление всей воздуха – атмосферное давление.
Первая остановка:
Вопросы:
- Почему молекулы газов не улетают в космос?
- Почему молекулы газов не падают на Землю?
- Предполагают, что Луна когда-то имела атмосферу, но постепенно потеряла её. Чем это можно объяснить?
- Чтобы вдохнуть воздух, человек при помощи мышц расширяет грудную клетку. Почему воздух входит в легкие? Как происходит выдох?Затем прочитаем текст с описанием исторического опыта Отто фон Герике с «Магдебургскими полушариями».
Эти полушария имеются у каждого человека – головки бедренных костей удерживаются в тазовом суставе атмосферным давлением.
Вторая остановка:
Вопросы и демонстрации:
- Какая сила сжимает полушария?
- Повторение опыта Отто фон Герике с использованием модели.
- Опыт с яйцом, втягивающимся в сосуд.
- Опыт со стаканом воды и листом бумаги. Учащиеся сами проводят опыт и объясняют результат.
Далее читаем текст по учебнику А. В. Перышкина – 7 класс (§42 стр.101) – как можно измерить атмосферное давление?
Третья остановка:
Возможны вопросы:
- Зачем в опыте Торричелли трубка запаяна с одного конца?
- Изменится ли результат, если трубку наклонить?
- Можно ли взять трубку для опыта длиной менее или более 1 метра?
- Обязательно ли сечение трубки должно быть определенной площади?
- Почему взята ртуть, а не другая жидкость?
Рефлексия.
Возвращаемся к таблице «З – Х – У», систематизируем знания. Учащиеся письменно выполняют работу по составлению синквейна. Он состоит из 5 строк:
Строки | Пример |
Слово – существительное, задающее тему | Атмосфера |
2 прилагательных, характеризующих заданную тему | Воздушная, тяжелая |
3 глагола, характеризующих (по действию) тему | Простирается, давит, сжимает |
Предложение – вывод, характеризующий вывод | Атмосфера давит на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней |
Одно слово – существительное, которое дает вашу характеристику теме | Оболочка |
Литература.
1. И. Г. Кириллова. Книга для чтения по физике 7-8 класс.
Москва «Просвещение» 1978г.
2. М. Н. Алексеева. Физика – юным.
Москва «Просвещение» 1980г.
3. Разумовский В. Г., Майер В.В. Научный метод познания и обучения//Библиотека учителя физики. – М: Владос, 2004.
4.Усова А. В. Новая концепция естественнонаучного образования и педагогического условия её реализации. – Челябинск: изд-во «ЧГПУ», 2005г.
5. А. В. Пёрышкин. Учебник физики – 7 класс.
Дрофа, Москва 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"
Методическая разработка "Использование приемов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы" была представлена на муниципальном конкурсе "Инноватика в о...
Методическая разработка "Использование технологии развития критического мышления на уроках химии.
В работе содержится краткое описание технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП); возможностии использования РКМЧП на уроках химии на примере урока "Химия пищи"....
Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо как средство организации деятельностного подхода на уроках литературы
В пособии рассматриваются возможности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо как одного из средств организации деятельностного подхода на уроках литературы в осн...
Методическая разработка «Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»
Систематизация теоретического материала о ТРКМЧП, определение критического мышления, изучение целей и структуры технологии, основных приемов, модели урока в рамках данной технологии. Представлени...
Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)
Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...
Методическая разработка. Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
Технология развития критического мышления - это одна из современных технологий, которая способна решать задачи современного образования....
Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления в рамках реализации программы элективного курса «Юный журналист» как важного условия социализации личности учащихся"
ФГОС общего образования фиксирует особый тип результатов образования — личностные результаты, — напрямую связанные с социализацией учащихся. Понятие социализации регулярно упоминается в ва...