Всероссийский семинар Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС
методическая разработка по литературе

Ирина Анатольевна Клачкова

Критическое мышление и основы обучения:  характеристика стадий на примере преподавания курса литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клачкова Ирина Анатольевна, учитель            

 русского языка и литературы  

Критическое мышление и основы обучения:  характеристика стадий на примере преподавания курса литературы

Критическое мышление - это открытое оценочное мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Мы узнаем что-то новое и хотим узнать об этом новом больше. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые необходимо решить.

Образовательная технология развития критического мышления была разработана американскими  учеными-педагогами и является альтернативной традиционному подходу к процессу обучения, основанному на усвоении готовых знаний.  Использование данной технологии помогает  развивать навыки критического анализа,  что очень важно для современного выпускника школы. Применение технологии развития критического мышления актуально на уроках литературы. К сожалению, многие школьники  формально относятся к чтению. А как можно повысить читательскую квалификацию обучающегося? Необходимо научить школьника работе с текстом: творчески подходить к решению проблем, умению задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию. Технология критического мышления позволяет активизировать  образовательный процесс, повысить  самостоятельность, учитывая индивидуальные особенности  обучающихся. Современный школьник должен не только получать новые знания, но и уметь применять их на практике. Уметь критически мыслить - это и есть работа с информацией:  самостоятельно формулировать свои идеи, анализировать, оценивать, ставить вопросы, решать проблемы, аргументировать, убеждать, признавать другие точки зрения, спорить, обсуждать, возражать, отстаивать собственную позицию.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо  включает в себя три стадии (фазы), соответствующие этапам познавательной деятельности личности: фаза вызова, фаза реализации (осмысления) и фаза рефлексии.

Фаза вызова – обучающиеся вспоминают то, что уже известно по теме, систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые бы хотели получить ответ, формулируют цели обучения.

Функции фазы вызова:

- информационная (актуализация имеющихся знаний по теме);

- мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме);

- коммуникационная (обмен мнениями по теме).

Фаза реализации (осмысления) – отслеживание своего понимания  при работе с изучаемым материалом; активное получение информации, самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы. Обучающиеся  читают или слушают текст, используют активные методы чтения, предложенные преподавателем, делают пометки на полях, ведут  записи по мере осмысления новой информации.

Функции фазы реализации (осмысления):

- информационная (получение новой информации по теме);

- систематизационная (классификация полученной информации).

Фаза рефлексии – систематизация изученных сведений через сопоставление таблиц, схем, написание эссе, рецензии или отзыва в письменной форме, открытый обмен мнениям в устной форме. Обучающиеся соотносят полученную информацию с уже известной им. Осуществляется проверка достижения поставленной ранее цели учения, выражаются новые идеи, самостоятельно выстраиваются причинно-следственные связи.

Функции рефлексии:

- коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);

- информационная (приобретение нового знания);

-мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);

- оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Для достижения необходимых результатов в технологии критического мышления через чтение и письмо разработано  много способов и приемов. Например, прием «Знаю – хочу узнать – узнал» развивает рефлексивность в процессе познания. Такой прием применим на стадии вызова, когда обучающийся учится соотносить известное и новое. Использовать данный прием можно при изучении биографии писателя, при конспектировании критических статей, при изучении литературоведческих понятий. В ходе анализа информации  заполняются графы таблицы, состоящей из трех частей. Части имеют заголовки по первым буквам названия приема («З», «Х», «У»).

На стадии вызова можно использовать и прием «Верите ли вы?». Обучающиеся составляют таблицу. В ней три строки и столько колонок, сколько вопросов планирует задать учитель. Такая же таблица воспроизводится и на доске. Школьники дают на вопросы однозначные ответы: «да» или «нет», заполняя первую строку. После индивидуальной работы  учащимися  учитель предлагает правильный вариант, объясняя материал. Дети, осмысляя  объяснения педагога, заполняют вторую строку таблицы, сопоставляя свои варианты с правильными. На этом работа на стадии вызова прекращается и может быть продолжена на стадии рефлексии, когда осуществляется проверка или самопроверка результатов. После осмысления полученной информации обучающиеся возвращаются к таблице и индивидуально заполняют третьи строку, подтверждая свои суждения цитатами из текста. Затем ответы проверяются. Такой прием можно использовать при изучении рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», сопоставляя характеры Жилина и Костылина. («Две жизненные позиции» в рассказе «Кавказский пленник»)

Одним из самых известных приемов развития критического мышления является «кластер». Это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Такой  прием развивает умения систематизировать информацию, учит смело высказывать свое мнение.  Работа с текстом подобна принципу солнечной системы: звезды, планеты, спутники вокруг центральной  звезды. Центральная звезда – это тема урока. Форма работы при использовании кластера может быть индивидуальной, групповой, парной. Главное правило  - записывать все идеи вокруг главной темы. В качестве примера использования кластера на уроках литературы можно привести работу по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» в 6 классе. Обучающиеся, отталкиваясь от названия произведения, составляют кластер «Солнце, такое горячее и чистое». (Человек в окружающем мире»): жизнь на земле - это солнце, воздух, деревья, травы, животные и птицы. Это неотъемлемая часть человеческого существования;  солнце – это тепло, защита, красота, радость, любовь, счастье. А когда счастлив человек? Когда умеет беречь то, что его окружает, когда живет не для себя, когда стремиться помочь другим, стремиться постичь красоту родной природы.

На стадии реализации (осмысления) содержания работает прием «инсерт» (в переводе с английского языка  на русский означает «интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления», обеспечивая вдумчивое, внимательное чтение.  Цель этого приема – развивать умение осознавать свой путь движения от «старого» к» новому», накапливать информацию. В процессе чтения фрагменты  текста  относятся к определенным категориям: «уже знал», «новое», «думал иначе», «не понял, есть вопросы». Эти категории можно оформлять в виде значков: «V», «+»,  «-« , «?». Сведения из текста в виде тезисов заносятся в таблицу. При этом организуется  предварительное чтение текста, при  котором пометки делаются на полях, а затем происходит повторное чтение, во время которого и заполняется таблица. Заключительный этап – парное, групповое  и фронтальное обсуждение таблицы. Использовать «инсерт» можно на уроках по теме «Слово о писателе». Такой прием помогает прочно усвоить факты биографии писателя или поэта.

Хочется отметить еще один прием в технологии развития критического мышления, который называется «тонкие» и «толстые» вопросы. Этот прием позволяет обучить школьников грамотно задавать вопросы и осознавать уровень их сложности. «Тонкие» вопросы – это простые вопросы, требующие односложного ответа на уровне воспроизведения. Например, такие вопросы проверяют знание текста литературного произведения (Кто? Что? Когда? Где?). «Толстые вопросы, основанные на анализе и  синтезе, выводят учащихся на более высокий уровень мышления (Объясните, почему…? Почему вы считаете…? А что будет, если…?).

На стадии рефлексии актуален синквейн.  Цель синквейна -  развитие умения  выражать  собственное отношение к изучаемому явлению, объекту в форме стихотворения, которое требует синтеза материала в кратких предложениях и которое состоит всего из пяти строчек. Составляется синквейн по определенным правилам:

-  в первой строчке называется тема одним словом (именем существительным);  

- вторая строчка - описание темы в двух словах (двумя именами прилагательными);

-  третья строчка – описание действия  в рамках заявленной темы тремя словами (глаголами, деепричастиями);

- четвертая строчка -  фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (словосочетание или предложение);

- пятая строчка – синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы синквейна.

Например, синквейн по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», 5 класс (тема  «Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник»):

Жилин

Выносливый, решительный.

Наблюдает, верит, не сдается.

Мастер на все руки,

Свобода.

Стадия рефлексии  с помощью приема «письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. Цель этого приема – поразмышлять на заданную тему. Ребята учатся согласовывать свое мнение с членами группы. Суть приема в том, что первый ученик пишет свои размышления на заданную тему, второй ученик его мысль продолжает и так далее.

Приемов в технологии развития критического мышления очень много.  В этой статье представлены отдельные приемы, но они дают широкое представление об основах обучения на уроках литературы в современной школе.

Литература

1. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб.- метод. пособие.-  Архангельск: Изд-во  АО ИППК РО, 2009.- 58 с.

2. Великолуг Т.И. Технологизация образования: теория и опыт: учеб.- метод. пособие.- Архангельск: Изд-во АГТУ, 2002.-106 с.

3. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века.- М.: Изд-во УРАО,1999.-208 с.

4. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология .- М.: Народное образование,2000.

5. Загашев И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма// Библиотека в школе. – 2004. - №24. – С.56.

6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение,2004. – 175 с.

7. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография/ под. Ред. Проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 392 с.

8. Потев М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование.- СПб.: ГИТМО(ТУ),2000.- 228 с.

9. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы: К учебнику  «Литература 5 класс»: под редакцией Г.С.Меркина;    Москва, «Русское слово», 2011, 319 с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар "Технология развития критического мышления"

Данный материал будет интересен завучам, руководителям методобъединений, творчески работающим учителям, т.к. содержит подробную информацию о методике использования на уроке технологии критического мыш...

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)

Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...

Всероссийский семинар Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС

Критическое мышление и основы обучения:  характеристика стадий на примере преподавания курса литературы...

Методический семинар "Технология развития критического мышления на уроках обществознания"

Методическая разработка  «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» На тему:Развитие критического мышления  на уроках обществознанияОбществознание как  предмет препо...

Методический семинар "Технология развития критического мышления на уроках обществознания"

Методический семинар "Технология развития критического мышления на уроках обществознания"...

Семинар "Технология развития критического мышления через чтение и письмо в формировании метапредметных результатов".

Семинар "Технология развития критического мышления через чтение и письмо  в формировании метапредметных результатов"....