Программа элективных курсов по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам по английскому языку «IMPROVE YOUR ENGLISH».
элективный курс по английскому языку по теме

Лазарева Светлана Викторовна

   Предлагаемый курс предназначен для учащихся средней ступени обучения общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Известно, что олимпиадные задания – это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний. Этапы Всероссийской олимпиады школьников позволяют провести отбор тех учащихся, у которых творческий потенциал сочетается с языковыми способностями, а знания необходимых языковых правил, явлений и реалий – с умением применить их на практике, поэтому возникает противоречие между потребностями учащихся и содержанием обучения, заложенном в федеральном стандарте. Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa.docx38.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

лицей №7 г.Томска

Программа элективных курсов по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам

по английскому языку

« IMPROVE  YOUR  ENGLISH»

2013-2014

Лазарева Светлана Викторовна,  руководитель МО иностранных языков,

 Лисицкая Светлана Дмитриевна, учитель английского языка

2013

Пояснительная записка.

Предлагаемый курс предназначен для учащихся старшей ступени обучения общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Известно, что олимпиадные задания – это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний. Этапы Всероссийской олимпиады школьников позволяют провести отбор тех учащихся, у которых творческий потенциал сочетается с языковыми способностями, а знания необходимых языковых правил, явлений и реалий – с умением применить их на практике, поэтому возникает противоречие между потребностями учащихся и содержанием обучения, заложенном в федеральном стандарте.

Данная программа рассматривается как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между:

требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике;

условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

В процессе обучения по данному курсу учащиеся познакомятся с форматом олимпиады и будут практиковаться в выполнении олимпиадных заданий. Необходимость курса заключается в том, что его изучение поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по иностранным языкам, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в олимпиадах по иностранным языкам.

Отличительной особенностью предлагаемого курса является разнообразие практических работ для закрепления полученных знаний и формирования навыков и умений, необходимых для успешного участия в олимпиаде. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования учащихся в формате олимпиады.

Данный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении английского языка, способствует развитию познавательной активности обучающихся. Курс расширяет и углубляет знания по английскому языку, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения, повышает мотивацию.

Цель программы – развитие индивидуальности школьников, предоставление возможности создать собственную образовательную траекторию, подготовка к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку.

Программа имеет следующие развивающие и воспитательные цели:

развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в коммуникации в соответствии с нормами, принятыми в обществе;

воспитание способности к личному самоопределению;

развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур;

развитие умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие препятствия;

развитие компенсаторной компетенции;

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

сформировать коммуникативные знания для письменного и устного общения на английском языке;

изучить, повторить и обобщить материал по тем разделам грамматики и лексики, которые входят в основные части олимпиады;

ознакомить с форматом олимпиады;

развивать гибкость, способность ориентироваться в типах олимпиадных заданий;

сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения олимпиадных заданий, а именно: в области говорения – обучать высказыванию по предложенной теме, аргументированно выражать своё мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, поддерживать разговор на общие темы, корректно ставить вопросы; в области письма – учить писать связные тексты сложной структуры на различные темы, излагать и обосновывать своё мнение по широкому кругу общекультурных и общественно значимых вопросов; в области аудирования – формировать умение слушать текст с пониманием общей идеи и с извлечением информации, с детальным пониманием; в области чтения – формировать умение читать тексты с пониманием общей идеи и с извлечением информации, с детальным пониманием;

для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться языковой и контекстуальной догадкой;

научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности;

Структура и основное содержание

    Данная программа рассчитана на 2 часа в неделю для школьников 5-6 (1 час) и 7-8 (1 час) классов. Тематическое планирование составлено на 68 учебных часов.

Программа разработана на основе пособий “Английский язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2.”, “Practice Tests for the Russian State Exam”, издательство Macmillan, “State Exam Maximiser”, Pearson Education Limited,учебные пособия Верещагиной И.Н., Притыкиной И.А. для школ с углубленным изучением английского языка, M.Roderick Grammar Booster 1 –электронное учебное пособие (New Editions English Language Teaching 2010)

В основе программы лежат следующие методические принципы:

интеграция основных речевых умений и навыков;

последовательное развитие основных речевых умений и навыков;

применение полученных умений и навыков на практике в ходе выполнения олимпиадных заданий;

коммуникативная направленность заданий;

материалы программы соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.

Организация учебного процесса предусматривает проведение теоретических и практических занятий.

Учебный план (см. приложение 1)

Методические рекомендации по реализации учебной программы

Данный курс предполагает, что учитель хорошо знаком с форматом олимпиады, требованиями к выполнению заданий и критериями их оценки.

Рекомендуется активно использовать в работе имеющийся опыт и знания учащихся, предоставлять им возможность самим проанализировать качество выполнения заданий. Необходимо также уделять внимание определенным олимпиадным стратегиям, позволяющим учащимся решать поставленную перед ними задачу в случае возникновения трудности.

Программа может быть расширена за счет привлечения дополнительного материала для проведения тренингов или сокращена за счет уменьшения времени на объяснение лексико-грамматического материала при хорошей подготовке учащихся. Возможно предложить учащимся дополнительные тренировочные задания для самостоятельной работы дома, при условии, что это для них не будет большой перегрузкой.

Формы работы: парная, групповая, оценка и взаимооценка, анализ работ и др.

Типы заданий: множественный выбор, установление соответствий, установка порядка следования событий в тексте, анализ текста, подстановка, перефразирование, составление плана, подбор синонимов, трансформация, ответы на вопросы, исправление ошибок.

Оценивание знаний, умений и навыков

В ходе работы по данной программе осуществляется контроль:

Текущий – позволяющий судить об успехах учащихся (качество выполнения тренировочных заданий)

Промежуточный - после каждого блока

Итоговый – дающий возможность оценить степень усвоения пройденного материала

Основная задача контроля — объективное определение уровня владения обучаемыми иноязычным материалом на каждом этапе становления их навыков и умений, при этом объектом контроля в устной речи является как языковая форма сообщения, так и его содержание.

Контроль проводится в форме выполнения заданий олимпиадного уровня.

По итогам прохождения курса учащиеся должны:

Овладеть навыками выполнения олимпиадных заданий

Listening

Нужно проявить способность понимать аудиозаписи на английском языке

Необходимо уметь:

- понимать тексты повседневного и профессионального стиля речи;

- выбирать главные факты, опуская второстепенные;

- выборочно понимать необходимую информацию с опорой на языковую догадку, контекст.

Reading

Нужно продемонстрировать способность читать и понимать тексты по современной проблематике. Необходимо уметь понимать суть текста и справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами, отделять важную для понимания текста информацию от второстепенной, понимать позицию автора текста

Use of English

Нужно продемонстрировать соответствующий уровень владения лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в рамках программы средней школы и умение практически использовать его не только на уровне отдельного предложения, но и в более широком контексте

Writing

Нужно продемонстрировать умение писать простые связные тексты на известные или социально значимые темы, излагать и обосновывать свое мнение, умение обращаться с грамматическими структурами, использовать необходимый словарный запас, писать без ошибок и с правильной пунктуацией, правильно употреблять формулы речевого этикета

Speaking

Нужно продемонстрировать способность общаться на английском языке с другим участником олимпиады.

В рамках монолога необходимо уметь:

- составить связное сообщение на известные или интересующие участника темы;

- изложить и обосновать свое мнение;

В рамках диалога необходимо уметь:

- начинать, вести и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, при необходимости переспрашивая, уточняя

- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием или отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал

- рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своей стране, городе и т.д.

Ожидаемые результаты

Главным результатом является готовность учащихся к участию в олимпиаде. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам олимпиады.

Приложение №1    Учебный план, 5-6 класс

Тема

Кол-во

часов

Лексический

материал

Грамматический

материал

Учебник, учебное пособие

Описан  1. Все о себе

 Школьная жизнь

2

Board, bookcase, choose, complete, draw, eraser,       library

Глагол to be, утверд. и отриц. формы в простом настоящем времени

 E.Gray Skills Builder1 2007 c.2-8

2.Описание   людей, Внешность, черты

характера

8

Лексика по темам «Appearance», «Character Features»

Общие и специальные вопросы

Верещагина И.Н, Притыкина И.А.English III с.16-40

3 Описание предметов

а)Мой дом б)Моя комната/квартира

6

Тренировка лексики по теме «Housеs»

(British/American English)

Структура  there is/there are в Present и Past Simple Tense

E. Gray Skills Builder1 2007 c.9-14. Верещагина И.Н, Притыкина И.А «On We Go»с.30-44

4.Мой рабочий день/мой выходной

3

go to the cinema, go fishing, walk on the beach, ride a bike, supper,be tired

Употребление Present Simple Tense в утвердительной отрицательной

вопрос. формах

E. Gray Skills Builder1 с.29 Верещагина И.Н, Притыкина И.А «On We Go»с.15-19

5.Здоровье

2

stay in bed, medicine, good health, have a cold, high temperature

a flu, catching, the dentist’s, healthy food, out of doors

Употребление Past Simple Tense в утвердит., отриц. вопросительной формах

Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. «On we go» с.24-26

6.Еда и напитки «Food»

2

Пословицы и поговорки о еде- английские и русские эквиваленты

Слова-заменители

в английском предложении

E.Gray Skills Builder1

c.93-100

K.Methold Let’s read and write in EnglishII c.22-24.

7.Страны изучаемого языка. Великобритания

Традиции и обычаи

8

Different, custom, a piece of coal, greatest, celebrate holiday, First Foot, symbolic, bring luck

Повторение Present Simple Tense

 Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. «On we go» с.45-56

8.Жизнь сверстников в англоязычных странах.

3

Seaside, esplanade, beach, sandcastle, view, at the front of, job, successful, retire, musician, difficult, aircraft, spaceman.

Итоговое тестирование

K.Methold «Let’s read and write in English» II с.8-12,30-34

Ресурсы Интернет

www.longman.com

Итого

34

Формы контроля

Контроль и оценка знаний  предполагают  степень достижений учащихся в решении поставленных целей и задач обучения.

Цель оценки заключается:

  1. в формировании у школьника уважительного отношения к себе;
  2. в поддержании уверенности его в своих силах (возможностях, способностях);
  3. в создании у школьников и учителя мотивации для достижения целей обучения.

Контроль за уровнем усвоения материала носит систематический характер и осуществляется в конце каждой темы. Он проводится при помощи письменных тестов и устного опроса, носящего фронтальный, групповой и индивидуальный характер. Тестовая форма контроля с заданиями множественного выбора позволяет за короткий промежуток времени проверить усвоение значительного объема фактического материала, а также служит своеобразной подготовкой к устным ответам. Использование электронных учебных пособий значительно облегчает отслеживание индивидуальной траектории учащегося.

1. Ответы на вопросы по изученной теме: устно или письменно.

каждое занятие

2. Тестирование по материалу, изученному в курсе.

в конце каждой темы

3. Творческая работа по одной из пройденных тем

в конце курса

Итоговый контроль

Итоговый контроль можно провести в форме творческой (проектной) работы. При оценке работы школьников по проектам необходимо учитывать их опыт в выполнении этого вида творческой работы. Результаты проекта могут быть представлены в форме реферата, курсовых работ, докладов. При оценке качества работы по проекту оцениваются как представленные в письменном виде материалы (результаты работы по проекту), так и устная или мультимедийная презентация проекта в аудитории.

Список литературы

  1.E.Gray Skills Builder1 2007 (изд.Express Publishing)

  3. Верещагина И.Н, Притыкина И.А «On We Go»( для уч-ся 5-6 класса школ с

   углубленным изучением английского языка)

  4. K.Methold «Let’s read and write in English» II (изд. «Титул» 2001)

  5. M.Roderick Grammar Booster 1 –электронное учебное пособие (New Editions

   изд.English Language Teaching 2002)

  6.Ресурсы сети Интернет: www.longman.com

Учебный план, 7-8 класс

Тема

Количество

часов

Формы

контроля

1

Ознакомление с форматом олимпиады

1

2

Стратегии подготовки к разделу «Listening»

1

3

Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания

1

текущий

4

Работа с тестовыми заданиями на извлечение запрашиваемой информации

1

текущий

5

Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прослушанного

1

текущий

6

Выполнение теста по аудированию

1

промежуточный

7

Стратегии подготовки к разделу «Reading»

1

8

Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания

1

текущий

9

Работа с тестовыми заданиями на понимание структурно-смысловых связей

1

текущий

10

Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прочитанного

1

текущий

11

Выполнение теста по чтению

1

промежуточный

12

Стратегии подготовки к разделу «Use of English»

1

13

Личные и неличные формы глагола, видовременные формы глагола

1

14

Страдательный залог

1

15

Степени сравнения прилагательных и наречий

1

16

Множественное число существительных

1

17

Порядковые числительные

1

18

Работа с тестовыми заданиями по грамматике

1

текущий

19

Работа с тестовыми заданиями по словообразованию

1

текущий

20

Устойчивые словосочетания, фразовые глаголы, идиоматические выражения

1

21

Способы управления в предложении (предлоги), способы сочинения и подчинения (союзы)

1

22

Работа с тестовыми заданиями по лексической сочетаемости единиц

1

текущий

23

Выполнение лексико-грамматического теста

1

промежуточный

24

Стратегии подготовки к разделу «Writing», письмо личного характера

1

25

Мини-практикум по написанию письма личного характера

1

текущий

26

Написание сочинения-выражения собственного мнения

1

текущий

27

Мини-практикум по выполнению заданий письменной части

1

промежуточный

28

Стратегии подготовки к разделу «Speaking», речевые клише

1

29

Диалог с целью обмена информацией

1

30

Тематика монологического высказывания

1

31

Мини-практикум по выполнению заданий устной части

1

промежуточный

32

Мини-практикум по выполнению заданий устной части

1

промежуточный

33

Пробный тест в формате олимпиады

1

итоговый

34

Пробный тест в формате олимпиады

1

итоговый

Итого

34

Список литературы

1.Английский язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2. Авторы-составители: С.Г.Тер-Минасова и др. – Москва, Просвещение, 2009.

2.State Exam Maximiser (Английский язык. Подготовка к экзаменам)/Соловова Е.Н., Солокова И.Е. – England: Pearson Education Limited, 2008.

3.Клековкина Е., Манн М., Тейлор-Ноулз С. Сборник тестов для подготовки к единому государственному экзамену по английскому языку./Оксфорд: Макмиллан, 2009. – 247 с.

4.Создание программ к элективным курсам по английскому языку – принципы и практика/Конобеев А.В., учебно-методический журнал “Английский язык в школе”, №2-2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

Программа элективного курса профильной подготовки учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография" (34 часа)

«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с ц...

Подготовка учащихся к предметной олимпиаде

Из опыта работы с одаренными детьми. Выступление на окружном семенаре учителей технологии ЮЗАО...

Программа элективного курса профильной подготовки по английскому языку для учащихся 10 и 11 классов "Технический английский"

Программа данного курса по английскому языку базируется на изучении и освоении лексики научно-популярных и общетехнических текстов, соответствующих уровню школьной программы для 10 и 11 классов. Это п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по биологии

laquo;РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ  В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ» на 2018 - 2019   учебный год...

Повар. Программа элективного курса предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных школ

Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Ермаковой В.И. «Основы кулинарии»/ М.: Просвещение, 2002г.Данная программа ориентирована на использование у...

Рекомендации по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам

На что стоит обратить внимание учащихся и педагогов-наставников при подотовке к олимпиадам и конкурсам по географии?...