Эссе. О будущем.
статья на тему

Курганская Людмила Михайловна

Значение роли трудового обучения в коррекционной школе  в новых социально -экономических условиях. "Нет ничего важнее, чем научить детей работать".  И.Кант.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razmyshlenie_o_budushchem.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ.

О БУДУЩЕМ.

«Рано овладела мною благородная решимость посвятить себя на служение Отечеству моему.  Долго странные мечты волновали неопытный ум, но наконец, остановился я на звании ПЕДАГОГА. Размышляя об этом звании, я почувствовал в себе и способность, и желание, и терпение – все, что нужно для этого трудного дела…»      Н.А.Добролюбов

Великая миссия учителя – это служение на благо Отечеству. Учителю доверяют самое дорогое – будущее страны. И, чтобы оправдать это доверие педагог сам должен учиться всю жизнь, «навечно вызванный к доске» - так говорят о нем в народе.  Школа не существует изолированно от социальных и педагогических процессов, протекающих в обществе. Коррекционная школа особенно чувствительна к многочисленным воздействиям извне. Для качественного обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья требуются особые коррекционные методики, индивидуальные программы, специальные учебники и специальные условия. Мы не выполняем социальный заказ общества, не выпускаем интеллектуальную элиту, мы обучаем и воспитываем больных, бесприютных, агрессивных детей, нуждающихся в специальной помощи. И  мы глубоко убеждены в том, что учить можно и нужно всех детей без исключения. Для большинства наших детей школа – это дом добра, любви и надежды. В школе их всегда ждут, кроме уроков, учащиеся посещают кружки, участвуют в подготовке и проведении школьных, городских и республиканских  мероприятиях. Окончив  школу, наши дети страшатся реальной жизни. Как дальше жить? Чем заниматься? Где учиться или работать? Вот вопросы, на которые трудно найти ответ. Это проблемы жизнеобеспечения лиц с особыми возможностями здоровья. Складывающиеся в обществе социально – экономические условия обостряют эту проблему и придают ей особую актуальность. Зачастую семья не может быть опорой, а общество не готово обеспечить жизнедеятельность таких детей, законодательно защитить их.

Проблема социально -  трудовой адаптации детей с ОВЗ имеет особую общественную значимость в период новых экономических отношений. Необходимо не просто обучить определенной профессии – швейному делу, столярному, слесарному, нужна программа с более широким спектром профессий доступных, востребованных в данном регионе и перспективных в плане  переориентации на индивидуальную трудовую деятельность или частное предпринимательство. Весь процесс обучения и воспитания в коррекционной школе должен стать стимулом  к началу трудовой деятельности. Основная направленность специальной школы – это практическая подготовка к жизни – научить зарабатывать деньги своим трудом. Переход к рыночной экономике предъявляет повышенные требования к уровню квалификации и профессиональной мобильности работников всех сфер экономики. Очевидно, что  трудовая подготовка в школе  детей с  ОВЗ не отвечает возросшим требованиям  к трудовой активности и  профессионализму.  На решение проблем трудовой адаптации и  интеграции детей с нарушениями интеллекта направлено обновление содержания, форм и методов обучения. В школе дополнительно введены новые профили в рамках школьного компонента и часов технологии – это «Парикмахерское дело», «Вязание», «Цветоводство», «Валяние  текстильных изделий из шерсти», «Рабочие профессии».  Основные идеи профессиональной направленности трудового обучения: формирование технологических знаний и умений; формирование навыков самостоятельного выполнения работ; формирование свойств личности, необходимых в трудовой деятельности: предприимчивости, ответственности, честности, толерантности; формирование навыков культуры труда и ценностных ориентаций личности. Успех и эффективность реализации этих идей напрямую зависит от уровня квалификации, профессионализма и грамотной организации  учебного  и трудового процесса, основанного на глубоком знании психологии детей с особыми познавательными потребностями. Применяя личностно – ориентированные технологии, дифференцированный подход, в атмосфере психолого – педагогической поддержки достигаются цели коррекционного обучения.

И все же, главная цель школы – воспитание. По словам Д.С.Лихачева: «Образование  должно быть подчинено воспитанию. Воспитание – это в первую очередь, прививка нравственности и создание у учащихся навыков жизни в нравственной атмосфере». Будущее трудоустройство и социализация  детей с ОВЗ зависит не только от возможностей школы и готовности общества принять их, но в большей степени от поддержки семьи. Воспитание коммуникативных навыков, адекватной самооценки, развитие гибкости психических функций, экономического мышления, готовности к труду – это результат совместной деятельности семьи и школы.  Воспитание и обучение служат одной цели – научить ребенка, как ему жить в будущем. Нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность каждого и общества в целом. Поэтому  введение «Национально – регионального компонента» в школьную программу продиктовано временем и  направлено на решение нравственных проблем: обеспечение преемственности поколений, способности понимать окружающих людей, уважать другие культуры, хранить традиции.

Как известно, творческие способности, данные от природы, случаются редко, особенно у детей со сниженным интеллектом.  Творческий процесс - чрезвычайно  сложное и необъяснимое явление.  Но учить творить, создавать, активизировать и развивать творческое воображение можно.
Лучших результатов можно достигнуть, применяя метод аналогии - создание похожего образа.
 В коррекционной работе по развитию творчества акцент нужно ставить не столько на развитие пространственного воображения, сколько на обучение творчески работать с отделочными материалами, создавать современные изделия ручной работы, совершенствовать то, что уже придумали другие. Также очень важно для активизации творческой деятельности, чтобы изделия, которые предлагаются для изготовления на уроках, не были морально устаревшими, чтобы они соответствовали моде и имели практическую направленность.  В итоге лучшие творческие проекты учащихся 10-11 классов с уроков по «Национально – региональному компоненту» были представлены на конкурсе по «Технологии», наравне с учащимися  общеобразовательных школ. Проект  «Достояние Республики» по валянию текстильных изделий из шерсти был удостоен Диплома первой степени «За высокое качество изделий, верность национальным традициям  и возрождение традиционных ремесел».  Участие в выставках, конкурсах, проектах оттачивает  умения и навыки – это реальный путь к самосовершенствованию, к мастерству, путь включения в активную трудовую деятельность. В достижения учащихся с ОВЗ  вложен большой труд учителя, часть его души.  Даже самые небольшие успехи приносят  огромную радость и понимание того , «Что нет ничего важнее, чем научить детей работать»  И.Кант.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе: "Воспитатель будущего -кто он?"

Кто такой воспитатель......

Эссе - Светлое будущее городов

СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ ГОРОДОВ   Одно из достижений 21 века - улучшение городских ландшафтов.   Горожане все чаще участвуют в улучшении облика города.   Они решают, что н...

Эссе "Учитель будущего"

Учитель будущего - стоит ли пытатьсяПроникнуться идеей сей сполна,Дерзнуть и опрометчиво умчатьсяВперед в далекие грядущие века.В те времена, когда за партойНе нужно будет восседать.А знания, как тако...

ЭССЕ "Учитель будущего"

Рассуждения на тему "Учитель будущего"....

Эссе "Учитель будущего"

Эссе "Учитель будущего"...

Эссе "Учитель будущего - кто он?"

Эссе на тему "Учитель будущего - кто он?"...

Эссе "Педагог будущего"

Педагог будущего…. В этих словах скрывается, какая-то тайна. Какой он, педагог будущего? Какими качествами и навыками должен обладать для достижения идеальных успехов в своем труде? В идеальном...