Творческий отчёт «Применение ИКТ на уроках истории обществознания, как средство формирования ключевых компетентностей школьников и создание электронных учебных пособий».
материал по теме
Творческий отчёт по реализации темы по самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchet.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рогова Марина Александровна
Творческий отчёт по реализации темы по самообразованию: «Применение ИКТ на уроках истории обществознания, как средство формирования ключевых компетентностей школьников и создание электронных учебных пособий».
Актуальность и перспективность. Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: - использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей; - использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития; - использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса; - ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.
Авторы: Бурмакин В.Ф. «Оценка компетентности школьников в области использования ИКТ компетентности школьников для регионов»; Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе эффективного управления»; Бубнов В.А., Жданов С.А., Козлов О.А., Кузнецов А.А, Роберт И.В. – разработали методологию информатизации образования и использование ИКТ на уроках.
Цель: создание организационно-педагогических условий формирования ключевых компетенций учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ.
Задачи:
- Изучить литературу и опыт формирования ключевых компетенций учащихся с использованием ИКТ на уроках;
- Разработать (создание) учебно-методического сопровождения урока с использованием ИКТ;
- повысить мотивацию изучения истории и обществознания и качество обученности учащихся.
Гипотеза: если будут созданы организационно-педагогические условия формирования ключевых компетенций учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ, то повысится мотивация и качество обученности учащихся.
Предполагаемый результат:
- повышена мотивация учащихся к изучению обществоведческих предметов;
- качественно подготовлены учащиеся к итоговой аттестации;
- разработаны электронные учебные пособия по истории и обществознанию;
Условия формирования опыта: На формирование моего опыта по использованию ИКТ, в процессе преподавания истории и обществознания оказали влияние следующие факторы:
1. За последние годы произошло коренное изменение роли компьютерной техники в образовательном процессе. Одной из закономерностей развития образования является полная информатизация учебного пространства. Первые шаги к информатизации процесса обучения были сделаны в 90-е годы, когда в школах стали появляться компьютеры. Это были единичные машины, которые служили в большей степени, «наглядными пособиями» для учителей и учащихся. Сейчас в нашей школе произошло существенное укрепление материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения. В школе появились мультимедийные проекторы, экраны, новые компьютеры, интерактивные доски, Интернет. «Использование ИКТ» стало ведущей методической темой почти всех методических структур. Передо мной встала необходимость научиться работать на этом оборудовании и применять его в учебном процессе. Личный компьютер у меня был давно, но на уроках использовать ИКТ так часто, как того хотела, я не имею возможности. На данный момент я не могу сказать, что я владею всем этим в совершенстве, но, тем не менее, я не собираюсь стоять на месте и уже имею определённые положительные результаты.
Изучение методической литературы:
- Предметно-содержательные журналы «Современный урок» за 2007-2010 год.
- Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания посредством внедрения ИКТ (из опыта экспериментальной работы). И.Н.Черкасова, К.А. Кипа. Интерактивное образование. Электронная газета. № 12-13, октябрь 2007 г.
- Информатизация общего среднего образования: научно-методическое пособие. Под редакцией Д.Ш. Матроса
- М.: Педагогическое общество России, 2004 г.
- Женина Л.В., Маткин А.А. История.
- Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении. Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004 г.- №3.- с.29-39.
- Интернет в гуманитарном образовании. Под редакцией Полат Е.С. М., Владос, 2001 г., с. 169.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003 год и другие источники.
Научно-правовая база.
При использовании ИКТ в процессе обучения истории, обществознания и в процессе воспитания я руководствуюсь следующими нормативными документами и материалами:
1. Концепция проекта федерального закона «Об образовании в РФ» (июнь 2009 года). В этом документе говорится о том, что необходимо «…создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование…».
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (январь 2010 года), в которой говорится следующее: «…В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем…». «…Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего…».
3. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», (октябрь 2002 года). В этом документе говорится о том, что «…В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов – человеческих, информационных, материальных…».
Адресность опыта: Данный опыт рекомендуется использовать учителям истории и обществознания со средним уровнем владения ИКТ. Опыт можно использовать при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках истории и обществознания в среднем и старшем звеньях. Кроме того, его можно использовать при работе в группах: со слабыми учащимися (для отработки элементарных знаний), с сильными учащимися (при подготовке к школьным олимпиадам). Данный опыт может использоваться и во внеклассной работе, при проведении классных часов.
Трудоёмкость опыта. Трудоёмкость данного опыта для меня, как для пользователя, заключается в следующем:
1. В классе находится только один компьютер, что не даёт возможности максимально индивидуализировать процесс обучения.
2. Компьютер не подключен к сети Интернет, что затрудняет доступ к информации непосредственно на уроке, если возникает такая необходимость.
3. Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу детей. Ответственные ученики в этом случае вынуждены работать на компьютере в школе или обращаются за помощью к своим друзьям, что требует больше времени.
4. У учителя не всегда достаточно времени для качественной подготовки к уроку с применением ИКТ, особенно при большой нагрузке.
5. В отдельных моментах трудность составляет недостаточная компьютерная грамотность учителя.
6. На составление презентаций уходит много времени. Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете не всегда возможно, т.к. они не всегда полностью соответствуют целям и задачам моего урока, учебным возможностям детей. Презентацию предварительно необходимо просмотреть, убрать ненужное, что-то добавить, проверить, чтоб она работала на школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных затрат.
Трудоемкость для учителей, которые будут использовать мой опыт, возможно, будет заключаться в следующем:
1. Учитель должен иметь компьютер дома.
2. Учитель должен владеть элементарной компьютерной грамотностью.
3. Компьютер учителя должен иметь выход в Интернет.
4. Учитель должен уметь находить необходимую информацию в Интернете.
5. Учитель должен уметь установить диск или программу на компьютер и быстро находить на нем нужную информацию, чтобы не затрачивать на это много времени.
6. Учитель должен уметь сам составлять презентации.
Когда учителя активнее начинают использовать информационные технологии в процессе обучения, они нередко забывают, что эффективным в этом случае является только деятельностный подход. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос: чем эффективнее будет использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным – это более эффективный подход, его следует использовать. Многие учителя, научившись создавать электронные презентации, начинают их применять достаточно часто. Наблюдается следующий факт: презентации, перегруженные наглядно-иллюстративным материалом, снижают эффективность его усвоения. Таким образом, мы видим, что наряду с многочисленными преимуществами использование информационных технологий в процессе обучения может иметь противоречия и своего рода недостатки, если не учитывать их особенности и требования к использованию. Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации. Главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. Не стоит проводить уроки с применением ЦОР постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе. Также стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер «зависает», электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть «план Б», «путь к отступлению» к обычным и привычным средствам обучения: доска, мел, и до боли знакомая и родная старенькая карта, которая, как лучший друг, никогда не подведёт.
Технология опыта:
1. В процессе обучения истории и обществознанию я использую цифровые образовательные ресурсы, в частности, компьютерные учебники.
1. История Росси с древнейших времён до XVI века (VI класс).
2. История России XVII-XVIII век (VII класс).
3. История России XIX века (VIII класс).
4. Россия в конце XIX-начале XX века(IX класс).
5. Готовимся к ЕГЭ по истории.
6. Готовимся к ЕГЭ по обществознанию.
7.История России 20 век. (1900-1918).
Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука (музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями (редкие фотографии, плакаты, картины, рисунки, схемы, диаграммы); кинохрониками, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. Кроме того, данные программы содержат удобную полнотекстовую поисковую систему, позволяющую использовать её в качестве энциклопедии. Очень важно то, что они сделаны именно для тех учебников, по которым я работаю. Темы учебника полностью совпадают с материалом на диске, что существенно облегчает работу по моему предмету. Очень удобно изучать, повторять и закреплять учебный материал по истории России, так как он содержит сведения обо всех основных событиях истории, подборку интерактивных карт, презентаций, схем, иллюстраций и контрольно-проверочных тестов.
Преимущества компьютерных учебников заключается в следующем:
1. Яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает учебный процесс разнообразным, нескучным.
2. Учебный материал излагается в доступной форме.
3. Анимированные схемы и презентации помогают лучше разобраться в большом объёме исторической информации, изучить отдельные аспекты истории в наглядной форме, что способствует и лучшему запоминанию.
4. Интерактивные карты иллюстрируют новый материал и позволяют зримо увидеть исторические и географические особенности стран.
5. Подборка интерактивных тестов даёт возможность проверить знания учащихся на основе объективной автоматизированной оценки.
Кроме того, большую ценность представляет работа с персоналиями, документами, историческими источниками. На школьных олимпиадах есть вопросы, включающие сведения о государственных, общественных и культурных деятелях. Этот материал не всегда есть в нужном объеме даже в районной библиотеке. Данная проблема решается в этом случае очень просто: электронный учебник предоставляет нам фотографии, портреты, картины, архитектурные сооружения, музыкальные произведения и т.д. Работать с источником, извлекать из него информацию, анализировать его приходится не только на олимпиадах, но и при подготовке к ЕГЭ. Четыре задания блока «С» направлены именно на это. Причем, на уроке отпадает необходимость обеспечивать документом индивидуально каждого ученика, достаточно вывести его на экран. Уроки истории играют огромную роль в патриотическом воспитании учащихся. И здесь на помощь снова приходят ИКТ. Достаточно было на уроке, посвященном окончанию Великой Отечественной войны, показать видеоролик о возвращении с фронта солдат, их встречу с родными, близкими под «Марш славянки», как на глазах детей появились слёзы… И больше не надо было никаких слов: очень яркое, эмоциональное завершение урока. Я уверена, что такое запомнится надолго. Ученики 9 класса уже после урока просили ещё раз повторить песни времён Великой Отечественной войны… Так на уроке воспитывается любовь к родине, гордость за свой народ, формируется чувство национального самосознания, сопричастности ко всему, что происходило в твоей стране. Немалую ценность представляют и видео ролики с выступлениями руководителей государства, эпизоды из жизни людей того или иного времени. Таким образом я не только достигаю образовательных целей, поддерживаю мотивацию к получению знаний, но и одновременно участвую в развитии, становлении личности. Я считаю, что такая форма урока очень плодотворна и достаточно эффективна. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют заинтересовать, вовлечь в учебный процесс даже самого слабого ученика.
2. Очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала презентации. Презентация составляется в той форме, которая кажется учителю наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу. В моём распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег и собственные. Мною составлены презентации по следующим темам:
История России:
1. Монголо- татарское нашествие на Русь.
2. Основные направления внутренней политики Ивана IV.
3. Крестовые походы.
4. Столетняя война.
5. Эпоха Просвещения. (3 урока)
6. Олимпийские игры.
7. Реформы Александра II.
Данные презентации используются при изучении и закреплении нового материала.
Обществознание:
1. Проблемы современного человечества (используется при изучении нового материала).
2. Политическая сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем уроке по данной теме).
3. Экономическая сфера жизни общества (используется на повторительно- обобщающем уроке по данной теме).
4. Социальная сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем уроке по данной теме).
5. Духовная сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем уроке по данной теме).
История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее загадки помогают первоисточники. Раньше для этой цели я использовала письменные источники, которые изучала сама, а потом излагала кратко учащимся. Сейчас эта задача решается намного проще и интереснее. В моём распоряжении есть видеотека научно-популярных, исследовательских фильмов по наиболее интересным событиям истории. Фильмы и ролики я нашла в Интернете, наиболее значимые и подходящие к урокам записала на диски, и теперь они очень мне помогают. Все фильмы объединены по темам:
1. Русь периода феодальной раздробленности.
2. Эпоха Ивана IV.
3. Отечественная война 1812 года.
4. Эпоха Александра I.
5. Первая русская революция.
6. Советско-финская война.
7. Великая Отечественная война и др.
Одним из основных направлений в деятельности учителя является подготовка учащихся к итоговой аттестации. И здесь мне помогает компьютер. Жаль, что у меня в классе его нет. Во время проверки домашнего задания в 9-11 классах один ученик всегда может работать на компьютере с программой «Готовимся к ЕГЭ». Данная программа содержит весь материал, необходимый для подготовки к ЕГЭ. Гипертекстовые ссылки и инструменты поиска помогают лучше ориентироваться в материале. Специальные интерактивные тренажёры позволяют развить навыки подготовки к экзамену в тестовой форме. Программа комментирует действия ученика, выдаёт подсказки и ссылки на справочник в случае неверного ответа. В режиме зачёта учащиеся выполняют экзаменационные задания на время. Форма и содержание тестов, а также критерии оценивания соответствуют нормативным документам ЕГЭ. Журнал пользователя фиксирует результаты всех попыток по всем зачётам. В дневнике отображается текущее задание по курсу. Программа формирует его самостоятельно в зависимости от результатов предыдущего зачёта. Кроме того, информационно-коммуникативные технологии помогают при проведении внеклассных мероприятий. Например, можно показать детям фильм на определённую тему и обсудить его, можно сделать презентацию к тематическому классному часу. При подготовке к различным праздникам тоже помогают компьютерные технологии и ресурсы Интернета. Большую помощь оказывает мне копировальная техника, которая позволяет распечатать задания, карточки, раздаточный материал. На данный момент я использую ИКТ в таком объеме и на таком уровне, который обеспечивают мне полученные знания, умения и навыки и имеющаяся в кабинете техника. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду совершенствовать свою работу в этом направлении.
Результативность опыта.
Использование ИКТ в процессе обучении позволило мне:
- Значительно повысить мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие, их уровень обученности и качество знаний.
История:
- 2007-2008 г. – абсолютная успеваемость - 100%, качественная успеваемость - 72%;
- 2008-2009 г. - абсолютная успеваемость - 100%, качественная успеваемость - 48%;
- 2009-2010 г. – абсолютная успеваемость 100%, качественная успеваемость - 65%.
Обществознание:
- 2007-2008 г. - абсолютная успеваемость - 100%, качественная успеваемость – 79%;
- 2008-2009 г. - абсолютная успеваемость – 95%, качественная успеваемость - 50%.
- 2009-2010 г. – абсолютная успеваемость 100%, качественная успеваемость – 62%.
- Более качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации. Результаты последней итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ по истории
Годы:2009-2010
Количество сдававших: 2
Качество знаний:100%
Качество знаний по району:
Рейтинг :
ЕГЭ по обществознанию.
Годы: 2009-2010
Количество сдававших: 11
Качество знаний: 100%
Качество по району
- Достичь высоких результатов в олимпиадах школьного уровня:
2008-2009г. – обществознание:
Файрузова Елена (9 класс) – 1 место,
Семёнова Евгения (9 класс) – 2 место,
Коняева Валерия (9 класс) – 3 место.
2009-2010г. - история:
Гиниятуллин М (1 место),
Яблокова А.(2 место),
ХайдаровВ (3 место).
Участие учеников в Международном конкурсе «Золотое руно» в 2008-2009гг:
Мамаева Айна (5 класс) – 1 место,
Мамаева Зарема (9 класс) – 1 место;
Кудря Евгений (5 класс) – 2 место;
Мухутдинова Алина (9 класс) – 2 место;
Яблокова Анастасия (5 класс) – 3 место;
Джумабаева Шохиста (9 класс) – 3 место
Олимпиада школьного уровня 2010-2011г.
История:
Васильев Кирилл (5 класс)- 1 место; Зинченко Влад (5 класс)-1 место;
Шаламай Никита (5 класс)- 2 место;
Обществознание:
Свечинская кристина (7 класс)- 1 место; Соколова оксана (7 класс)-2 место;
Степанов Максим (6 класс)- 2 место; Яблокова Настя (7 класс)- 3 место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках трудового обучения как средство формирования ключевых компетентностей учащихся с ОВЗ.
Актуальность у значительной части умственно отсталых обучающихся наблюдается отсутствие или преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс ...
Педагогический проект «Внеклассная работа как средство формирования ключевых компетентностей школьника»
Педагогический проект «Внеклассная работа как средство формирования ключевых компетентностей школьника»Цель проекта-создать эффективную модель внеурочной деятельности учащихся для развития...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН экспериментальной работы в рамках ГЭП «Лингвистический компонент обучения и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников» на 2010/2011 учебный год
Индивидуальный план...
Мастер-класс: «Мини-проекты на уроках естественного цикла как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»
Мастер-класс учителя географии и биологии, который демонстрирует методы использования мини-проектов на уроке и во внеурочной деятельности....