ИГРА КАК ФОРМА ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ
статья по теме

Из многообразия трактовок «личностно-ориентированная ситуация»,  хочу выделить  ситуацию, где идет упор на своеобразнуюигру, смысл которой не в достижении цели, как у «дела», а в свободном выражении своих творческих сил, в возможности познавать и решать практические задачи «играючи», освободившись от утилитарных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА  КАК ФОРМА ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ

Организация обучения на основе личностно ориентированного подхода означает, что все методические решения учителя должны преломляться через призму личности обучаемого - его потребностей, интересов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально- психологических особенностей. Способом организации такого обучения можно считать личностно ориентированную ситуацию., поскольку она является средством достижения педагогических целей, актом взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Из многообразия трактовок «личностно-ориентированная ситуация»,  хочу выделить  ситуацию, где идет упор на своеобразную игру, смысл которой не в достижении цели, как у «дела», а в свободном выражении своих творческих сил, в возможности познавать и решать практические задачи «играючи», освободившись от утилитарных целей. Именно так возникает «возможность необъектного отношения к другому». Игра  является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшегопоколения к младшему. С ее помощью можно моделировать жизненные иучебные ситуации и сосредотачивать игровые действия вокруг реальныхпроблем и отношений. В процессе игры учащиеся используют, прежде всего,свой личный опыт, а так же свои представления об опыте разыгрываемого героя, то есть через подражание формируется своеобразная цепочка действий, воспроизводящая опыт взрослых. В ходе игры учащиеся не копируют точно взрослых, а, подражая им, действуют по-своему. Включение мною игры в учебный процесс обучения математики в 5-7 классах заметно повышает интерес учащихся к математике, создает ситуации, наполненный эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. В игре осуществляется личностное становление учащихся.

 В своей педагогической работе я обращаюсь к играм на уроках-путешествиях, уроках-лабиринтах, уроках-сказках, КВНах  и т.д, а так же на различных этапах традиционных классических уроков: при закреплении нового материала, повторении и обобщении раннее изученного. Такие игры как «Назови число», «Считай», «Считай – не зевай!», «Найди число», «Ай, да я» способствуют формированию у детей вычислительных навыков, развитию логического мышления.Данная технология, на мой взгляд, создает особый тип взаимоотношений между учителем и учащимися – партнерский. Конечный успех любой игры зависит от ее организации. Во втором звене (8-9кл) акцентирую внимание на технологию дифференцированного подхода обучения математике. Проблема дифференцированного подхода не является новой для современной школы. Однако выдвижение и развитие концептуальной идеи планирования обязательных результатов обучения позволило подойти к этой проблеме с новых позиций. Принципиальное отличие нового подхода состоит в том, что перед различными категориями учащихся ставятся различные цели: одни ученики должны достичь определенного объективно-условленного уровня математической подготовки, называемого базовым, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие хорошими математическими способностями должны добиться более высоких результатов. В соответствии с этим в классе выделяю две группы учащихся:

группу базового уровня; группу повышенного уровня.

При этом стараюсь создавать условия для учащихся, чтобы они могли успешно действовать в ситуации выбора, например, при выполнении самостоятельной работы . Конечно, состав группы не может быть застывшим, любой ученик из группы базового уровня может перейти в группу повышенного уровня, если он хорошо усвоит материал, и будет свободно выполнять задания, соответствующие обязательным результатам обучения. С другой стороны,ученик из группы повышенного уровня может быть переведен в группу базового уровня, если он имеет пробелы в знаниях или не справляется с темпом продвижения группы.Дифференцированный подход стараюсь осуществлять на определенных этапах урока. Так, например, на этапе введения нового материала (понятия, свойства, алгоритма), работаю со всем классом без деления его на группы. Но, после того, как несколько упражнений выполнено на доске, предлагаю учащимся приступить к дифференцированной самостоятельной работе, ее особенность состоит в том, что группа базового уровня и группа повышенного уровня получают задание, различающиеся не только содержанием, но и формой их подачи .Индивидуальная работа с учащимися, на мой взгляд – трудоемкое но, в конце концов, результативное занятие. Эта работа опирается на дифференцированный подход к учащимся. Поэтому я, прежде всего, выясняю индивидуальные способности каждого ученика, а затем уже приступаю к разработке различных вариантов индивидуальной и коллективной работы на уроке. При этом обязательно учитываю уровень знаний, умений и навыков каждого учащегося. Для самостоятельной работы учащихся я использую дидактический материал, карточки-задания, содержащие различные варианты, с тем, чтобы каждый учащийся выполнял свое индивидуальное задание. Карточки-задания для практической работы по возможности стараюсь пользовать на каждом уроке.  аттестации в новой форме. Составляя самостоятельно варианты контрольных работ в новой форме .С точки зрения классической 

Личностно ориентированная ситуация – один из центральных моментов личностно ориентированного урока, механизм ее реализации. И она рассчитана на то, чтобы затронуть личностные структуры сознания, личностный опыт школьника, поэтому в рамках личностно ориентированной ситуации предлагаются вопросы и задания, обращенные к ученику лично, к его актуальным интересам. Она помогает так преобразовать процесс обучения, чтобы изучение учебного предмета не превратилось в зубрежку, а поставило школьника в новые условия, требующие от него такого поведения, которое обеспечило бы его личностный рост.

Отсюда, игра получает функции одной из основных педагогических технологий. Она становится ценна не только своей мотивацией, но и творческим, партнерским состоянием личности, ценна как средство достижения свободы творчества ее участников, как познавательные действия  включаются в контекст социально или личностно значимой ситуации. Ниже приведен пример игры, используемой в опыте работы на уроках математики

Учитель: Свинцицкая Н.Ю  МОУ «СОШ №50», г. Саратова

Предмет: математика

Учебный план-6 часов в неделю

Класс:5 «в»,8.12.09

Тема: «Порядок выполнения действий».

Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний с дидактической игрой «крестики – нолики »

Класс сформирован из учащихся со средними способностями к математике

Цели урока: дидактическая: обобщить и систематизировать материал по данной теме, провести связь между теорией и практикой

Развивающая: провести диагностику усвоения системы знаний умений и навыков и их применения к практическим заданиям стандартного уровня

Воспитательная: содействовать рациональной организации труда,  воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать творческие способности  и самостоятельность, организованность, выработать умение отстаивать свою позицию при

выступлении

Этапы урока и их содержание

Время

 Деятельность          учителя

Деятельность учащихся

I Организационный этап

1

организационная

Сообщают об отсутствующих

II Постановка цели:Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем знания умения и навыки по теме « Порядок выполнения действий» и сделаем это при помощи игры «Крестики – нолики»

3

Сообщает тему урока дату проведения урока цель урока и правила игры (Приложение 1)

Записывают в тетрадь

IIIПроверка домашнего задания

На дом было предложено  решить

№716(а, в, д, ж ) ,№715.

a) 2,56*0, 44*2, 25 ; в) 8,4:21/3 ;

    3, 2*0, 12*0, 6

д)11,7:1 6/7;  

ж)124/5*33/4-44/11*41/8

     112/3:7/18

Задача. В книге 240 страниц. В субботу мальчик прочитал  7, 5% всей книги, а в воскресенье- на 12 страниц больше. Сколько страниц ему осталосьпрочитать?

Вопросы: Какие действия называются действиями I и II ступени? В каком порядке выполняются действия в выражениях без скобок,если в него входят скобки и действия одной и той же ступени  ? Если присутствуют все действия и все ступени? Сформулируйте распределительное свойство относительно сложения и вычитания. Как найти неизвестный множитель?

Как найти неизвестный делитель? Как найти неизвестное делимое? Как найти неизвестное вычитаемое и уменьшаемое?

5

Вызывает  по желанию 2 человека к доске

(Приложение №2)

Проводит фронтальную беседу по теоретическому материалу приложение№3(открывается первое окошко на экране «Вспомни»)

2 человека работают у доски, остальные принимают активное участие   и вспоминают правила необходимые для решения дробных выражений

IV Игровые действия

1)На экране высвечивается следующая таблица

1Вспомни

4   Т

7SOS

2     !

5Черный ящик

8Сложи

3Реши задачу

6 Письмо из прошлого

9Эрудит

Появляется задание

    «Эрудит»Вставь пропущенное число

I)

13

60

17

 26

14

II)

26

20

14

19

31

2)Задачи Латунь состоит из 2 частей цинка и 3 частей меди. Сколько граммов меди в куске латуни массой 450 г.

 II)Бронза состоит из 3 частей олова и 17 частей меди. Сколько олова в бронзовой детали, если масса детали 660г.

3) «Письмо из прошлого»

(выдается 2 одинаковых письма)

2 человека

Современная десятичная система записи чисел заимствована европейцами у арабов. Поэтому цифры называются «рабскими». Эта система введена  в Европе в 1120 году английским ученым-путешественником  Аделардом.  К 1600 году принята в большинстве стран мира. До сих пор используются римские цифры.  Их использовали 2500 лет тому назад. Запиши римскими цифрами 500 и 1000.

4)»Черный ящик»       Найдите значение выражения

 a)  13*19-2345/35=      

b) (1350/45-15)*(48+77)=

 a) 15*16+1584/18=    

 b) 918+12*27)/(327-156)=                                                                        

5) «Т»Запиши программу вычислений выражения

1)(6944:32-183)*(79+47)

2) (58*64+126):(401-199)

   

6)        «SOS»Решите уравнение

I) 23х-27=2250

II) 18а-5=553

7)Сложи:

4006489365+999000469 =

                                                                 

68677388+5068075009 =      

8)Посчитай

5!=

4!=

30

1)Делит класс на две команды («крестики» и «нолики»), а затем вызывает капитана ноликов к доске (они больше набрали правильных ответов во время опроса)

2)проверяет правильность выполнения задания  «Эрудит» и закрывает окно№9 крестиком, после этого  предлагает открыть следующее окно

3) крестиком закрывает окно №3 и сообщает задание для окна №6 «Письмо из прошлого» (приложение №6)

4)ставит нолик вокне№6 и сообщает задание для окна№5(приложение №7)

5) ставит нолик вокне№5 и сообщает задание для окна№4(приложение №8)

6) ставит крестик вокне№4 и сообщает задание для окна№7(приложение №9)

7)  ставит крестик вокне№7 и сообщает задание для окна№8(приложение№10)

8)объявляет , что победила команда «крестики»и открывает последнее окно  « !»( приложение№11)

Капитан ноликов  выбирает задание 9(«Эрудит»)

Учащиеся работают в парах (приложение №4)

Команда крестики открывает окно №3Реши задачу (Приложение №5)

Два человека работают у доски - выполняют задание, а остальные учащиеся это же задание выполняют в тетрадях

Два уч-ся решают у доски остальные в тетрадях

Два уч-ся решают у доски остальные в тетрадях

По цепочке выходят к доске представители команд и выполняют задание на местах, контролируют процесс

Два уч-ся решают у доски остальные в тетрадях

Учащиеся самостоятельно производят подсчет

VДомашнее задание

(заранее написано на доске)

1)Найти числа близнецы

2)написать письма из прошлого и ответы

3

Поясняет домашнее задание и показывает примеры чисел близнецов

Внимательно слушают домашнее задание и записывают его

VI Подведение итогов

Для того, чтобы грамотно решать нужно хорошо знать теоретический материал и применять его на практике, а для этого нужно проявить внимание трудолюбие сообразительность.

Сегодня на уроке все хорошо поработали и получили оценки

2

Выставляет следующие оценки:10-«5»

               6-«4»

Остальные получат оценки после проверки тетрадей  


                                               

 Приложение       №1

(Правила игры)

Класс разбивается на две команды, которые решают задачи. С помощью жребия выбирается код команды-«крестик» или «нолик». Выигрывает та команда, которая набирает большее количество своих знаков. Команда, которая с очередным заданием справилась быстрее, имеет право выбора следующего конкурса. Непременное условие игры – начинать с конкурса «Вспомни».

 Приложение№2

( домашнее задание)

№647(б, г, е, з.), №645

a) 2,56*0, 44*2, 25=0,64*11*75 =0,8*11*15=0,2*15*11=11; в) 8,4:21/3 =82/5:21/3=42*3=18;

    3, 2*0, 12*0, 6      0,8*3*20            3*4            3                                                    5*7     5

д)11,7:1 6/7=9*7=6, 3;  

                      10  

ж)124/5*33/4-44/11*41/8= 30=1

     112/3:7/18                             30

Задача. В книге 240 страниц. В субботу мальчик прочитал  7, 5% всей книги, а в воскресенье - на 12 страниц больше. Сколько страниц ему осталось прочитать?

Решение.

1)240*0, 075=17( стр.) - прочитал в субботу

2)17+12=29(стр.) - в воскресенье

3)17+29=46(стр.)- прочитал

4)240-46=194(стр.) – осталось прочитать

Ответ. Мальчику осталось прочитать 194 страницы

Приложение№3

Вспомни

 Какие действия называются действиями I и II ступени? В каком порядке выполняются действия в выражениях без скобок,если в него входят скобки и действия одной и той же ступени  ? Если присутствуют все действия и все ступени? Сформулируйте распределительное свойство относительно сложения и вычитания. Как найти неизвестный множитель?

Как найти неизвестный делитель? Как найти неизвестное делимое? Как найти неизвестное вычитаемое и

Приложение№4

«Эрудит»

Вставь пропущенное число

I)

13

60

17

 26

14

II)

26

20

14

19

31

Приложение№5

Реши задачуI)

                                            Приложение№6 («Письмо из прошлого»)

Современная десятичная система записи чисел заимствована европейцами у арабов.Поэтому цифры называются «рабскими». Эта система введена  в Европе в 1120 году английским ученым-путешественником  Аделардом.  К 1600 году принята в большинстве стран мира. До сих пор используются римские цифры.  Их использовали 2500 лет тому назад. Запиши римскими цифрами 500 и 1000.

Приложение№7

(«Черный ящик»)

Найдите значение выражения

                                             a)  13*19-2345/35=      b) (1350/45-15)*(48+77)=

                                             a) 15*16+1584/18=      b) 918+12*27)/(327-156)=                                                                              

Приложение №8

(        «Т»         )

    Запишите программу вычислений  значения выражения

( 6944/32-183)*979+47)

(58*64+126)/(401-199)

Приложение №9

«SOS»Решите уравнение

                                                          I) 23х-27=2250

II) 18а-5=553                                             

Приложение№10

                                                 Сложи:  4006489365+999000469 =

                                                                 68677388+5068075009 =                  

Приложение №11                                                  

Конкурс«!» (Работа в парах)

Возьмите число от 11 до 99.

Прибавьте к нему записанное слева на право исходное число (зеркальное). К результату прибавьте его зеркальное число, например:

39+93=132,132+231=363

Получим число симметричное. Из промежутка от 11 до99 4 числа оказались более упрямы и для получения симметричных чисел потребовалось не одно сложение, не два, а 6!

Сколько это 6!Если число найдено, научи своего соседа выполнять такие задания.

       Рефлексия данного урока-игры заключается в самоанализе успехов и неудач исключительно внутренними причинами школьника.

       Написание текста: «Моя рефлексия урока- игры»:

       1.Что мне удалось на сегодняшнем уроке-игре?

       2.Мои ошибки?

       3.Какие причины стоят за этим?

       4.Что мне требуется понять, осмыслить, чтобы не повторять эти же ошибки на следующих уроках?

Следует отметить, что систематическое введение в учебный процесс игровых форм работы действительно повышает интерес большинства учащихся к обучению и предмету, что в свою очередь приводит к повышению результатов обучения. Что же дает использование в учебном процессе игровых ситуаций самому ученику для его личностного  развития?- новые возможности для самораскрытия; почувствовать себя и стать самим собой;

проявление эмпатии ; свободное выражение своих чувств и принятие чувств других; обогащение моциональной сферы, развитие толерантности; возможность познать «другого»; возможность изучать различные модели поведения;возможность развития самопознания:

а) исследовать собственные чувства. б) вывести из подсознания на сознательный уровень личностные проблемы, в) проанализировать свое восприятие других людей.

Технология создания игровой личностно ориентированной ситуации весьма индивидуальны, и требуют  от учителя высокого уровня «педагогической культуры», наличие жизненного и личностного опыта, способности устанавливать личностно-смысловое общение.

Принимая во внимание тот факт, что личность ребенка успешно развивается, если он воплощает свои знания и умения в различных типах деятельности необходимо гораздо шире использовать возможности игровой деятельности. Именно в данной деятельности ученик непременно сможет найти способ реализовать себя, и при этом не потерять интереса к изучаемому предмету.

Л и т е р а т у р а :

1.Крюкова Е.А.Введение в социально - педагогическое проектирование. Волгоград,1998.- с62.

2.Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.- метод. пособие.-М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,2002.-288с.

  1. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: Монография.-Волгоград:Перемена,1994.-152с.

4.Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения/ Л.В.Загрекова,

В.В.Николина – М.: Высш.шк., 2004. – 157с.

5. Кульневич, С.В. Не совсем обычный урок/ С.В.Кульневич,

Т.П.Лакоценина – Воронеж: издательство «Учитель», 2001. –

176с.

6. Кульневич, С.В. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки/

С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина – Ростов н/Д: издательство

«Учитель», 2006. – 288с.

7. Кулюткина, Ю.Н. Образовательные технологии/ Ю.Н.Кулюткина,

Е.Б.Спасская – С.-Пб.: Каро, 2002. – 152с.

8. Лукьянова, М.И. Методика комплексного анализа и самоанализа

личностно ориентированного урока// Научно-практический

журнал «Завуч». – 2004. - №6. – с.133-146

9. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в

обучении/ С.А.Мухина, А.А.Соловьева – Ростов-на-Дону:

«Феникс», 2004. – 384с.

10. Современное физико-математическое образование: проблемы,

поиски, находки. Хорошавинские чтения. – Белгород, БелГУ, 2004.

– 255с.

11. Степанов, Е.Н. Личностно – ориентированный подход в работе

педагога: разработка и использование/ Е.Н.Степанов – М.: ТЦ

Сфера, 2004. – 128с.

12. Шоган, В.В. Технология личностно ориентированного урока/

В.В.Шоган – Ростов н/Д: издательство «Учитель», 2003. – 160с.

13. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика личностно ориентированных ситуаций на уроках математики

Специфика личностно ориентированных ситуаций на уроках математики...

Методы создания личностно-ориентированной ситуации на уроке

  В свете требований новых ФГОС каждый учитель понимает  необходимость индивидуального, личностно- ориентированного подхода к учащимся, создания индивидуальной траектории развития каж...

Личностно-ориентированные ситуации на уроках математики

Мастерство учителя состоит в том, чтобы складывающуюся ситуацию взаимодействия с учениками на уроке представить и использовать как учебную. Учебные ситуации как элемент педагогической деятельност...

Специфика личностно-ориентированных ситуаций на уроках.

Статья о формах и методах личностно-ориентированного обучения на уроках математики....

Рекомендации: Создание на занятии личностно -ориентированной ситуации

В основе личностно ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного ...

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ НА УРОКЕ СОЗДАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ».

В соответствии с современной государственной образовательной политикой, которая реализуется в стратегии модернизации системы общего образования, основными результатами деятельности общеобразовательных...