«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ НА УРОКЕ СОЗДАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ».
статья на тему
В соответствии с современной государственной образовательной политикой, которая реализуется в стратегии модернизации системы общего образования, основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений должны стать не сами по себе знания, умения, навыки, а набор «ключевых компетентностей» в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно – коммуникативной и др. сферах жизни.
Такой выбор не исключает, а обогащает и модернизирует традиционный для российской школы подход к целям и содержанию общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netrad._metody_doklad.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ НА УРОКЕ СОЗДАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СТУАЦИИ».
Подготовила преподаватель-организатор ОБЖ Чаплыгина Ж.В.
2013 год
В соответствии с современной государственной образовательной политикой, которая реализуется в стратегии модернизации системы общего образования, основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений должны стать не сами по себе знания, умения, навыки, а набор «ключевых компетентностей» в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно – коммуникативной и др. сферах жизни.
Такой выбор не исключает, а обогащает и модернизирует традиционный для российской школы подход к целям и содержанию общего образования.
Одной из главных задач преподавателя ОБЖ является создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и иных проблем, составляющих содержание образования.
В курсе ОБЖ возможно формирование следующих компетенций:
- Ценностно-смысловых:
- Иметь ценностное отношение к здоровью человеческой жизни, проявлять свою гражданскую позицию;
- Владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
- Уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целей и смысловых установок;
- Оценивать своё поведение, черты своего характера, своё физическое и эмоциональное состояние.
- Учебно-познавательных компетенций:
- Ставить цель и организовывать её достижение;
- Самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной деятельности;
- Решать учебно-познавательные проблемы;
- Осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, устанавливать характерные причинно-следственные связи;
- Самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.
- Коммуникативные компетенции:
- Владеть способами взаимодействия с окружающими людьми;
- Выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
- Владеть способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения.
- Информационные компетенции:
- Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, интернетом; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, распространяемую по каналам СМИ.
- Здоровьесберегающие компетенции:
- Иметь опыт ориентации в природной среде;
- Знать и применять правила поведения в ЭС.
- Владеть способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
- Знать и применять правила личной гигиены,
- Уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, вести ЗОЖ,
- Владеть способами оказания первой мед.помощи, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
Так как целью обучения становится не процесс передачи знаний, а достижение обучающимися определённого результата, то содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под планируемый результат. Меняются формы и методы организации занятий- обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, развитие самостоятельности обучающихся и личной ответственности за принятие решений. Формированию тех или иных компетенций способствует применение нетрадиционных методов:
-анализа конкретной ситуации;
-метода решения ситуационных и проблемных задач;
-метода проектов;
-использование ролевых и деловых игр, дискуссионной, групповой работы, проблемного, модульного обучения.
- Метод анализа конкретных ситуаций может быть реализован в форме аналитической работы с текстом. Обучающиеся подбирают статьи из газет или журналов о различных ЧС , происшествиях, оценивают случившееся, дают характеристики, определяют масштаб последствий. Данный метод позволяет формировать умения, отбирать информацию, анализировать ситуацию, оценивать обстановку, выявлять причины происшедшего, прогнозировать последствия, планировать мероприятия, позволяющие предотвращать данную ситуацию.
- Метод решения ситуационных задач способствует развитию умения анализировать ситуацию, принимать правильные решения, адекватно вести себя в экстремальной ситуации, быть психологически готовым к ней. Этот метод закрепляет у обучающихся умения использовать знания в конкретной ситуации. Способы решения ситуационных задач могут быть различны. Например, предлагается проблемная ситуация и несколько правильных действий решения данной ситуации. Обучающимся необходимо выстроить эти действия по порядку очерёдности и важности (прокомментировать ответы). Предлагается проблемная ситуация и несколько вариантов ответов: обучающийся сам определяет выход из сложившейся ситуации.
Формирование коммуникативной компетенции предполагает всё более широкое использование на уроках ОБЖ деловых и ролевых игр, дискуссий, групповой формы организации познавательной деятельности обучающихся.
Задачи личностно-ориентированного обучения могут быть достигнуты в процессе проблемного обучения, поскольку освоение материала происходит в ходе активной поисковой деятельности обучающихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. При этом осуществляется развитие умений решать проблемы на основе использования социального и собственного опыта обучающихся.
- В качестве одной из технологий формирования личностно-ориентированного обучения обучающихся можно использовать метод проектов, который позволяет с наименьшими ресурсными затратами создать «естественную среду» (условия деятельности, максимально приближенные к реальным для формирования компетентностей обучающихся). метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работая в различных коллективах.
Как содержание курса ОБЖ, так и организация процесса обучения способствуют формированию здоровьесберегающей компетентности, важнейшей для сохранения жизни в 21 веке. Эта компетентность позволит выпускникам общеобразовательной школы обеспечить здоровье и безопасность, оценивать и строить свою деятельность с позиций собственной безопасности общества, а, значит, быть личностью безопасного типа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему: "Создание личностно ориентированной образовательной системы, направленной на формирование социально и творчески активной личности".
Материал можно использовать для проведения педсовета....
Методы создания личностно-ориентированной ситуации на уроке
В свете требований новых ФГОС каждый учитель понимает необходимость индивидуального, личностно- ориентированного подхода к учащимся, создания индивидуальной траектории развития каж...
Статья на тему: «Создание личностно ориентированной образовательной среды при обучении предмета технологии с одаренными учащимися.»
Высокий уровень методической подготовки, глубокое знание педагогики и психологии, творческий подход к своей работе позволяют мне строить учебный процесс в соответствии с требованиями государственных о...
«Создание личностно-ориентированных ситуаций на уроках английского языка»
Если школьники хотят овладеть знаниями, то эффективность познавательного процес...
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...
Статья "Личностно-ориентированная учебная ситуация на уроках литературы как средство воспитания
В статье рассматривается личностно-ориентированный подход к обучению на уроках литературы....
Инструменты создания личностно-ориентированной образовательной среды
В предлагаемой методической разработке рассматриваются возможности применения в образовательном процессе таких инструментов коучинга, как шкалирование и колесо баланса, приводятся конкретные при...