Специфика личностно-ориентированных ситуаций на уроках.
статья на тему

Гарбарук Любовь Николаевна

Статья о формах и методах личностно-ориентированного обучения на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stati_lyuba.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика личностно-ориентированных ситуаций

на уроках.

Гарбарук Любовь Николаевна,

преподаватель математики

Одним из направлений моей педагогической деятельности являются применяемые мной формы и методы личностно ориентированного обучения. Для начала хочу объяснить, почему я стала говорить об образовании, а не о просвещении?

Этому есть объяснение: мы стремимся стать открытым образованным обществом, хотим войти в мировое (и в частности) в европейское образовательное пространство. Какими мы войдем в это пространство?

Этот вопрос постоянно задаю себе и я – преподаватель математики и  информатики. Вопрос требует пересмотра и обновления содержания образования. В центре всего должен быть ребенок и его развитие – высшая ценность, цель и смысл педагогической деятельности. Должен измениться стиль отношений между учителем и учеником: учитель перестает быть носителем и транслятором, а превращается в помощника, консультанта, организатора самостоятельной деятельности учащегося.

Создание личностно ориентированной ситуации представляет каждому учащемуся, опираясь на его способности, склонности, субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности. Продемонстрирую на одном из примеров вышесказанное. Учащимся предложено задание: используя векторный графический редактор создать рисунок на произвольную тему, которая для них интересна, актуальна. Каждый ребенок дал название выполненному рисунку.

Обратите внимание, все рисунки, несмотря на их разнообразие о доме, о мире, о природе, о прекрасном.

Работа не заканчивается только созданием рисунка. Учащиеся проводят рефлексию: самоанализ успехов и неудач, размышление о своем внутреннем состоянии. Не всегда самооценка учащихся совпадает с экспертной оценкой преподавателя.

Создание личностно ориентированных ситуаций на уроках – это теперь уже сложившаяся система, а не отдельный эпизод, это скорее правило, чем исключение.

Моя работа началась с корректировки учебных программ, в них указана межпредметная интеграция: по математике - с темами п/о. Вот где всегда положительный результат!

Личностно ориентированная учебная ситуация, конечно же, планируется и целенаправленно создается учителем! Ее содержание определяется характером поставленных педагогических задач (например, ролевые взаимодействия, ситуация успеха, ситуация выбора и т.д.)

Проанализируем работу по теме «Векторы» Цель работы: актуализировать субъектный опыт учащихся, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу и сознание значимости для каждого ученика, обеспечить мотивацию учения.

По окончании темы учащиеся «пишут» творческий отчет, в котором должны быть все определения, действия с векторами. Как правило учащиеся справляются с заданием, большинство работ выполнено учащимися по математике на положительную оценку.

Прокомментируем еще один пример. Выполнение домашнего задания по геометрии. Тема: «Решение задач на нахождение объема шара и площади сферы». Предлагается на выбор несколько номеров, но решение надо оформить в электронном виде. Эта работа демонстрирует межпредметную интеграцию: учащиеся закрепляют навыки работы в текстовом процессоре Word на содержании математических задач.

Обратимся еще к одному примеру, связанному со спецификой личностно ориентированной ситуации. Так на уроках производственного обучения учащиеся закрепляют приобретенные умения и навыки работы в текстовом процессоре Word при наборе правил и формул по темам «Производная и интеграл». Здесь мы видим процесс формирования у учащихся готовности к применению приобретенных ранее знаний в конкретной ситуации. При решении математических задач и выполнении практических работ учащимися уместно используется векторный графический редактор, редактор формул, электронные таблицы Excel. Возможность получить оценки сразу по нескольким предметам является стимулирующим личностным фактором.

Проанализируем выполненную учащимися практическую работу по теме «Элементы симметрии куба». Во всех учебниках по геометрии изображены только три оси симметрии куба. Учащимся сложно представить остальные шесть. На уроке информатики мы можем поправить это, построив остальные оси и наглядно продемонстрировать. Кто-то и здесь проявляет творчество, используя возможности программы PowerPoint и выделил грани и ребра.

Выполненные работы могут служить и методическим, и дидактическим материалом.

Полноценное развитие невозможно без активного участия самого субъекта. Планирование личностно ориентированных ситуаций повышает интерес большинства учащихся к обучению, предмету, что в свою очередь приводит к повышению результатов обучения.

В документах и материалах модернизации образования компетентностный подход провозглашен как одно из важнейших концептуальных положений обновления содержания образования. В этой связи важна не система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций… в интеллектуальной, коммуникационной, информационной и прочих сферах деятельности.

Но следует отметить, что выдвижение этих целей, как новых приоритетов, не означает отказа от традиционных целей Российского образования.

Напротив, они получают новое звучание в рамках компетентностного подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированная модель коммуникации на уроках информатики

личностно-ориентированное обучение, интегрированные уроки...

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Специфика личностно ориентированных ситуаций на уроках математики

Специфика личностно ориентированных ситуаций на уроках математики...

Организация личностно ориентированной деятельности учащихся на уроках физики

Предлагаю учебный материал  для организации личностно ориентированной деятельности учащихся 8 классов на уроках физики.Дифференцирование творческих заданий осуществляется по типам: человек-п...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Статья "Личностно-ориентированная учебная ситуация на уроках литературы как средство воспитания

В статье рассматривается личностно-ориентированный подход к обучению на уроках литературы....