Статья "Формирование культуры межнациональных отношений в поликультурном пространстве"
статья по теме

Статья содержит материалы исследований среди учащихся по вопросам межнациональных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.rar18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Аккочкаровой Зарины Наильевны, учителя истории и обществознания МОУ «СОШ №6» г.Благодарного

Опубликована в сборнике  статей

«Комплексные историко-региональные исследования».

 Ставрополь, 2010.

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

Аннотация.

Данная тема остается одной из наименее разработанных научно-теоретических проблем национальных отношений. Актуальность этой темы все больше усиливается в условиях современной действительности, когда потребность людей в межнациональном общении реализуется на фоне роста социальной напряженности  и нестабильности в обществе. Статья содержит   материалы исследований среди учащихся по вопросам межнациональных отношений, в нее включена также работа ученых СГУ по этнокультурным проблемам.

Ключевые слова: толерантность, межнациональные отношения, этносоциальная сфера, поликультурная среда, полиэтническое общество.

В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе – в расовой дискриминации, преследовании по национальному или религиозному признакам, в нарушении важнейших демократических принципов. Воспитание толерантности, цель которой состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой личности, - первая ступень в длительном процессе развития мировой культуры, требование не допускать в общественных отношениях насилия и принуждения. Только при условии толерантности может быть осуществлено полное раскрытие возможностей и способностей человека и общества, развитие дружественных отношений между разными сообществами.

В реализации идей толерантности очень важна роль образования. Образование и воспитание играют ведущую роль в противодействии нетерпимости на уровне индивидуального сознания, ибо корни нетерпимости уходят в непонимание и страх перед неизвестными – культурами, нациями, религиями, представления о которых формируются в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме. «Толерантность - это то, что делает возможным достижения мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной конференцией ЮНЕСКО в  1945 году. Очень важно формирование в общеобразовательном учреждении установки учащегося на культурный выбор, утверждение возможности исповедать свою национальную, народную культуру, признание права на существование и развитие культуры других народов и этносов. Это связано с тем, что в РФ ряд регионов по национальному и этническому составу очень многообразны. К многонациональным регионам относится и наш Ставропольский край.

Слово «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно. По своей сути, понятия «толерантность» и «терпимость» синонимичны. Хотя в понятие «толерантность» еще входят: сотрудничество, дух партнерства, готовность мириться с чужим мнением. В справочных изданиях термин толерантность определяется как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Проявлять толерантность – значит противодействовать мирными средствами угрозе насилия, бережно относиться ко всему живому на планете, заботясь о будущих поколениях.

Значения термина «толерантность » в разных языках имеет свои оттенки:

Tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственные идеи и мнения;

Tolerance(английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;

Kuan rong(китайский) – позволять принимать, быть по отношению к другим великодушным;

Tolerance (французский) – отношение, при котором не допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

Tasamul’(арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Согласно определению, данному в декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 г. В Париже 185 государствами – членами ЮНЕСКО, включая Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».  

Рост масштабов межэтнического и межкультурного взаимодействия как массового явления – существенная закономерность современного общества. Она обуславливает значимость проблемы культуры межнационального общения, этики и этикета этнического поведения индивидов. Несмотря на всю свою очевидную актуальность, эта тема остается одной из наименее разработанных научно-теоретических проблем национальных отношений. В ходе межнационального общения осуществляется коммуникативный процесс обмена информацией, опытом этносов.  Межнациональное взаимодействие нуждается в контроле. Одной из важнейших форм общественного развития, системы в формировании ценностных ориентаций и даже социального контроля  за деятельностью  личности и общностей в многонациональном, полиэтническом обществе и является культура межнационального общения. Актуальность этой темы все больше усиливается в условиях современной действительности, когда потребность людей в межнациональном общении реализуется на фоне роста социальной напряженности  и нестабильности в обществе. Межнациональные противоречия и конфликты стимулируют осознание необходимости культуры межнационального общения как проблем регулирования поведения людей в сфере межнациональных отношений, средствами не только политико-правового, но и морального, социально – психологического и педагогического воздействия.

Неудачи в межэтническом взаимодействии следует рассматривать не как наличие «непреодолимых» различий между культурами, а как отсутствие знаний и умений. Для этого очень важно организовать приобретение знаний об обычаях, традициях, нормах  других народов, а также способствовать выработке навыков мирного налаживания межэтнических отношений.

Решение этих проблем, как уже было отмечено, связано со сферой образования, которая является частью социальной среды. Мое образовательное учреждение, как и многие другие  учреждения в России имеют многонациональный состав.  Поэтому я считаю, что образовательная среда должна способствовать тому, чтобы каждый ребенок знал историю своего народа, но вместе с тем, уважительно относился к другим культурам.  Необходимо создать и развить полиэтническую образовательную среду, которая является частью образовательной среды в целом. Функцией этой среды является обеспечение взаимопонимания, эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Для этого необходимо создать условия с одной стороны, помогающие становлению этнической идентификации учащихся, а с другой – препятствующие их этнокультурной изоляции. Например, в моих классах  много учащихся цыганской, армянской  национальности, турок, русских, туркмен, татар.  Я, как учитель истории,  организовываю в своих классах Ярмарки солидарности, Фестивали Дружбы, акции «Протяни руку помощи» со сбором  средств в помощь детям Беслана,  детям Северной Осетии. Ежегодно провожу Уроки Памяти «Моя боль Беслан». Традиционными стали часы общения, которые несомненно позволяют детям в тесной обстановке сблизиться, подружиться, учат взаимопониманию и терпимости.

Так, например, в рамках изучения темы «Культура и быт народов России» в 8 классе я провела  внеклассное мероприятие «Мы поем песни разные, но Родина одна».  Дети не остались равнодушными к культуре других народов. Очень эмоционально дети одной национальности исполняли стихи и песни другой.  

Мною была составлена модифицированная программа элективного курса для 8 класса,  направленная на удовлетворение и формирование познавательных потребностей,  творческого потенциала в области интересов, связанных с этнокультурами. В рамках этой программы проводятся Фестивали Дружбы.

В целом образование должно донести до сознания детей, что этнокультурное разнообразие, было, есть и будет. Признание и принятие различий, существующих между представителями различных культур, сегодня можно считать наиболее приемлемой формой межэтнического взаимодействия. Деятельность педагога, осуществляющего образовательный процесс должна проходить только в атмосфере доброжелательности, взаимного доверия.

Среди качеств, необходимых для современного учителя, можно выделить:

 - гуманность, предполагающую уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях;

- рефлективность – понимание особенностей, достоинств и недостатков каждого человека;

- гибкость – выстраивание системы отношений в группе на основе владения всей информацией о составляющих людях;

- самообладание – владение собой, управление эмоциями и поступками;

- вариативность – умение учитывать различные точки зрения на сложившуюся ситуацию и принять адекватное обстоятельствам решение;

- перцепция – умение подмечать, выделять различные свойства людей, отражающие их внутренний мир;

- эмпатия – сопереживания чувствам других людей, способность к эмоциональной оценке событий;

- чувство юмора – умение словом, жестом разрядить напряженную ситуацию, а иногда и посмеяться над своими промашками.[1]

Тема межэтнического взаимодействия рассматривается многими учеными. Исследования, ведущиеся в Ставропольском государственном университете, позволяют сделать вывод, что в образовательной среде необходимы государственное регулирование и поддержка деятельности, направленной на оптимизацию межэтнического взаимодействия в ходе социализации личности подростков. Этнологические аспекты развития и функционирования образовательной среды должны быть предметом изучения этнологов, педагогов, этносоциологов, и первым шагом на этом пути может стать исследование национального сознания и самосознания представителей различных национальностей, проживающих в Ставропольском крае. Результаты исследования проведенного в крае свидетельствуют, что этносоциальную ситуацию в учебных заведениях края можно оценивать как относительно благополучную, с такой оценкой согласно 43% опрошенных из числа педагогов края, еще 40% отмечают, что имеют место отдельные случаи обострения межнациональных отношений в учебных коллективах, но их не стоит рассматривать, как опасную тенденцию. Только 13% респондентов с тревогой отмечают, что отдельные случаи обострения межнациональных отношений имеют опасную тенденцию к превращению в острую форму конфликта, а 4% педагогов оценивают межнациональные отношения как весьма напряженные. Вместе с тем опрос позволил определить области реальных и потенциальных напряжений, которые в случае неблагоприятного развития могут стать зонами противоречий и конфликтов в этносоциальной сфере. По мнению опрошенных педагогов и руководителей органов образования края вероятность возникновения конфликтных ситуаций на межнациональной почве в учебных заведениях Ставрополья может возрасти в случае: отсутствия конкретных мер, направленных на профилактику и предотвращение проявлений экстремизма 26,5%; непринятия мер по пресечению экстремистских действий 24 %; дальнейшего ухудшения общей социально-экономической ситуации в стране 23,5%; воздействия внешних факторов, обостряющих межэтническую ситуацию в регионе 12%; непродуманных или непропорциональных санкций по отношению к одной из конфликтующих сторон 11%; чрезмерного акцентирование внимания общественности на межнациональных и межрелигиозных отношениях 3,5%.  К числу мер, которые необходимо предпринять для предотвращения случаев столкновения между учащимися на межнациональной почве респонденты отнесли следующие меры: проведение открытых обсуждений имеющих место случаев недружелюбного или враждебного отношения в учебных группах 54 %; выявление зачинщиков столкновений с целью применения к ним административных или юридических санкций 38%; усиление службы охраны порядка в помещениях и на прилегающей территории 8 %. [2]

Полученные результаты подтверждают необходимость изучения этнологических аспектов школьного образования, а также состояния межэтнических отношений в учебной среде.
Мною вместе с учащимися школы №6 города Благодарного также было проведено исследование, в котором ставились следующие цели: выявить состояние этнического самосознания и самоидентификации подростков различных национальностей, их представления, знания о собственном народе и о других народах, восприятие народов и отношение к ним. Основная процедура исследования – опрос с помощью анкеты, рассчитанной на самозаполнение респондентами.

Русские подростки представляют молодое поколение этнического большинства. Турки, армяне, цыгане,– представляют молодежь трех относительно крупных этнических диаспор города.

Рассмотрим, прежде всего, критерии этнической идентификации, как их представляют себе подростки. Они фиксировались вопросом анкеты: «Что больше всего объединяет, роднит людей одной национальности?».  Выявилось, что мнения подростков разных национальностей о доминирующем критерии довольно близки. Чаще всего они отмечают общие традиции, обычаи (от 86,7% до 39,5%)  и общий язык (от 72,3% до 41,7%)

 Проблема национальных отношений глубоко небезразлична для опрошенных. С одноклассниками на эти темы говорит значительное большинство русских, турецких подростков – от 73,8% до 81,2%. Среди респондентов-цыган в школе проблемы национальных отношений обсуждают в школе только 49,4%.

При знакомстве с новым человеком интерес к его национальности разные этнические группы проявляют по-разному. Наименьшее значение национальность нового знакомого имеет для русских и цыган (26,3% - 31,7%). У турок  такой ответ дал примерно каждый третий. Но самый острый интерес проявляют армяне – национальность нового знакомого не безразлична для 64,8% из них.

Особая важность этнического фактора для  армян подтверждается и ответами на вопрос: «То, как ты относишься к тому или иному человеку, зависит от его национальности или не зависит?». Ответ «совершенно не зависит» среди них выбрали меньше половины (37,5%), тогда как во всех других этнических группах – большинство (от 54,7% у русских до 68,9% у цыган).

Для респондентов разных этносов неодинакова и «способность только по внешним признакам определить, к какой национальности принадлежит незнакомый человек». Лишь 3,5% среди армянских подростков не могут определить национальность по внешним признакам, тогда как в других группах так ответили от 11,1% (русские) до 18,4% (турки).

Данные исследования показывают, что первичное осознание своей национальной принадлежности происходит у подростков по большей части в возрасте 4–10 лет. Однако можно заметить, что среди армян доля тех, у кого это произошло в совсем молодом возрасте (до 3 лет), значительно больше, чем среди других. 

Во всех четырех этнических группах большинство занимает взвешенную позицию – «мой народ не лучше и не хуже других народов». И, естественно, «хуже других народов» свой народ не считает практически никто.

Личностные эмоциональные реакции, связанные с рефлексией своей этничности, фиксировались вопросом: «В жизни тебе приходилось чаще гордиться своей национальностью или стесняться ее?». Доля тех, кто «чаще гордился», во всех четырех группах – наибольшая. Но среди цыганских и турецких подростков она все же не достигает половины.

Несколько неожиданными оказались ответы на вопрос: «Приходилось ли тебе испытывать стыд за людей своей национальности?». Респонденты именно тех национальностей, у которых чувство национальной гордости выражено сильнее, чаще отвечали утвердительно: у армян этот показатель – 56,3%, у русских – 41,9%. Среди турок  доля таких ответов меньше – 25,7%, а у цыган  –  всего  лишь 7,5%.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что образ собственного народа – всегда выглядит несопоставимо более привлекательным, чем образ любого другого народа.

К формированию национального самосознания и этнических установок молодого поколения причастны не только педагоги, но и политические, общественные, религиозные лидеры, деятели  искусства, культуры, средств массовой информации. От их позиции в огромной степени зависит, станет ли этническая толерантность общепринятой нормой в российском обществе.

Итоги проведенной работы свидетельствуют, что большинство педагогов осознает необходимость обсуждения с учащимися проблем межнациональных отношений, понимая остроту и важность этих вопросов. Об ответственном подходе учительства к затронутой теме свидетельствует отчетливо проявившееся в ходе исследования стремление педагогов соблюдать максимальную осторожность, принцип "не навреди" при внедрении этнокультурного компонента в курс школьного обучения. Вместе с тем приходится констатировать, что значительная часть (почти две трети) опрошенных учителей, по их собственному признанию, нуждаются в дополнительных консультациях и, возможно, более глубокой подготовке по проблемам этнологии. Отсутствие необходимой информации нередко вынуждает педагогов воздерживаться от обсуждения с учащимися вопросов межнациональных отношений (при том, что сама по себе важность подобных мероприятий ими не оспаривается). Следовательно, внедрение этнокультурного компонента является актуальной задачей, целесообразность и актуальность решения которой очевидна абсолютному большинству педагогов и будет ими поддержана. Особо следует отметить, что внедрение этнокультурного компонента должно включать образовательные и воспитательные меры не только информативного, но и деятельностного характера, вовлекая подростков в активное изучение сложных вопросов межнациональных отношений и превращая их в субъектов конструктивного диалога культур  разных народов. При рассмотрении проблем формирования культуры межэтнического общения, необходимо учитывать, что этот процесс имеет непрерывный характер и происходит не только в учебной среде. В нем участвуют как отдельные личности, так и различные общности, как формальные объединения, такие как класс, так и неформальные (разновозрастные группы подростков по месту жительства), как привычные педагогам элементы (образовательная и воспитательная системы), так явления и понятия, ранее не привлекавшие их внимания, например, языковая и традиционно-обрядовая сферы. Следовательно, процесс воспитания культуры межнационального общения будет успешным и эффективным только при научно-обоснованном, комплексном, спланированном воздействии на все названные компоненты, влияющие на социализацию личности подростка. Но, вместе с тем, признаю, что работа в данном направлении проводится недостаточно. Я считаю, что необходимо проведение мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей в уважении и признании национальной самобытности и культурных ценностей; нужно организовывать  практическое обучение, ориентированного на преодоление трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами различных этнических общностей и повышение межкультурных отношений.  К сожалению, у нас в школе до сих пор не создан музей, где  дети могли бы соприкоснуться со своей историей, где были бы представлены экспонаты из культуры других малых народов. Необходимость создания музея продиктовано велением времени.

Итак, простой передачи знаний о культурном разнообразии мира недостаточно, ребенок должен постепенно в практике реального взаимодействия открывать для себя сходства и различия с другими. Как отмечает К.Камильери, «можно быть знатоком культуры, в то же время проявляя более или менее острую антипатию к людям или группам, ее составляющим». Поэтому цель полиэтнической образовательной среды – ознакомить детей не только с разными культурами, но и научить жить в полиэтническом сообществе.

Список использованных информационных источников.

  1. Тишков В.А. Педагогика толерантности //http: //www. ug.ru
  2. «Воспитание школьников» №2 2008г. А.Гурьянов «Воспитание толерантной личности»
  3. «Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты профессиональной педагогической деятельности» В.Н.Галяпина, Т.В.Поштарева. Ставрополь, 2004 г.
  4. «Россия: трансформирующееся общество» М., 2001г.
  5. «Толерантность и права ребенка» Ставрополь, 2002 г.
  6. «Формирование современных навыков межэтнического взаимодействия в Ставропольском крае». Ставрополь,2002 г.
  7. «Принципы толерантности в образовательном процессе» С.Ю. Иванова. Ставрополь, 2008


[1] «Воспитание школьников» №2 2008г. А.Гурьянов «Воспитание толерантной личности» с.26

[2]  С.Ю. Иванова. «Принципы толерантности в образовательном процессе» Ставрополь, 2008 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура и безопасность межнациональных отношений

Культура и безопасность межнациональных отношений...

Педагогические условия формирования культуры межнациональных отношений у школьников.

Педагогические отношения формирования культуры межнациональных отношений у школьников....

Урок обществознания с использованием кейс-технологии (метод дискуссии) Тема: «Культура межнациональных отношений» Преподаватель: Файзуллина Г.И. 1 курс

Урок обществознания с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из них является кейс-технология....

Воспитание культуры межнациональных отношений

Выступление на городском семинаре классных руководителей, посвящённого историческому и национальному воспитанию...

Статья "Использование потенциала курса "Основы мировых религиозных культур" в гармонизации межнациональных отношений в школе"

В статье  показана роль курса ОРКСЭ в системе образования в рамках нового Федерального государсвенного стандарта. В частности, курс "Основы мировых религиозных культур" играет важную роль не толь...

Деятельность ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум» по воспитанию культуры толерантности и гармонизации межнациональных отношений

Деятельность по воспитанию культуры толерантности в Арзамасском коммерческо-техническом техникуме реализуется в рамках программы по гармонизации межнациональных  отношений и формированию то...

Управленческий проект «Проектирование системы работы школы по формированию культуры межнациональных отношений».

Управленческий проект был подготовлен в рамках программы профессиональной переподготовки "Менеджмент в образовании"...