Урок обществознания с использованием кейс-технологии (метод дискуссии) Тема: «Культура межнациональных отношений» Преподаватель: Файзуллина Г.И. 1 курс
методическая разработка по обществознанию по теме

Файзуллина Гюзель Ишбулдовна
Урок обществознания с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из них является кейс-технология. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обществознания с использованием кейс-технологии  (метод  дискуссии)

Тема урока: «Культура межнациональных отношений»

Учитель: Файзуллина Г.И.

10 класс (базовый уровень)

Нет на земле большего несчастья,

Чем потеря Родины.

Древнегреческий  трагический поэт Еврипид

Цель урока:

Познакомить учащихся с психологическими, социально-экономическими, правовыми аспектами проблемы беженцев и временных переселенцев, показать место этих групп в социальной структуре российского общества.

Задачи урока:  

Развитие коммуникативных компетенций:

  1. Научить учащихся владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуации общения;
  2. Научить учащихся владеть умениями искать и находить компромиссы;
  3. Выработать у учащихся позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом обществе.

Оснащение урока:

  1.  Мультимедийная установка.
  2. Карточки с заданиями и условиями его выполнения (кейс)

      3. Символы, отражающие отношение к проблеме беженцев и вынужденных переселенцев (каждому ученику по 4 символа):

 - злость,  - недовольство,  - равнодушие,  - понимание, сопереживание

      4. Таблички с названиями групп: «Эксперты – юристы», «Эксперты – экономисты», «Эксперты – психологи».

Два ученика выполняют роль контролеров, для них подготовить оценочные листы.

Ход урока.

Этапы урока:

  1. этап урока. Организационный.

На перемене:

А. Подготовить рабочие места для групп.

Б. Разделить обучающихся на группы

В. Подготовить раздаточный материал (кейсы)

            На уроке:

А. Разместить учащихся в классе по группам.

Б. Отметить отсутствующих.

         2 этап урока.  Актуализация опорных знаний  в ходе беседы с обучающимися. ( 10 минут)

     Вводное слово учителя:

      «Тема нашего урока «Культура межнациональных отношений»( 1 слайд презентации)

Она может показаться на первый взгляд  достаточно понятной и легкой, но здесь можно увидеть проблему, касающуюся лично каждого из нас. Это проблема беженцев и вынужденных переселенцев. Вы можете сказать, что это точно нас не касается: мы же не беженцы и не переселенцы, но мы находимся по другую  сторону: мы -  принимающая сторона, проблемы эти затрагивают не только приезжающих, но и принимающих.

На слайде ( 2 слайд презентации)  вы видите эпиграф, выскажите свое мнение, согласны ли вы с ним? (Ответы детей)

- Потеря близкого большее несчастье, чем потеря Родины?

- Можно обрести новую Родину?

- Можно приспособиться жить на другом месте и что для этого надо сделать?

( 3 – 4 слайды – фотографии беженцев и переселенцев)

Для того чтобы разобраться в проблеме, надо выяснить, что обозначают термины

( 5 слайд в презентации) Беженец – прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

( 6 слайд в презентации) Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации вследствие совершенного в отношении него и членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений в связи с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека.

Назовите регионы страны, мира, где стоит эта проблема? У нас в республике есть эта проблема? (Ответы учащихся)

Задание: Выберите символ, отражающий ваше отношение к проблеме беженцев и вынужденных переселенцев (  7 слайд в презентации):

  - злость,  - недовольство,  - равнодушие,  - понимание, сопереживание

 Вывешивание выбранных символов на доску.

  1. этап урока. Усвоение нового материала в ходе самостоятельно познавательной деятельности обучающихся. ( 15 минут)

 Проблема беженцев и вынужденных переселенцев многосторонняя. Поэтому давайте рассмотрим ее с разных позиций: с точки зрения  психологов, экономистов и юристов.

Перед началом работы учитель распределяет роли между группами, выбирает контролеров, раздает задания (кейсы) группам, напоминает алгоритм работы в группе.

Алгоритм работы в группе ( 8 слайд в презентации)

  1. Распределение ролей ( координатор, секретарь, докладчик)
  2. Обсуждение вводной информации, содержащейся в кейсе.
  3. Обмен мнениями и составление плана работы.
  4. Работа над проблемой (дискуссия).
  5. Выработка решений.
  6. Подготовка доклада.
  7. Краткий доклад.

Выступление должно быть кратким, на доске фиксируются результаты работы. Остальные группы в роли слушателей и  оппонентов.

Учитель комментирует содержание кейсов и задания группам.

Группа «Эксперты – юристы» на основе данных документов должна составить список прав беженцев и вынужденных переселенцев. Какие ещё права вы бы посоветовали ввести?

Группа «Эксперты – экономисты» на основе предложенных материалов должны разработать программу  экономической помощи беженцам со стороны государства.

Группа «Эксперты – психологи» на основе предложенных материалов должна разработать памятку  местному населению «Советы местным для принятия гостей».

  Выступление групп, защита своих проектов, ответы на вопросы оппонентов. ( 10 минут)

Выслушивание контролеров, оценка работы группы.

На основе проектов группы можно выработать единое решение проблемы и составить   «Послание гражданам России по проблеме беженцев и вынужденных переселенцев» (одно - два предложения)

4     этап урока. Рефлексия. ( 10 минут)

А.  Переход ценностных представлений по проблеме на уровень ценностных ориентиров, фиксация данного перехода.

  Работа с вопросом «Выберите символ, отражающий ваше отношение к проблеме беженцев и вынужденных переселенцев» ( 9 слайд в презентации) Вывешивание символов на доске.

Если отношение поменялось, обратить на это внимание учащихся.

        Б. Фиксация наличия перехода к установке на активную социальную позицию и положительную внутреннюю мотивацию по проблеме.

Выберите ответ, отражающий ваше мнение по проблеме. В каком коллективе вы хотели бы учиться и работать:          а) где все люди многих национальностей

              б) где все люди одной с вами национальности

             в) национальность значения не имеет

             г) затрудняюсь ответить.

Мы сегодня с вами рассмотрели проблему беженцев и вынужденных переселенцев, посмотрите на доску и вы увидите, как поменялось ваше отношение к этой проблеме. А почему оно поменялось? ( Ответы детей: потому что больше узнали, встали на их место, посмотрели на проблему с другой стороны) Вы скоро выйдете во взрослую жизнь, будете влиять на политику государства, создадите свои семьи и будете воспитывать своих детей.  И от вас будет зависеть отношение общества на проблему беженцев и вынужденных переселенцев, подумайте над этой проблемой и вне урока, дома, поговорите с родителями и мы обсудим это на других уроках. Это и будет  домашним  заданием:

Ответить на вопрос «Как бы вы решили  проблему беженцев и вынужденных переселенцев?»

  5  этап урока. Выставление оценок. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Культура межнациональных отношений »

Слайд 2

Нет на земле большего несчастья, чем потеря Родины. Древнегреческий трагический поэт Е врипид

Слайд 5

Беженец – прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации , которое было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Слайд 6

Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации , который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации вследствие совершенного в отношении него и членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений в связи с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека.

Слайд 7

- злость - недовольство - равнодушие - понимание, сопереживание

Слайд 8

Алгоритм работы в группе 1. Распределение ролей ( координатор, секретарь, докладчик) 2. Обсуждение вводной информации, содержащейся в кейсе. 3. Обмен мнениями и составление плана работы. 4. Работа над проблемой (дискуссия). 5. Выработка решений. 6. Подготовка доклада. 7. Краткий доклад.

Слайд 9

- злость - недовольство - равнодушие - понимание, сопереживание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...

Использование кейс – технологии на уроках истории и обществознания как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания  в  незнак...

Методические разработка урока с элементами использования кейс-технологии.

Методических разработка урока с элементами кейс-технологии по английскому языку для 2 класса по теме "Спорт", для 3 класса по теме "Еда"....

Конспект урока обществознания с использование информационно-коммуникационных технологий. Тема. Трудовое право. Трудовые отношения.

Урок должен содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека. Ожидаемые результаты: учащиеся овладевают знаниями в области трудовых прав ...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС»

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГ...


 

Комментарии

Кадникова Светлана Юрьевна

Очень интересная технология, я собираю материал по данной методике. Разработка понравилась, но так как обществознание преподаю первый год хотелось бы узнать из каких документов и материалов формировались кейсы к уроку.