Урок обществознания с использованием кейс-технологии (метод дискуссии) Тема: «Культура межнациональных отношений» Преподаватель: Файзуллина Г.И. 1 курс
методическая разработка по обществознанию по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obshchestvoznaniya_s_ispolzovaniem_keys.doc | 52.5 КБ |
mezhnacionalnye_otnosheniya.pptx | 909.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания с использованием кейс-технологии (метод дискуссии)
Тема урока: «Культура межнациональных отношений»
Учитель: Файзуллина Г.И.
10 класс (базовый уровень)
Нет на земле большего несчастья,
Чем потеря Родины.
Древнегреческий трагический поэт Еврипид
Цель урока:
Познакомить учащихся с психологическими, социально-экономическими, правовыми аспектами проблемы беженцев и временных переселенцев, показать место этих групп в социальной структуре российского общества.
Задачи урока:
Развитие коммуникативных компетенций:
- Научить учащихся владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуации общения;
- Научить учащихся владеть умениями искать и находить компромиссы;
- Выработать у учащихся позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом обществе.
Оснащение урока:
- Мультимедийная установка.
- Карточки с заданиями и условиями его выполнения (кейс)
3. Символы, отражающие отношение к проблеме беженцев и вынужденных переселенцев (каждому ученику по 4 символа):
- злость, - недовольство, - равнодушие, - понимание, сопереживание
4. Таблички с названиями групп: «Эксперты – юристы», «Эксперты – экономисты», «Эксперты – психологи».
Два ученика выполняют роль контролеров, для них подготовить оценочные листы.
Ход урока.
Этапы урока:
- этап урока. Организационный.
На перемене:
А. Подготовить рабочие места для групп.
Б. Разделить обучающихся на группы
В. Подготовить раздаточный материал (кейсы)
На уроке:
А. Разместить учащихся в классе по группам.
Б. Отметить отсутствующих.
2 этап урока. Актуализация опорных знаний в ходе беседы с обучающимися. ( 10 минут)
Вводное слово учителя:
«Тема нашего урока «Культура межнациональных отношений»( 1 слайд презентации)
Она может показаться на первый взгляд достаточно понятной и легкой, но здесь можно увидеть проблему, касающуюся лично каждого из нас. Это проблема беженцев и вынужденных переселенцев. Вы можете сказать, что это точно нас не касается: мы же не беженцы и не переселенцы, но мы находимся по другую сторону: мы - принимающая сторона, проблемы эти затрагивают не только приезжающих, но и принимающих.
На слайде ( 2 слайд презентации) вы видите эпиграф, выскажите свое мнение, согласны ли вы с ним? (Ответы детей)
- Потеря близкого большее несчастье, чем потеря Родины?
- Можно обрести новую Родину?
- Можно приспособиться жить на другом месте и что для этого надо сделать?
( 3 – 4 слайды – фотографии беженцев и переселенцев)
Для того чтобы разобраться в проблеме, надо выяснить, что обозначают термины
( 5 слайд в презентации) Беженец – прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
( 6 слайд в презентации) Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации вследствие совершенного в отношении него и членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений в связи с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека.
Назовите регионы страны, мира, где стоит эта проблема? У нас в республике есть эта проблема? (Ответы учащихся)
Задание: Выберите символ, отражающий ваше отношение к проблеме беженцев и вынужденных переселенцев ( 7 слайд в презентации):
- злость, - недовольство, - равнодушие, - понимание, сопереживание
Вывешивание выбранных символов на доску.
- этап урока. Усвоение нового материала в ходе самостоятельно познавательной деятельности обучающихся. ( 15 минут)
Проблема беженцев и вынужденных переселенцев многосторонняя. Поэтому давайте рассмотрим ее с разных позиций: с точки зрения психологов, экономистов и юристов.
Перед началом работы учитель распределяет роли между группами, выбирает контролеров, раздает задания (кейсы) группам, напоминает алгоритм работы в группе.
Алгоритм работы в группе ( 8 слайд в презентации)
- Распределение ролей ( координатор, секретарь, докладчик)
- Обсуждение вводной информации, содержащейся в кейсе.
- Обмен мнениями и составление плана работы.
- Работа над проблемой (дискуссия).
- Выработка решений.
- Подготовка доклада.
- Краткий доклад.
Выступление должно быть кратким, на доске фиксируются результаты работы. Остальные группы в роли слушателей и оппонентов.
Учитель комментирует содержание кейсов и задания группам.
Группа «Эксперты – юристы» на основе данных документов должна составить список прав беженцев и вынужденных переселенцев. Какие ещё права вы бы посоветовали ввести?
Группа «Эксперты – экономисты» на основе предложенных материалов должны разработать программу экономической помощи беженцам со стороны государства.
Группа «Эксперты – психологи» на основе предложенных материалов должна разработать памятку местному населению «Советы местным для принятия гостей».
Выступление групп, защита своих проектов, ответы на вопросы оппонентов. ( 10 минут)
Выслушивание контролеров, оценка работы группы.
На основе проектов группы можно выработать единое решение проблемы и составить «Послание гражданам России по проблеме беженцев и вынужденных переселенцев» (одно - два предложения)
4 этап урока. Рефлексия. ( 10 минут)
А. Переход ценностных представлений по проблеме на уровень ценностных ориентиров, фиксация данного перехода.
Работа с вопросом «Выберите символ, отражающий ваше отношение к проблеме беженцев и вынужденных переселенцев» ( 9 слайд в презентации) Вывешивание символов на доске.
Если отношение поменялось, обратить на это внимание учащихся.
Б. Фиксация наличия перехода к установке на активную социальную позицию и положительную внутреннюю мотивацию по проблеме.
Выберите ответ, отражающий ваше мнение по проблеме. В каком коллективе вы хотели бы учиться и работать: а) где все люди многих национальностей
б) где все люди одной с вами национальности
в) национальность значения не имеет
г) затрудняюсь ответить.
Мы сегодня с вами рассмотрели проблему беженцев и вынужденных переселенцев, посмотрите на доску и вы увидите, как поменялось ваше отношение к этой проблеме. А почему оно поменялось? ( Ответы детей: потому что больше узнали, встали на их место, посмотрели на проблему с другой стороны) Вы скоро выйдете во взрослую жизнь, будете влиять на политику государства, создадите свои семьи и будете воспитывать своих детей. И от вас будет зависеть отношение общества на проблему беженцев и вынужденных переселенцев, подумайте над этой проблемой и вне урока, дома, поговорите с родителями и мы обсудим это на других уроках. Это и будет домашним заданием:
Ответить на вопрос «Как бы вы решили проблему беженцев и вынужденных переселенцев?»
5 этап урока. Выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нет на земле большего несчастья, чем потеря Родины. Древнегреческий трагический поэт Е врипид
Беженец – прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации , которое было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации , который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации вследствие совершенного в отношении него и членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений в связи с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека.
- злость - недовольство - равнодушие - понимание, сопереживание
Алгоритм работы в группе 1. Распределение ролей ( координатор, секретарь, докладчик) 2. Обсуждение вводной информации, содержащейся в кейсе. 3. Обмен мнениями и составление плана работы. 4. Работа над проблемой (дискуссия). 5. Выработка решений. 6. Подготовка доклада. 7. Краткий доклад.
- злость - недовольство - равнодушие - понимание, сопереживание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей
Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...
Использование кейс – технологии на уроках истории и обществознания как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания в незнак...
Использование кейс-технологий на уроках истории и обществознания
Кейсы для использования на уроках истории...
Методические разработка урока с элементами использования кейс-технологии.
Методических разработка урока с элементами кейс-технологии по английскому языку для 2 класса по теме "Спорт", для 3 класса по теме "Еда"....
Конспект урока обществознания с использование информационно-коммуникационных технологий. Тема. Трудовое право. Трудовые отношения.
Урок должен содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека. Ожидаемые результаты: учащиеся овладевают знаниями в области трудовых прав ...
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС»
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГ...
Представление педагогического опыта по теме: "Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС"
В статье описан метод кейс - технологии и его эффективность в повышении качества образования...
Комментарии
Урок обществознания с использованием кейс-технологии