Воспитание культуры межнациональных отношений
статья по теме
Выступление на городском семинаре классных руководителей, посвящённого историческому и национальному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kultury_mezhnacionalnyh_otnosheniy_2.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание культуры межнациональных отношений»
Доклад Карась С.В.
1. В настоящее время в нашей школе учатся дети - представители 15 национальностей. Это позволяет назвать нашу школу многонациональной (азербайджанцы, украинцы, армяне, белорусы, казахи, узбеки, таджики, индийцы и т.д.). Поэтому для нашего педагогического коллектива важно не только формировать у школьников чувство гордости за свое национальное достояние, но и ознакомить их с культурными традициями других народов, воспитывать благожелательное отношение к людям других национальностей, чувство уважения к обычаям, культуре разных народов.
Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, агрессивность. Причин тому много. Культурный эгоизм все чаще проникае в образовательные учреждения. С такими фактами мы сталкиваемся и в нашей школе. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных методов, приёмов воспитания детей в духе уважения прав и свобод других людей.
2. Цель работы классного руководителя в данном направлении – развивать культуру межнациональных отношений. Показатели её сформированности следующие: ребенок знает нормы и правила межнациональных отношений, способен их сформулировать; соблюдает нравственные нормы межнационального общения; неагрессивно и невраждебно реагирует на особенности людей других национальностей; имеет потребность утверждать на практике принципы бесконфликтных межнациональных отношений; способность противостоять проявлениям национализма.
В нашей школе работа в этом направлении ведётся с учётом возрастных особенностей учащихся.
3. На первой ступени обучения целью воспитательного процесса является помощь каждому ребенку в осознании неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника, затем формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива, толерантных отношений между детьми, имеющими какие-либо различия (национальные, религиозные), формирование умения завершать конфликты справедливо, без насилия.
4. Используются следующие формы работы: классные часы («Моя семья», «Ты, да я, да мы с тобой»), конкурс «Сильные, смелые, ловкие, умелые» (участники конкурса мальчики и папы класса), праздник для мам и девочек «Дорогие и любимые», игра-путешествие « Как встречают Новый год в разных странах», родительские собрания совместно с учащимися («Трудом красивым славен человек»), общешкольный праздник «Масленица».
5. Предлагаю подробнее ознакомиться с опытом работы учителей начальной школы. Приглашаю Харитонову Л.Н., учителя начальных классов тех детей, классное руководство которыми я взяла в этом году (они на фото). Сейчас Людмила Николаевна работает с 1Б классом.
Это был представлен опыт работы с детьми, первый год обучающимися в школе. А теперь я предлагаю вашему вниманию выступление учителя 1 категории, классного руководителя выпускного класса начальной школы (4А) Зайцевой О.В.
6. На второй ступени обучения целью является формирование личности, имеющей нравственные идеалы, исполненной достоинства и уважения к другим людям. Коротко расскажу о своём опыте работы в этой области.
В школе №96 я работаю с 2001 года, постоянно являюсь классным руководителем (беру третий класс подряд). В прошлом году выпустила 9 класс, национальный состав которого был разнообразен: азербайджанцы, украинцы, белорусы, татары, чуваши. Работу по развитию этнической толерантности я проводила по 2 направлениям: урочная и внеурочная работа.
7. Хороший эффект в воспитании толерантности дают сочинения «Мой самый лучший друг»; работа в парах, в группах, составление кроссвордов, ребусов, подготовка развлекательных программ ко Дню именинника, экскурсии, походы, праздники, спортивные соревнования, наведение порядка в классе, уход за цветами. Все учащиеся класса принимали участие в праздниках: «Русская береза - символ Родины моей», «Мистер Этикет», День именинника, «Масленица». Поэтому дети других национальностей и народностей в классе чувствовали себя комфортно.
Воспитательная работа выстраивалась мною по следующему плану:
5 класс
8. Классные часы («Во что играют дети других национальностей?», «История моего имени»)
Проекты: «В мире сказок народов мира»
Праздники: «Масленица»
9. Работа с родителями: родительское собрание «Особенности классного коллектива», при назревании конфликта в классе был созван малый административный совет, совет отцов, предложивший совместную деятельность с детьми (построение горки)
Посещение Музея этнографии и декоративно-прикладного творчества «Русская изба» в школе № 53
10. 6 класс
Классный час «История национального костюма»
Рождественские праздники
Родительское собрание «Как избежать конфликтов по национальным признакам?»
Посещение выставки "История в костюмах: Оренбуржье - край казачий"
11. Проекты: Создание презентации на украинском языке (помогали всем классом для участияв областном конкурсе)
12. 7 класс
Классный час «Традиции и обычаи моей семьи»
Проекты: Инсценировка произведений национальных писателей
Семейный праздник «Национальное блюдо» с привлечением родителей. Мамы готовили, а учащиеся готовили рассказ о составе, происхождении, обязательное использование народных пословиц, поговорок, загадок или песен.
Посещение музея: «Жемчужины России. Материальная культура башкирского народа»
13. 8 класс
Классный час «Национальные герои»
Родительское собрание «Воспитание нравственности в семьях разных народов»
«В Самаре не было войны…» - выставка работ в технике лоскутного шитья, посвященная 65-летию Победы
14. Участие в областной акции «Здоровяк»
9 класс
Конкурсы: областной конкурс рисунков «Самара многонациональная» (Самарский Дом Дружбы народов)
15. Классный час «»Строки, оборванные пулей…» (о творчестве самарских поэтов, не вернувшихся с войны и поэтах разных национальностей)
Проекты: выпуск общешкольной газеты «96FM» (образец у вас в файлах)
Родительское собрание «Как мы прожили вместе пять лет?»
Посещение музея «Жизненный круг в традициях и обрядах народов Поволжья» (этнографическая экспозиция)
16. В результате такой целенаправленной работы мои ученики раскрылись всесторонне, научились терпимо относиться к друг другу, в классе не было конфликтов, ребята сами планировали, готовили и проводили внеклассные мероприятия, все относились друг другу с пониманием, принимали одноклассников такими, какие они есть.
17. Я продолжаю переписываться с моими выпускниками. Мальчик, уехавший в Азербайджан, написал: «Я раньше мечтал уехать сюда. А теперь я хочу вернуться обратно, в свою школу, в свой класс». Согласитесь, что самой главной радостью для учителей является благодарность учеников и их родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование культуры межнациональных отношений в поликультурном пространстве"
Статья содержит материалы исследований среди учащихся по вопросам межнациональных отношений....
Культура и безопасность межнациональных отношений
Культура и безопасность межнациональных отношений...
Педагогические условия формирования культуры межнациональных отношений у школьников.
Педагогические отношения формирования культуры межнациональных отношений у школьников....
Урок обществознания с использованием кейс-технологии (метод дискуссии) Тема: «Культура межнациональных отношений» Преподаватель: Файзуллина Г.И. 1 курс
Урок обществознания с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из них является кейс-технология....
Статья "Использование потенциала курса "Основы мировых религиозных культур" в гармонизации межнациональных отношений в школе"
В статье показана роль курса ОРКСЭ в системе образования в рамках нового Федерального государсвенного стандарта. В частности, курс "Основы мировых религиозных культур" играет важную роль не толь...
Деятельность ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум» по воспитанию культуры толерантности и гармонизации межнациональных отношений
Деятельность по воспитанию культуры толерантности в Арзамасском коммерческо-техническом техникуме реализуется в рамках программы по гармонизации межнациональных отношений и формированию то...
Управленческий проект «Проектирование системы работы школы по формированию культуры межнациональных отношений».
Управленческий проект был подготовлен в рамках программы профессиональной переподготовки "Менеджмент в образовании"...