От здоровьесберегающих технологий к нравственному здоровью нации
статья по теме
Здоровье сберегать надо обоюдно - учащимся и, может быть, в большей степени учителям. И делать это надо срочно, обращаясь, в том числе, к прошлому педагогическому опыту. Что я имею в виду? Воспитательную работу. Ведь воспитанный человек дольше живет. В этом нет ничего удивительного. Рамки воспитания - это как кокон. Это самозащита от разрушающего влияния хамства, лицемерия, зависти, потребительства и других пороков. Потребительское отношение к школе связано с социальными тенденциями. В общественном сознании людей прочно обосновалась мысль о том, что школа - это сфера образовательных услуг, где слово услуг - главное. А раз услуг, то можно вести себя как на рынке, в худшем смысле этого слова. "Покупатель всегда прав, ты мне обязан продать то, что я хочу, а не то, что тебе хочется мне продать",- вот логика сегодняшних родителей и детей. Но это порочная практика - делать из школы рынок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Statya_dlya_konfer_o_zdorovesber_tehnol..doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
От здоровьесберегающих технологий к нравственному здоровью нации.
Дорогие коллеги, добрый день!
Здоровье сберегать надо обоюдно - учащимся и, может быть, в большей степени учителям. И делать это надо срочно, обращаясь, в том числе, к прошлому педагогическому опыту. Что я имею в виду? Воспитательную работу. Ведь воспитанный человек дольше живет. В этом нет ничего удивительного. Рамки воспитания - это как кокон. Это самозащита от разрушающего влияния хамства, лицемерия, зависти, потребительства и других пороков. Потребительское отношение к школе связано с социальными тенденциями. В общественном сознании людей прочно обосновалась мысль о том, что школа - это сфера образовательных услуг, где слово услуг - главное. А раз услуг, то можно вести себя как на рынке, в худшем смысле этого слова. "Покупатель всегда прав, ты мне обязан продать то, что я хочу, а не то, что тебе хочется мне продать",- вот логика сегодняшних родителей и детей. Но это порочная практика - делать из школы рынок. Именно учитель знает, образно говоря, что надо "продать" сегодняшнему школьнику. Знает при одном условии: если сам является культурным и воспитанным, если верит в разумное, доброе, вечное, верит в то, что делает. А вера эта, чем дальше, тем больше, тает. Ведь и педагог подвержен пагубным тенденциям, царящим в нашем обществе. Его защитный кокон интеллигентности пробивается стрелами потребительства, хамства и предательства по отношению к лучшим педагогическим традициям. И получается, что воспитывать наших детей некому. Родители много работают и не видят своих чад, школа говорит: "Наша задача - учить, а воспитывает пусть семья". А в результате наш ребенок приспосабливается к тем условиям, что видит вокруг, адаптируется к ним и уже сам начинает нас учить, как жить с позиции силы. "Имеешь силу, так и прав."(Гете) И, конечно речь не идет о силе души. И некому сказать нашим детям, что быть честным и гуманным, порядочным и добрым - выгодно, потому что для здоровья - это органично, естественно. А если ребенок не знает, что он родился таким хорошим и ломать себя не следует - вредно для здоровья - тут-то и возникает внутренний конфликт, который разъедает и уродует личность. И уже печален социальный портрет выпускника. Это психически неуравновешенный человек с размытыми понятиями о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо! Поэтому срочно, пока не поздно, надо возвращаться к воспитательной функции школы и делать ее приоритетной. Сейчас в школах воспитательная работа ведется формально или утрачена вообще. Но жить в обществе и быть свободным от общества, как известно, не получается. Поэтому обществу надо все сделать, чтобы избежать возврата политики двойных стандартов. И сделать это надо во имя будущего наших детей. Иначе начнутся необратимые процессы, когда спасти уже ничего нельзя. Ни учителя, ни ребенка.
Каждый должен о сохранении нравственного здоровья нации позаботиться на своем уровне. Школа пусть начнет со здоровьесберегающих технологий, правительство пусть честно себе скажет, какое общество хочет получить: рвачей и приспособленцев или свободных, интеллигентных и приличных людей, с четкими понятиями о добре и зле. Если первое - то пусть все останется, как есть, если второе, то школу надо поднимать на щит и общество воспитывать на высоких примерах. И не надо, оглядываясь на Запад, успокаивать себя тем, что теперь везде потребительское начало на первом плане. У России свой путь. Мы другие. Не знаю, близки ли вы школе
и, может быть, думаете, что с воспитанием все безобидно, но позволю предложить выдержку из перечня героев сочинений учеников 8 класса. Дети писали работу на тему "Человек, на которого я хочу быть похожим". 14 человек себе в герои выбрали следующих людей: Семена Слепакова, Артура Пирожкова, Майка Тайсона, Франческо Тотти, Леву (16 -летнего друга скинхеда), Киру Найтли (голливудскую актрису), Джареда (рок-музыканта), Джекки Чана, Татьяну Навка, Эммилин Панкхерст (борца за эмансипацию женщин), 2 человека написали о маме и один о сестре. При всем уважении к вышеперечисленным людям, все-таки на совесть нашей нации они не тянут. Скажете, что это результат воспитательной работы в школе? Отчасти да. Но школа лишь выполняет государственный заказ и отражает, как в зеркале, общественные процессы. А в государственном заказе воспитательная составляющая обучения – на последних ролях. Так что, уважаемое государство, "неча на зеркало пенять, коли рожа крива". Боюсь, это не первое поколение, которое мы потеряли. Убеждена, что все вышесказанное имеет непосредственное или опосредованное отношение к нравственному здоровью нации вообще и к здоровьесберегающим технологиям в частности.
Заместитель директора по учебной работе ГОУ школы № 548 Красносельского района Санкт-Петербурга, учитель русского языка и литературы высшей категории, отличник народного просвещения Татьяна Валерьевна Богданова.
04.03.2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках обслуживающего труда "Здоровье - это здорово!"
Здоровье - это здорово!Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья. /А.ШопенгауэрЗдоровый нищий счастливее больного короля. /А.ШопенгауэрЗдоровье - это не все, но все - ничто без доровья. /Солом...
Здоровьесберегающие технологии. Сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
В статье затронута проблема здорового образа жизни и пути её разрешения....
« Мониторинговые исследование здоровьесберегающих технологий по формированию здоровья учащихся»
МАОУ лицей№1 ведется постоянный поиск методов оздоровления учащихся в связи с этим был проведен входной мониторинг в различных направлениях с целью определения групп здоровья; факторов, вл...
«Шаги к здоровью» по внедрению в учебно-воспитательный процесс междисциплинарных здоровьесберегающих технологий: технология обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистиче...
Программа по здоровьесберегающим технологиям и здоровому образу жизни "Мое здоровье" (для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста групп продленного дня)
Цель курса – формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, помочь сд...
Мастер класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста....
Здоровьесберегающие технология. Викторина «В здоровом теле – здоровый дух»
Здоровьесберегающие технология...