Программа по здоровьесберегающим технологиям и здоровому образу жизни "Мое здоровье" (для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста групп продленного дня)
рабочая программа на тему

Пояркова Галина Видикоевна

Цель курса – формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни. Научить приобретать  практические навыки заботы о собственном здоровье у младших школьников.

Задачи:

1.Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.

2. Формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.

3. Формирование понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

3. Стимулировать стремление детей к здоровому образу жизни, к улучшению своего физического состояния.

4.Обеспечение физического и психического саморазвития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moyo_zdorove.docx44.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Программа «Моё здоровье»

                                             Пояснительная записка

     Актуальность создания учебной программы «Мое здоровье» для детей начальной школы продиктована необходимостью решения проблемы кардинального снижения показателей здоровья, как взрослого, так и детского населения. Не подлежит сомнению факт, что самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы.  Как показывает опыт, решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий и просвещение детей и родителей, на что, и направлена программа “Мое здоровье”.      Содержание данного курса направлено на становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни. Помочь детям сформировать  осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствовать  развитию памяти, мышления, речи, воображения, учить приемам самопознания и саморегуляции. Начиная со второго класса, даются элементарные представления об индивидуальных и личностных особенностях человека, в том числе о чувствах, настроении, эмоциональных переживаниях, о способах самопознания: определения ведущего глаза, уха, индивидуального места посадки в классе как одни из приемов саморегуляции. Учащиеся узнают, что здоровье зависит от микроклимата в классе, что такое психологическое и личное пространство. Знакомятся с тем, как психологическое пространство влияет на общение. Определяют личное психологическое пространство. Рассматривается вопрос о значении семьи в жизни человека. Коллективно составляются и расширяются правила семейного общения, правила знакомства. Дети практически применяют эти правила через проигрывание различных ситуаций во время  нахождения в группе продлённого дня. Учащиеся обсуждают вопрос о том, что такое здоровье и что такое болезнь, узнают, что здоровье человека связано с его образом жизни, исследуют свой образ жизни, составляют правила и нормы здорового образа жизни.   С самых первых занятий необходимо научить детей анализировать и контролировать свои эмоции и поведение. Для этой цели в группе проводится психотренинг. Под руководством воспитателя  дети учатся снимать с себя усталость, раздражительность, недовольство и т. д.  На занятии воспитатель использует различные формы фантазирования. Важно постоянно ставить детей в ситуацию аргументированного выбора: нужно чистить зубы или не нужно; заниматься гимнастикой или нет; беречь себя или относиться к себе безразлично. В такую ситуацию, например, ребенок попадает участвуя в игре "Хорошо - плохо". Эта игра дает возможность постепенно подвести ребенка к мысли о противоречивости окружающего мира и научить его творчески решать свои жизненные задачи. Другая форма фантазирования предполагает самостоятельное составление детьми различных загадок.

Нормативно-правовой и документальной базой программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

-Закон Российской Федерации «Об образовании»;

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

-СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

-Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

-Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Цель курса – формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни. Научить приобретать  практические навыки заботы о собственном здоровье у младших школьников.

Задачи:

1.Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.

2. Формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.

3. Формирование понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

3. Стимулировать стремление детей к здоровому образу жизни, к улучшению своего физического состояния.

4.Обеспечение физического и психического саморазвития.

Средства достижения цели:

Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение доктора Айболита,  дни здоровья, конкурсы рисунков. Интегрированный подход к обучению, фантазирование, психогимнастика, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.

Количество часов в год – 32

Количество часов в неделю – 1час

Возраст детей – 8-9 лет

Планируемые результаты  формирования культуры здорового образа жизни.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Мое здоровье» является формирование следующих умений:

  1. Определять и высказывать под руководством воспитателя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
  3. Данная программа предполагает, что при переходе в 3 класс объем, и уровень знаний должен расшириться и углубиться.

Примерное поурочное планирование курса

Тема занятия

Количество часов

                   

                     Содержание

1.

 Режим     дня

 

1 час

Есть ли режим в природе (на примере растений и животных). Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима для сохранения здоровья ученика и успешной работы в школе.

2.

Твое здоровье

1 час

Занятие проводится в форме путешествия по стране Здоровья. Учащиеся знакомятся с жителями страны «Сеньором Бегом», Сеньорой Зарядкой», «Сеньорой Закалкой». Каждый герой рассказывает о себе и своей роли в жизни человека. Разучивание песни «Закаляйся».

з.

В красивом теле — здоровый дух

1 час

Отличие ребёнка от взрослого. Нужен ли спорт ребёнку? Как спортивные упражнения влияют на здоровье человека.

Разучивается комплекс упражнений .

4.

Твоя опора тела и движения

1 час

Части тела человека. Органы и их роль в организме человека. Основные части скелета и их значение.

5.

Скелет и мышцы человека

1 час

Рекомендуется вырезать из бумаги модель чело-  века. На ней дети в виде аппликации отмечают позвоночник, подписывают части скелета и различные виды мышц.

6.

  Осанка

1 час

Части тела человека. Основные части скелета.

От чего зависит красивая осанка человека.

Разучивается комплекс упражнений для вырабатывания правильной осанки.

7.

Утренняя зарядка

1 час

Выводится памятка: «Моя зарядка». Физические занятия и спорт, и их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения.

8.

Твой комплекс упражнений для укрепления мышц

1 час

Физические  качества – выносливость, гибкость, равновесие упражнения для их развития. Как память и внимание влияют на запоминание новых упражнений. Пробуем запомнить новые упражнения.

9.

Твоя кожа. Гигиена кожи. Закаливание.

1 час

Кожа – природная одежда. Она защищает внутренние органы и препятствует проникновению микробов и грязи в организм. Благодаря коже мы различаем свойства предметов: горячий, холодный, шершавый и т. д.. Закаливание воздухом, солнцем и водой.

10.

Отдых для здоровья

1 час

Значение активного отдыха для снятия напряжения и утомления. Рациональная организация свободного времени. Рациональный отдых вовремя школьных каникул и выходные дни. Природа как источник отдыха и восстановления сил.

11.

Здоровье и здоровый образ жизни

1 час

Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей семьи. Анализируй свой образ жизни. Как сохранить своё здоровье до самой старости? Правила здорового образа жизни.

12.

Твое питание

1 час

Белки, жиры и углеводы-основа для роста и развития организма. Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека.

13.

 Вода и питьевой режим

1 час

 Значение воды .Человек и вода. Какую воду можно пить? Может ли человек прожить без воды? Экономим воду.

14.

Витамины и их роль

1 час

Воспитание у учащихся потребности в здоровом питании. Предлагается найти ответ на вопрос: «Для чего человек ест?». Учащиеся узнают, что и для роста, и для пополнения энергии нам нужна пища. Для того чтобы правильно питаться, необходимо знать о витаминах и их роли в системе питания.

15.

Зубы и уход за ними

1 час

 Зубы. Значение зубов. Правила ухода за зубами. Болезни зубов. Профилактика заболевания десен. Практикум по уходу за полостью рта. На занятии разучивается как правильно чистить зубы. Разучивание  10 правил сохранения здоровых зубов.

16- 17.

Твое любимое блюдо

1 часа

 Систематизация и обогащение знаний об овощах и фруктах,  их разнообразии, значении для человека. Дети составляют здоровое меню.

Готовят простейшие полезные блюда.

18.

Твои продукты — твоя энергия

1 час

День полезных овощей и фруктов. Дети готовят представление на овощ или фрукт: загадку, частушку; можно приготовить из них сок, салат. Презентация «Витамины».

19.

Полезные и вредные привычки

1час

Вредные привычки и их профилактика. Подвести детей к мысли о необходимости послушания в вопросах культуры и здоровья. Развивать познавательную деятельность учащихся. Формировать полезные навыки здорового образа жизни.

20.

Дыхание. Значение дыхания

1 час

Познакомить со строением и значением легких для человека, упражнять детей по развитию объёма лёгких. Давно известно, что правильное дыхание – это ключ к здоровью. Познакомить учащихся с грудным и брюшным дыханием, видами закаливания дыхания.

21.

Кровь.     Кровообращение. Сердце

1 час

Первичное ознакомление учащихся с устройством кровеносной системы человека, ролью кровеносных сосудов, основными свойствами крови. Познакомить с основными принципами работы сердца. Пульс можно прощупать на шее, висках, запястье.

22.

Кровь. Жизнь без болезней, борьба с микробами.

1 час

Практическая работа:» как выглядят кровеносные клетки». Из красных пластилиновых шариков делаем эритроциты, из белых лейкоциты. Если в организм попадает инфекция, то лейкоциты увеличиваются в 24 раза. Поэтому если в крови много лейкоцитов, то в организме инфекция. Кровь – зеркало здоровья. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности.

23.

Помощники и друзья нашего тела. Мышление.

1 час

Конкретизировать знания учащихся о работе головного мозга, развитие логического мышления, продолжить формирование потребности здорового образа жизни.

24.

Твои органы чувств. Гигиена органов чувств.

1 час

Продолжать знакомиться с органами нашего тела, развивать кругозор детей, воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Разучить практические упражнения для снятия утомления глаз. Громкие звуки очень опасны, можно потерять слух. Активизировать в речи учащихся названия органов чувств.

25.

Сон. Зачем мы спим ночью?

1 час

Выясняется значение сна в жизни человека, дети решают, как нужно готовиться ко сну, а также узнают о том, что не все люди и животные ночью спят.

26.

Поговорим о болезнях.

1 час

Познакомить учащихся с наиболее распространёнными заболеваниями ( простуда, грипп, боль в животе, ангина) их признаками, способами предупреждения и лечения. Воспитывать  у детей ответственное отношение к своему здоровью. Познакомить учащихся с учреждениями здравоохранения, некоторыми специальностями врачей. Совместно с детьми  определить особенности охраны здоровья в разное время года.

27.

Береги здоровье смолоду.

1 час

Уточнить значение понятия «здоровье» .Формировать навыки по сохранению здоровья. Человек – часть живой  природы. Необходимость для человека воздуха, воды, тепла и пищи. Отличия человека от животных ( мышление, речь, труд). Роль окружающих людей в развитии и воспитании человека.

28,

Как тренировать память, внимание

 1 час

Игра « Слова» направлена на развитие вербальной памяти.  Игра « Кто больше запомнит», « чей предмет». Усталость и утомление – враги памяти. Для лучшего запоминания нужны положительные эмоции и хорошее настроение.

29,

Наши эмоции. Управление  эмоциями

 1 час

Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слёзы, смех. Учить детей наблюдать за собственными эмоциями, выражающими то или иное настроение.

30.

Мои эмоции, чувства и здоровье

1 час

Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.

31.

Охрана твоего здоровья. Здоровые привычки

1 час

Каждый ребенок готовит рассказ о здоровых привычках. Можно разучить русские игры: городки, лапту

32.

Итоговое занятие: «Какое у меня хорошее здоровье и почему?»

1 час

Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки).

                                               Методическое обеспечение

Для успешной реализации программы  по спортивно – оздоровительному направлению «Мое здоровье» используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:

  1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, метод примера.
  2. Наглядные методы: просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков.
  3. Практические методы: ролевые игры, инсценировки; выполнение рисунков.
  4. Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта
    эмоционально-ценностных отношений у обучающихся; интереса к
    деятельности и позитивному поведению (соревнования, познавательные и ролевые игры); долга и ответственности (учить проявлять упорство и настойчивость).
  5. Методы контроля: практические задания, самоконтроль.
  6. Методы создания положительной мотивации обучаемых:

     -игры;

     -беседы;

Список использованной литературы

  1.  Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
  2. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г.
  3. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г. - 167 с.
  4. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
  5. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
  6. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
  7. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Безопасные летние каникулы" (для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья разновозрастной группы)

Дополнительный материал о безопасности детей в летние каникулы к конспекту занятия "Безопасные летние каникулы"...

Выступление на тему: «Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья здорового образа жизни»

В Российской Федерации провозглашен приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики в области образования.  На практике этот принцип может быть воплощен только у...

Самообразование на тему "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соответствии с ФГОС"

Самообразование "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соо...

Использование здоровьесберегающих технологий учителем – дефектологом на коррекционных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем XXI века. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий  на своих коррекционных занятиях я при...