«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ С АУТИЗМОМ В ШКОЛЕ»
консультация

Наумова Надежда Анатольевна

Дошкольник переходит на другую ступень образования. Это важный момент не только для ребенка, но и для родителя. Практические советы помогут обеспечить комфортный переход к школьному обучению.
«КАК ПОМОЧЬ
  РЕБЕНКУ С АУТИЗМОМ В ШКОЛЕ»

    Этих детей легко узнать по взгляду "погруженному в себя». Дети, которые не могут найти связь с внешним миром. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие.
Родители, которые имеют детей – аутистов часто пытаются найти ответ на вопрос, почему это случилось именно с их ребенком? Можно ли было этого избежать? Ответа на этот вопрос нет.

  Аутизм встречается чаще, чем глухота и слепота. В последние годы это 20 случаев на 10 тыс. новорожденных, причем у мальчиков аутизм встречается в 5 раза чаще, чем у девочек.

 Диагноз.  Аутизм – это тяжелое и рано проявляющееся психическое расстройство. Наиболее ярким его проявлением является «отказ общения», «отрыв от реальности», «уход в себя». Существует несколько версий, возникновения данного синдрома, но, ни одна из них полностью не доказана. Считается, что причиной аутизма может быть нарушение развития мозга, хромосомные аномалии или их генные мутации.

 История.  Ранний детский аутизм был впервые описан в 1943 американским детским психиатром          Л. Каннером на примере 11 детей, которые своим поведением, отгородились от людей и реалий внешней жизни. Речь их состояла из фраз или повторов слов других людей и не служила средством общения. Дети боялись любых перемен и сопротивлялись малейшим изменениям окружающей обстановки.

Аутичный ребенок испытывает огромные трудности в общении, но он испытывает и потребность в них.

  • Общаясь с ребенком - аутистом, выражаться нужно как можно яснее.  Разговаривать с ребенком - аутистом нужно спокойным тоном, так как любое повышение голоса может вызвать беспокойство. В процессе общения с ребенком-аутистом физический контакт должен быть сведен к минимуму, так как дети-аутисты не понимают язык жестов и не смогут правильно понять ваши прикосновения.
  • Помещение, в котором находится ребенок, страдающий аутизмом, должно быть успокаивающим и не должно быть загроможденным посторонними предметами.
  • Обязательно должна быть зона, в которой ребенок может на какое-то время уединиться. Иногда кажется, что аутистам никто не нужен, им комфортно в одиночестве. На самом деле, это не так, они нуждаются в обществе, они хотят быть понятыми, но просто не знают, как это сделать.

«Как он пойдёт в школу?» вот вопрос который задают себе родители, когда все его сверстники уже готовы к школьному обучению.

Основные показатели готовности ребенка к школе это:

  • общая психологическая готовность (показатели интеллектуального и сенсомоторного развития);
  • специальная готовность (овладение программой дошкольного обучения);
  • общая личностная готовность (адекватное общения с взрослыми и ровесниками, позитивное отношение к обучению).

Показатели готовности «особенного» ребенка к школе:

  • физическое и психомоторное развитие;
  • личностная и социально-психологическая зрелость;
  • интеллектуальное развитие.

    Для того чтобы ребенок, имеющий детский аутизм, мог посещать школу, родители должны убедиться, что он соответствует всем перечисленным аспектам. В случае несоответствии каким-то показателям, нужно приложить все усилия для их приобретения.

    Современные исследователи отмечают, что аутизм у детей зачастую протекает сложно, поэтому - возможность вписаться в школьную жизнь очень мала. И если не организовать специальной подготовки, то большинство таких детей останется вне образовательного процесса или получат образование ниже своих возможностей.

 

 

Рекомендации к подготовке к школе:

  • Как правило, во время подготовки ребенка к школе большое внимание уделяется развитию у него учебных навыков. При этом с поля зрения выпускается уровень владения им бытовыми навыками, умение адекватно реагировать на то, что происходит вокруг, взаимодействие с другими членами общества. Поэтому сначала необходимо освоить правила школьной жизни, и только потом развивать учебные навыки.

 

  • Если говорить о правилах школьной жизни, то имеются в виду два момента: четкая структура школьного дня и школьная атрибутика. У ребенка, страдающего детским аутизмом, должны быть заранее созданы стереотипы поведения, связанные со школьной атрибутикой: класс, звонок, парта, доска, портфель, домашнее задание, оценка.

 

 

  • Для ребенка с аутизмом, как и любому другому ребенку, необходим позитивный опыт пребывания в детском коллективе. Поэтому его нужно обязательно познакомить предварительно с учителем, который должен вызвать у ребенка доверие, научить ориентироваться в помещении, где будет протекать его школьная жизнь.

 

  • Понятно, что ребенок, страдающий аутизмом, не может использовать речь, поэтому необходимо делать это за него, то есть: высказывать его просьбы, отвечать за него, называть словами все, что он делает. Для того чтобы ребенок научился говорить, нужно подхватывать все его звуковые проявления.

Рекомендую :Т. Ю. Быстрова, Л. В. Токарская, О. Н. Манасихина; Скоро в школу! Пособие для родителей дошкольников с РАС, 2018 – 52 с.

     Составитель: учитель-дефектолог Н.А. Наумова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок с аутизмом в школе

Часто в школе мы встречаем детей скованых, которые замыкаются в себе, стараются избегать контактов. И часто слышим по отношению к таким детям : "Не хочешь общаться - не надо". Но мы не задумываемся о ...

Логопедам о детском аутизме (F84.0). Дифференциальная диагностика речевых расстройств при детском аутизме от специфических речевых нарушений и других сходных состояний.

Выполнено логопедом Проскуриной  М.А. для логопедов окружного методического объединения детской логопедии системы здравоохранения ВАО г. Москвы. Составлено по пособию для медицинских ВУЗов Самохв...

Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".

Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...

"Что ждет ребенка с аутизмом в обычной школе?"

Кто такой аутист в массовой школе? Как это выглядит на практике?...

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ВведениеПо данным Института коррекционной педагогики Российской Академии образования в 2000 году на 10 тысяч новорожденных насчитывалось в среднем от пяти до двадцати шести детей с аутизмом, в 2005 го...

Детский аутизм. Проблемы интеграции и социальной адаптации детей с аутизмом в обучающую среду

Про детей с аутизмом хочется словами профессора, которая сама всю жизнь преодолевающая аутизм и достигшая успеха,  Темпел Грэндин – «аутисты – как антропологи на Марсе». В...

Школа количественной оценки детского аутизма

Школа количественной оценки детского аутизма...