КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему
Введение
По данным Института коррекционной педагогики Российской Академии образования в 2000 году на 10 тысяч новорожденных насчитывалось в среднем от пяти до двадцати шести детей с аутизмом, в 2005 году этот показатель значительно возрос: 1 случай заболевания диагностировался на 250-300 малышей. Этот показатель в 2011 год увеличился практически в два раза. Один ребенок больной аутизмом встречается на 150 новорожденных. При своевременной и правильно организованной коррекционной работе 60% детей с аутизмом получают возможность обучаться по программе массовой школы, 30% - по программе специальной школы того или иного типа и 10% адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 20-30% адаптируются относительно – они нуждаются в постоянной опеке, и лишь 2-3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.
Причины возникновения аутизма разнообразны. Чаще всего это патология так называемого «шизофренного спектра» реже – особая органическая недостаточность центральной нервной системы (хромосомная, наследственно-обменная, возможно и внутриутробная). Не исключено, что РДА может возникнуть и как самостоятельная аномалия психической конструкции, обусловленная наследственностью. Главным проявлением аутизма является нарушение общения ребенка с окружающим миром.
Результаты исследования.
В исследовании приняли участие мальчик 8 лет, учащийся 2 класса общеобразовательной школы с проявлениями раннего детского аутизма: педагог, родители.
Основным методом психологической диагностики было наблюдение зп ребенком на занятиях и во внеурочное время.
В ходе наблюдения за ребенком с проявлениями аутизма в учебном процессе, во внеурочное время нами были выявлены следующие качественные нарушения в социальном взаимодействии:
заметное нарушение в использовании многообразных невербальных типов поведения, таких как: взгляд глаза в глаза, выражение лица, позы и жесты в целях регуляции сознательного взаимодействия;
неспособность развития отношений со сверстниками, соответствующих уровню развития (не общается со сверстниками во внеурочное время и на переменах);
отсутствие спонтанного (непроизвольного) поиска обмена интересами, радостью с другими детьми;
отсутствие социальной и эмоциональной взаимности;
отставание развития разговорной речи;
отсутствие разнообразной, спонтанной игры или игры социальной имитации.
Также были определены ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и деятельности:
ограниченный тип интересов на уроке (играет с карандашом, шуршит бумагой);
стереотипные и повторяющиеся механические действия (размахивает руками, похлопывает в ладошки, подпрыгивает на месте);
социально и эмоционально неприемлемое поведение на уроке (встает на уроке, ходит по классу, издает разные нечленораздельные звуки).
У ребенка наблюдаются выраженные изменения со стороны эмоциональной сферы: трудность в определении своих и чужих эмоций, нечувствительность к чужим эмоциям, эмоциональная лабильность.
Выводы
Основными проблемами при взаимодействии с аутичным ребенком являются: трудности в установлении контакта, проявления ребенком эмоционального дискомфорта, низкая коммуникативная активность, наличие отрицательных форм поведения (негативизм, агрессия).
Основным направлением коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей является организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой доступной ему деятельности.
Литература:
Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. — М., 1991.
Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3855.pdf | 62.12 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные школы
презентация раскрывает некоторые проблемы интеграции детей с ОВЗ в школы и пути их решения...
Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе
Статья из сборника материалов Всероссийской научно-практической конференции Том №1 «Общество. Культура, личность. Актуальные проблемы образования». ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квали...
К проблеме освоения рок-музыки учащимися в общеобразовательной школе (статья)
Проблемы освоения учащимися старших классов рок-музыки; специфика рок-культуры в исторической ретроспективе...
"Что ждет ребенка с аутизмом в обычной школе?"
Кто такой аутист в массовой школе? Как это выглядит на практике?...
Статья "Проблемы обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе".
Изобразительное искусство никогда не относилось к основным школьным дисциплинам. Однако история этого предмета уходит в глубину веков. В разные времена высказывались различные суждения по поводу изобр...
Формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе.
laquo;Задача учителя – сделать человекасуществом самостоятельным,существом со свободной волей» Георг Вильгельм ГегельУже...